ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
12-2003

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Жизнеописание священника Николая Недачина, настоятеля храма Святителя и Чудотворца Николая в селе Сосницы Гжатского уезда
Смоленской губернии

1874-1918

       Священник Николай Павлович Недачин родился 7 мая 1874 года в селе Белоручье Смоленского уезда Смоленской губернии. Его отец, протоиерей Павел Васильевич Недачин, был настоятелем храма во имя Илии Пророка в селе Белоручье и благочинным округа1; дед его, Василий Недачин, служил диаконом в церкви города Сычевки Смоленской епархии. Мать, Анна Филипповна, обладала богатым опытом народной медицины и очень многим оказывала врачебную помощь. Двор дома, в котором прошло детство Николая, был почти всегда уставлен подводами, на которых из разных мест привозили больных. Детей в семье Недачиных было семеро: шесть сыновей и дочь, всем им родители смогли дать хорошее образование. Николая, младшего из сыновей, они в 1886 году определили в Смоленское Духовное училище, после которого он в 1890 году поступил в Смоленскую Духовную семинарию, окончил ее в 1898 году и был назначен преподавателем церковноприходской школы в селе Аселье Рославльского уезда2.
       Некоторое время учитель Николай Недачин не мог принять окончательного решения о выборе дальнейшего жизненного пути. Последняя четверть XIX столетия была временем, когда для детей духовенства открывался широкий доступ к получению светского образования и занятию выгодных государственных и коммерческих должностей, в то время как должность священно- или церковнослужителя в небогатом сельском приходе обеспечивала очень часто весьма скромное материальное и общественное положение. Поэтому светский путь избирали для себя очень многие дети из семей духовенства, не была исключением и семья Недачиных. Из шести братьев Николая только один, Нил, стал священником, продолжая служить на месте отца в селе Белоручье3; другие, получив высшее образование в Москве, избрали для себя светскую службу: Василий стал директором одной из московских гимназий4, Михаил - врачом в Москве5, Александр работал в Москве в коммерческом банке, Павел служил учителем гимназии в городе Ельце Орловской губернии6.
       После нескольких лет раздумий Николай Недачин принял решение посвятить себя пастырскому служению. 10 февраля 1900 года епархиальным распоряжением ему было предоставлено место священника при церкви в селе Сосницы Гжатского уезда7. 23 апреля 1900 года состоялся его брак с Еленой Городской, выпускницей Смоленского Епархиального женского училища8. 7 мая 1900 года в надвратной Одигитриевской церкви Смоленска епископ Смоленский и Дорогобужский Петр (Другов, † 1917-1918) рукоположил его во диакона, а 14 мая того же года в Успенском кафедральном соборе - во иерея к храму Святителя и Чудотворца Николая в селе Сосницы9.
       В Сосницкой церкви10 проходило все дальнейшее служение иерея Николая Недачина. Приход был небогатый, но очень дружный, о храме всегда заботились, священнику помогали. Людей в храм ходило много. В крестных ходах, устраивавшихся по праздникам, особенно в дни памяти Святителя Николая и святых мучеников Флора и Лавра, участвовали почти все жители входивших в приход деревень. В храме находилась местночтимая икона Святителя Николая, ростовая, древнего письма, украшенная серебряной ризой11. В богослужении участвовал хороший хор с регентом.
       Много сил отдавал священник Николай Недачин учительству в Сосницкой церковноприходской школе. Основанная замечательным пастырем и организатором школьного дела, прежним настоятелем Сосницкого храма иереем Иоанном Крапухиным12, школа считалась одной из лучших. В ней обучалось более ста детей, имелось общежитие на тринадцать человек для тех из них, кому зимой и осенью приходилось добираться из отдаленных деревень. Помимо обычных для церковноприходской школы предметов, в ней обучали переплетному делу, садоводству и огородничеству. Хор, составленный из учащихся школы, принимал участие в богослужении в своем храме и был хорошо известен в благочинии: его часто приглашали на праздники в соседние приходы13. Ежегодные епархиальные отчеты отмечали усердие в преподавании и заботу о школе иерея Николая Недачина14, в 1916 году он был удостоен права ношения камилавки15.
       Особенно любили прихожане своего священника за то, что, унаследовав от своей матери врачебные навыки, он безмездно лечил всех обращавшихся к нему окрестных жителей. Для крестьян зачастую это была единственная возможность получить врачебную помощь, так как ближайшая больница находилась на расстоянии тридцати километров. Также лечил он и своих детей, в семье их было трое16. После того как 20 марта 1908 года в возрасте 27 лет от внезапной болезни умерла его супруга, на него всецело легли заботы по их воспитанию. Помогали родственники: спустя некоторое время в Сосницы переселилась тетка по отцовской линии, шестидесятилетняя Александра Недачина, помогавшая вести хозяйство и ухаживать за детьми, заботившаяся о детях и после смерти отца Николая.
