ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
05-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Храм-крест

Светлая песнь Воскресения

       По главной улице Лесосибирска шли кадеты в парадной форме, гордо чеканя шаг. И уже от одного этого морозный осенний день в городке исполнялся праздничным духом. А праздник и вправду ожидался большой - освящение собора Воздвижения Креста Господня. Людские ручейки и реки стекались к месту события, морем волнуясь возле нового храма Божия. Едва "кадетская речка" влилась в это людское море, как в подкрепление ей подоспели казачата в форменных мундирах из казачьей гимназии старинного города Енисейска - отца сибирских городов и конечно же Лесосибирска, появившегося по соседству четверть века назад. Украшая толпу экзотическими черкесками, спешились казаки-станичники войска Енисейского. А рядом с ними, сбившись в артель, стояли строители Божия храма в черных кожаных курточках, смущенные, так до конца и не понявшие, как им за какие-то семь лет удалось сотворить такое чудо.
       Сам виновник торжества выглядел так, как будто он стоял здесь века. Издали он выглядит как причудливых очертаний гора, увенчанная воинским шлемом, - горе имеим сердца... В этот день сердца многих лесосибирцев и гостей города были обращены к горним высотам. Юный сибирский городок, выросший из древнего поселка, никогда не имевшего церкви, со всеми ближними и дальними поселочками не насчитывающий и 80 тысяч жителей, вооружился Крестовоздвиженским собором как воинским мечом и щитом. И кажется, с этого дня - с 12 октября 2002 года он сам принял Крещение, возложив на сердце свое этот святой храм.
       Ожидая освящения, застыл в волнении на высоком крыльце собора красноярский паломник Александр Садыков, держа в руках высокий паломнический посох-крест, осененный иконой Господа Вседержителя и Божией Матери. "Много я прошел по России, но подобного храма нигде не встречал", - говорил он потом. Последнее свое пешее путешествие, длившееся почти два года, Садыков совершил из Красноярска на остров Валаам. С освященной землей Валаамского монастыря и пришел он пешком из Красноярска в Лесосибирск, чтобы преподнести ее новому собору как благословение великой русской духовной твердыни, а через день уйти своим паломническим путем дальше, на Дальний Восток, благовествуя миру о чудном храме, равного которому нет за Уральской грядой.
       О том, что этот Божий храм необычен, в Лесосибирске знали изначально. Сам Господь во время крестного хода и молебна прихожан явил на небе сияющий крест, указав на это место. И вот, широкое поле, окаймленное маленьким озерцом и закрытое от большой дороги березками и соснами школьного парка, стало грандиозной стройплощадкой. Небесный крест над городом успели сфотографировать, и теперь этот снимок открывает буклет, посвященный чудо-храму. Вознес он свои кресты на 67-метровую высоту, осветил все вокруг золотом тринадцати куполов. Такой тринадцатиглавый собор, символизирующий Самого Христа и двенадцать Его Апостолов, есть только в граде Киеве. Это знаменитая София.
       Но вот "сибирская София" зазвучала мощью своих одиннадцати колоколов, самый большой из которых весит четыре с половиной тонны. Все вокруг новосозданного собора пришло в движение, и архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний в соборном сослужении священников, съехавшихся со всех концов Красноярского края, начал чин освящения...
       Двери трехпрестольного храма распахнулись, и глядя на высочайшие белоснежные своды его, невольно подумалось, как похож он изнутри на благоуханную белую лилию, милостиво спущенную нам с Неба. Редкий для современных храмов шестиярусный, тонкой, изящной резьбы иконостас центрального Крестовоздвиженского алтаря... Восемьдесят четыре иконы современного письма, с одухотворенными, "рублевскими" ликами святых.
       К сожалению, не было на этом празднике священника Виталия Шумилова - руководителя иконописной мастерской имени преподобного Алипия Печерского, что в подмосковном городе Дубна. Именно оттуда прибыли эти иконы. Кстати, лучшие работы этой мастерской экспонировались в 2000 году на международной выставке иконописи в Италии, выставлялись они и в Красноярске. Но здесь, в Лесосибирске, дубненские иконы пребудут века - сколько будет стоять этот собор.
       Явление его на Сибирской земле поражает. Знать, велика была неотступная молитва прихожан Крестовоздвиженского прихода во главе с настоятелем протоиереем Андреем Юревичем, раз появилось в этом маленьком городе такое чудо.
