ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Иринарха (Грезина)
во епископа Пермского и Соликамского

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 13 марта 2002 года архимандриту Иринарху (Грезину), благочинному Всехсвятского благочиннического округа Москвы, определено быть епископом Пермским и Соликамским.
       12 апреля 2002 года, в день памяти преподобного Иоанна Лествичника, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Иринарха (Грезина) во епископа Пермского и Соликамского.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Тульский и Белевский Кирилл, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. При наречении во епископа архимандрит Иринарх произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Высокопреосвященные и Преосвященные архипастыри, святители и пастыреначальники Церкви!
       С вниманием и благоговением выслушав все то, что возвестил о моем призвании Господь (Пс. 84, 9) устами Вашего Святейшества, я со смирением испросил благословение Первосвященника великого, прошедшего небеса (Евр. 4, 14), на предстоящее мне служение и произнес: Со благодарением приемлю и ничтоже вопреки глаголю.
       Святые Апостолы Петр и Андрей, услышав голос Божественного Учителя: ...идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков... тотчас, оставив сети безмолвно и без рассуждений последовали за Ним (Мф. 4, 18-20), чтобы внимать учению о том, как надлежит исполнять волю Божию.
       Так же и для меня было бы лучше последовать примеру учеников Христа и после услышанных слов о призвании к апостольскому служению избрать благоговейное молчание, чтобы в безмолвии поучаться у вашей богомудрой опытности, как я должен достойно предстоящего мне высокого звания (Еф. 4, 1) поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога Живаго, столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15).
       С юных лет благоговейное отношение к высоте подвига священнослужения архипастырей Церкви научило меня пониманию, что епископское служение есть служение избранных Божиих (см.: Лк. 6, 9; Ин. 15, 16) и никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 4).
       Сердцу моему поручается ныне бесценное сокровище Божественной любви Господа Иисуса, чтобы в праведности и святости истины (Еф. 4, 24) пасти людей, освященных Кровию Сына Божия и предопределенных к вечной славе.
       Совести моей вверяется ныне священный залог Помазанника Господня, чтобы в чистоте совести и совершенстве благочестия, с кротостию и бескорыстием, в духе евангельской любви до конца жизни неукоризненно служить Церкви Христовой и народу Божию.
       Душе моей отверзаются ныне горние небеса, чтобы силою веры и молитвы быть ходатаем пред величием Божественной славы Пастыреначальника Иисуса, чтобы быть орудием благодатных даров для избранных служителей алтаря Господня, которые будут споспешествовать мне в утверждении благочестия.
       Мудрые попечения архипастырей и пастырей Церкви, устремленные к распространению и утверждению евангельского благочестия, из детства научили меня разуметь священные писания, которые могут умудрить... во спасение верою во Христа Иисуса (2 Тим. 3, 15), держаться образца здравого учения (2 Тим. 1, 13), быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым (2 Тим. 2, 24), держаться правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22), хранить таинство веры в чистой совести (1 Тим. 3, 9), последовать вам, святители Божии, в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви (2 Тим. 3, 10), проповедовать слово, настоять во время и не во время... со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2), чтобы в себе иметь, по примеру вашему, те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5).
       Однако когда посещают душу мою благочестивые размышления о щедро даруемых человеку от Бога дарах благодати, со страхом Божиим всегда вспоминаю удерживающее напоминание святого Апостола Павла коринфским христианам: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4, 7), и что только благодатию Божиею есмь то, что есмь(1 Кор. 15, 10).
       Изучение творений святых отцов и учителей Церкви научило меня видеть в апостольском служении епископа не только высокий, но и самый тяжелый, непрерывный подвиг. Великий святитель Церкви святой Иоанн Златоуст так пишет об этом: во всякое время добрый пастырь - епископ "состязается в подвигах с многочисленными мучениками", однако, - добавляет святитель к сказанному, - "мученик однажды за Христа умер, а пастырь... тысячекратно умирает за стадо, он даже каждый день может умирать".