       События 1917-1918-х годов резко изменили условия жизни духовенства и поставили его перед необходимостью нести свое пастырское служение в условиях открытого противодействия и преследований со стороны власти.
       В ноябре 1918 года по всей губернии прокатилась волна стихийных крестьянских восстаний, не миновала она и Гжатского уезда. Мятеж в уезде длился несколько дней и был быстро подавлен. Карательная акция, проводившаяся при подавлении, была направлена в том числе и против духовенства, ложно обвиненного в причастности к организации восстания17. 5 (18) ноября 1918 года отряд латышских стрелков, направлявшийся с целью подавления мятежа из Калуги в Гжатск, проходя через Сосницы, расстрелял настоятеля храма священника Николая Недачина, второго священника Михаила Скворцова и учителя сельской школы Павла Доронина.
       Об обстоятельствах убийства священника Николая Недачина и учителя Павла Доронина сохранилось немало свидетельств современников и очевидцев18, о кончине священника Михаила Скворцова, к сожалению, воспоминаний не сохранилось - факт его расстрела был восстановлен на основании исследования документов19.
       Из воспоминаний известно, что о приближении к Сосницам карательного отряда местные жители узнали заранее. Многие из них решили уйти в лес и переждать там некоторое время, пока отряд не удалится. Священника Николая Недачина прихожане тоже уговаривали укрыться вместе с ними, но он отказался, сказав, что ему бояться нечего, так как он никому ничего плохого не делал. Опасения крестьян не были напрасными. После того как карательный отряд вошел в Сосницы, выстрелами на подступах к деревне рассеяв толпу собравшихся, солдаты направились к священническому дому, обстреляли его, вывели священника и укрытых в подполе детей, повели по направлению к храму. Жители деревни пытались просить за них красноармейцев, но безуспешно. Иерея Николая Недачина расстреляли около церковной ограды, на глазах у детей. Очевидцы рассказывали потом, что длинные волосы священника запутались в ветвях лиственницы, у которой его расстреляли, и тело, несмотря на выстрелы, никак не падало на землю. Здесь же убили выходившего из храма Павла Доронина20, затем сожгли церковь. В дневнике Лидии Недачиной, дочери священника, сохранилась запись, сделанная в те дни:
       "5 ноября 1918 г. ст. ст. убили красноармейцы папу! Ужасно, ужасно трудный скорбный день!..
       6 ноября папу похоронили на том месте, где и убили.
       3-й стрелковый латышский полк. Это был полк, который убил наше сокровище, нашу жизнь".
       Спустя некоторое время, когда солдаты ушли из деревни, прихожане сделали гроб и перезахоронили тело убитого настоятеля у алтаря церкви, на могиле поставили крест.
       Несмотря на то, что священник Николай Недачин не принимал никакого участия в народных волнениях, в местной печати его расстрел, как и расстрел священника Михаила Скворцова и учителя Павла Доронина, был представлен как наказание за вооруженное сопротивление советской власти. 23 ноября 1918 года в "Известиях Юхновского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов" была помещена заметка "Расстрел попов-мятежников", в которой говорилось:
       "За выступление против Советской власти в с. Сосницах расстреляны участники белогвардейского мятежа - два попа села Сосницы и учитель того же села Доронин. Церковь, школа, и поповские хоромы сожжены. Среди населения пострадавших нет"21.
       Областная газета "Западная коммуна" в номере за 26 ноября 1918 года оправдывала произведенные расстрелы тем, что при усмирении восстания погибли некоторые из красноармейцев. События, произошедшие в Сосницах, она излагала следующим образом:
       "В Юхновском уезде благодаря кулацкой агитации возникло восстание. Прибывшая латышская воинская часть (из Калужской губернии), лишний раз доказавшая свою преданность Советской власти, быстро ликвидировала мятеж. При усмирении кулаков погибло восемь товарищей из продовольственной армии Западной коммуны, они были посланы в одну восставшую волость, но за кровь товарищей продовольственников и шести латышей коммунистов поплатились жизнью десятки контрреволюционеров. В Сосницкой волости расстреляны все главари бунта. В том числе - три священника с крестом на груди стрелявшие в коммунистов... Нельзя не отметить революционную дисциплину в продовольственном отряде Западной коммуны, давшем обещание победить или умереть. Залогом этого обещания служит смерть восьми товарищей"22.
       Однако в самом скором времени, благодаря некоторому случайному обстоятельству (в статье оказались неожиданно задетыми интересы других лиц), эта газета вынуждена была признать, что дело обстояло иначе. В номере за 27 ноября она поместила письмо бывшего руководителя временного военно-революционного штаба Юхновского уезда Цигельмана, в котором тот писал:
       "Товарищ редактор.