       Так сложилось, что я была свидетелем рождения Крестовоздвиженского прихода. Было это одиннадцать лет назад. Помню, как горстка лесосибирцев, собравшихся в тесной городской квартирке на регистрацию прихода, спорила о его имени. Но спорить долго не пришлось - храм решили назвать в честь праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, с которым совпало это событие. Крестовоздвиженский приход зарегистрировали, а главой его дружно выбрали Андрея Юревича - в недавнем прошлом главного архитектора города Лесосибирска.
       Самый первый православный храм в Лесосибирске он освятил у себя дома, на улице Полевой, - во имя царственных страстотерпцев. Во имя этих же святых освящен теперь и один из трех приделов в новом Крестовоздвиженском соборе. История самой первой в городе церкви интересна. Частный домик на улице Полевой Юревичи купили через четыре года после того, как приехали в этот городок из Москвы, оставив столичную жизнь со всеми удобствами. Не имея лишней площади, новый хозяин первым делом превратил свинарник во дворе в архитектурную мастерскую. Там и по сей день висит созданный им в честь 1000-летия Крещения Руси проект храма на Царицынских прудах, который он посылал на конкурс в Москву, где даже вошел в число победителей. Сердце его открылось для веры после встреч в Енисейске с благочинным Енисейского округа протоиереем Геннадием Фастом, к которому архитектор заехал с женой Ольгой на Пасху освятить куличи. Отец Геннадий надеялся сделать его епархиальным архитектором, но Андрей Юревич оставил архитектуру совсем, стал ездить на службы в Енисейск, поскольку в Лесосибирске храма не было.
       Став первым священником в истории города, отец Андрей, памятуя о том, что Богомладенец Христос был положен в ясли для скота, решился сделать из бывшего свинарника и бывшей своей мастерской домовую церковь - первую в городе. Росла семья - сейчас у Юревичей семеро детей - рос и приход. Для приходских ребятишек открыли вслед за енисейской вторую в Красноярском крае православную гимназию. Второй храм, теперь уже гимназический, освященный во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, разместился в бывшем городском кинотеатре. Промыслом Божиим перед этим он весь выгорел изнутри, очистившись огнем, и стал верой и правдой служить городу. Но помыслы о строительстве нового храма не оставляли бывшего архитектора. А на четвертый год после создания прихода произошло чудо: в небе над городом засиял животворящий крест...
       Вскоре были забиты первые сваи в фундамент будущего храма. Главную ношу взвалил на себя Лесосибирский ЛДК-1. Семь лет этот коллектив, возглавляемый генеральным директором Анатолием Семеновичем Рубцовым, неукоснительно жертвовал на строительство собора. В памятный день освящения, приняв из рук архиерея орден святого благоверного князя Даниила Московского, Рубцов отметил одну удивительную закономерность: чем больше жертвовали они на храм, тем удачнее складывалась судьба предприятия.
       Высокой награды Русской Православной Церкви - медали святого благоверного князя Даниила Московского удостоился и главный строитель - Владимир Михайлович Киселев. Семь лет лесосибирские строители СМП-3, возглавляемые им, возводили это уникальное сооружение. Прежде строили гидростанции и мосты, и все было понятно. А тут "мост" в Небо, храм, подобного которому нет в России, - поневоле оробеешь. Конечно же строители очень старались, вкладывали в этот собор всю свою душу. И сейчас все в один голос говорят, что было трудно, но радость такого строительства ни с чем не сравнима.
       Семь лет проектировщики красноярской мастерской "Архитектон" во главе с Александром Владимировичем Банниковым бережно вели эту чудо-стройку, во всем добиваясь совершенства. "Еще неизвестно, кто больше добивался - мы или наш заказчик. Он же профессиональный архитектор, попробуй с ним поспорь, - улыбаясь, рассказывает Александр Владимирович. - Но главное, радостно было вместе работать". Содружество это продолжится. "Архитектон" завершает сейчас проект часовни, которая будет сооружена в Лесосибирске в память обо всех маклаковцах (город возник в 1975 году из поселков Маклаково и Новомаклаково) и лесосибирцах, во всех войнах жизнь за отечество положивших. Еще одно святое место появится. Сколько уже их в городе!
       Рос, поднимался ввысь собор, а вместе с ним возрастал и набирал силу приход. Многое сделано крестовоздвиженцами впервые в крае. Например, на празднике невозможно было не обратить внимания на сестер милосердия, одетых в белые апостольники. Да, в Лесосибирске есть свое сестричество.
