ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ | 04-2004 |
Возлюбленные о Господе Преосвященные собратья архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, иноки и инокини, братья и сестры во Христе - верные чада нашей Святой Православной Церкви! Сердечно приветствую каждого из вас такими долгожданными и такими жизнеутверждающими словами: Далее...
Сердечно приветствую Вас с ликованием о Господе, воскресшем от гроба и даровавшем нам надежду Жизни Вечной. Далее...
В Европе снова неспокойно. В Косове в результате массового насилия тысячи сербов вынуждены покинуть свои дома и бежать за пределы края. На земле, которая является колыбелью сербского народа и Сербской Церкви, снова страдают невинные люди, уничтожаются бесценные памятники культуры, разрушаются храмы и монастыри, в которых столетиями возносились молитвы о мире всего мира. Далее...
В заседании Священного Синода 25 марта 2004 года под председательством Патриарха Далее...
11 апреля 2004 года, в праздник Святой Пасхи Христовой, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил череду пасхальных богослужений в Храме Христа Спасителя. Далее...
2-4 марта 2004 года в Москве, в конференц-зале гостиничного комплекса "Даниловский" проходил II Межрелигиозный миротворческий форум. В его работе приняли участие более трехсот человек, представлявших традиционные религиозные общины всех стран Содружества Независимых Государств. Далее...
Приветствую вас на благословенной Московской земле, уже второй раз принимающей высокое собрание традиционных духовных лидеров стран Содружества Независимых Государств. Далее...
Второй раз ведущие духовные лидеры стран Содружества Независимых Государств встречаются на высшем уровне. За прошедшие со времени I Межрелигиозного миротворческого форума четыре года произошло немало драматических событий, которые подвергли серьезному испытанию мирное сосуществование последователей традиционных религий. Мир встал перед реальной угрозой глобального противостояния, которое провоцируется экономическими, политическими и социальными мотивами, обостряющими религиозные и культурные различия. В этой ситуации важным фактором, сдерживающим столкновение цивилизаций, становится общая миротворческая позиция лидеров ведущих религиозных традиций, которая выработалась благодаря развивающемуся диалогу религий. Далее...
Мы, духовные лидеры стран Содружества Независимых Государств, свидетельствуем о том, что в полной мере сохранили и приумножили многовековые традиции межрелигиозного сотрудничества. Уровень нашего взаимопонимания в настоящее время позволяет выйти за рамки периодических межрелигиозных конференций и подняться на более высокую ступень совместной деятельности. Далее...
22 марта 2004 года управляющий Кемеровской епархией Высокопреосвященный архиепископ Софроний отметил сорокалетие со дня своей священнической хиротонии. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 40-летием служения в священном сане Святейший Патриархом Московским и всея Руси Алексием он был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Далее...
Во время визита Святейшего Патриарха Алексия в древний Дмитров, состоявшего 31 августа 2003 года, в одной из речей, произнесенных в день торжества на Дмитровской земле, Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: "Часто мы вспоминаем слова древнего пророка: "время разрушать и время созидать, время разбрасывать камни и время собирать камни" (Эккл. 3, 3-5). Старшее поколение еще застало время, когда бездумно разбрасывались камни наших святынь. Но слава Богу, на рубеже веков и тысячелетий мы сподобились стать свидетелями созидания и собирания разбросанных камней. Да воздаст Господь сторицей всем тем, кто своими трудами возрождает порушенное". Далее...
Ныне сугубая радость всем христианам и веселие миру неизреченное ради наступившего праздника, вместо скорби прежде бывшего таинства. Какая же была скорбь предшествовавшего таинства? Пред вчерашним днем Господь наш Иисус Христос как человек был распинаем, а как Бог помрачил солнце и преложил луну в кровь, и тьма была по всей земле; как человек, возопив, испустил дух, а как Бог потряс землю и распались камни; как человек был прободен в ребра, а как Бог раздрал пополам завесу древнего закона! Как Агнец излиял Свою кровь вместо агнцев, закалаемых в пустыне для жертвы, и принес Собою жертву Богу Отцу за спасение всего мира; как человек был положен во гробе, а как Бог освятил олтарь Церкви из язычников; как царь был охраняем стражами и запечатленный лежал во гробе, но как Бог чрез ангельские воинства вещал бесовским силам в твердыне ада: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы" (Пс. 23, 7). Далее...
Для украшения праздника Церковь требует великого учителя и мудрого проповедника, а мы нищи словом и мутны умом и не имеем огня Святого Духа на сложение душеполезных словес. Впрочем, любви ради сущих со мною братий малое нечто скажем о поновлении Воскресения Христова. А вы с прилежанием послушайте. Далее...
Одним из самых ярких представителей древнерусской литературы домонгольского периода является святитель Кирилл, епископ Туровский, живший в XII веке. Автор его жития называет его "другим златословесным учителем, в России паче всех возсиявшим, который святым и пресветлым учением своим просветил концы российския" [6, с. 296]. Сохранилось большое число рукописей XIII-XVII веков, содержащих его произведения [28, с. 218], что говорит о широком признании его творчества на протяжении последующих веков. Слова святителя Кирилла, уже вскоре после его преставления попадают в сборники проповедей "Торжественник" и "Златоуст", включающих в себя поучения самых почитаемых отцов Церкви, и читаются с амвона в соответствующие дни церковного календаря. Не было забыто и молитвенное творчество святителя. Далее...
Музыкальная культура Русской Церкви начиная с середины XVIII века определяется художественными особенностями петербургского и московского направлений. Московская школа выступает против усложненного итальянского стиля, воспринятого певцами Придворной певческой капеллы Петербурга. Московская музыкальная традиция церковного пения во многом связана с деятельностью Синодального хора, который был создан на основе Хора патриарших певчих дьяков. Директором Московского Синодального училища церковного пения был заведующий кафедрой истории русского церковного пения Московской консерватории С. В. Смоленский. Традиции С. В. Смоленского и А. Д. Кастальского были продолжены выдающимся представителем московской музыкальной школы П. Г. Чесноковым (1877-1944). Далее...
В апреле нынешнего года во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства проходила выставка, посвященная русской пасхальной открытке. В основу экспозиции были положены частные коллекции открыток А. А. Мелитоняна, В. В. Петракова, Р. В. Полчанинова (Нью-Йорк, США), П. Д. Цуканова, С. И. и Е. С. Шиманко, а также открытки эмигрантских авторов - К. Н. Подушкина и архимандрита Киприана (Пыжова). Далее...