       В газете "Западная коммуна" от 26 ноября за № 277 помещена статья под заглавием "Белогвардейский мятеж", в которой указано, что при усмирении кулацкой банды погибло 8 волонтеров-продовольственников и 6 латышей коммунистов, что необходимо заметить следующее: 8 волонтеров-продовольственников вместе с 6-ю коммунистами станции Темкино были посланы узнать о положении в Сосницкой волости, которых и захватили белогвардейцы в плен и обрекли их расстрелу; благодаря же прибывшего подкрепления белогвардейская банда была рассеяна и во время бегства которой успели благополучно освободиться наши пленники, после чего и выясняется, что при усмирении восстания потерь с нашей стороны не оказалось..."23.
       Воспоминания старожилов и немногие дошедшие до нашего времени архивные документы свидетельствуют о необычайной сплоченности общины Сосницкой церкви и высокой религиозной настроенности крестьян волости. После того как церковь в Сосницах была сожжена карательным отрядом, прихожане в течение двух месяцев поставили на прежнем месте новую деревянную церковь, почти таких же размеров. Спустя некоторое время, 10 декабря 1918 года, Сосницкий волостной исполком принял решение выплатить детям священника Николая Недачина компенсацию за отобранную в Уездпромком лошадь из средств, собранных с населения24. А за несколько дней до восстания, 10 ноября, когда в Сосницкой волости был назначен митинг по поводу празднования годовщины революции, состоялось собрание граждан волости в количестве 256 человек, которые отказались участвовать в митинге, "заявив единогласно неудовольствие по поводу удаления икон из здания волостного Совета". Иконы были повешены обратно, решено было ходатайствовать перед Юхновским уездным исполкомом об оставлении их на месте, так как, говорилось в протоколе собрания, "население волости все без исключения исповедует православную веру и не желает удаления таковых"25. Может быть, именно эта религиозная сплоченность населения и была главной причиной расстрела священнослужителей и сожжения храма. Ведь в деревне Сосницы красноармейцы разыскивали и приговорили к расстрелу только служителей Церкви - священников и учителя, бывшего в свое время псаломщиком; диакона тоже искали, но не нашли. Были еще убитые, но они пострадали, как вспоминали местные жители, когда солдаты на подступах к деревне выстрелами рассеивали толпу собравшихся. Их могилы, обнесенные заборчиками, так и были потом разбросаны на местах убиения за деревней.
       События, произошедшие в Сосницах в ноябре 1918 года, не остались неотмеченными в церковных документах того времени. Как известно, в конце 1918 - начале 1919 года в составе Высшего Церковного Управления работала Делегация для защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви, которая занималась сбором сведений о гонениях на Церковь и давала им церковную оценку. Делегация продолжила деятельность существовавшей в составе Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов Комиссии о гонениях на Православную Церковь26. На основании сведений, поступавших с мест от епархиального начальства, Комиссия Священного Собора, а затем Делегация Высшего Церковного Управления вели "Список лиц, пострадавших за веру и Церковь в дни гонений на них"27. В последний из известных списков (от 15 августа 1919 года)28 включены имена двадцати пяти пострадавших за веру клириков и мирян Смоленской епархии, в том числе священников Николая Недачина и Михаила Скворцова29.
       После расстрела в 1918 году служителей Сосницкого храма во вновь построенной церкви служил иеромонах Илия (Картавцев), живший в выкопанной им самим землянке30, диаконом продолжал служить Василий Рослов (позднее служил в Сосницах священником)31, псаломщиками были Тимофей Васильев и Павел Жуков32. По воспоминаниям местных жителей, еще некоторые другие священнослужители проживали в землянках за селом, в селе жили также несколько монахинь и юродивый Филиппушка. Позднее в храме служили диакон Феодор Крюков (бывший потом священником в селе Курашево) и псаломщик Алексей Лебедев (1920-е годы)33, священник Гавриил Клитин (1930-е годы)34.
       Последующие годы стали для причта Сосницкого храма, как и для причтов десятков тысяч русских храмов, временем исповедничества. Священники Гавриил Клитин и Феодор Крюков были расстреляны в 1937-1938 годах, псаломщик Тимофей Васильев осужден к лишению свободы в 1930 году, был репрессирован и иеромонах Илия (Картавцев)35. В конце 1930-х годов храм в Сосницах был закрыт. Судьба последнего служившего в нем священника Василия Рослова неизвестна.
       Во время Великой Отечественной войны через село Сосницы восемь месяцев проходила линия обороны русских войск. Несмотря на то, что храм использовался как очень удобный ориентир для немецкой артиллерии (он стоял на крутом высоком берегу реки Вори и был виден издалека), наши войска не решились его уничтожить, но частыми бомбардировками и артиллерийскими обстрелами противника храм и сама деревня Сосницы были разрушены до основания. После войны деревня уже не восстановилась. В настоящее время здесь находится кладбище, где хоронят жителей окрестных сел. В 1999 году на месте захоронения священника Николая Недачина установлен крест.

