ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
02-2002

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Церковь может эффективно участвовать
в решении важных государственных вопросов
Беседа с Полномочным представителем Президента России
в Центральном федеральном округе Георгием Сергеевичем Полтавченко

       - Прежде всего разрешите поблагодарить Вас, Георгий Сергеевич, за Ваше согласие дать интервью "Журналу Московской Патриархии". Вы являетесь Полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе относительно недавно, и возможно, не все наши читатели знакомы с Вашей биографией. Для начала немного расскажите о себе.
       Я родился в 1953 году в семье военного моряка. Детство (до семи лет) прошло на Черном море. После резкого сокращения численности армии во времена Хрущева отец принял решение уйти из вооруженных сил, и мы приехали в Ленинград: мама у меня коренная ленинградка, блокадница, было и жилье - комната в коммунальной квартире. Там я пошел в школу, а после ее окончания поступил в Ленинградский институт авиационного приборостроения, на модную в те годы специальность - приборы авиационной и космической медицины. По распределению меня направили в крупное оборонное предприятие НПО "Ленинец" (оно существует и сегодня). Работая там, одновременно занимался общественной работой; меня заметили и предложили работу в райкоме комсомола, где года полтора я проработал инструктором орготдела. Затем меня призвали в органы госбезопасности. Я окончил высшие курсы КГБ в городе Минске, затем вернулся в Питер. Начинал службу в подразделении, которое занималось вопросами обеспечения безопасности объектов гражданской авиации в Ленинграде. Приходилось участвовать в мероприятиях, связанных с пресечением попыток захвата и угона самолетов, - сейчас это называется борьбой с воздушным терроризмом. Последние пять лет проработал начальником городского отдела КГБ города Выборга. Когда в 1992 году начали создавать налоговую полицию, мне предложили возглавить соответствующее управление по Санкт-Петербургу. Дело было новое, но нам удалось довольно быстро его наладить, наше управление стало одним из лучших в стране. Почти семь лет я находился на этом посту, а затем перешел на работу Полномочным представителем Президента РФ по Ленинградской области. Потом уже Владимир Владимирович пригласил меня сюда, в Москву.
       Я женат, сыну-школьнику 16 лет, он увлекается борьбой, причем не восточными единоборствами, а русским стилем. Сам я также всегда занимался спортом, мое увлечение - баскетбол. И сейчас, когда выпадает возможность, стремлюсь в спортзал - при моей сидячей работе без спорта трудно. Слава Богу, мама с папой живы, мама до сих пор работает (с 1942 года).
       О моем вероисповедании: я человек православный. Господь сподобил меня побывать и на Святой Земле, и на Афоне, и то, что мне удалось прикоснуться ко многим святыням, считаю большой удачей и радостью моей жизни. Много таких святынь, почитаемых русскими православными людьми, есть и в нашем округе, и я всегда стараюсь, когда езжу в регионы, их посетить - съездить или в новые места, или туда, где не раз уже бывал, но куда душа по-прежнему стремится. В частности, таким местом для меня является Тихонова пустынь в Калужской области, и когда есть возможность, я всегда там окунаюсь в источник преподобного Тихона.
       - Вы были крещены в детстве или пришли к вере в сознательном возрасте?
       Во времена моего детства крещение детей, мягко говоря, не одобрялось, но ведь у всех были бабушки... Я помню, что когда мне было лет пять и родители приезжали в Питер в отпуск, бабушки водили меня в церковь, там что-то происходило... К сожалению, я, как и многие другие, не знаю точно, был ли я в детстве крещен. Тогда я посоветовался с моим добрым другом отцом Геннадием Бартовым (сейчас он настоятель Свято-Троицкого собора Измайловского полка в Санкт-Петербурге), и он сказал мне: если нет уверенности в крещении, ничего страшного, можно креститься еще раз. И я крестился вместе с женой и сыном.
       - 21 марта 2001 года прошла Ваша встреча с правящими архиереями епархий Русской Православной Церкви, расположенных в границах Центрального федерального округа. Мы освещали это важное событие в "Журнале Московской Патриархии"1, но хотелось бы спросить у Вас о личных впечатлениях от этой встречи: оправдала ли она Ваши ожидания, какие из поднятых на этой встрече вопросов кажутся Вам особенно важными?
