|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2003 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вятская православная гимназия
во имя преподобного Трифона Вятского:
от ступени к ступени
Прошедшее десятилетие было временем рождения современной православной общеобразовательной школы. Первые православные школы и гимназии возникли в начале 1990-х годов в Москве, Петербурге, Новосибирске и некоторых других крупных центрах. Их появление на свет было вызвано прежде всего внутренней потребностью Церкви иметь адекватную существу церковной жизни образовательную сферу, в которой преподавались бы не только предметы, входящие в блок дисциплин, называемых Законом Божиим, но и весь круг естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, предусмотренных стандартом среднего образования.
1 сентября 1998 года по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа появилась православная гимназия и в Вятской епархии. При создании гимназии нам более всего не хотелось ограничиться формальными признаками православной школы. К тому времени уже хорошо были известны основные трудности и неудачи, накопленные столичными школами за несколько лет их существования. Поэтому с самого начала все организационные шаги по созданию школы учитывали как имеющийся опыт, так и управленческие, материальные, профессиональные ресурсы нашего региона. Это определило ряд важных отличий Вятской православной гимназии от большинства уже работающих православных общеобразовательных школ.
Прежде всего была сделана попытка не на словах, а на деле объединить на одной образовательной площадке усилия государства, Церкви и общества. Так у гимназии появились три учредителя: мэрия города Кирова, Вятская епархия и Российский детский фонд. Такой состав учредителей потребовал серьезной проработки нормативно-правовой базы, тщательного составления устава гимназии, в котором были четко закреплены все обязанности учредителей в строгом соответствии с действующим законодательством.
Другой особенностью стал выбор самой сложной с точки зрения организационной модели - "растущей гимназии". Школа была создана не в полном объеме и даже не в объеме одного звена, а начиная с первого и второго классов. С каждым годом наша гимназия взрослеет на один класс и только за десять лет должна пройти все ступени своего становления. Благодаря такому варианту устроения школьного дела мы получили возможность последовательно решать проблемы гимназической жизни, начиная с самых азов.
Проблемы же эти оказались многообразными и ответственными. Высокое качество школьного образования определяется составом педагогического коллектива. Будучи единственной православной общеобразовательной школой в городе, гимназия собрала в своих стенах талантливых педагогов. Они очень разные по возрасту, по стажу работы. Есть те, кто отдал школе по тридцать лет своей жизни, есть три кандидата наук, есть и те, для кого православная гимназия стала их первой школой, с которой начался их педагогический путь. Но всех педагогов объединяет одно - искренняя преданность общему делу.
В неменьшей степени лицо школы определяется концепцией ее развития. Назваться гимназией - не означает тут же и стать ею. Опыт дореволюционной русской классической гимназии, а также варианты создания православной классической гимназии сегодня (например, московская православная классическая гимназия "Радонеж" в Ясеневе, директор протоиерей Алексий Сысоев) показывают, что такую модель школы в условиях современного провинциального города реализовать практически невозможно.
Мы пошли по пути разработки концепции "неклассической" гимназии. Пространством, в котором решаются задачи гимназического образования, для нас стало пространство православной отечественной культуры. Разработка концепции осуществляется в ходе экспериментальной работы, общая тема которой была сформулирована так: "Традиции православной педагогики в современной общеобразовательной школе". На данном этапе основные усилия в экспериментальной работе сосредоточены на проблемах, связанных с языковой подготовкой при углубленном изучении русского и церковнославянского языков (кроме них в гимназии изучаются также английский язык и основы греческого и латинского языков), формирование грамотности, развитие всех видов речевой деятельности и коммуникативной компетентности учащихся. Такое направление экспериментальной работы дает результаты, которое могут быть востребованы в школах другого типа, в том числе в обычной государственной школе.
Реализация концепции ставит вопрос о методе. Эта проблема стоит в центре внимания методологических семинаров, в которых участвует весь педагогический коллектив. Мы исходим из того, что школа - это не просто образовательное учреждение, но в первую очередь - особый род духовного производства и воспроизводства человеческой деятельности, определенное мировидение и формирование условий и способов вхождения в жизнь в соответствии с ним.
С этой точки зрения православной школе, которая как социальный институт уже существует, еще предстоит стать школой, если она сумеет осознать, описать и освоить метод православной педагогики. Он, во-первых, должен быть методом Церкви, то есть соответствовать тому, как Церковь вводит человека в Жизнь, которая есть источник всякой жизни, как Церковь возводит человека к спасению. Во-вторых, этот метод должен пронизывать все пространство педагогического действия, собирая его в единое целое.
