ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2002

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита Феофилакта (Моисеева)
во епископа Брянского и Севского

       Постановлением Патриарха и Священного Синода от 13 марта 2002 года архимандриту Феофилакту (Моисееву), настоятелю Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, определено быть епископом Брянским и Севским.
       19 апреля 2002 года, в пятницу 4-й седмицы Великого поста, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Феофилакта (Моисеева) во епископа Брянского и Севского.
       Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх. При наречении во епископа архимандрит Феофилакт произнес речь:
       "Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, святители Церкви Христовой!
       Согласно представлению Вашего Святейшества и Определению Священного Синода Русской Православной Церкви мне надлежит быть епископом Брянским и Севским. Воистину неисповедимы пути Господни! В этот знаменательный и памятный день моей жизни я предстою перед Освященным Собором архипастырей с верою и страхом Божиим и всецело признаю действие Духа Святого в призвании меня на епископское служение.
       Исповедуя свое недостоинство и повинуясь гласу Божию, всего себя обращаю на служение Господу Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Чтобы мое желание было достойным и оправданным, прошу вас, богомудрые святители, помолиться о прощении моих грехов, чтобы принять мне жребий апостольского служения неосужденно и чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно с верою и любовью (1 Тим. 1, 14).
       Трудно говорить о том, чего еще не испытал на собственном жизненном опыте. Однако хорошо знаю из церковной истории и жизни и утверждаю, что служение епископское есть служение жертвенное, и путь этого служения - тернистый и скорбный. Глубоко уверен, что архиерейское служение есть путь спасительного подвига по образу Вечного Первосвященника Господа нашего Иисуса Христа для продолжения апостольского делания, заключающегося в том, чтобы совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков (1 Тим. 2, 1), а также проповедовать слово Божие, которое, по выражению Апостола Павла, живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4, 12).
       Выражаю полное согласие с тем, что епископ призывается быть добрым пастырем, готовым положить душу за своих словесных овец (Ин. 10, 11). Архипастырь, подобно кормчему, должен умело вести церковный корабль и, преодолев бурное житейское море, достигнуть вместе с вверенными ему пасомыми пристани - Жизни Вечной.
       Исповедуя многотрудность предстоящего епископского служения, я полагаюсь не на свои слабые человеческие силы, но надеюсь на силу и благодать Божию, которая в немощи совершается (2 Кор. 12, 9), немощное врачует и оскудевающее восполняет, на что испрашиваю благословения Божия.
       Со времени известия о новом призвании я пребываю в состоянии внутреннего трепета и воспринимаю происшедшее как мой бесконечный и невозместимый долг перед Богом, Святой Церковью, ближними и отечеством. Одновременно глубокое чувство благодарности и страха Божия наполняет мое сердце, а сознание ответственности предстоящего служения рождает в моей душе неизъяснимое переживание.
       Благодарю Святую Живоначальную Троицу, так промыслительно устроившую обо мне; Пресвятую Богородицу, Покров Которой ощущаю на себе; Святителей Николая и Феофилакта - моих Небесных покровителей; великого Игумена Земли Русской - Преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, у святых мощей которого состоялось мое монашеское пострижение и в обители которого мне довелось пребывать двадцать драгоценных лет; великого старца, подвижника преподобного Варнаву Гефсиманского, молитвами и помощью которого устроялась моя жизнь в Гефсиманском Черниговском скиту Лавры. Молитвенно благодарю всех святых Земли Русской, новомучеников и исповедников Российских, незримо оберегающих всех нас...