       Подобные рассуждения о высоте и трудности епископского служения приводят меня к сознанию того, что нет еще во мне той меры зрелости и совершенства, какие необходимы носителю великой архиерейской благодати и в смущении уста мои произносят слова святого Апостола: ...и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете (1 Кор. 2, 3).
       Поэтому духовные взоры мои невольно обращены сегодня к великим отцам и святителям Церкви Василию Великому, Григорию Богослову, Амвросию Медиоланскому, которые настолько ужасались высоты, трудности и великой ответственности епископского служения, что вынуждаемы были уклоняться от избрания на это служение.
       Но пути Господни неисповедимы, и не от человеческой воли зависит жребий людей, но Сам Господь смиряет и возвышает (1 Цар. 2, 7). Поэтому и в вашем, Ваше Святейшество и Преосвященные архипастыри - пастыреначальники Церкви, определении о призвании меня к епископскому служению я вижу изволение Духа Святого. И это исповедание мое, и эта вера моя успокаивают душу мою.
       Необъяснимая разумом, но понятная сердцу верующего человека сила Промысла Божия с юных лет неумолимо влекла меня к Церкви Христовой, к подвигу пастырского священнослужения, благоуспешность в прохождении которого зависит не столько от человеческих достоинств пастыря, сколько от силы Божией, которая совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
       В годы учебы в Московских Духовных школах и за пределами отечества эта благодатная сила неудержимо влекла меня к стяжанию богословских знаний и их осмыслению в духе верности Апостольской Церкви и Святого Православия.
       В годы работы в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата та же непостижимая для человеческого разума сила благодати Божией побуждала меня отдавать все свои силы исполнению возложенных на меня Церковью различных послушаний, побуждала безукоризненно и точно, часто против моей воли, смиренно исполнять любое порученное мне Священноначалием дело.
       Там же, в Отделе внешних церковных связей, по благословению руководства Отдела мне было поручено курировать программу преодоления алкоголизма и наркомании. Позднее, уже на церковноприходском поприще, в течение многих лет путеводительная сила Промысла Божия побуждала меня не прекращать этот вид социального служения в наркологических клиниках Москвы и на приходе.
       В годы пастырского священнослужения Божественная благодать воспламеняла во мне ревность о возрождении порушенной святыни - храма-памятника русской народной скорби, посвященного прославлению честной иконы Пресвятой Богородицы, именуемой "Отрада, или Утешение".
       В жизни человека ничего не бывает случайного и ничто не случается вне границ вездесущего Промысла Божия. Верю, что и мое церковноприходское служение в Доме Пречистой на Ходынском поле Москвы было водительством Божиим ко спасению. Верю, что Матерь Божия не оставит меня и на новом поприще моего служения Церкви Христовой и оградит меня Своим молитвенным предстательством пред Престолом Вседержителя.
       Возлагаю надежды мои и на молитвенное предстательство Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. Господь благословил мне провести незабываемые годы под благодатным покровом воздвигнутой Преподобным Свято-Троицкой обители: именно в стенах Московских Духовных школ, огражденных от внешнего мира благодатной силой монастырских молитв, прошли мои лучшие годы в трудах изучения отеческих преданий, заключенных в творениях богословов, святых отцов и учителей Церкви. А позднее, по завершении моего духовного образования, Промысл Божий судил мне принять и иноческий постриг в Троицком соборе у раки с мощами богоносного основателя Лавры, и ввести меня в число иноков обители Преподобного.
       Молитвенно взываю к предстательству о мне пред Господом преподобного Иринарха, затворника и чудотворца, богоносного отца Земли Ростовской, священное имя которого наречено мне при иноческом постриге, чтобы его молитвами Господь благословил пронести с радостию о Господе Иисусе возлагаемое на меня новое апостольское служение в сане епископском.
