ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2003

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Радуйся, Николае,
великий Чудотворче

       Слова Акафиста Святителю Николаю не умолкают в душе. Помню его чтение в церкви и на улице и около источника, называемого Никольским, но особенно запомнилось одно, совсем недавнее, в бедном домике вятского села, когда мы шли с Великорецким крестным ходом. Шли уже пять дней. И к концу остановились на краткий отдых. Нас очень хорошо встречали. С нами был батюшка, еще молодой. Его усиленно потчевали, говоря: "Тебе, батюшка, надо трудиться много". Мы уже думали, что нам пора дать отдых натруженным лесной дорогой ногам. Но тут хозяйка как-то робко и даже виновато попросила: "А уж как бы, милые, акафистик Чудотворцу, уж хоть бы не пропеть - прочитать".
       И мы встали на Акафист. К лампадочкам добавились свечи, отражение их пламени трепетало и переливалось по стеклу окладов икон в переднем углу.
       Прочли начальные молитвы. Батюшка, перекрестясь, начал:
       "Возбранный чудотвор-че и изрядный угодниче Христов, миру всему источаяй многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море..."
       Конечно, мы не читали - пели. Как говорится, единеми усты и единем сердцем.
       Сколько длилось это счастье - не знаю. Знаю только, что время сна, отданное служению Святителю Божию Николаю, вознаградило нас такой душевной радостью, такой крепостью телесной, что усталости как и не было. Тихий, теплый свет поселился в сердце. Слабы наши слова сказать о силе молитвы угодникам Божиим.


Радуйся, избавление
от печали, радуйся,
подаяние благодати

       В Православии нет такого, чтобы какого-либо угодника Божия считали первым, вторым - все велики для нас, смертных. Но то, что Святитель Николай - особенный для нас, это несомненно. В нашем доме всегда была икона, ее звали бабушкиной. Какими были наши знания о Боге? Почти никаких. Но в доме никогда не было ни ссор, ни ругани, ни тем более богохульства. Пусть мы были пионерами, но на Пасху нас одевали в чистые рубашки. На столе, на белой скатерти, стояли кулич, крашеные пасхальные яйца. Радостное воскрешающее солнце светило из красного угла, в котором стояла икона. Мы всегда думали, что это икона Николая Чудотворца, Николы Угодника, как говорили родители. Но однажды, уже взрослым, что-то понимающим, я достал эту икону из киота и начал отчищать се. Это оказалась икона Господа Вседержителя. Она до сих пор в доме родителей, уже наполовину осиротевшем.
       Но детская вера, окрепшая во мне, взрослом, что нашу семью сохранил Святитель Николай, - эта вера не только не ослабела, но усилилась.


Радуйся, скорый
утешителю в беде
сущих, радуйся,
страшный наказателю обидящих

       Наши святые Серафим Саровский и особенно Сергий Радонежский не только глубоко чтили Святителя Николая, но очень многое сделали для прославления его имени. Существует очень трогательный народный рассказ о том, как однажды Преподобные Сергий и Серафим решили спросить Святителя Николая, за что же он так горячо любил Землю Русскую.
       - За что ты, Угодник, полюбил людей наших, грехами затемненных, от Бога часто отступающих, ходящих дорогами неправедными?
       - А за то, - отвечал Святитель Николай, - что дитя она, Святая Русь, что в ней души чистые, детские, что не гонится она за деньгами, диаволу не кланяется. Цветок она неувядающий, благоухание пред Господом. А то, что не вся такая и почему, это вы лучше меня знаете. И ребенок бывает неразумным и огорчает отца, но, наказуя его, отец не перестает его любить. Так и Россия пред Господом как дитя любимое. Русь - это тайная дума Господня пред вечностью... Покается Русь - и спасется.
       - И спасется, - сказали они, наши отцы. - Будем молиться за Русь. И мы, заканчивается этот рассказ, будем молиться святым нашим угодникам, чтобы не до конца прогневался Господь на Россию, на нас всех.


