|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
40 лет священнической хиротонии
архиепископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония
22 марта 2004 года управляющий Кемеровской епархией Высокопреосвященный архиепископ Софроний отметил сорокалетие со дня своей священнической хиротонии. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 40-летием служения в священном сане Святейший Патриархом Московским и всея Руси Алексием он был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени.
Кузбасский архипастырь (в миру Дмитрий Иванович Будько) родился 3 октября 1930 года в деревне Бордевка Высоковского района Брестской области, в верующей патриархальной семье. В то время Брестская область в соответствии с мирным договором 1921 года входила в состав Польши.
В семилетнем возрасте поступил в начальную школу, где преподавание велось на польском языке. Помимо обычных школьных предметов приходской священник преподавал детям Закон Божий. Особое удовольствие мальчику доставляло посещение богослужений в местной церкви пророка Божия Илии, которая действует и поныне.
После введения в Белоруссию в 1939 году советских войск пришел конец польскому владычеству, но началось другое, еще более тяжкое: почти после каждой ночи деревня не досчитывалась одного-двух своих земляков, а то и целой семьи. Их отправляли либо в Сибирь, либо на Север или Дальний Восток. Возникла угроза "раскулачивания" и для трудолюбивой многодетной семьи Будько. Лишь мудрость дедушки спасла семью...
Вскоре началась Великая Отечественная война. Уже к рассвету 22 июня 1941 года гитлеровские войска продвинулись на значительное расстояние от белорусской границы в глубь страны. Началась оккупация. Так проходило детство будущего архипастыря...
В ноябре 1950 года двадцатилетний Дмитрий был призван в армию. Его армейская служба прошла в радиолокационных войсках Северного военно-морского флота. После прохождения курса молодого матроса был определен на службу в особую секретную роту командиром отделения механиков. За хорошую службу получил назначение на офицерскую должность преподавателя электротехники и двигателей внутреннего сгорания.
После демобилизации в 1954 году стал готовиться к поступлению в Минскую Духовную семинарию. Несмотря на то, что Церковь была в те годы гонима и государство ставило всевозможные препоны желавшим поступить в Духовную школу, конкурс в семинарию был большой: семь человек на место. Дмитрий Будько был в десятке первых поступивших в семинарию. Учился он по первому разряду и был в числе лучших учеников. Это дало ему возможность по окончании семинарии в 1959 году поступить в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую Дмитрий Будько благополучно окончил в 1963 году с ученой степенью кандидата богословских наук за работу "Богослужение Великого Четвертка в его историческом развитии".
Студенческая юность была небольшой передышкой перед грядущими трудностями. Шли 1960-е годы. Хрущевская "оттепель" для Церкви оказалась лютой зимой. Закрывались храмы, оставались без места годами служившие, обремененные семьями батюшки. Что же говорить о совсем молодом кандидате в священники...
Позднее в своей автобиографии Владыка напишет: "Бездомным странником искал я по городам и весям свой храм. Зимой в демисезонном пальтишке, купленном по случаю окончания академии, мерз на улицах незнакомых городов, отогревался в магазинах, трясся на багажных полках вагонов, недоедал... Кроме того, я боялся ареста "за тунеядство", так как тогда действовал хрущевский закон, согласно которому не трудоустроенного в течение трех месяцев человека отправляли в места не столь отдаленные. Этот закон широко применялся властями для расправы с инакомыслящими. В связи с этими обстоятельствами, осложнявшими жизнь, я, проживая в одном месте, официально вел переписку с епархиями о трудоустройстве с другого..."
Наконец по Божией воле и при участии добрых людей - профессора Николая Дмитриевича Успенского и секретаря Святейшего Патриарха Пимена Даниила Андреевича Остапова - Дмитрий получил направление в Новосибирскую епархию.