       Встреча эта была абсолютно закономерной. Я считаю, что Церковь и религия оказывают положительное влияние на общество в целом и всех его граждан в частности. Глубоко убежден, что человек верующий, к какой бы религии он ни принадлежал, никогда не будет совершать асоциальных поступков (воровать, убивать, унижать других и т. п.), ибо вера в Бога изначально заключает в себе определенные сдерживающие факторы. Поэтому задача государственных органов - активно сотрудничать с религиозными деятелями в первую очередь в деле образования и воспитания населения, распространения духовных ценностей. Ведь Русская Православная Церковь является глубочайшим источником культуры и исторического опыта, по большому счету, и государственность русская строилась всегда на церковных устоях - именно таким образом была выстроена тысячелетняя Россия. И проснувшийся у людей в последние 10-15 лет интерес к своим традициям, своим духовным корням и, в конечном счете, к Церкви дает мне основание полагать, что Церковь может очень эффективно участвовать в решении этих важных государственных вопросов. Именно поэтому мы запланировали и провели встречу с церковными иерархами.
       - Инициатива ее проведения принадлежала Вам?
       Идея была высказана при составлении плана работы отдела моего аппарата, который занимается связями с общественными организациями и в том числе с религиозными объединениями. Впрочем, отдел - слишком громко сказано, ибо в нем всего два человека, - они и подали мысль о проведении такой встречи в ответ на мое пожелание усилить взаимодействие с руководителями традиционных конфессий. Я, естественно, поддержал это предложение, и, на мой взгляд, встреча прошла очень хорошо. Впервые иерархи Русской Православной Церкви встретились с представителем светской власти такого уровня не для того, чтобы просто пообщаться, а чтобы обсудить конкретные пути совместной работы. И мы действительно наметили основные направления такой деятельности, а главное - услышали друг друга, поняли, что нам необходимо сотрудничать. Эта встреча так меня вдохновила, что через некоторое время я встретился и с представителями мусульман на территории Центрального федерального округа - и тоже нашел с ними общий язык. Если есть желание делать добро, делать что-то полезное для страны, то, несмотря на различия вероисповеданий и политических взглядов, всегда находятся общие точки соприкосновения.
       На встрече с архипастырями мы договорились, что необходимо помогать восстанавливать храмы, в первую очередь те, которые являются историческими памятниками русского зодчества. Церковь должна участвовать в воспитании и обучении молодежи, и мы должны ей в этом помогать. Мы говорили и о том, что Церковь должна участвовать в пропаганде исторических знаний, той культуры, которая накоплена за годы существования Церкви. Мы активно сотрудничаем с Макариевским фондом, координатором которого является Владыка Мефодий, работаем и с Отделом внешних церковных связей, который возглавляет Владыка Кирилл, достаточно плотно работаем и с Миссионерским отделом архиепископа Белгородского Иоанна - он очень деятельный человек. Мне всегда очень приятно общаться со священнослужителями - это интересные, воспитанные, культурные люди, из общения с ними всегда черпаешь для себя что-то новое и ценное. И хотя я лично не могу заниматься этим каждый день, но работа эта у нас ведется постоянно сотрудниками нашего аппарата. В каждой области у нас есть федеральные инспекторы, они действуют в тесном контакте с Епархиальными управлениями, с Владыками, стараются помогать в решении тех или иных вопросов. Не могу сказать, что все, но некоторые проблемы мы решаем.
       - А как обстоит дело с развитием церковно-государственных отношений в других регионах России?
       Насколько мне известно, мои коллеги в других федеральных округах все без исключения сегодня активно ведут диалог с представителями основных конфессий, сотрудничают с ними. Правда, формы такого сотрудничества могут быть разными: если там не проводятся встречи, подобные нашей, то работа осуществляется в индивидуальном порядке, но общение и работа есть везде.
       - Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял документ "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Впервые Церковь высказала свою позицию по многим важным вопросам взаимодействия с государством и обществом. Каково Ваше отношение к этому документу, которым теперь должны руководствоваться все священнослужители? Согласны ли Вы с его положениями, есть ли у Вас какие-либо замечания?
       Если говорить честно, я согласен практически со всем, кроме положения о том, что в некоторых случаях Церковь может призвать верующих к гражданскому неповиновению. Меня это несколько удивляет: Церковь, по-моему, никогда не призывала к неповиновению властям, ибо, по словам Апостола Павла, нет власти не от Бога (Рим. 13, 1). Единственно, к чему она может призвать, - к борьбе с антихристом, это естественно, и все верующие, конечно, поддержат такой призыв. Но - не мне судить.
       - Здесь имелась в виду ситуация, весьма далекая от нынешней реальности, когда государство прямо принуждает верующих отречься от Христа (как во времена римских императоров, когда принесение жертвы языческим богам было условием лояльности подданных); ни к нынешней, ни даже к прошлой власти это положение никакого отношения не имеет; скорее, это теоретическая возможность.