Радуйся, людем верным поможение, радуйся, рода христианскаго возвышение

       Святитель Николай глубоко почитается во всем мире, причем людьми разных исповеданий; нет части света, где бы не знали о нем. Святитель Японский Николай говорил, что обращать японцев в веру христианскую ему всецело помогал Николай Чудотворец... В Ки-тае, в Харбине, (а именно в этот город ушло много гонимых русских), была знаменитая своими чудесами икона Святителя Николая. В специальном киоте она стояла на харбинском вокзале. Православные молились пред нею, и китайцы начали молиться после одного случая. Китаец-рыбак попал на лодке в бурю. Лодка тонула, берег далеко. И неожиданно китаец вспомнил об иконе; не зная имени святого, он стал кричать: "Старик с вокзала, помоги, старик с вокзала, помоги!" И был явно чудесным образом спасен. Спросим себя, дано ли нам знать, почему именно этот образ вспомнил погибавший рыбак? Ведь нет в мире ничего случайного, тем более в духовной жизни.
       А вот Америка, вот ее новогодние дни, вот Санта Клаус. Но ведь это никакой не Дед Мороз, это Святитель Николай (Санта Клаус - сокращение латинского Санктус Николаус). И так до бесконечности.

       Совсем недавно вот что рассказала мне женщина-режиссер. Она православная, что, заметим, для режиссеров редкость. Снимали на Алтае, около Белухи. С вертолета. И вдруг мотор заглох, начали падать. Конечно, у вертолета есть способность винтами тормозить падение, как-то планировать, смягчать приземление. Но это когда внизу поле, хотя бы лес, а тут горы, скалы, пропасти. Женщина закричала (она говорила, что совершенно внезапно для себя): "Отче Николай, спаси, погибаем!" И опять же - совершенно чудесным образом - вертолет перенесло через пропасть, без жертв приземлились на огромной поляне.
       Вера - в этом все дело.
       Но скажи нашей старушке, что Святитель Николай не русский, а грек - она, пожалуй, и обидится! Как это так - Николай Чудотворец, да не русский! Этого быть не может. Не может - и все тут! Вот он, наш Святитель Никола Зимний в полушубочке, в валенках, усы и борода в инее - глаза добрые, ласковые. Но и строгие. Вспомним известный рассказ о том, как он спас вора от погони. Вор бежал и взмолился Святителю: спаси! Святитель указал на шкуру, содранную с павшей лошади. В нее завернулся вор, погоня не заметила. Но Святитель спас вора еще раз, уже окончательно: "Смердит тебе мертвечина, в которой ты был? Так вот, как же мерзка твоя молитва пред Господом из твоих уст. Иди, отмойся и впредь не воруй..." Исправился вор.
       А вот и Никола Вешний - тоже наш.


Радуйся, яко тобою
вера утверждается,
Радуйся, яко тобою ересь низлагается

       Жизнеописание архиепископа Мирликийского Николая столь известно - надо ли его повторять? Может быть, в самых общих чертах.
       Родители Святителя, богобоязненные христиане Феофан и Нонна, были зажиточными людьми. Но кто сказал, что богатство - порок? Да, оно порок и тяжкий грех, когда его копят на слезах и обмане, когда "над златом чахнут". Но если человек богатеет честными трудами, а богатство употребляет на добрые дела, тогда оно во спасение. Родители будущего Святителя Николая очень много помогали бедным, но одно было горько для них - были они бездетными. Наконец по их горячим молитвам Господь даровал им сына, названного при Крещении Николаем, что значит по-гречески побеждающий народ. По преданию, младенец стоял в купели в течение всего Крещения, а оно длилось тогда три часа. Далее в Житии святого говорится о той строго подвижнической жизни, которую он проводил от младенчества до старости своей.

       А времена земной жизни Святителя Николая были одними из самых тяжелых для христианства. Третий век, язычество отступает под лучами преображающего Фаворского света, души умягчаются Крестными Страданиями Спасителя на Голгофе, но и злоба язычников, тем более облеченных властью, усиливается. Римские императоры Диоклетиан, Валериан - гонители христиан. Особенно были гонимы священнослужители. Святой Киприан из Карфагена был обезглавлен, святой Лаврентий - заживо сожжен в Риме.
       Но тут же скажем вот о чем. Мы говорим о мучениках, а как-то забываем проследить земной путь их палачей. Например, ужасна, но справедлива судьба (а слово "судьба" имеет в своей основе слова "суд Божий"!) императора Валериана. Побежденный в войне с персами, он остаток жизни подвергался всевозможным унижениям: служил подножием царю персов, становясь на колена, когда царь, ступая на него сапогом, садился в седло. Кожа, содранная с Валериана, хранилась потом у персов в собрании военных трофеев.
       При Диоклетиане (284- 305) Святитель Николай был заключен в темницу. Известия, которые приходили в ту темницу извне, были точно такие, какие мы слышали в дни большевицкого богоборчества: храмы рушились, богослужебные книги сжигались, священники предавались казням и пыткам. Но открыто, среди братьев по заключению Святитель Николай исповедал Имя Христово. И до 323 года, до времени равноапостольного императора Константина, при Галерии, Максимине, Ликинии, Святитель то освобождался, то подвергался гонениям, но всечасно был рабом Божиим и бесстрашным воином Христовым.