       Постоянно памятую в сердце своем и призыв преподобного, обращенный к гражданам отечества, терзаемого раздорами смутного времени: "Стоять за веру Христову мужеством и храбростью".
       Повинуясь определению Священного Синода нести епископское служение среди народа, в душе которого заложены прочные основы христианства трудами святителя Стефана Пермского, смиренно обращаю взоры мои к его апостольским трудам и подвигам веры и благочестия. Молитвенно прошу святого епископа Земли Пермской ходатайствовать пред Отцом Небесным о ниспослании мне свыше помощи Божией в предстоящих трудах на ниве церковного делания.
       Сыновне испрашиваю Ваших, Ваше Святейшество, и ваших, Ваши Высопреосвященства и Преосвященства, святых молитв у престола Божия, ибо ваше молитвенное предстательство пред Господом как архипастырей и святителей Церкви Христовой будет способствовать благословенному успеху в предстоящих мне трудах на ниве церковной.
       В качестве многолетнего клирика Московской епархии полагаю уместным сказать несколько благодарных слов в адрес Вашего Святейшества, с чего, может быть, и надлежало мне начать сегодняшнюю речь.
       Промыслом Божиим мне было суждено нести пастырское служение на московском приходе под Вашим, Ваше Святейшество, архипастырским окормлением. Выполняя различные послушания по благословению Вашего Святейшества, мне приходилось постепенно осваивать науку церковно-административного управления епархиальной жизнедеятельностью в границах вверенного мне Вашим Святейшеством благочиния.
       Совместно с другими московскими клириками мне довелось часто бывать вместе с Вашим Святейшеством и иметь благоприятную возможность учиться у Вас благоговейному совершению евхаристических священнодействий, возрождению из руин порушенных национальных святынь и строительству новых храмов, отеческому попечительству о возрождении православных монастырей и о процветании в них подвигов иноческого благочестия.
       Взирая на патриотическое служение Вашего Святейшества Российскому отечеству, мне довелось учиться у Вас опыту религиозно-нравственного воздействия на политику светского общества и умению Вашего Святейшества терпеливо ожидать плодов воцерковления народа и его обращения к Богу и своим историческим корням.
       Неустанная деятельность Вашего Святейшества в различных сферах церковной, государственной и общественной жизни всегда служила благотворным примером для клириков стольного града Москвы и побуждала нас к подражанию быть последовательными чадами Божиими и верными сынами отечества и Русской Православной Церкви.
       Весь этот опыт, приобретенный мной под мудрым управлением Вашего Святейшества епархиальной жизнью в Москве, навсегда останется бесценным духовным богатством моей души, которое, с помощью Божией, послужит добрым основанием в предстоящем мне служении Церкви на кафедре епископа Пермского и Соликамского.
       Примите, Ваше Святейшество, низкий поклон смиренного клирика своему епархиальному архипастырю и Святейшему Владыке - епископу стольного града Москвы и Предстоятелю Русской Православной Церкви.
       Смиренно предстоя сегодня перед вами, святители Божии, и благоговея к не испытанным о мне судьбам Отца Небесного, я преклоняю колена мои и главу мою к восприятию апостольского служения от невидимой десницы Вседержителя.
       Одновременно питаю свой ум и сердце упованием на святые ваши молитвы пред престолом благодати, которые и после низведения на главу мою сугубых даров Духа Божия во исполнение небесного обо мне предопределения (Иерем. 1, 5; Кол. 1, 1; 2 Тим. 1, 1), помогут до конца дней моих быть образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12), чтобы, выражаясь языком того же Апостола народов Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).
       В таком настроении духа я спокойно иду работать Господеви там, где укажет мне перст Божий в лице Матери-Церкви и ее Священноначалия, иду с твердым намерением всецело отдать свои силы служению Богу, неустанно стоять на страже веры православной и сохранения чистоты вероучения, мужественно оберегать Церковь от врагов видимых и невидимых, вплоть до готовности пострадать за истину Христову.
       И я уповаю на Вас, Ваше Святейшество, и на вас, святители Божии, что вы вознесете обо мне ко Господу ваши теплые молитвы и благословите меня на предстоящий мне подвиг служения Церкви Христовой и Российскому отечеству".
      
