ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

В заплавах

       Свою станицу жители Заплавской (Ростовская область) называют просто: Заплавы. Получается ласково, певуче и как-то по-свойски. Предание говорит: по весне река Аксай, разливаясь, приносила сюда много заплавника (тростника, хвороста). Есть другое объяснение: хутор, основанный в начале XVIII века рыболовами из Прибылянской станицы и названный в 1778 году Заплавским станом, а позже - станицей Заплавской, каждую весну "заплавляло", из-за чего пришлось перенести его на теперешнее, чуть более возвышенное место. В 1811 году Заплавская вновь становится хутором и приписывается к станице Бессергеневской (друг от друга их отделяет лишь неглубокий овраг), а осенью 1878 года она в связи с возросшим числом населения уже вновь называется станицей.
       Сегодня население Заплавской насчитывает около двух с половиной тысяч человек - больше, чем в Бессергеневской, и выглядит она посовременней и побогаче: добротные кирпичные дома, украшенные белыми, синими и зелеными ставнями, широкие улицы, лишенные, впрочем, покрытия; о старинном ее происхождении напоминают всего несколько столетних куреней, деревянных и каменных, с легкой волнистой резьбой на карнизах; о дореволюционном прошлом - особняк одного из братьев Шолоховых, местных торговцев, построенный в 1913 году из темно-красного кирпича в стиле модерн, с "тройными" удлиненными окнами, скругленным углом фасада, фронтоном, башенками-дымоходами и ажурным металлическим навесом при входе. "Больница", - извещает вывеска. За больницей Дом культуры, за Домом культуры - овражек, а за ним, справа, на большой поляне - церковь.
       Ею может гордиться не только станица Заплавская, но и весь Донской край... Не так-то много осталось у нас церквей, возведенных не позже первой четверти XIX века, радующих безупречным мастерством исполнения и чистотой стиля. Можно сказать, заплавская церковь завершила эпоху позднего классицизма на Дону.
       Дважды: в 1804 и 1811 годах - обращались станичники в войсковую канцелярию с просьбой о строительстве новой, каменной Одигитриевской церкви взамен давно обветшавшей деревянной, поставленной еще в 1782 году. На второй раз разрешение было получено.
       Каменная церковь в честь иконы Божией Матери "Одигитрия" с двумя приделами - во имя Апостола Иоанна Богослова и великомученицы Варвары, окруженная деревянной оградой, сооруженной из остатков деревянного храма, встала в центре села в 1834 году. Она не сильно-то и возвышалась над окружавшими ее куренями, не отличалась и особой торжественностью, несмотря на большой, в виде ротонды барабан. Все в ней казалось знакомым и простым: лопатки по углам, длинные, взятые в каменные наличники прямоугольные окна, полукруглое окно в алтарной части, низкие фронтоны на четыре стороны, двухколонный пор- тик, изящная колоколенка с четырьмя удлиненными проемами - веселая и затейливая. Нельзя представить, что светлый, теплый и уютный облик церкви мог вызвать у кого-то враждебные чувства.
       Хочется предположить, что так и не поднялась рука ярых атеистов-разрушителей на Одигитриевский храм, хотя пришлось ему намного тяжелее, чем соседнему бессергеневскому... В первый раз закрыли церковь в 1930-е годы, спустя несколько лет, перед самой войной, открыли вновь. За годы антирелигиозной пропаганды и фашистской оккупации церкви был причинен заметный ущерб, и после войны не раз местные богомольцы ездили на быках в Новочеркасск - заказывать иконы у городских мастеров.
       В 1961 году храм снова закрыли (хватит и одной действующей церкви - бессергеневской!), теперь уже надолго. Здание приспособили под хранилище зерна и ядохимикатов, сюда заезжали автомашины и гусеничные трактора...
       Не один год потомственная казачка, коренная жительница Заплавской Валентина Кухмистерова писала и ездила в столицу, добивалась разрешения открыть церковь. И в 1992 году наконец добилась. С того года и стала служить псаломщицей, написав в заявлении: мою зарплату прошу передавать в фонд церкви. Позже, в дореволюционных "Донских епархиальных ведомостях", я встретил фамилию Кухмистеровых в списке заплавских жителей за 1778 год. Славная, выходит, фамилия!
       Тяжелая работа легла на плечи прихожан: отбивать цемент, выкладывать пол, заделывать и белить стены. Все плотницкие работы выполнял староста Владимир Затолокин. Далеко не сразу приняла церковь свой сегодняшний вид - обновленный, с блестящими серебристыми крестами, хотя кое-где и проглядывают назойливые бурые пятна... Такие же пятна видны и внутри, среди блеклых, нечетких росписей, среди забеленных участков - там тоже, судя по всему, были написаны иконы. Селитра, годами хранившаяся здесь, продолжает свое дело.
       Орнаментальные росписи напомнили мне домашние коврики. Радовали старые иконы в окладах, возвращенные бессергеневской церковью, куда была передана утварь Одигитриевской, радовали новый трехъярусный иконостас, яркие и праздничные лики святых на стенах - работы новочеркасских иконописцев, радовали блестящие медью подсвечники, купленные на деньги богомолок, ежемесячно откладывающих со своих пенсий на нужды церкви, в обычные дни немноголюдной, в праздники - переполненной... И наконец, радовало то, что все они здесь, на службе - творцы сегодняшней истории заплавской святыни: постоянные прихожане, любимый ими добрый седой отец Владимир, энергично-хозяйственная Валентина Кухмистерова и тихий неутомимый труженик, мастер на все руки Владимир Затолокин.

Э. СОКОЛЬСКИЙ