       В этой земной жизни, начиная от родительского благословения Господь содействовал моему общению с замечательными и глубокомысленными православными людьми. Особое и искреннее слово благодарности выражаю Вам, Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец, за то, что невзирая на мои недостатки и немощи, Вы призвали меня на новое служение. Ваша забота о Русской Церкви, выражающаяся в многочисленных посещениях епархий, в том числе и самых отдаленных, другие колоссальные и масштабные первосвятительские труды по укреплению православной веры и противостоянию церковным расколам, ересям и заблуждениям, не имеют аналогов в отечественной церковной истории. И это побуждает меня избрать Ваш образ служения Церкви Русской в качестве доброго примера на предстоящем мне архиерейском пути. Мне всегда будут памятны Ваши отеческие слова, неоднократно повторенные во время бесед, от Господа стопы человеку утверждаются. Дай Бог мне и впредь оставаться Вашим добросовестным послушником и помощником в общецерковных делах. Благодарю Священноначалие Русской Церкви, назидающее народ Божий благотворными примерами православного вероисповедания, благодарю отца наместника, ныне епископа Феогноста, содействовавшего моему восхождению, благодарю кроткого и духоносного духовника Лавры архимандрита Кирилла за мудрое духовное руководство, благодарю духовный Собор и братию Троице-Сергиевой Лавры, у которых я учился монашеской жизни, благодарю всех православных соотечественников, содействовавших моему духовно-нравственному становлению.
       Благословите, Ваше Святейшество, дополнить слово кратким повествованием. Известие о том, что моя епископская хиротония назначена в Храме Христа Спасителя и Ваше благословение посетить этот величественный собор с целью ознакомления, произвело во мне редкую радость. Хорошо известно, каким был этот храм до полного разрушения в годы гонений на Церковь. Мы были очевидцами и свидетелями скорбного зрелища: на месте святого храма долгие годы пребывала мерзость запустения. И вот, мы дожили до возрождения Храма Христа Спасителя - кафедрального собора Русской Православной Церкви - в предельно краткие сроки. Известно, что Вы, Ваше Святейшество, с первого дня и до окончания восстановительных работ принимали в них самое живое и деятельное участие. Находясь в этом великолепном соборе, безмерно восхищаешься творческим гением нашего народа и всей православной России. Воссоздание храма было осуществлено в трудные для нашего отечества годы - от этого восхищение многократно возрастает и приходит мысль о том, что силы зла никогда не победят православную Россию, которая была, есть и будет ковчегом спасения, и в центре этого ковчега - Храм Христа Спасителя.
       Выражая благодарность Вашему Святейшеству за труды по возрождению этой общенациональной святыни, напоминаем себе и соотечественникам, что подобным образом следует восстанавливать поруганные православные святыни во всем отечестве нашем и одновременно воспитывать наш народ в православном духе. Такое умонастроение и состояние души посещает меня накануне епископской хиротонии, предстоящей в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в Храме Христа Спасителя.
       Молитвенно обращаюсь к святым Земли Брянской - преподобномученику Кукше, благоверным князьям Брянским Олегу и Поликарпу, преподобномученикам Александру Пересвету и Андрею Ослябе, всем новомученикам и исповедникам Брянским - за помощью и содействием в моих созидательных трудах в епархии.
       Смиренно преклоняя главу, прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, святители Христовы, вознести ваши благодатные молитвы и благословить меня на новое служение Русской Церкви и православной России".
       20 апреля 2002 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы, в Храме Христа Спасителя за Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофилакта (Моисеева) во епископа Брянского и Севского. Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим; архиепископы Нижегородский и Арзамасский Евгений, Истринский Арсений, Верейский Евгений; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност и Пермский и Соликамский Иринарх. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Феофилакту архиерейский жезл, обратился к нему со Словом:
      
