|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2003 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Вечная память
Митрополит Сурожский Антоний
4 августа 2003 года на 90-м году жизни отошел ко Господу старейший по хиротонии архипастырь Русской Православной Церкви - митрополит Сурожский Антоний. Сотни тысяч православных ощутили его блаженную кончину как свою личную потерю, потому что Владыка Антоний был известен и почитаем не только в Англии, но и в России, Европе и Америке.
Антоний, митрополит Сурожский (в миру - Андрей Борисович Блум), родился 19 июня 1914 года в Лозанне (Швейцария). Его отец был российским дипломатом, шотландские предки которого служили России с петровских времен, мать была в родстве с композитором Скрябиным. Раннее детство Андрея прошло в Персии, где его отец был консулом. После русской революции для них начались годы эмиграции. Несколько лет семья скиталась по Европе, а в 1923 году осела во Франции. Здесь прошли отрочество и юность, отмеченные нуждой эмигрантского бытия, голодом и неустроенностью, но и глубоко осознанной устремленностью жить для России. Во всех своих мытарствах семья хранила мужество и верность утраченной родине, строила свою жизнь в соответствии с высокими нравственными критериями. Родители переносили лишения стойко и с достоинством и тому же учили мальчика.
В четырнадцать лет подросток пережил свой, по-видимому, первый духовный опыт: читая Евангелие, ощутил присутствие Самого Христа и через Него всем своим существом удостоверился в истине Благой Вести. Позднее Владыка писал о том, что с этим опытом пришло убеждение, "что никакой иной задачи не может быть в жизни, кроме как поделиться с другими той преображающей жизнь радостью, которая открылась мне в познании Бога и Христа. И тогда, еще подростком, вовремя и не вовремя, на школьной скамье, в метро, в детских лагерях я стал говорить о Христе, каким Он мне открылся: как жизнь, как радость, как смысл, как нечто настолько новое, что оно обновляло все". Пришло время усердной молитвы, чтения Писания и святоотеческих творений, глубоких размышлений о том, что каждый миг жизни следует прожить по-христиански...
После средней школы юноша окончил биологический и медицинский факультеты Сорбонны. Еще до этого он участвовал в создании в Париже Трехсвятительского подворья Московского Патриархата. В начале 1931 года был посвящен в стихарь для служения в храме этого подворья - единственной тогда в Париже русской православной патриаршей церкви. С тех лет неизменно хранил каноническую верность Русской Православной Церкви. Его духовником был архимандрит Афанасий (Нечаев), хранитель великих традиций православного монашества, заботливый и строгий духовный наставник.
10 сентября 1939 года, перед уходом на фронт в качестве хирурга французской армии, молодой врач тайно принес монашеские обеты. 16 апреля 1943 года, под Лазареву субботу, настоятелем Трехсвятительского подворья архимандритом Афанасием он был пострижен в монашество с именем Антоний - в честь преподобного Антония Киево-Печерского.
Во время немецкой оккупации будущий Владыка был врачом во французской армии и антифашистском подполье. Два эпизода из этого периода его жизни достаточно выразительны: перед тем как согласиться на нелегальную деятельность, он советовался с матерью и дал свое согласие только после того, как они пообещали друг другу, что ни один из них не предаст свое дело, даже если другого будут пытать на его глазах, - и простит палачей. А в армии молодого врача исключили из офицерского собрания за то, что он "уронил честь офицера" - сам починил дымящую печь в госпитальном бараке, после того как санитары отказались это делать. Эта "мера" воздействия не произвела на него никакого впечатления.
Молодой врач не забывал о своем духовном призвании и при исполнении профессиональных обязанностей. Он не только молился за своих больных - он просиживал ночи с умирающими, даже если они были без сознания, чтобы облегчить им переход в иную жизнь человеческим участием. Он был одинаково добр и внимателен и к "своим" раненым, и к пленным немцам; одному из них, часовщику в мирной жизни, он посвятил две недели тяжелого труда, чтобы сохранить, а не ампутировать палец и тем самым оставить человеку возможность в мирное время продолжать свой труд.