       В целом же я считаю, что концепция глубокая, продуманная, она как раз и направлена на участие Церкви в общественных делах, ибо хотя по закону Церковь и отделена от государства, но это никоим образом не означает, что они не должны вместе работать ради страны под названием Россия. И то, что изложено в этом документе, как раз и указывает пути такого сотрудничества.
       - Разрешите теперь перейти к вопросу о собственности, очень важному и злободневному сегодня. Ведь сейчас даже храмы, в которых совершаются богослужения, не принадлежат Церкви - они просто предоставлены ей в пользование (правда, на вечное пользование, но все же нельзя не видеть здесь определенного ущемления прав Церкви). Какова Ваша позиция по этому вопросу, как, с Вашей точки зрения, должно быть в идеале, должна ли Церковь иметь свою собственность?
       Я считаю, что коль скоро мы идем по пути рыночных реформ, а рыночная экономика изначально базируется на частной собственности, значит, надо идти по пути восстановления справедливости и возвращения собственникам того, что им принадлежит. Храмы всегда принадлежали Церкви, и я, разумеется, сторонник того, чтобы они были переданы Церкви. Монастыри - также достояние Церкви, она их строила, были и пожертвования от верующих, так что это - собственность Церкви. Там, где это возможно, ее обязательно нужно возвращать. При этом могут быть трудности (где-то в монастырях еще живут люди и т. п.), но в принципе их можно разрешить. Тут есть другая проблема: желающих воссоздавать монастыри сейчас появилось очень много, но практика показывает, что часто для этого нет необходимой экономической основы. Наверное, не стоит пытаться все делать сразу, нужна постепенность: создали один монастырь, стал он на ноги - часть братии может перейти восстанавливать другую обитель. А то получается так: в одном монастыре, где раньше жила тысяча иноков, ныне всего пять человек, и, конечно, они ничего не могут сделать, потому что у них нет ни финансовых, ни чисто физических возможностей. А рядом еще один монастырь, и там тоже несколько человек потихоньку трудятся без видимых результатов. К сожалению, основная масса монастырей в очень тяжелом, ветхом состоянии, и распыление сил, на мой взгляд, очень неэффективно.
       - Вы совершенно правы, если смотреть на вопрос с чисто хозяйственной точки зрения, но братия рассуждает иначе: пусть нас сейчас пять монахов, главное - затеплить неугасимую лампаду, начать духовную брань, молитвенный подвиг, а там Бог поможет, придут послушники, помогут паломники, появятся благотворители - глядишь, дело и пойдет.
       Я все же думаю, что процесс реституции должен быть избирательным и очень конструктивным. Все равно не удастся вернуть все - ведь Церковь в свое время была самым крупным собственником в стране; многое, в том числе и земли, уже передано кому-то во владение и эффективно используется. Надо смотреть, что необходимо вернуть, с одной стороны, с другой - насколько эффективно собственность будет работать. Людям всегда свойственно взять как можно больше - неважно, что будет потом, главное, что это уже сейчас мое. Но эффективность использования производственных фондов - это главное.
       - Другой аспект проблемы: до революции Церковь имела не только храмы, но и иную собственность, необходимую для социального (в первую очередь - просветительского и благотворительного) служения Церкви. Так, Церковь имела свои училища, библиотеки, музеи, наконец, свои так называемые доходные дома. Можно ли в принципе надеяться на то, что и эта собственность также будет постепенно возвращаться Церкви?
       Мне кажется, здесь также надо смотреть совершенно конкретно. Например, учебные заведения, где их реально воссоздать, надо тоже передавать Церкви - здания гимназий, Духовных училищ и др., конечно, если епархии или приходы в состоянии будут их поддерживать и обеспечивать там соответствующий учебный процесс.
       - В связи с обсуждаемой темой разрешите затронуть вопрос, имеющий особую важность для нас как издательской структуры Русской Православной Церкви. В настоящее время нам остро не хватает своей типографии, а между тем до революции Церковь имела в Москве Синодальную типографию, которая была самой первой типографией в России. Ее здание построил еще Иоанн Грозный, там были напечатаны первые церковные книги - "Апостол" и другие. Сейчас там находится часть учебных помещений РГГУ2, которому давным-давно выделили огромное здание бывшего ВПШ на Миусской площади. Вот это здание, являющееся историческим памятником, связанным с церковным печатным делом (о чем до сих пор напоминает установленная на доме мемориальная доска), можно ли вернуть Церкви?