       Преосвященный епископ Феофилакт, возлюбленный во Христе брат!
       Промыслом Божиим ты призван к великому служению. Сегодня за Божественной литургией через возложение рук наших ты получил епископскую благодать, преемственно передаваемую в Церкви на протяжении двух тысяч лет от святых Апостолов. Ты получил власть, данную тебе Небесным Пастыреначальником "пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28)".
       Твоя епископская хиротония совершается в спасительное время Великого поста, в день, когда Святая Церковь возносит сугубую Похвалу Пресвятой Деве Марии, послужившей великой тайне Боговоплощения. Пречистая Божия Матерь сияет святостью, праведностью, смирением, послушанием воле Божией. Она вознесена на недосягаемую высоту Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим.
       Много составлено хвалебных гимнов и песнопений в честь Божией Матери. Верующая душа открывает перед ней свои нужды, скорби и радости, хвалит и величает Ее, благодарит за возможность раскрыть перед Ней свое сердце с верой, что будет услышана и получит просимое.
       Более тысячи лет, как на Святой Руси неугасаемо горит лампада веры православной и Матерь Божия простирает Свой Покров над нами, так же, как над нашими предками. С верой и непоколебимым упованием на помощь Царицы Небесной не раз в бедственные времена обращался к Ней верующий русский народ, как родной Матери вручая Ей свою судьбу. В подобном уповании на помощь Пречистой наш народ никогда не был посрамлен, как во всеобщей беде, так и в частном уповании, в силу чего Русь и названа Домом Пресвятой Богородицы.
       Твердо верим, что Пресвятая Богородица не оставит и впредь страну нашу, народ наш, Церковь нашу Своим покровительством, Своей помощью.
       Возлюбленный о Господе собрат! Духовный жребий пал на тебя, когда ты нес послушание настоятеля Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, в котором со дня основания оного святителем Филаретом, митрополитом Московским, воздавалось великое почитание Божией Матери.
       В нашей памяти еще живы воспоминания о торжествах канонизации преподобного Варнавы, старца Гефсиманского скита. Его духовная подвижническая пастырская жизнь и деятельность возродили веру и благочестие во многих уголках нашей земли.
       Однако в наши дни мы, к сожалению, являемся свидетелями роста безнравственности, безверия, бездуховности, активизации сил, врывающихся на исконно православные территории, сил, которые калечат души людей, подавляют их психику, пытаются заполнить духовный вакуум, образовавшийся в нашем отечестве после семидесятилетнего периода господства атеизма. И в то же время мы ощущаем возрождение нашего общества, к людям приходит осознание того, что без возвращения к нравственным основам жизни, к духовным началам не решить ни экономических, ни социальных проблем государства.
       Пусть образ преподобного Варнавы вдохновит тебя на жертвенное служение с твердым упованием на возрождение православной веры на Русской земле, ибо мы знаем, что Господь может и из камней воздвигнуть Себе детей (Мф. 3, 9).
       Брянская епархия, где тебе предстоит нести свое служение, развивает пастырскую, просветительскую, миссионерскую, социальную деятельность, там возрождается монашеская жизнь в святых обителях, в сотнях храмов загораются лампады молитвы и верующие притекают к вечно живому и действенному (Евр. 4, 12) слову Божию. На тебе лежит большая ответственность: с пастырской мудростью ты должен продолжать устроять церковную жизнь, помня наставления преподобного старца Варнавы своим духовным чадам: "Обязанность, налагаемая на нас правом старейшинства, действительно нелегкая из обязанностей, потому что больший или старейший должен быть, по слову Господа, слугою или рабом младших (Мк. 10, 43). При всем том не следует тяготиться ею, как возложенной на нас Самим Господом, особенно же тогда, когда служение наше, по милости Божией, оказывается небесполезным для них и когда оно видимо венчается Его благословением благостынным".
       По обычаю церковному и нам надлежит дать новопоставленному епископу совет и наставление.
       В 33 года призвал тебя Господь на служение Святой Церкви. Ты получил высшее светское образование, окончил Московскую Духовную академию. Долгие годы занимался издательской, преподавательской, пастырской деятельностью. Являясь настоятелем Гефсиманского Черниговского скита, ты был усердным помощником наместника Троице-Сергиевой Лавры епископа Сергиево-Посадского Феогноста в возрождении лаврских святынь. Теперь Господь призывает тебя на более ответственное послушание.
       Всем, кто согласился стать епископом, надо чаще размышлять о том, для чего мы приняли епископский сан, как мы проходим свое служение и какой ответ вскоре дадим Пастыреначальнику Христу.
       Как и к каждому из нас, к тебе сегодня словами Апостола Павла обращены призыв и требование Церкви: "Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7-9)".
       Епископ, осуществляя свою власть, действует от имени Церкви. Но епископская власть должна утверждаться на твердом основании - единении с народом. Образ святых учителей и святителей, прославленных иерархов нашей Церкви, на протяжении более чем тысячелетней истории разделявших с народом его скорби и радости, научит тебя быть "солью земли и светом мира (Мф. 5, 13-14)". Не пренебрегай словом Предстоятеля Церкви, внимай советам старших твоих собратьев по епископскому служению и не считай формальным исповедание веры, которое ты произнес сегодня перед Церковью.
       При наречении ты исповедал свои немощи и недостоинства. Мы все немощны и все недостойны, а епископское служение - это тяжкий подвиг, требующий высокого духовного совершенства. Чаще совершай Священную Евхаристию, чаще уединяйся для молитвы, чаще обращайся к своей совести и не заглушай ее голос. В минуты скорби и испытаний наберись терпения и вспоминай слова Христа Спасителя, сказанные святому Апостолу Павлу: "Довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9)".
       С этим напутствием гряди с миром и любовью на предстоящее тебе служение, неся брянской пастве Божие благословение и благодать Христову.
       Возлюбленный брат, прими этот жезл, который является символом власти и силы архиерейской и от данной тебе благодати с этого святого места главного храма России благослови присутствующий здесь верующий народ Божий, вместе с нами усердно молившийся о тебе, о твоем освящении и о предстоящем тебе епископском служении.

