ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2003

Советы старостам

Проектная серия кирпичных храмов

       Данная серия проектов была разработана автором без привязки к конкретным условиям. Просто неоднократно приходилось слышать вопрос: "А нет ли у вас каких-нибудь типовых проектов небольших храмов, которые можно было бы построить с относительно небольшими затратами?" Таких типовых проектов нет, и разработка этой серии является попыткой восполнения этого недостатка.
       Серия состоит из четырех проектов кирпичных храмов, три из которых минимальны по своим размерам (вместимостью от 140 до 230 человек), а четвертый проект предполагает храм среднего размера, вместимостью около 600 человек. Но самое главное и принципиальное их различие состоит в структуре внутреннего пространства. Объединяет данные проекты то, что это храмы явно сельские или монастырские, то есть существуют в условиях, когда все необходимые для жизни прихода помещения (комнаты настоятеля, старосты, бухгалтерии, складские помещения, трапезная и т. д.) выносятся за пределы самого храма и даже его ограды. Эти функции осуществляются в структуре села или монастыря, что практически невозможно в условиях крупного города.
       Открывает данную серию проект под литерой "А", представляющий собой традиционный для Руси четырехстолпный одноглавый храм на квадратном плане со стороной 10 метров в осях наружных стен (рис. 1). Основной объем храма имеет небольшую пристройку в северо-западном углу, на крышу которой можно выйти с хоров на отметке + 3, 4 метра и которая является площадкой для небольшой звонницы. Сама пристройка на первом этаже используется в качестве подсобных помещений в зоне "ящика". Несмотря на относительно небольшой размер, данный храм имеет сводчатую конструкцию покрытия, выполняемую из монолитного железобетона. Это дает возможность располагать здесь фресковые или мозаичные композиции. Основное пространство алтаря входит в габариты четверика, что делает объем максимально компактным. Вместимость данного храма - около 140 человек.
       Следующий проект под литерой "В" (рис. 2) представляет собой бесстолпный храм, построенный на основе квадрата 9,5 х 9,5 м. Несмотря на меньший размер четверика, храм позволяет вмещать большее количество прихожан (до 200 человек), так как имеет пристроенный к четверику алтарь. Конструктивно использована традиционная для бесстолпного храма структура, когда световой барабан и кровля опираются на две пары перекрещивающихся кирпичных арок. В этом случае барабан должен быть максимально легким и в отличие от первого проекта, где он имеет диаметр 5 м, здесь он составляет всего 2,5 м. Более того, он может быть выполнен в облегченных деревянных конструкциях с современным утеплителем. Промежутки между кирпичными арками, стенами и барабаном заполняются совмещенной наклонной кровлей с минераловатным утеплителем. Отсутствие сводов и чердачного пространства упрощает и удешевляет возведение храма. В данном типе храма отсутствуют хоры и звонница.
       Завершает серию малых проектов проект под литерой "С", спланированный по принципу однонефной базилики (рис. 3). Сама идея такого храма навеяна миланским храмом Сан-Амброджио, построенным в Италии в начале XII века. Миланский храм несоразмерно велик по отношению к нашему и гораздо сложней по структуре, но там очень выразительно обыграна идея входного открытого дворика (своего рода притвора под открытым небом). Если трансформировать эту идею к нашим условиям, можно получить небольшой дворик, заключенный между двухъярусной звонницей и собственно храмом. Выход на уровне звонов, так же, как и в проекте "А", осуществляется с хоров. Данный прием позволяет иметь у храма как бы два входных фасада. Главным является фасад звонницы, а затем, когда входящий в храм проходит сквозь него, он попадает в затесненное пространство дворика (8 х 6, 9 м), и перед ним в сложном ракурсе вырастает фасад основного объема. Такое прерывистое восприятие позволяет усложнить режиссуру показа всего пространства. Открытый притвор удобно использовать во время праздников для организации выносной торговли, освящения куличей, раздачи крещенской воды и т. д.
       Конструктивно храм "С" решен также достаточно просто. Объем перекрывается однотипными кирпичными арками, стоящими параллельно друг другу с шагом 2, 5 и 4 метра. Световой барабан восьмигранный и покоится на металлических балках. Кровля совмещенная, с эффективным утеплителем. Вместимость храма несколько больше предыдущего (около 230 человек) за счет хоров.
       Завершает серию проект храма среднего размера (литера "Д"), построенный на квадратном плане со стороной 15 метров в осях наружных стен. Так же, как и храм "А", это традиционный четырехстолпный храм, но с пристроенным алтарем. Храм одноглавый со световым барабаном диаметром 7 метров. Достаточно большой размер и масса барабана, покоящегося на арках и "парусах", передающих нагрузку на четыре внутренние столба, вызывают значительные горизонтальные усилия (распор), которые должны быть восприняты системой столбов и стен. Автор попытался не прятать конструкцию, воспринимающую эти усилия, в металлические затяжки, а выявить их как конструктивные контрфорсы стены, работающие на создание образа храма-бастиона, храма-крепости. Такое образно-пластическое решение навеяно храмами, вероятно, самого могучего православного монастыря - Соловецкого. Сочетание наклонных контрфорсов, вертикальной стены и оконных проемов дает богатые возможности для пластического решения их сопряжения. В статье даны два варианта из многих возможных, иллюстрирующие этот тезис.
       Естественно, эти проекты надо рассматривать как базовые, на основе которых могут быть разработаны конкретные варианты, адекватно учитывающие реальные условия места.
       По всем вопросам проектирования таких храмов желающие могут обращаться в храм святителя Митрофана Воронежского в Москве по адресу: ул. 2-я Хуторская, д. 40. Тел. 214-79-73 (доб. 121).

С. КУЗНЕЦОВ,
кандидат архитектуры,
профессор Московского
архитектурного института

Рис. 1. Проект "А". Храм на 140 прихожан

Рис. 2. Проект "В". Храм на 200 прихожан без звонницы

Рис. 3. Проект "С". Храм на 230 прихожан со звонницей

Рис. 3 б - вид дворика

Рис. 4. Проект "Д". Храм на 600 прихожан