       Я считаю, что вполне реально вернуть Церкви это здание, но тут вопрос другого рода: оно находится в центре Москвы - как будет обстоять дело с точки зрения обеспечения санитарных норм и требований экологии?
       - Возвращение этой типографии скорее является делом принципа, как и ее экспроприация в свое время была символом отношения власти к Церкви. Ведь она не была возвращена даже после того, как Сталин в 1943 году объявил новый курс в отношении государства к Церкви, что дало повод известному церковному историку А. В. Карташеву иронизировать относительно "покровительства большевиков Церкви"4. Книги этого историка ныне переизданы большими тиражами, все их читают и видят, что и сейчас ничего не изменилось в России, хотя власть опять как будто бы заявляет о поддержке Церкви. Так не пора ли наконец решить этот застарелый вопрос? А что касается экологии, то в здании можно будет установить средства так называемой малой полиграфии - современные минитипографии, не приносящие никакого вреда городу.
       Если так, то я считаю, что вопрос этот надо решать - ведь это общее достояние всей страны, исторический памятник, и здание всегда было церковной собственностью. Пусть оно вновь будет принадлежать Церкви - важно лишь, чтобы оно поддерживалось в соответствующем виде. Давайте изучать этот вопрос вместе5.
       - Если в прежние времена о достижениях пресса трубила гораздо громче, чем о недостатках, то сейчас все происходит ровно наоборот. Мы, церковные журналисты, тоже часто жалуемся на недостаточное внимание государственных чиновников к проблемам Церкви. А можете ли Вы, бывая в тысяче мест, указать какие-либо положительные примеры хорошего взаимодействия региональных властей и церковных структур?
       Таких примеров очень много. В частности, весьма тесное взаимодействие между властями и епархией осуществляется в Белгородской области. Вот один конкретный, можно сказать, обыденный пример. Строится новый корпус Белгородского университета, рядом строится университетский храм - одно другое дополняет, получается очень красивый комплекс. В самом университете открылся богословский факультет, где преподает и сам Владыка Иоанн. Совсем недавно в городе открыли памятник святителю Иоасафу Белгородскому, причем он был построен не только на епархиальные деньги - помогали и спонсоры, и городские власти. А в результате и город стал красивее, и воспитательный эффект достигнут - людям напомнили, что на их земле жил такой выдающийся человек, как святой Иоасаф.
       Другой пример: в маленьком городке Рязанской области с названием Сапожок настоятель местного храма протоиерей Олег Кузьмин, который в свое время был спортсменом, создал при поддержке городских властей детскую секцию борьбы. В нее пришло много ребят, которые до этого просто болтались на улице. Теперь ребята из трудных семей занимаются спортом, а ведь самый авторитетный человек в спорте - это тренер. И если тренер учит борьбе не для того, чтобы потом хулиганить и применять полученные навыки где попало, но вместе с техническими приемами одновременно учит и уважению - сначала к сопернику, а потом и к ближнему своему, то эти занятия превращаются в одну из лучших форм воспитания подростков. Естественно, мы также помогли этому батюшке, изыскав возможность приобрести для его секции борцовские принадлежности - куртки и т. д.
       Еще один интересный пример: наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) взял в Рязанской области целый колхоз - там у них скит от монастыря: надо что-то выращивать, чтобы кормить братию. Когда иноки приехали туда, они застали кругом сплошную разруху, и колхозники сами обратились к наместнику и попросили, чтобы он взял бразды правления в свои руки ("мы, мол, знаем, что священнослужители - люди трезвые, надежные"). И сегодня колхоз становится на ноги, люди после пятилетнего перерыва снова стали получать зарплату, жизнь пошла в гору, областная и районная администрации, конечно, тоже помогают, ибо люди начали обрабатывать землю...
       - Пьянство, наверное, уменьшилось?
       С этим у архимандрита Тихона строго: кто пьянствует - из колхоза вон, а люди за колхоз держатся - ведь там есть возможность зарабатывать, кормить семью, так что даже те, кто не мог бросить пить, побежали "подшиваться"...
       - Но все же экономическое сотрудничество вряд ли является приоритетным направлением во взаимоотношениях между Церковью и обществом. А какие области церковно-государственного сотрудничества представляются Вам наиболее актуальными и перспективными?