       14 апреля 2002 года, в Неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Иринарха (Грезина) во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Кемеровский и Новокузнецкий Софроний; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Тихвинский Константин, Орехово-Зуевский Алексий, Тульский и Белевский Кирилл, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Иринарху архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
      
       Преосвященный епископ Иринарх, возлюбленный о Христе собрат и сослужитель наш!
       По благому о тебе изволению Промысла Божия, избранием и утверждением Нашим и Священного Синода совершилось твое призвание к архиерейскому служению.
       Ныне благодать Святого Духа через возложение рук наших соделала тебя епископом Русской Православной Церкви, правящим архиереем Пермской епархии.
       Приветствуем тебя, нового собрата нашего, получившего эту милость Господню, и вместе с тобой веруем, что Пастыреначальник Господь Своей благодатной силой поможет тебе право править слово Христовой истины во спасение твое и твоей паствы, на благо Церкви и отечества нашего.
       Отныне ты епископ, человек, призванный к апостольскому служению в Церкви. Ты стал преемником святых Апостолов. Постоянно имей перед своим мысленным взором их живой пример в предстоящем высоком служении, внимай их наставлениям и поучениям, чтобы, подражая им, сподобиться и тебе дарованной им славы.
       Ты в начале нового, еще неведомого тебе пути, и многое тебя смущает в предстоящем тебе служении. Укажу тебе некоторые руководящие начала для предлежащего тебе служения, основанные на учении святых Апостолов и на собственном более чем сорокалетнем опыте постижения архиерейского служения. К этому меня обязывает не только чинопоследование рукоположения во епископа, но и чувство заботы и поддержки собрату, ступающему на тернистый, жертвенный, многотрудный путь.
       Прежде всего непрестанно возбуждай в себе ревность по славе Божией, заботу о единстве тела Христова, о спасении вверенных твоему окормлению людей. "Вы - тело Христово, - говорит Апостол Павел, - а порознь - члены. Страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены (1 Кор. 12, 26-27)".
       Не ищи славы человеческой, делай все, чтобы прославлялось и почиталось святое имя Божие, ибо в деле спасения и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий (1 Кор. 3, 7).
       Какие бы испытания ни выпадали на нашу архиерейскую долю, все, по Апостолу, мы принимаем с благодарностью и смирением: "Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке (2 Кор. 6, 4-7)".
       Господь избрал и послал тебя "проповедовать Царствие Божие (Лк. 9, 2)". "Иди, благовествуй Царствие Божие (Лк. 9, 60)", возвещай истину Божию со всяким прилежанием. Но успеха проповеди ищи не в способностях своих и дарованиях, а в благодатной силе Божией, привлекаемой молитвой как келейной, так и общецерковной в храме, особенно же при совершении Бескровной Жертвы.
       Только воздержанием, молитвой, непрестанным единением духа нашего с Богом и со всей Церковью мы можем сохранить в себе Божественную силу и противостоять разделению в Церкви. Молитва - это связующее звено внутри созидающегося Тела Христова. Апостол Павел "день и ночь всеусердно (1 Фес. 3, 10)" молился о чадах церковных и от них ждал того же усердия: "Молитесь... о мне, - взывал он к ним, - дабы мне дано было слово - устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования (Еф. 6, 18-19). Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу... чтобы служение мое... было благоприятно (Рим. 15, 30-31)".
       Долг епископа - быть выразителем воли Церкви, устроителем и руководителем церковной жизни, воспитателем пастырей. Епископ должен не только светить, но и согревать, собирать и объединять вокруг Трапезы Господней пастырей и паству.
