ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2004

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Памяти композитора П. Г. Чеснокова

       Музыкальная культура Русской Церкви начиная с середины XVIII века определяется художественными особенностями петербургского и московского направлений. Московская школа выступает против усложненного итальянского стиля, воспринятого певцами Придворной певческой капеллы Петербурга. Московская музыкальная традиция церковного пения во многом связана с деятельностью Синодального хора, который был создан на основе Хора патриарших певчих дьяков. Директором Московского Синодального училища церковного пения был заведующий кафедрой истории русского церковного пения Московской консерватории С. В. Смоленский. Традиции С. В. Смоленского и А. Д. Кастальского были продолжены выдающимся представителем московской музыкальной школы П. Г. Чесноковым (1877-1944).
       Павел Григорьевич Чесноков родился 12 октября 1877 года в поселке Новый Иерусалим под Москвой, в семье регента. В семилетнем возрасте он поступил в Московское Синодальное училище церковного пения, где учился девять лет, окончив его в 1895 году с золотой медалью.
       В 1901-1904 годах П. Г. Чесноков был помощником регента Синодального хора, а годом ранее стал управлять хором в московском храме Святой Троицы, что на Грязех. В 1913 году он поступил в Московскую консерваторию, в класс композиции выдающегося русского музыканта С. И. Танеева. В 1917 году хор Чеснокова пел на Литургии при интронизации Святейшего Патриарха Тихона. В 1920-1944 годах П. Г. Чесноков - профессор Московской консерватории. Таковы некоторые вехи жизненного пути композитора.
       Он входил в плеяду замечательных церковных музыкантов предреволюционной поры. Это был композитор, регент, деятель церковно-певческого дела. Среди его работ - аранжировки различных хоровых сочинений, обработки уставных распевов, оригинальные композиции.
       Сочинения П. Г. Чеснокова отличаются стилистическим своеобразием и удобны для исполнения. Его труд "Записки регента" со временем был переработан в книгу "Хор и управление им", по которой многие поколения регентов овладевали мастерством хорового исполнительства. Книга вышла в советское время.
       Что же касается музыкальных произведений композитора, то справедливо замечание диакона Андрея Нефедова: "В отличие от сочинений, написанных до 1917 года, ничему из написанного Чесноковым в заключительный период творчества не суждено было увидеть свет".
       24 сентября 1977 года в Московской Духовной академии состоялся первый вечер, посвященный памяти композитора П. Г. Чеснокова. На вечере выступил заведующий регентским классом Н. В. Матвеев. Он отметил, что характерной особенностью творчества П. Г. Чеснокова "является высокое религиозное вдохновение, задушевность, глубокое раздумье и созерцательность. Как церковный композитор Чесноков является одним из самых известных и популярных. Нет такого православного русского хора, который не исполнял бы произведений Чеснокова, звучных, с ясной декламацией текста и изобразительностью музыки, с широкой обработкой церковных мелодий, с преобладанием в музыке народного характера. Его переложения древних церковных распевов - это не обычное гармоническое сопровождение мелодии, а скорее художественная реставрация, дающая возможность понять и прочувствовать всю красоту древнего подлинника".
       В 2002 году было защищено кандидатское сочинение диакона Андрея Нефедова на тему "Церковно-певческое наследие П. Г. Чеснокова" (Сергиев Посад, 2002). В последнее время письменное наследие композитора (его переписка, а также дневниковые записи), которое оставалось неизвестным, публикуется в различных изданиях.
       14 марта 2004 года в Регентской школе при Московской Духовной академии было отмечено шестидесятилетие со дня кончины знаменитого композитора. После вечернего богослужения в семинарском храме во имя преподобного Иоанна Лествичника преподаватель Регентской школы игумен Михаил (Борей) совершил заупокойную литию по почившем композиторе.
       В выступлениях учащихся был освещен жизненный путь композитора, рассказано о многогранном музыкальном даровании русского самородка. Выступления перемежались исполнением его музыкальных произведений. Прозвучали песнопения в однородном, смешанном и сольном исполнении, которые органично дополняли выступления участников встречи, представляя не только композиторский талант музыканта, но и его жизненный путь. На вечере присутствовали преподаватели Московских Духовных школ, братия Троице-Сергиевой Лавры, учащиеся, гости. Также была подготовлена выставка фотографий и нотных изданий П. Г. Чеснокова.

Архимандрит МАКАРИЙ
(Веретенников)