       На первом молебне в стенах нового собора произошло маленькое событие, вызвавшее у некоторых сестричек слезы радости. Перед самым молебном в храм вошли приехавшие из Красноярска уроженцы Лесосибирска. Позже выяснилось, что Валерий и Алексей уже несколько лет благотворят Никольскому храму в Красноярске.
       Эти деловые молодые люди, коих именуют нынче новыми русскими, по зову сердец привезли в подарок собору родного города великолепную икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого).
       Значит, торопился святитель Лука в родные места, коль поспела икона его к первому молебну. Первой ее и освятили. Здесь по соседству, в Енисейске, отбывал святитель-хирург до войны сталинские сроки. Много их было на его веку. Служил он, будучи ссыльным, и в том самом Никольском храме в Красноярске, который опекают эти молодые люди.
       Почему столько радости было от этого подарка? Потому что сестричество в Лесосибирске носит имя святителя Луки. Не случайно его образ запечатлен в первом ряду соборного иконостаса. В 2000 году, в день медицинского работника, в Лесосибирске была освящена больничная часовня во имя святителя Луки. Разместилась она в бывшей проходной больницы, но сестрички надеются, что будет у них и настоящая больничная церковь. А пока, помолясь в часовенке, трудятся они в свободное от основной работы время (как раньше говорили, на общественных началах) в доме инвалидов, в сиротских домах, в школе-интернате...
       И так за какую сферу городской жизни ни возьмись - везде что-то свое внесли православные. "Самое интересное, что мы сами ничего не придумываем, - рассказывает отец Андрей, - все у нас рождается по необходимости, сама жизнь подсказывает..."
       Кто бы мог подумать тогда, одиннадцать лет назад, что через десять лет в городе Лесосибирске появится еще один город - Лесосибирск православный. Это целая система, маленькое государство в городе, живущее самостоятельно и помогающее тем, кто вокруг.
       Первые полтора-два года был только храм, вся жизнь шла вокруг него. А когда появилась гимназия, она стала средоточием приходской жизни. Принялись детей учить, а кто их кормить будет? Взяли поля. Пятьдесят гектаров надо как-то обрабатывать - появился трактор. Картошку собрали, надо где-то ее хранить - построили два бетонных овощехранилища. Появилась техника, без которой не обойтись, - построили гаражи. Дополнительно к педагогическому коллективу стали набирать работников - шоферов, механиков...
       Гимназия начиналась с трех классов, теперь их одиннадцать - значит, надо строить новый корпус. В гимназическом дворе сооружено уже здание для занятий детей спортом и для студии изобразительного искусства, куда прибегают все городские ребятишки.
       Старшеклассникам надо давать профессиональное образование. Профессии, что дает городской УПК, не устраивают прихожан. Надо учить так, чтобы парень был в доме хозяином, а девушка - хозяйкой. Закупили деревообрабатывающие станки, швейные машины... Есть проект создания на базе УПК производственного центра, который начнет со временем зарабатывать деньги. Собираются здесь производить и продавать церковную мебель и утварь, что-то делать и для собственной гимназии, и для родного города...
       И отец Андрей, и матушка Ольга - москвичи. Но как ни зовут их родители обратно, возвращаться не собираются. Нынче осенью и старшая дочь Катенька вернулась после окончания Свято-Тихоновского Богословского института домой, стала регентом в соборе. А муж ее и сокурсник, кстати тоже москвич, в день освящения собора был рукоположен во диакона. "Богатства Сибири москвичами прирастать будут", - смеется отец Андрей.
       Родители очень неохотно отпускали молодоженов Андрея и Ольгу Юревичей в Сибирь - по северному контракту, на три года. А их уже и двадцать минуло. И нет для них лучшего города, чем этот, на глазах выросший, и нет церкви прекрасней, чем собор Воздвижения Креста Господня, красностенная сказка в голубом небе.
       Да, собора такого нет ни у кого далеко окрест. Не собор, а всем радостям радость. Такой, что в день его освящения не только люди, но и небеса ликовали. Где и когда вы видели, чтобы в октябре во время крестного хода вокруг храма солнышко играло? А в Лесосибирске оно играло. Как на Пасху, на Светлое Христово Воскресение. Но что же тут удивительного! Вспомните, какие слова поем мы на Крестовоздвижение! Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!

В. МАЙСТРЕНКО
г. Лесосибирск Красноярского края