       Конечно, трудно говорить о сотрудничестве с Церковью в сфере экономики, и приведенный мной пример хотя и важен - я с большим интересом слежу за этим опытом, видел все своими глазами, стараюсь помогать, - но, к сожалению, единичен. В целом Церковь занимается нашими душами, поэтому важнейшие точки соприкосновения Церкви и государства лежат в сфере духовно-нравственного воспитания населения, в первую очередь молодежи. Не менее важным направлением является сфера благотворительности - то, чем Церковь всегда занималась и занимается и за что ей огромное спасибо: забота о малоимущих, о больных, о детях, - вот здесь есть необходимость более тесного сотрудничества и здесь, мне кажется, государство могло бы больше помогать Церкви. Например, поддерживать приюты, которые сегодня открываются при монастырях. Я бывал в ряде таких приютов, видел, с какой добротой и нежностью относятся там к маленьким нашим гражданам, к детям, причем веру и православные традиции им отнюдь не навязывают, а показывают, учат, дают им великолепное образование, ибо многие из монастырской братии сами в свое время получили великолепное образование и теперь делятся им с детьми. Там и языки преподают, и другие добрые вещи учат делать: рисовать, петь, музицировать, а попутно и воспитывают в любви и доброте друг к другу, к ближнему. Как правило, эти приюты никакой поддержки от государства не получают и существуют в основном на пожертвования и на то, что сумеют заработать сами монастыри. Мне кажется, что государство должно оказывать таким приютам конкретную помощь.
       - Может ли это сейчас делать исполнительная власть или для этого необходимо принимать соответствующие решения на законодательном уровне?
       Я думаю, что для этого не нужно вносить какие-то изменения в закон - вполне достаточно постановления Правительства. Проблема, в которую здесь все упирается, одна - отсутствие средств. Но я думаю, что речь тут идет о небольших деньгах: если бы выделялись средства хотя бы на питание по установленным общероссийским нормам, и то это было бы уже большим подспорьем. На мой взгляд, эта тема вполне назрела для обсуждения и решения.
       - Завершая встречу, хотел бы поблагодарить Вас и в Вашем лице всех тружеников аппарата управления страной, всех государственных людей за их нелегкий труд, молитвенно пожелать Вам милости Божией, здоровья и крепости сил. И традиционный вопрос в заключение, тем более что наша беседа проходит в канун Нового года, - что Вы хотели бы пожелать читателям "Журнала Московской Патриархии"?
       Начну с того, что у нас в стране сейчас повсеместно наметился пусть небольшой и не такой, как хотелось бы, но явный рост. Уже второй год мы хоть и медленно, но идем вперед. И в первую очередь я хочу пожелать всем нам, чтобы это движение набирало темп. Многого для этого не нужно, нужно лишь, чтобы у всех было желание идти вперед и идти всем вместе, поддерживая друг друга. И такое сближающее и объединяющее всех желание сегодня тоже есть.
       И еще трех вещей хочу пожелать всем в канун Нового года. Первое - жить в ладу с самим собой - это главное. Если ты сам с собой живешь в ладу, значит, ты чаще улыбаешься, значит, тебя не раздражают окружающие, и даже когда трудно, ты не злишься, не начинаешь крушить все кругом, а ищешь выход. Ибо у тебя есть главное - внутренний мир. Еще необходимы каждому человеку крепкое здоровье, любовь и доброе отношение родных и близких. Этого я и желаю всем читателям вашего Журнала, как и всем жителям нашего Центрального округа и всем нашим согражданам. А все остальное приложится.

С Полномочным представителем Президента России
в Центральном федеральном округе
Г. С. ПОЛТАВЧЕНКО
беседовал заместитель главного редактора Издательства Московской Патриархии
Евгений ПОЛИЩУК

       26 декабря 2001 года
      
       1 Жилкина М. Встреча архипастырей Русской Православной Церкви с Полномочным представителем Президента России в Центральном федеральном округе // Журнал Московской Патриархии. 2001. № 4. С. 64-69.
       2 Российский государственный гуманитарный университет (бывший Историко-архивный институт).
       3 Высшая партийная школа.
       4 "...дом Синодальной типографии и библиотеки при ней сохранился и до наших дней. Но, увы, большевицкой патриархии этот аппарат не возвращен, и ни одна еще церковно-славянская буква не допущена к напечатанию в якобы покровительствуемой Красным Кремлем патриаршей церкви" (А. В.Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Т. II. Париж, 1959. С. 100. Репр. изд.: М.: "Наука", 1991; М.: "Терра", 1997).
       5 О Московской Синодальной типографии см.: Журнал Московской Патриархии. 2001. № 4. С. 16 (сноска).

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе Г. С. Полтавченко