       Сколько опытности и благоразумия, милосердия и сострадания нужно иметь, чтобы помочь другим воплотить в себе образ "пастыря доброго (Ин. 10, 11)", исполненного самоотвержения и жертвенной любви.
       Епископу следует с кротостью и долготерпением врачевать духовные недуги пасомых, помогать им пре-одолевать силу инерции, пробуждать от сна и безразличия, в сердце своем имея сострадательную любовь Христову. "Мы сильные, - заповедует святой Апостол, - должны сносить немощи бессильных и не себе угождать (Рим. 15, 1)".
       Приметишь ли в ком из пастырей небрежение к христианской жизни, "обличи его между тобою и им одним (Мф. 18, 15)". Когда меры любви окажутся бессильными, прибегай к строгости, "чтобы и прочие страх имели (1 Тим. 5, 20)". Заметишь ли в ком невнимание к установленному чину церковному, самовольное искажение, сокращение или неблагоговейное совершение службы Божией, пресекай с горячей ревностью о Доме Божием, снисходя к "невежествующим и заблуждающим (Евр. 5, 2)", служа другим к назиданию, вдохновляя их своим примером. "Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12)".
       Двухтысячелетний опыт церковной жизни свидетельствует, что епископское служение требует от его носителя всецелого отдания себя служению Богу и людям, служению согласному предписаниям Закона Божия и правилам Святой Церкви, которые ты нам сегодня велегласно исповедал.
       Служение епископа в наше время соединяется с многоразличными внешними обязанностями. "Поступай по удостоверению своего ума (Рим. 14, 5)" к славе Божией, прославлению Православной Церкви Христовой, пользе отечества.
       Тебе предстоят огромные труды в Пермской епархии по возрождению традиционного служения и свидетельства святого Православия во всей полноте. Многое уже сделано твоим предшественником Преосвященным архиепископом Афанасием. Но еще большее поле деятельности предлежит тебе, ибо участие Церкви в жизни общества становится все более востребованным. До настоящего дня ты нес настоятельские и благочиннические обязанности в Москве. Ты восстановил больничный храм в честь иконы Божией Матери "Отрада, или Утешение" на Ходынском поле, ты активно занимался вопросами преодоления алкоголизма и наркомании, духовно окормлял больных. Этот богатый пастырский опыт послужит тебе важным подспорьем и в новом твоем высоком послушании Церкви Христовой. Не скрою, что как епископу Москвы мне тяжело лишиться надежного помощника-благочинного и деятельного настоятеля, но интересы Церкви побуждают с любовью благословить твое вступление на подвиг архиерейского служения в твердом уповании, что он будет ревностным и благодатным.
       Великим утешением для тебя пусть будет то, что хиротония твоя совершается в Неделю 4-ю Великого Поста, в день, когда Церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника. Лествица духовного восхождения - это ступени от земли на Небо, берущие начало в вере и достигающие вершины в любви, вечном Царстве Христовом. У преподобного Иоанна Лествичника их тридцать, по числу лет вышедшего на проповедь Христа Спасителя.
       С непоколебимой верой и надеждой восходи, возлюбленный собрат, по лествице духовного совершенствования, "восходи усердно, - как призывает тебя преподобный Иоанн, - полагая восхождение в сердце твоем".
       В скорби и радости прибегай к Заступнице Усердной рода христианского и пусть до конца дней твоих она будет тебе Отрадой и Утешением.
       Молитвы святителя Стефана, первого епископа и просветителя Пермского, да будут укреплять и поддерживать тебя.
       В знамение дарованной тебе в Церкви Божией власти прими сей архиерейский жезл, вручаемый тебе, взойди на кафедру и от новой почившей на тебе благодати Святого Духа преподай свое первое архипастырское благословение народу Божию, вместе с нами молившемуся за тебя и твое начинающееся служение.

