ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ | 12-2003 |
3 сентября - память святого Апостола от 70-ти Фаддея. Далее...
18 ноября 2003 года в конференц-зале Президиума Российской Академии наук состоялось вручение премий памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Торжественную церемонию открыл Президент Российской Академии наук Ю. С. Осипов. Напомнив, что эта премия присуждалась в 1885-1917 годах Российской Императорской академией наук, а в 1997 году была возрождена по инициативе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Ю. С. Осипов отметил: "За эти шесть лет возрос профессиональный уровень работ, которые представляются на конкурс. Макариевская премия вновь стала значимой наградой для российских ученых. Но значимость этой премии состоит не только в том, что в ее рамках проведены замечательные исследования по истории Российского государства, Русской Православной Церкви и Москвы, что в конкурсе принимают участие всемирно известные ученые. Самое главное, что общими усилиями мы преодолели искусственное разделение ученых на светских и церковных и сумели объединить их на ниве научного соработничества". Далее...
Многоуважаемый Юрий Сергеевич, Ваше Высокопреосвященство,
уважаемые дамы и господа, всечестные отцы,
дорогие братья и сестры!
Вот уже в четвертый раз мы собираемся для вручения премий памяти выдающегося отечественного ученого - митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова). Далее...
27 ноября 2003 года во Владивостоке прошел III (VII) Епархиальный миссионерский съезд под председательством архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина, в котором приняли участие 193 человека, в том числе 46 священнослужителей и 147 мирян. На съезд прибыли представители приходов епархии, пяти епархиальных монастырей, Епархиального Духовного училища, кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета, представители общественности. Возрождение традиции проведения миссионерских съездов, прерванной после 1917 года, началось в епархии в 1997 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения святителя Иннокентия (Вениаминова). В этот раз на съезд прибыло значительно больше участников, чем на два предыдущих форума. Во многом это объясняется активным привлечением мирян к делам миссии. Далее...
До 1917 года о Павло-Обнорском монастыре знали по всей России. Действительный член Императорского русского географического общества П. Н. Кузнецов в 1913 году писал: "...мне довелось воочию видеть множество самого разнообразного люда, ежедневно с глубокой верой притекавшего под сень раки преподобного, причем с особой радостью видеть немало молодежи и детей школьного возраста большими группами, под руководством старших". Так было... Далее...
Слова Акафиста Святителю Николаю не умолкают в душе. Помню его чтение в церкви и на улице и около источника, называемого Никольским, но особенно запомнилось одно, совсем недавнее, в бедном домике вятского села, когда мы шли с Великорецким крестным ходом. Шли уже пять дней. И к концу остановились на краткий отдых. Нас очень хорошо встречали. С нами был батюшка, еще молодой. Его усиленно потчевали, говоря: "Тебе, батюшка, надо трудиться много". Мы уже думали, что нам пора дать отдых натруженным лесной дорогой ногам. Но тут хозяйка как-то робко и даже виновато попросила: "А уж как бы, милые, акафистик Чудотворцу, уж хоть бы не пропеть - прочитать". Далее...
25 сентября 2003 года на 92-м году жизни преставился ко Господу старейший насельник Данилова монастыря схимонах Михаил (Карелин). Далее...
В первый день Пасхи 2002 года многочисленные родственники и друзья Веры Александровны поздравляли ее со столетним юбилеем. Она стала свидетельницей многих событий трагической истории России ХХ века. Юность ее прошла в Москве, где она окончила женскую Фишеровскую гимназию; там преподавались латынь и греческий и даже иногда в домовой церкви совершалось греческое богослужение. Далее...
Великое свершение христологических Соборов - уяснение главного догмата нашей веры, исконной веры Церкви в Сына Божия Воплотившегося (Ин. 1, 14). Но с эпохой Соборов связана и первая большая трагедия христианского мира - отпадение от Православной Церкви значительной части восточных христиан, образовавших особые общины "несториан" и "монофизитов", в наше время насчитывающие в целом не один десяток миллионов верующих. Поэтому Соборы представляют для нас интерес не только вероучительный, но и церковно-исторический. Далее...
Всякий раз, когда мы отмечаем столетие со дня рождения выдающегося человека, а тем более когда оно совпадает, как в данном случае, с 45-летием со дня кончины, это невольно обращает нас к прошлому - к тому, что является хоть и недавней, но уже историей. Современная жизнь стремительно увлекает нас вперед, перенося из эпохи в эпоху и погружая в немыслимые еще вчера ситуации, которые ставят перед нами новые задачи и заставляют искать ответы на вопросы, которые ранее не возникали. Скорость исторических перемен - несомненный знак нашего времени. Далее...
Священник Николай Павлович Недачин родился 7 мая 1874 года в селе Белоручье Смоленского уезда Смоленской губернии. Его отец, протоиерей Павел Васильевич Недачин, был настоятелем храма во имя Илии Пророка в селе Белоручье и благочинным округа; дед его, Василий Недачин, служил диаконом в церкви города Сычевки Смоленской епархии. Мать, Анна Филипповна, обладала богатым опытом народной медицины и очень многим оказывала врачебную помощь. Двор дома, в котором прошло детство Николая, был почти всегда уставлен подводами, на которых из разных мест привозили больных. Детей в семье Недачиных было семеро: шесть сыновей и дочь, всем им родители смогли дать хорошее образование. Далее...
В настоящее время по благословению настоятеля собора протопресвитера Матфея Стаднюка Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" готовит к изданию книгу об истории храма Богоявления Господня в Елохове и его прихода - обширный научный труд московских исследователей лауреата Макариевской премии профессора В. А. Любартовича и доктора филологических наук, главного научного сотрудника Государственного Исторического музея Е. М. Юхименко. Далее...
В середине судьбоносного IX века святой царь Борис I (852-889) прозрел высокую нравственную ценность Божественного Христова учения и в 865 году окрестил болгарский народ. Церковь канонизировала царя Бориса как святого, и он получил имя Креститель. Далее...