После войны он до 1948 года продолжал медицинскую практику, а затем митрополит Серафим (Лукьянов, тогда Экзарх Московского Патриарха) призвал его к священству, рукоположил (27 октября - во иеродиакона, 14 ноября - во иеромонаха) и направил на пастырское служение в Англию, духовным руководителем православно-англиканского Содружества святого мученика Албания и Преподобного Сергия, в связи с чем иеромонах Антоний переселился в Лондон.
С 1 сентября 1950 года он был настоятелем храмов святого Апостола Филиппа и Преподобного Сергия в Лондоне; со временем храм святого Апостола Филиппа, предоставленный приходу Англиканской Церковью, был заменен храмом во имя Успения Божией Матери и всех святых, настоятелем которого отец Антоний стал 16 декабря 1956 года. В этом храме он служил многие десятилетия, в нем же совершилось его отпевание.
В январе 1953 года иеромонах Антоний был удостоен сана игумена, к Пасхе 1956 года - сана архимандрита, а 30 ноября 1957 года он был хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. Хиротонию в Лондонском соборе совершили тогдашний Экзарх - архиепископ Клишийский Николай (Ерёмин) и епископ Апамейский Иаков, викарий Экзарха Вселенского Патриарха в Западной Европе. В октябре 1962 года епископ Антоний был назначен на вновь образованную на Британских островах Сурожскую епархию в составе Западноевропейского Экзархата (с возведением в сан архиепископа).
Эта восстановленная древняя епархия (Сурожем назывался некогда крымский Судак) в тот момент была представлена, в сущности, одним приходом, объединявшим эмигрантов из России и их детей. Ныне Сурожская епархия насчитывает тысячи православных, среди которых не только потомки эмигрантов или новые эмигранты, но и представители населения Британских островов. За годы служения Владыки Антония в Великобритании многонациональная Сурожская епархия не только неизмеримо выросла, но и стала стройной канонической организацией с многообразной деятельностью.
Приходы епархии и отдельные ее члены ответственно несут свидетельство православной веры, укорененной в Евангелии и святоотеческом предании. Епархия растет непрестанно, что особенно примечательно на фоне кризиса веры, охватившего западный мир, и численного уменьшения паствы других христианских деноминаций Запада.
Вот свидетельство д-ра Роберта Ранси, Архиепископа Кентерберийского: "Народ нашей страны - христиане, скептики и неверующие - в огромном духовном долгу перед митрополитом Антонием. Он говорит о христианской вере с прямотой, которая вдохновляет верующего и призывает ищущего. Он открывает читателям Англии наследие православных мистиков, особенно мистиков Святой Руси. Митрополит Антоний - христианский деятель, заслуживший уважение далеко за пределами своей общины". "За проповедь слова Божия и обновление духовной жизни в стране" Владыка получил степень почетного доктора богословия Абердинского университета.
С января 1963 года, после ухода на покой митрополита Николая (Ерёмина), архиепископ Антоний был назначен исполняющим обязанности Экзарха Патриарха Московского в Западной Европе. В мае 1963 года он был награжден правом ношения креста на клобуке, а 27 января 1966 года - возведен в сан митрополита и утвержден в должности Экзарха в Западной Европе. Это служение митрополит Антоний нес до весны 1974 года, когда было удовлетворено его прошение об освобождении от административных обязанностей Экзарха для более полного посвящения себя устроению епархиальной жизни и окормлению непрестанно умножающейся паствы.
Митрополит Антоний был широко известен не только в Великобритании, но и по всему миру как пастырь-проповедник, его постоянно приглашали выступать перед самой разнообразной аудиторией (включая радио- и телеаудиторию) с проповедью Евангелия, православного благовестия о живом духовном опыте Церкви. Голос Владыки был знаком сотням тысяч людей во всем мире, и о чем бы он ни говорил, он всегда говорил о Христе, в его словах слышался отзвук собственного духовного опыта и любви к Богу и ближнему.
Первые книги митрополита Антония о молитве, о духовной жизни вышли на английском языке еще в 1960-е годы и были переведены на многие языки мира; одна из них ("Молитва и жизнь") опубликована в "Журнале Московской Патриархии" в 1968 году. Особенностью творчества Владыки было то, что он ничего не писал - все его изданные проповеди и беседы печатались по магнитофонным записям. Они рождались как обращение к слушателю - к каждому человеку, нуждающемуся в живом слове о Живом Боге.