* * *

       Архимандрит Феофилакт (в миру - Николай Алексеевич Моисеев) родился в 1949 году в Смоленской области. По окончании средней школы служил в Вооруженных Силах. В 1975 году окончил Московский государственный историко-архивный институт и до 1978 года работал старшим научным сотрудником Государственного архива Московской области.
       С 1975 по 1990 год - сотрудник Издательского отдела Московской Патриархии: редактор отдела "Проповедь", "Богословского отдела", заведующий отделом "Церковная жизнь". В составе научно-исследовательской группы по изданию богослужебных книг с 1975 по 1990 год участвовал в издании круга Миней (тома 1-12), других серийных и непериодических изданий. Его авторские церковно-исторические статьи, исследования и проповеди опубликованы в "Журнале Московской Патриархии", "Богословских трудах" и других отечественных и зарубежных православных изданиях.
       С 1978 по 1984 год учился в Московских Духовных семинарии и академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за курсовую работу "Святитель Иов, первый Патриарх Русской Церкви". С 1984 по 1989 годы - преподаватель Московских Духовных семинарии и академии на кафедрах истории Русской Церкви и Священного Писания Нового Завета. Одновременно был заведующим библиотекой Московской Духовной академии и помощником инспектора. С 1989 по 1990 год в связи с открытием Киевской Духовной семинарии был направлен для организации учебного процесса в качестве ученого секретаря и преподавателя.
       В 1990 году возвратился в Троице-Сергиеву Лавру, где 28 апреля 1983 года был пострижен в монашество. Рукоположен во иеромонаха 28 августа 1983 года, возведен в сан игумена 4 декабря 1985 года. 28 апреля 1995 года Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.
       С 1991 года - настоятель возвращенного Русской Церкви Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, где в настоящее время завершаются восстановительные и реставрационные работы.

Преосвященный Феофилакт, епископ Брянский и Севский

Исповедание веры

Хиротония архимандрита Феофилакта

Вручение архиерейского жезла новопоставленному епископу

Первое епископское благословение народа Божия

Участники хиротонии (епископ Брянский и Севский Феофилакт - крайний справа)