Обыденное представление о том пути, по которому должен пройти школьник за все время его пребывания в школе, таково: маленький, почти ничего не умеющий и не имеющий человек получает знания, умения и навыки, которые постепенно сложатся в некое единое целое к старшим классам. Однако практический опыт любой школы свидетельствует о несбыточности этого упования. Никакая целостность сама по себе не складывается. Более того, ее почти никогда и не удается добиться в старших классах даже целенаправленным образом. Точнее сказать, целостное мировидение и образ действия, из него вытекающий, у ребят складывается, но совершенно независимо от школьной педагогики и вне ее целей и задач.
Если обратиться к опыту Церкви, то мы увидим, что вступая на путь спасения, человек уже имеет все, потому что в Таинстве Крещения он получил обновленную природу, в которой нет места ветхому человеку (см.: Рим. 6, 6). В Таинстве Миропомазания он получает не отдельные благодатные дары, а Самого Святого Духа как дар. Тем самым человек соделывается сразу живым храмом Божиим (1 Кор. 3, 16).
Эта первичная целостность еще обладает свойством неисполненности, не до конца проявлена: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13, 12), но все равно при этом остается целостностью - залогом дальнейшего совершенствования и исполнения. Ту же ситуацию мы обнаруживаем и в пространстве педагогики. И здесь движение школьника осуществляется, как выразился протоиерей Алексий Сысоев, от "первой дарованной мудрости детства к благоприобретенной мудрости". Таким образом, приступая к школьному делу, мы, православные педагоги, имеем задание: с самого начала ввести школьника в целостное мировосприятие. Затем будет происходить углубление отдельных планов целостности при обязательном удержании реальности этой целостности. И, наконец, на завершающем этапе должно произойти новое сосредоточение на целостности в многообразии проявленных ее граней.
В рамках модели "растущей гимназии" в первые годы ее существования мы сосредоточили основное внимание на задаче первого этапа - задание первичной целостности. Это сложная задача. Учащийся должен осознать целое как реальность, которая наполнена смыслами, данными этой реальности Богом. На языке патристики это называется логосным устроением мира. Кроме того, он должен ощутить себя как реальную целостность и свою сопричастность целостному тварному миру. Онтологическим основанием формирования данной целостности является то, что учащиеся православной школы в большинстве своем крещены и несут в себе то благодатное зерно, которое способно принести плод в тридцать, или шестьдесят или во сто крат (Мф. 13, 8).
Задачу формирования такого целостного мировосприятия мы стремимся решать прежде всего через систему пропедевтических курсов в начальном звене школы: на уроках естествознания, истории, церковнославянского языка, Закона Божия.
К этим пропедевтическим курсам предъявляются особые требования. Обычно пропедевтика предшествует углубленному изучению какого-либо предмета и, таким образом, важна только во внутрипредметном движении. Та пропедевтика, о которой говорим мы, в еще большей степени важна в выстраивании единой горизонтальной системы. Результаты всех пропедевтических курсов укладывают получаемое знание в искомую целостность. Эта целостность не только формируется внешним усилием, но и особым образом выявляет себя в самих учащихся благодаря методике пропедевтических курсов, которая исходные точки опоры находит во внутреннем опыте ученика. Педагогическое движение расширяет и обогащает этот опыт. Первые результаты инновационной работы нашли свое отражение в авторских программах, проходящих экспертную оценку в государственных экспертных комиссиях, в методических пособиях и материалах.
Успех начала пути, вживание в целое, исполнение им своей жизни - это залог дальнейшего плодотворного движения в отдельных предметных областях. В среднем звене школы акцент переносится на предметное углубление, но у педагога всегда есть возможность (и необходимость) устанавливать место частных открытий в пространстве целого. И в старшем звене вновь акцент переносится на целое, которое должно быть усвоено и закреплено личным трудом за все годы школьной жизни. Инновационная работа на этом уровне сейчас только разворачивается.
Разработка концепции образования Вятской православной гимназии вызывает интерес у наших коллег, которые часто приезжают к нам в школу: православные педагоги из Москвы, Йошкар-Олы, Ижевска, Перми, Череповца. Интеграция усилий в этом направлении необходима и перспективна.
Православная школа немыслима без формирования воспитывающего уклада, укорененного в жизни Церкви. Мы стремимся, чтобы наши ребята, педагоги, родители регулярно участвовали в богослужении, в Таинствах Церковных. Сформировался годовой праздничный круг, включающий общецерковные, местные и школьные праздники. С особой радостью в гимназии всегда встречают своего Владыку.
Вятская православная гимназия еще только начинает свой путь, делает первые шаги от ступени к ступени. Наряду с этим ведется работа по созданию системы непрерывного православного образования, включающего помимо гимназии православный детский сад и филиал Свято-Тихоновского Богословского института. Надеемся, что гимназия послужит общему делу становления православного образования и воспитания подрастающего поколения.Иерей Сергий ГОМАЮНОВ,
ректор Вятского Духовного училища,
духовник Вятской православной гимназии
во имя преподобного Трифона Вятского