21 марта 1964 года архиепископом Кассианом (Ярославским, † 1990) Дмитрий Будько был рукоположен во диакона, 22 марта того же года, в день памяти сорока мучеников Севастийских, - во пресвитера. До 1 июля 1966 года служил в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска, затем в Ильинском храме в городе Осинники Кемеровской области. 15 апреля 1968 года вновь был назначен на служение в новосибирский Вознесенский кафедральный собор. В феврале 1972 года на Новосибирскую кафедру прибыл Преосвященный епископ Гедеон (Докукин, † 2003), 1 мая 1972 года своим указом назначивший иерея Дмитрия Будько настоятелем Вознесенского кафедрального собора Новосибирска и благочинным Новосибирской области.
Всецело занятый делами благочиния и реконструкцией вверенного ему храма, ревностный пастырь не обращал внимания на свое состояние, а здоровье его ухудшалось... 4 июня 1974 года он перенес серьезную полостную операцию, вызвавшую осложнения. Из больницы вышел только через три месяца. Врачи рекомендовали покой, а затем - оформление инвалидности. Но при малейшем улучшении самочувствия пастырь стремился в храм. Реконструкция Вознесенского собора отвлекала его от болезни.
В 1978 году Высокопреосвященный Гедеон назначил клирика Димитрия Будько еще и благочинным церквей Тувы. Ему также довелось участвовать в реконструкции Никольского храма в городе Болотное Новосибирской области, открывать приходы в городах Черепаново, Искитим, Купино, Бердск, Барабинск, Куйбышев, Маслянино и других.
С октября 1980 года по май 1985 года протоиерей Димитрий Будько трудился секретарем Новосибирского Епархиального управления, совмещая с этим обязанности настоятеля Вознесенского кафедрального собора и благочинного Тувимской автономной области.
В апреле 1984 года он овдовел, у него остались маленькая дочь и сын, служивший в те годы в армии. Но эта тяжелая утрата не разрушила гармонии в душе священнослужителя, лишь сильнее стала жажда служения Богу. Батюшка полностью погрузился в работу и в ней находил утешение.
В 1989 году митрополит Гедеон своим указом освободил протоиерея Димитрия от обязанностей настоятеля Вознесенского кафедрального собора и назначил настоятелем Александро-Невского собора в Новосибирске.
В то время Александро-Невский собор еще не был передан Новосибирской епархии, в нем предполагалось разместить областную консерваторию. Но уже были собраны 35 тысяч подписей жителей Новосибирска в пользу передачи собора Православной Церкви. В 1990 году полуразрушенный собор наконец-то был возвращен Церкви. В нем сразу стали совершаться богослужения и начались реставрационные работы. В мае 1991 года Александро-Невский собор уже был готов к освящению.
Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода от 7 мая 1991 года протоиерею Дмитрию Будько, клирику Новосибирской епархии, было определено стать епископом Томским, викарием Новосибирской епархии, - по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита. Он был пострижен в монашество с наречением имени Софроний в Троице-Сергиевой Лавре и 12 мая 1991 года Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита.
15 мая 1991 года Святейший Патриарх Алексий, прибывший с пастырским визитом в Новосибирскую епархию, освятил отреставрированный Александро-Невский храм и накануне престольного праздника Вознесения Господня совершил чин наречения архимандрита Софрония (Будько) во епископа. 16 мая 1991 года, в самый день праздника, за Божественной литургией состоялась его хиротония во епископа Томского, викария Новосибирской епархии.
11 июня 1993 года, когда Священным Синодом было принято решение об образовании Кемеровской епархии, епископ Софроний был назначен временно управляющим новообразованной епархией, а в ноябре того же года был утвержден ее правящим архиереем.
За годы служения Владыки Софрония в Кемеровской епархии было сделано очень многое. Если в 1993 году в епархии числились 62 прихода, 79 священников, 8 диаконов, 15 воскресных школ, 6 церковных библиотек, две домовые церкви в двух исправительных колониях, то соответствующие данные на 1 января 2004 года таковы: в Кузбассе действуют 256 приходов, совершают служение 190 священников и 19 диаконов, работают 202 воскресные школы, открыты 292 церковные библиотеки, в 27 исправительно-трудовых учреждениях действуют домовые храмы, часовни, молельные комнаты.
С 1994 года в епархии работает Кемеровский филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института. В том же году в Новокузнецке открыто Духовное училище во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которое в настоящее время планируется преобразовать в Духовную семинарию.