Радуйся, яко учением твоим сокрушаются еретическия главы,
Радуйся, яко тобою вернии сподобляются славы

       Если и при еретиках-императорах возделывал святой пастырь ниву Христову, то при святом Константине его святительская деятельность возвысилась и распространилась особенно. Тогда в Ликийской области еще сохранялось от язычества поклонение богине Афродите. Жрицы, ей служившие, отличались разнузданностью и развращали приходящих на поклонение богине. Архиепископ Николай настоял на разрушении капища. И как всегда бывает с ложными святынями, вскоре только обломки мрамора, заносимые песком, напоминали об идольских игрищах.
       В 325 году состоялся в Никее Первый Вселенский Собор, где триста восемнадцать епископов утвердили Символ веры, осудили еретическое учение пресвитера Ария о Сыне Божием. Святитель Александрийский Афанасий обличил ересь Ария о якобы тварном происхождении Спасителя. Арий упорствовал. Святитель Николай не потерпел этого богохульства и ударил Ария в ланиту. Случай небывалый, ведь отцы Церкви всегда побеждали только словом. Но вот бывают, видим, случаи, когда вера христианская защищается и так. Святитель Николай был тут же лишен сана отцами Собора и заключен в темничную башню. Но той же ночью многим участникам Собора было видение, в котором Сам Господь Иисус Христос подал Угоднику Божию Евангелие, а Пречистая Богородица возложила на него святительский омофор, снятый отцами накануне. Утром Святитель Николай был изведен из темницы, ему возвратили епископский сан.

       И еще много-много подвигов и трудов совершил великий подвижник: известен случай, когда он помог безутешному вдовцу - выдать замуж его дочерей, или случай, когда купец прибыл с грузом хлеба в голодавший город, а Святитель Николай явился ему и велел изменить путь следования, и в руке купца при этом неожиданно оказалась золотая монета. Эти события вошли в житийные клейма на иконе Святителя Николая, как и чудесное избавление невинно осужденных. И не просто осужденных, а уже выведенных на казнь. Святитель остановил руку палача с занесенным мечом. Вскоре открылась правота чудотворца...
       Это все известные чудеса. А сколько же их всего было при долгой праведной жизни Святителя! Бог весть. И сколько он оказывал людям благодеяний, сколько совершил исцелений, и всегда запрещал исцеленным разглашать о себе.

       Господь упокоил Своего праведника в шестой день декабря. И семьсот с лишним лет честные его мощи находились в его епархиальном городе - Мирах Ликийских. Но прошли времена сарацинских набегов на восточные пределы Римской империи. Город Миры превратился в пустыню. И только уцелел храм, где хранились мощи праведника. "Неужели, - вопрошает летописец древности, - великий архиерей не мог умолить Господа о спасении города? Конечно, мог. Но это бедствие было послано за грехи наши и должно было послужить нашему уврачеванию".
       В конце XI века жители итальянского города Бари перенесли - перевезли по морю - мощи Святителя к себе. Жители Мир Ликийских с плачем и скорбью провожали уплывавшую в далекую Италию святыню. В утешение им остались благоуханное миро и чудотворная икона святого.
       А среди драгоценных лампад у гробницы Святителя в Бари наиболее прекрасны русские лампады, дары русских царей и простых богомольцев.


Радуйся, яко тобою
отгонится рыдание,
Радуйся, яко тобою
приносится радование

       Перенесемся на Русь. Нигде нет такого почитания угодника Божия Николая Чудотворца, как у нас в России. И все ее народы глубоко чтут Святителя. Мне случилось быть у часовни Святителя Николая в Тункинской долине в Бурятии. Ее ставили казаки, говорит предание, но и ламаисты, и шаманисты благоговейно поклоняются "батюшке Михоле", или же по-монгольски - "Сагану Убукгуну" - седому, белому старику.
       И обязательно в любом городе или селе будет храм, или монастырь, или часовня, посвященные Святителю Николаю, в любом доме - святая икона его.

