ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2003

ПРОПОВЕДЬ

О Матери Божией*

       Праздники Божией Матери овеяны какой-то особенной таинственностью. Они непостижимы для человека, который находится вне Церкви, вне опыта церковного, делающего их понятными. Они таинственны потому, что они сокровенны.
       В начале жизни Божией Матери и в конце ее слава Ее сияет, но кто видит эту славу? В день торжественного Благовещения Пречистой Деве предстоит Ангел и возвещает Ей рождение Божественного Сына. И никто бы не знал об этом, если бы Пречистая Дева в верующие сердца не положила извещения этой тайны. Апостол Лука, который единственный об этом говорит в своем Евангелии, от Нее именно и знает эту тайну, а для внешних, не способных ведать тайн Божиих верой, она остается и поныне сокровенной и непостижимой.
       Так же и слава Успения воссияла перед лицом двенадцати Апостолов, когда Пречистая Дева, отдавшая дух Свой в руки Божественного Сына, не была удержана гробом и смертью и, преодолев их в течение всей Своей жизни подвигом несомненной и совершенной веры, в теле воскресла и была вознесена Господом в Царство вечности.
       Но между этими двумя гранями славы лежит область еще более таинственная и, может быть, непостижимая. Как мало говорит Евангелие о Божией Матери, и как радуются этому те, которые не понимают значения самого этого факта. Вся жизнь Божией Матери - это вера до конца, вера и безвестность. В течение всей Своей жизни Она отходит, Она отдает Своего Сына, Она приносит Его в жертву.
       В день Сретения Господня Она приносит Его в храм, и Господь принимает Его как ту совершенную жертву, которая должна быть заклана для спасения мира. И в течение всех прочих лет Божия Матерь отпускает Божественного Сына Своего от Себя. Он идет в жизнь, Он окружен ненавистью, непониманием, недоумением, клеветой; наконец, Он взят, Его судят, Его присудили к смерти, - и Божия Матерь безмолвствует. Мы видим в Ней безмолвную Матерь, Которая с первого же дня избрала безвестность и безмолвие, отдав Себя и Сына и всю судьбу мира в руки Божественного Отца. И предстоит Она у Креста, и отдает Она Сына Своего на Крест и на смерть, дабы спаслись те, которые Его распинают. И все это без единого слова.
       Подвиг Божией Матери действительно таинствен. Его в какой-то мере может понять мать. Его в какой-то мере постигает постепенным своим возрастанием в благодати всякий человек, который приобщается к таинственному, непостижимому внешним умом опыту Церкви. Она есть сознание самой Церкви. Она живет всем тем, к чему стремится Церковь Христа...
       Будем вглядываться внимательным, благоговейным взором - не пытливым, а трепетным, в образ и жизнь Божией Матери. И каждый в меру своих сил станем учиться от Нее именно предельному смирению, совершенной вере и готовности уйти в безвестность, дабы возвеличился Господь. Аминь.

Митрополит Сурожский АНТОНИЙ († 2003)

       *Печатается по: Журнал Московской Патриархии. 1968. № 9. С. 34-35.