В областном центре в 1997 году на основе трехстороннего договора между Кемеровской епархией, отделом образования городской администрации и средней общеобразовательной государственной школой № 79 была открыта первая за всю историю Кузнецкой земли государственная православная школа.
При областных институтах усовершенствования учителей в Кемерове и Новокузнецке организованы курсы православной педагогики, слушателями которых являются преподаватели гуманитарных дисциплин средних и специальных государственных учебных заведений. При больницах многих городов и населенных пунктов области имеются часовни или домовые церкви. Активно действуют православные братства и сестричества.
В Кемеровской епархии стало традицией проводить в теплое время года массовые благотворительные крещения. Самыми "рекордными" стали 1997 и 1998 годы, когда Таинство Крещения приняли 32 000 и 34 884 человека соответственно. Причем в течение года количество крещений в храмах не уменьшалось.
Ведется духовно-просветительная работа на телевидении, радио, в периодических изданиях. Так, областная газета "Кузбасс", орган издания администрации Кемеровской области, уже восьмой год сотрудничает с Кемеровской епархией и ежемесячно выпускает газету-вкладыш "Золотые купола" тиражом 29 тысяч экземпляров.* * *
За цифрами и перечнем достижений скрывается неустанная работа правящего архиерея. В первый год своего служения на новообразованной кафедре он объехал почти все даже самые отдаленные приходы: знакомился с духовенством, налаживал контакты с представителями местной власти, общался с членами Приходских советов, прихожанами, на месте уврачевывал конфликты и призывал к миру и созиданию. Настоятельно рекомендовал священнослужителям в кратчайшие сроки формировать церковные библиотеки, открывать воскресные школы, создавать сестричества, организовывать книжные киоски, делать все возможное для духовной поддержки кузбассовцев, переживавших в те годы экономические трудности и политические потрясения.
Владыка активно вел прием граждан. Он по-отечески относился к каждому посетителю. По его распоряжению Кемеровская епархия оказывала финансовую помощь множеству людей, лишившихся в те годы работы, социальных гарантий, пенсий, детских пособий. Он всех жалел и всем сострадал.
Жизнь требовала, чтобы священнослужители были как можно лучше подготовлены к выполнению своей миссии. В те тяжелые годы, когда люди теряли почву под ногами, Церковь уврачевывала их души и вселяла в них надежду. Именно благодаря взвешенному руководству Владыки Софрония Кемеровская епархия в те годы со своей задачей справилась. Люди стали активно посещать храмы, их жизнь наполнилась высоким духовным содержанием.
Необходимо затронуть и еще одну сторону епархиальной жизни - сотрудничество светской и духовной власти.
Для осуществления этого благого намерения губернатор Кузбасса Аман Гумирович Тулеев и архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний подписали договор о сотрудничестве между Кемеровской епархией и областной администрацией. Этот договор открыл двери для миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в медицинских и образовательных учреждениях, в системе ГУИН, МВД, в военных частях. Договор позволил государству найти в лице Церкви верного помощника в делах милосердия, благотворительности и социального служения.
Губернатор Кемеровской области А. Г. Тулеев представил епископа Кемеровского и Новокузнецкого Софрония к награде "Почетный гражданин области". Эта награда была вручена пять лет назад, в дни празднования 55-летия Кемеровской области. Отношения правящего Владыки и главы Кузбасса складывались на основе уважения и любви. Аман Гумирович Тулеев, искренне переживающий за Кузбасс и кузбассовцев, сразу расположился к Владыке Софронию, почувствовав в нем такого же, как он, сострадательного и государственно мыслящего человека. Правящий архиерей по-отечески относится к губернатору и благодарит его за все благие дела, которые он совершает для Русской Православной Церкви.
В этой небольшой публикации мы не могли рассказать обо всех сторонах многогранной и многотрудной работы, которую неустанно ведет наш правящий архиерей. Он не имеет выходных дней, уже несколько лет не был в отпуске. Вся его жизнь посвящена Церкви и людям. Для всех нас он является примером истинного служения Богу, терпения, смирения, христианской любви и милосердия.Протоиерей
Димитрий МОШКИН,
Н. ГУБАНОВА