ПРИМЕЧАНИЯ

       1 Протоиерей Павел Васильевич Недачин родился 4 ноября 1830 г. в г. Сычевке, в 1853 г. окончил Смоленскую духовную семинарию, с 1853 по 1855 г. был в ней преподавателем, 6 августа 1855 г. рукоположен во иерея ко храму во имя Илии Пророка села Белоручье Смоленского уезда. В 1890 г. был возведен в сан протоиерея, назначен благочинным. Имел многие церковные награды, в 1895 г. награжден орденом св. Анны III степени. В 1897 г., после 43 лет служения в священном сане, когда тяжелая болезнь ног приковала его к постели, вынужден был оставить службу в храме и был определен за штат с назначением пенсии. Скончался 15 апреля 1901 г. (см.: Поднесение иконы и адреса протоиерею с. Белоручья, Смоленского уезда Павлу Васильевичу Недачину // Смоленские Епархиальные ведомости. 1900. №7. С. 396-400; Краткое описание церквей Смоленской епархии / сост. свящ. Александр Санковский. Вып. 1. Смоленск, 1898. С. 70-71; Смоленские епархиальные ведомости. 1890. С. 309; 1897. С. 572; 1898. С. 697; Памятная книжка Смоленской губернии за 1855 год. С. 31; Русский Провинциальный Некрополь. М., 1996 (Река времен. Кн. 4). С. 278).
       2 См.: Смоленские Епархиальные ведомости. 1888. С. 519; 1891. С. 594; 1897. С. 728; 1898. С.623; 1900. С. 187.
       3 См.: Смоленские Епархиальные ведомости. 1899. С. 1294; 1303; 1900 (прибавление к № 24). С. 69; 1902. С. 1394; 1903. С. 1496; 1500.
       4 Василий Павлович Недачин (1863-1936), филолог по специальности, окончил Московский университет, с 1880 г. служил преподавателем в московских гимназиях, с 1901 до 1918 г. был директором Московской гимназии им. И. и А. Медведниковых. Получил звание действительного статского советника, был почетным членом Московского археологического общества, директором "Товарищества Варваринских торгов". После революции эмигрировал, стал основателем и директором Русской гимназии в Париже (см.: Богуславский М. Гимназия для "детей Арбата" // Учительская газета. 1996. Приложение к № 7. С. 2; Мнухин Л. К 80-летию со дня основания Русской гимназии в Париже. Нужный очаг русской культуры // Русская мысль. Париж, 2000. 5 окт. (№ 4335); Христофорова Н. В. Российские гимназии XVIII-XIX веков. Москва, 2001; Проект организации учебно-воспитательной части гимназии им. И. и А. Медведниковых в Москве / Сост. Н. А. Цветков и В. П. Недачин. Москва, 1900).
       5 Михаил Павлович Недачин окончил Смоленскую Духовную семинарию, затем медицинский факультет Московского университета. Был ассистентом известного профессора Захарьина, частнопрактикующим врачом. В конце жизни работал в Московской Пресненской больнице, где умер во время эпидемии тифа в 1918 году.
       6 Павел Павлович Недачин окончил филологический факультет Московского университета, был преподавателем русского языка, автором учебников по литературе.
       7 См.: Смоленские Епархиальные ведомости. 1900. № 4. С. 187.
       8 Елена Дмитриевна Городская (1880-1908) также происходила из духовного сословия Смоленской губернии, Смоленское Епархиальное женское училище окончила в 1897 году. Ее отец, Дмитрий Климентович Городский (1840-1890), преподавал в этом училище, а также в Рославльском и Смоленском Духовных училищах русский и греческий языки, русскую историю, географию и арифметику, был учителем музыки и регентом Успенского собора. Некоторое время исправлял должность помощника смотрителя училища, был членом училищного правления. Награжден орденами св. Станислава и св. Анны III степени. Похоронен в Авраамиевском монастыре в Смоленске (см.: Памяти А. Я. Пашина и Д. К. Городского, умерших преподавателей Смоленского Духовного училища // Смоленские Епархиальные ведомости. 1890. № 12. С. 552- 558). Дед Елены Дмитриевны по отцовской линии - диакон церкви в селе Покинич Рославльского уезда Климентий Городский, прадед - протоиерей той же церкви Стефан Полубинский (1800-1864). Дед по материнской линии - протоиерей Михаил Алексеевич Грибоедов, большую часть жизни прослуживший в селе Подсосенки Юхновского уезда.