В последние годы труды Владыки Антония широко издаются в России и отдельными книгами, и на страницах периодической печати, как церковной, так и светской. Совокупный тираж изданий его трудов давно перешел за семьсот тысяч экземпляров и приближается к миллиону.
В России слово Владыки звучало многие десятилетия благодаря религиозным передачам русской службы Би-би-си, а не только благодаря его редким приездам; магнитофонные записи и самиздатские сборники его проповедей и бесед расходились далеко за пределы Москвы. Его проповедь евангельской любви и духовной свободы имела громадное значение в советские годы.
Кроме того, что митрополит Антоний был почетным доктором богословия Абердинского университета, он также являлся почетным доктором богословия Московской Духовной академии (за совокупность научно-богословских и проповеднических трудов, 1983 год), а также Кембриджа (1996 год) и Киевской Духовной академии (2000 год).
Владыка был участником богословских собеседований между делегациями Православных Церквей и представителями Англиканской Церкви (1958 год), членом делегации Русской Православной Церкви на празднованиях 1000-летия православного монашества на Афоне (1963 год), членом Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви по вопросам христианского единства, членом Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей (1968-1975) и Христианской медицинской комиссии ВСЦ; участником Ассамблей Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели (1961) и Уппсале (1968), членом Поместных Соборов Русской Православной Церкви (1971, 1988, 1990).
Он был награжден многими знаками отличия, среди которых бронзовая медаль Общества поощрения добра (1945, Франция), орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (1961) и I степени (1989), святого Андрея (Константинопольский Патриархат, 1963), премия Броунинга (США, 1974 - "за распространение христианского благовестия"), Ламбетский крест (Англиканская Церковь, 1975), ордена Преподобного Сергия Радонежского II степени (1979) и I степени (1997), святого благоверного князя Даниила Московского I степени (1994), святителя Московского Иннокентия II степени (1999), святителя Московского Макария II степени (2002), Никейский крест (Англиканская Церковь, 2003).
В феврале нынешнего года митрополиту Антонию сделали операцию по поводу злокачественной опухоли, затем провели курс облучения, но метастазы были уже слишком распространены. По слову священника Иоанна Ли, который почти неотлучно был при Владыке в последние недели и дни, в феврале тому приснилась его бабушка и молча показала ему календарь, который быстро прокрутил несколько месяцев и остановился на августе...
Архиерейский Собор, заседавший в Сарове в дни празднования столетия прославления преподобного Серафима Саровского, определил Владыке отныне быть на покое, высоко оценив его деятельность на благо Русской Православной Церкви и Вселенского Православия. Через несколько дней Господь призвал к Себе Своего служителя.
В своих трудах митрополит Антоний много внимания уделял смерти - и как итогу земной жизни, и как переходу в пакибытие. При этом он рассматривал это событие не только с духовной точки зрения, но и, будучи врачом, - с медицинской. Примечательно, что и как врач Владыка утверждал, что наступает такой момент в болезни, когда врач - и по милосердию, и по духовным основаниям - обязан отступить и не вырывать у смерти мучительные секунды агонии, а обеспечить умирающему покой, столь необходимый для его приготовления к встрече с Создателем.
Отпевание и погребение митрополита Антония состоялось 13 августа. Сразу после известия о его кончине, в понедельник, 4 августа, в лондонском Успенском соборе была совершена первая панихида; в последующие дни панихиды совершались дважды в день.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил послание Сурожской епархии в связи с блаженной кончиной ее предстоятеля (оно было обнародовано на русском и английском языках на сайте епархии и на доске объявлений в соборе) и благословил прибыть на похороны митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету, Патриаршему Экзарху всея Белоруссии. Гроб с телом почившего был поставлен в соборе в понедельник, 11 августа, и началось чтение Евангелия попеременно на русском и английском языках. Во вторник весь день продолжалось чтение Евангелия, в соборе молились приехавшие проститься со своим архипастырем священники и миряне Сурожской епархии, а также православные из России, Франции, Голландии, Америки...
Во вторник вечером была совершена заупокойная утреня, во время которой митрополит Филарет зачитал соболезнование Сурожской епархии от своего имени и от своей паствы. У гроба почившего архипастыря было зачитано также послание митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей.
