|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2003 |
Юридические консультации
О предоставлении государственными и муниципальными образовательными
учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей
религии вне рамок образовательных программ
Публикуемый приказ Министерства образования Российской Федерации определяет в соответствии с законодательством правила и условия обучения детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Для религиозных организаций Русской Православной Церкви предметом обучения служит "Закон Божий" и другие соответствующие пособия, являющиеся официальными изданиями Церкви. Приказ опубликован в "Российской газете" 13 августа 2003 года.Приказ Министерства образования Российской Федерации
от 1 июля 2003 года № 2833
В целях обеспечения соблюдения норм международных актов о правах человека о необходимости содействия государства религиозным объединениям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, основываясь на принципах светского характера российского государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, учитывая, что никакая религия или идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 30 Конституции Российской Федерации ("Российская газета". 1993. № 237), что никто не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии (п. 5 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" // Собрание законодательства Российской Федерации 1997 г. № 39. Ст. 4465; 2000 г. № 14. Ст. 1430; 2002 г. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029), запрещается вовлечение детей (ч. З ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 36 и в "Ведомостях Верховного Совета СССР". 1976. № 17 (1831); ч. 4 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 44 и в "Ведомостях Верховного Совета СССР". 1976. № 17 (1831). Ст. 291; в "Библиотечке "Российской газеты"". Вып. № 22-23. 1999) в религиозные объединения и обучение их религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих (п. 5 ст. 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"), а также в целях создания благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соответствии с принципами государственной политики в области образования, в соответствии с п. 4 ст. 5 и п. 3 ст. 18 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" приказываю:
1. Администрациям государственных и муниципальных образовательных учреждений при предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ учитывать следующее:
1.1. Обучение религиозными организациями детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только с согласия детей, обучающихся в образовательных учреждениях, и по просьбе их родителей (законных представителей). Просьбу рекомендуется оформлять в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.
1.2. Предоставление религиозным организациям возможности обучать детей религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.
1.3. Используемая в процессе обучения религии литература и учебно-методические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации*.
1.4. Религиозные организации, имеющие права юридического лица на условиях их ежегодной перерегистрации, сопровождаемой выдачей временного свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", не пользуются правами, предоставленными п. 4 ст. 5 указанного федерального закона.
2. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя Министра Л. С. Гребнева.Министр В. М. ФИЛИППОВ
Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 августа 2003 года
Регистрационный № 4955* * *
Президент Российской Федерации Указом от 11 августа 2003 года № 960 утвердил "Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации". В числе других функций ФСБ России в соответствии с Положением "...организует участие в обеспечении совместно с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации безопасность проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий" (ст. 36); опубликовано в "Российской газете" 15 августа 2003 года.
Дополнительно к теме "Положения", для сведения религиозных организаций Русской Православной Церкви укажем, что Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ) "Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе... священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных организаций".
В другом федеральном законе - "Об оперативно-розыскной деятельности" (от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ) указано: "Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах... религиозного объединения, принимать негласное участие... в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных... религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности". В том же законе определено, что "органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту... священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений".
По другому федеральному закону - "О внешней разведке" (от 10 января 1996 года № 5-ФЗ), "органы внешней разведки Российской Федерации" не вправе обращаться за конфиденциальным содействием к... священнослужителям и полномочным представителям официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций".
Для сведения: закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (от 11 марта 1992 года № 2487-1) запрещает частным детективам "собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц".* * *
Введен в действие новый Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Установленный Кодексом порядок гражданского судопроизводства обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел, чтобы защитить нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Отныне все дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями единолично, в исключительных случаях, предусмотренных законом, дела рассматриваются тремя профессиональными судьями. Кодекс определяет, по каким делам следует обратиться в федеральный суд, а по каким - к мировому судье. Действуют новые положения о свидетелях и доказательствах. Новый ГПК РФ содержит перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля, а также лиц, имеющих право отказаться давать показания. Среди других лиц обозначены священнослужители религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию, которые не подлежат допросу в качестве свидетелей об обстоятельствах, ставших им известными из исповеди.
Религиозным организациям Русской Православной Церкви, в первую очередь епархиям, следует иметь юрисконсульта в штате либо на договорных условиях, чтобы в необходимых случаях представить и защитить права и интересы церковной организации в суде и других государственных и муниципальных органах. Соблюдение закона - уставная обязанность и прихода, и подворья, и монастыря, и каждой другой организации, состоящей в церковной юрисдикции.В. КАЛИНИН,
советник-юрист Московской Патриархии
* С учетом положений п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.09.97 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".