       9 См.: Смоленские Епархиальные ведомости. 1900. С. 513.
       10 Церковь эта имела два престола: во имя Святителя и Чудотворца Николая (зимний храм) и святых мучеников Флора и Лавра (летний храм) - и являлась одним из древнейших деревянных храмов Смоленской губернии. Построена в 1735 году усердием прихожан. По официальным данным за 1898 год, в приход Сосницкой церкви входили 27 сел, находившихся на расстоянии от 1 до 8 верст, прихожан насчитывалось 3852 человека (см.: Краткое описание церквей Смоленской епархии. С. 225-226; Архив Института истории материальной культуры (ИИМК РАН). Ф. 4. Д. 842).
       11 Архив ИИМК РАН. Ф. 4. Д. 842. Л. 10.
       12 См. о нем: Некролог священника Иоанна Сергеевича Крапухина // Смоленские Епархиальные ведомости. 1900. С. 1162-1169; Краткое описание церквей Смоленской епархии. С. 225- 226.
       13 См.: Отчет о состоянии церковных школ в 1915-1916 гг. // Смоленские Епархиальные ведомости. 1916. С. 463; 467; 519; 521; Смоленские Епархиальные ведомости. 1897. С. 735-737.
       14 См.: Отчет о состоянии церковных школ в 1915-1916 гг. С. 478-479.
       15 См.: Смоленские Епархиальные ведомости. 1916. № 10. С. 256.
       16 Павел, Лидия и Василий (родились в 1903, 1905 и 1907 годах).
       17 См.: Степанов П. С. Борьба за укрепление Советской власти в Смоленской губернии в 1917-1920 гг. Смоленск, 1957. С. 75-77.
       18 В первую очередь, это воспоминания Лидии Николаевны Недачиной (1903-1995), дочери священника; Полины (Пелагии) Степановны Недачиной (1903-2003), жены его старшего сына; Марии Степановны Павловой (1911-2001), жительницы села Сосницы, а также других родственников и жителей села Сосницы и близлежащих деревень.
       19 Сделать заключение о расстреле в то же время в Сосницах священника Михаила Скворцова позволяют следующие данные:
       1) ко времени октябрьского переворота он служил в Сосницах (см., например: Смоленские Епархиальные ведомости. 1914. № 7. С. 119);
       2) имя священника Смоленской епархии Михаила Скворцова упоминается в списках пострадавших за веру и Церковь Делегации Высшего Церковного Управления для защиты пред правительством имущественных и иных прав Православной Церкви (см. далее);
       3) в заметке, помещенной в "Известиях Юхновского Совета..." (см. далее) сообщается о расстреле двух священников села Сосницы и учителя Доронина.
       20 Павел Иванович Доронин родился около 1870 года, в 1891 году окончил Смоленскую Духовную семинарию, с 1892 года служил в Сосницах псаломщиком и учителем церковноприходской школы. После того как в 1918 году школа перешла в ведение Наркомпроса, продолжал работать в ней учителем (см: Краткое описание церквей Смоленской епархии. С. 225-226; Известия Гжатского Совета Крестьянских, Рабоч. и Красноарм. Депутатов. 1918. 1 сентября (№ 50). С. 3-4). К сожалению, не имеется достаточно данных, чтобы определить, продолжал ли он в это время исполнять должность псаломщика (формально, по новым советским законам, церковное служение было несовместимо с преподаванием в светской школе).
       21 Известия Юхновского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1918. 23 ноября (№ 55). (В 1918 году село Сосницы относилось к Юхновскому уезду). См. также перепечатку в "Западной коммуне" от 3 декабря 1918 года (№ 283. С. 2).
       22 Западная коммуна: Известия исполнительного комитета Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Западной Коммуны и Смоленского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов. 1918. 26 ноября (№ 277). С. 2.