В день похорон, 13 августа (долгий срок между кончиной и погребением - обычная практика британских похоронных служб), Божественную литургию совершили два викария почившего митрополита - архиепископ Керченский Анатолий и епископ Сергиевский Василий, в сослужении архиепископа Корсунского Иннокентия. Отпевание возглавил митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении архиепископа Фиатирского Григория, главы епархии Константинопольского Патриархата в Великобритании, и упомянутых выше архиереев, а также двадцати шести священников - из Сурожской епархии и приезжих. В храме был торжественный покой и полное ощущение присутствия почившего архипастыря, прослужившего в нем почти 47 лет, а несколько последних десятилетий и жившего здесь же. В конце отпевания Владыка Филарет сказал:
"Прости нас, Владыка и отец, брат и сослужитель, мудрый наставник и пастырь-душепопечитель, и по отшествии своем от земли во обители небесные помни о нас, верно чтущих тебя. Сказанное слово и Патриарха, и Синода, и паствы нашей еще раз свидетельствовали о той большой любви, которую мы питаем к тебе. Сегодня конец словам, сегодня вступает в силу молитва о упокоении твоей души. И как в живых ты молился и горел любовью к Богу, так не преставай и на небеси быть ходатаем о меньшей братии, о сотаинниках твоих, о всех верно помнящих и почитающих тебя. Царство тебе Небесное и вечный покой!"
Затем выступили архиепископ Григорий, епископ Сергиевский Василий (к которому перешло управление Сурожской епархией) и архиепископ Кентерберийский. Митрополит Филарет провозгласил Вечную память, и под пение стихир прошло последнее прощание с почившим.
Погребение состоялось на Старом Бромптонском кладбище (Old Brompton), в месте, где в 1957 и 1958 годах были похоронены бабушка и мать Владыки Антония (его отец скончался и похоронен в Париже в 1937 году). Кладбище находится в том же районе Лондона, что и Успенский собор. Последняя лития была совершена епископом Василием; митрополит Филарет бросил первую горсть земли, за ним - священнослужители и все собравшиеся. Была брошена и горсть земли, привезенная из России. Тем временем звучали пасхальные песнопения, как заповедал в свое время преподобный Серафим Саровский.
На отпевании присутствовали представители других православных общин Лондона, инославные священнослужители, представитель российского посольства, посол Грузии, представитель принца Уэльского. На смерть митрополита Антония отозвались некрологами центральные британские газеты.
Как сказал епископ Василий, закрывая лицо почившего покровом, наш архипастырь прошел за завесу, видит теперь больше, чем видел при жизни, хотя и в земной жизни ему были свойственны дальновидность и прозрение, будь то путей Русской Церкви, созданной им епархии или каждого из нас...
Вся земная жизнь митрополита Антония, которому Господь даровал блаженное долголетие, была насыщена деланием во славу Бога и Его Церкви. Промыслом Божиим почивший Владыка был участником трагедии России и свидетелем славы Русской Церкви. Ему довелось утешать страдавших изгнанников и благословить новые поколения эмигрантов, чтобы для них жизнь в изгнании не стала безысходным мраком оторванности от Церкви. Поистине завидное служение: Владыка открывал свет Православия и Западу, который утрачивал духовные ориентиры, и Востоку, страдавшему от духовной несвободы. Он никогда не искал покоя и всю жизнь стремился к свету - и вот, пробыв "на покое" пять дней, предстал лицом к лицу перед вечным светом немеркнущей Истины.
Прошли дни сорокадневного поминовения новопреставленного митрополита Антония - дни печали, когда все почитавшие усопшего Владыку молились о упокоении его души в селениях праведных. Мы верим, что Господь принял Своего служителя, который достиг венца устремлений всей своей жизни. Живущим же осталось его живое слово и благоговейная память о почившем архипастыре.М. Журинская
|
В день епископской хиротонии 30 ноября 1957 года. Крайний слева - новопоставленный епископ Антоний |
|
Трехсвятительское подворье в Париже |
|
Лондон Август 1995 года |
|
Собор Успения Божией Матери и всех святых в Лондоне (в день отпевания митрополита Сурожского Антония, 13 августа 2003 года) |