       А как праздновались Николины дни! Сколько поэзии за многие века накопило имя святого. Начиная с самых ранних памятников письменности. Вот идущая от устного народного творчества былина "Садко". Именно Николай Чудотворец говорит "богатому гостю" (гость в древнерусском языке - купец), не в меру веселящемуся:
       ...Бросай ты гусли звончаты:
       Расплясался у тебя царь морской,
       А сине море всколебалося,
       А и быстры реки
       разливалися,
       Топят много лодок, кораблей,
       Топят души напрасные,
       Того народу православного...
       А сколько примет, поговорок, пословиц о Николе Зимнем, о Николе Вешнем. Вот хотя бы немного: "Егорий с водой, Никола с травой", "Сена у дурня - до Юрья, а у разумного - до Николы", "До святого Николы не сей гречки, не стриги овечки". "На Николу зима с гвоздем ходит", "На Николу иней - к урожаю", "Никольский торг цены строит", "Никола Зимний лошадь на двор загонит, а Никола Вешний лошадь откормит..."
       И много народных песен о Святителе. Когда мы шли Никольским крестным ходом, старушки часто пели дорогой бесхитростное, помогающее идти песнопение, в котором повторялись сердечные слова: "О Святитель, наш Угодник, Чудотворец Николай, рабам грешным, недостойным, руку помощи подай". А Святитель отвечает: "Вы идите, не горюйте, вот вам правая рука. Вера чистая, святая, вас ведет прямо туда". Туда, то есть к месту обретения чудотворной иконы. Сразу замечу, что Покровский собор на рву, храм Василия Блаженного на Красной площади, долгое время назывался Никольским, по имени чудотворной Великорецкой иконы, принесенной в Москву при Иване Грозном.

       Славят Святителя и духовные вирши: "Никола - имя знаменито, победе тезоименито, побеждает агаряны, утешает христианы". Славят и народные стихи, распевавшиеся некогда каликами перехожими, слепцами: "Егда кто Николая любит, егда кто Николаю служит, тому святой Николае на всяк час помогае. Николае! Егда кто к нему прибегает, егда кто в помощь призывает, тому святой Николай всегда помогает. Николае!..."
       Воспевали Святителя и дети. На Николу Зимнего были своеобразные колядки, возрождаемые ныне: "Микола, Микола, святитель, Можайский, Зарайский, морями проходитель, землям исповедник. А знают Миколу неверные орды. А ставят Миколе свечи воску яры, кануны медвяны. А ему, свет, слава, слава - держава, во всю его землю, во всю подселенну, слава доныне и века. Аминь!"


Радуйся, яко тобою
от вечныя смерти
свобождаемся,
Радуйся, яко тобою безконечныя жизни
сподобляемся

       Совсем недавно, совсем еще близки времена хрущевских гонений на Церковь. Да и в семидесятых, при Брежневе, партийные атеисты зарабатывали на хлеб тем, что боролись с Богом, существование Которого отвергали. С кем же они боролись? Вот книга, выходившая несколькими изданиями: "Николин день", автор - Григорий Суглобов. Автор, наверное, еще жив. И не странно ли ему, что он еще жив, а дело его умерло! Кается ли он в таких, например, словах: "Неужели нам более дорог Николай Мирликийский и прочие вымышленные святые герои, которые заполнили церковный календарь и не дают почтить память настоящих героев, кому мы обязаны сегодняшним счастьем". Или такая большевицкая первобытность: "Пришел конец николиным и всем прочим святым дням. Этот процесс неотвратим. Всякие попытки церковников сохранить религиозные праздники в новом, социалистическом обществе обречены на провал. В далеком прошлом их породила жизнь первобытного человека, сегодня им выносит суровый приговор советская действительность. Сбросив земных царей, люди восстали против небесных... Церковный календарь вместе с Николаем-чудотворцем и другими святыми вносится в инвентарную книгу музейных редкостей..."
       И все это многими и многими изданиями и гигантскими тиражами. День и ночь крутились колеса печатных машин: тысячи и тысячи атеистических лекций читались по цехам, заводам, колхозам, леспромхозам; миллионы и миллиарды народных рублей проели и пропили атеисты, а в те же времена гонимые и обездоленные старушки шли и шли к Святителю, прося о заступничестве. И услышал Господь молитвы заступника нашего.
       Православная Церковь чтит Святителя Николая не только в мае и декабре (9 мая ст. ст. - перенесение мощей Святителя Николая в град Бари, 6 декабря ст. ст. - день преставления), но еженедельно воспоминает его в четверг, когда соборно, в храмах, или келейно читается или поется Акафист.
       Но и на всяком месте, во всякое время, из глубины сердец наших возносится благодарность Господу за то, что Он дал нам такого великого заступника и молитвенника. Слава Тебе, Господи! Слава тебе, Чудотворче святый Николае!


Радуйся, от бездны
греховныя человеки
избавляяй,
Радуйся, в бездну адскую сатану ввергай!

В. КРУПИН

       Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему Яже вещей Истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.