       23 Западная коммуна. 1918. 27 ноября (№ 278). С. 2 [Сохранена орфография оригинала].
       24 См: Протокол № 25 заседания Сосницкого волостного исполкома от 10 декабря 1918 года // Государственный архив Калужской области [далее - ГАКО]. Ф. 1290. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 71.
       25 См: Протокол № 21 собрания граждан Сосницкой волости от 10 ноября 1918 года // ГАКО. Ф. 1290. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 65-65об.
       26 См.: Протокол № 8 заседания Комиссии о гонениях на Православную Церковь от 28 августа/10 сентября 1918 года // Российский государственный архив [далее - РГА]. Ф. 3431. Д. 560. Л. 45-47.
       27 См.: Отдел рукописей Российской государственной библиотеки [далее - ОР РГБ]. Ф. 257. П. 9. Ед. хр. 9. Л. 1-2; 5-8; РГА. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 417; 443-445; Следственное дело Патриарха Тихона: Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. Москва, 2000. С. 451-495. (Вначале назывался "Список лиц, пострадавших за веру и Церковь в дни нынешней смуты").
       28 Хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в фонде одного из членов Делегации Степана Григорьевича Рункевича (Ф. 257).
       29 См.: ОР РГБ. Ф. 257. П. 9. Ед. хр. 9. Л. 5-8. См. также: Святая Русь. Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (1917-1997) // История Русской Церкви. Т. IX. М., 1997. С. 681.
       30 См: ГАКО. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 54; Ед. хр. 2. Л. 150; Ед. хр. 3. Л. 119. Илья Иванович Картавцев родился в 1858 году, до революции был насельником Старорусского монастыря Новгородской епархии.
       31 См: ГАКО. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 54; Ед. хр. 2. Л. 150; Ед. хр. 3. Л. 117 об.; Краткое описание церквей Смоленской епархии. С. 225-226. Василий Алексеевич Рослов родился в 1869 году, служил в Сосницах псаломщиком с 1890 года, затем диаконом, с 1921 года - священником.
       32 См: ГАКО. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 1. Л. 54; Ед. хр. 2. Л. 150.
       33 См: ГАКО. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 3. Л. 118; 119.
       34 См: По праву памяти. Книга памяти жертв незаконных политических репрессий. Смоленский мартиролог: А-Я. Т. 1. Смоленск, 2001; Электронная картотека жертв политических репрессий Смоленской области, 1917-1953 годы (представлена на официальном интернет-сайте Администрации Смоленской области); Смоленские Епархиальные ведомости. 1917. № 8. С. 164-165. Священник Гавриил Петрович Клитин родился в 1874 году в селе Баринове Юхновского уезда, до революции служил в селе Дрожжине того же уезда.
       35 См: Электронная картотека жертв политических репрессий Смоленской области; По праву памяти. Книга памяти жертв незаконных политических репрессий. Смоленск, 2001. Священник Гавриил Петрович Клитин был расстрелян 25. 01. 1938, Федор Митрофанович Крюков - 11. 09. 1937.

Игумен ИАННУАРИЙ (Недачин),
Московское подворье Спасо-Преображенского
Соловецкого монастыря

Елена Городская,
супруга священника
Николая Недачина
Смоленск
Начало XX века

Иерей Николай Недачин
с детьми: Павлом, Лидией,
Василием (справа налево)
Село Сосницы
10-е годы XX века

Священник Николай Недачин
Село Сосницы. Около 1918 года

Протоиерей Михаил Грибоедов,
дед Елены Городской,
с сыном и внуком
Около 1874 года

Страница из записной книжки
Лидии Недачиной,
дочери священника,
с записью, сделанной в день расстрела -
5 (18) ноября 1918 года

Газетная заметка о расстреле
служителей храма
села Сосницы

Крест на месте захоронения
священника Николая Недачина
Май 1999 года