* * *

       Архимандрит Иринарх (в миру - Владимир Кузьмич Грезин) родился 23 ноября 1951 года в городе Шумерля Чувашской АССР в семье рабочего.
       В 1967 году, получив неполное среднее образование (8 классов средней школы), поступил на работу. В 1968 году направился в Москву на учебу.
       В 1968-1969 годах учился в городском профессионально-техническом училище Москвы. По окончании училища в 1970 году работал электромонтером на оптико-механическом заводе в городе Загорске (ныне Сергиев Посад), откуда и был призван на службу в Вооруженные Силы.
       В 1970-1972 годах служил в рядах советской армии. В течение армейской службы с разрешения командования посещал вечернюю среднюю школу. По завершении службы в армии работал на Шумерлинском заводе САФ и одновременно учился в вечерней средней школе рабочей молодежи города Шумерля, которую окончил в 1973 году.
       В 1973-1974 годах работал электромонтером-оператором на машиностроительном заводе им. Лавочкина в городе Химки Московской области, а затем, перед поступлением в семинарию, в 1974-1975 годах работал в Троице-Сергиевой Лавре.
       В 1975-1978 годах учился в Московской Духовной семинарии. В 1978-1982 годах учился в Московской Духовной академии, по окончании которой за курсовое сочинение по догматическому богословию "Святоотеческие догматические системы" Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.
       В 1982-1985 годах - слушатель аспирантуры при Московской Духовной академии.
       В октябре 1982 года одновременно с зачислением в аспирантуру приступил к работе в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата в секторе миротворческого служения Русской Православной Церкви. 3 апреля 1985 года, на последнем курсе обучения в аспирантуре, принял иноческий постриг с наречением имени Иринарх.
       13 апреля 1985 года был рукоположен во иеродиакона, а 15 апреля 1985 года - во иеромонаха.
       В июле-сентябре 1987 года находился в Бирмингеме, в Селли-Оук колледже, с целью изучения английского языка. В 1987-1988 годах учился в Экуменическом институте в Боссэ в Женеве.
       В 1988-1989 годах слушал лекции в Гарвардской богословской школе при Гарвардском университете в Кембридже (Соединенные Штаты Америки).
       В 1988 году возведен в сан игумена.
       С апреля 1989 года курировал в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата программу преодоления алкоголизма и наркомании (в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР и ВНЦ наркологии).
       Подготовил и провел в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата два советско-американских церковных семинара по алкоголизму и наркомании (1989 и 1990) и Совместное совещание Министерства здравоохранения СССР и Московского Патриархата на тему: "Церковь и преодоление алкоголизма и наркомании" (1989).
       Одновременно как священнослужитель вел пастырскую работу с больными алкоголизмом и наркоманией в московской городской наркологической больнице № 17 и в наркологической клинике № 13 Всесоюзного научного центра медико-биологических проблем наркологии.
       1 марта 1990 года назначен настоятелем вновь открытого больничного храма иконы Божией Матери "Отрада, или Утешение" на Ходынском поле в Москве.
       В 1990 году (на втором советско-американском церковном семинаре по алкоголизму и наркомании) в конференц-зале Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата имело место учредительное собрание, на котором по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было учреждено Православное братство трезвости "Отрада и Утешение" (со статусом общественно-религиозной организации).
       В 1990-1991 годах - секретарь Комиссии Священного Синода по благотворительности и катехизации, которая позднее была преобразована в два Синодальных отдела: Отдел по церковной благотворительности и социальному служению и Отдел религиозного образования и катехизации.
       В 1990-1991 годы - секретарь Комиссии Священного Синода по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в марте 1991 года освобожден от обязанностей секретаря Комиссии в связи с переходом на приходское служение).
       В апреле 1991 года, оставив работу в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата, перешел на приходское служение во вновь открытый больничный храм иконы Божией Матери "Отрада, или Утешение" на Ходынском поле в Москве.
       Осуществляя приходское пастырское служение, в качестве председателя Православного братства трезвости "Отрада и Утешение" продолжил участие в работе движения по преодолению алкоголизма и наркомании в сотрудничестве с Министерством здравоохранения СССР, с Отделом наркологии и психиатрии Управления специализированной медицинской помощи Министерства здравоохранения СССР, Всесоюзным научным центром медико-биологических проблем наркологии Минздрава СССР (ВНЦ наркологии), с кафедрой наркологии Центрального института усовершенствования врачей, с другими структурами и службами наркологической помощи населению, а также по линии Моссовета, а позднее - мэрии Москвы в качестве члена Межведомственной комиссии Моссовета по делам больных алкоголизмом и наркоманией.
       Все годы священнослужения на поприще приходского священника - настоятеля храма занимался пастырским душепопечением и духовным окормлением госпитализированных больных Московской городской клинической больницы им. С. П. Боткина и расположенной по соседству клиники Онкологического научно-исследовательского института им. П. А. Герцена. Параллельно осуществлял реставрационные работы в приписном больничном храме святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, возведенном среди больничных корпусов на территории Боткинской больницы.
       В 1999-2001 годы выполнял послушания по линии Епархиального совета города Москвы, в состав которого был введен на Епархиальном собрании города Москвы, проходившем в декабре 1998 года. 15 декабря 2000 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия назначен благочинным храмов Всехсвятского округа города Москвы.
       16 марта 2002 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в Свято-Троицком соборе Данилова монастыря в Москве в день празднования памяти святого благоверного князя Даниила Московского возведен в сан архимандрита.

Преосвященный Иринарх, епископ Пермский и Соликамский

Речь архимандрита Иринарха при наречении во епископа

Архипастыри Русской Церкви благословляют будущего собрата

Хиротония архимандрита Иринарха

Первое епископское благословение народа Божия

Участники хиротонии (епископ Пермский и Соликамский Иринарх - крайний справа)