ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
04-2004

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

Русская пасхальная открытка

       В апреле нынешнего года во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства проходила выставка, посвященная русской пасхальной открытке. В основу экспозиции были положены частные коллекции открыток А. А. Мелитоняна, В. В. Петракова, Р. В. Полчанинова (Нью-Йорк, США), П. Д. Цуканова, С. И. и Е. С. Шиманко, а также открытки эмигрантских авторов - К. Н. Подушкина и архимандрита Киприана (Пыжова).
      
       В 1874 году на почтовом конгрессе в Берне (Швейцария) представители двадцати двух государств учредили Всемирный почтовый союз и подписали всеобщую почтовую конвенцию, которая утверждала единые почтовые тарифы и таксы, давала свободу пересылки транзитной почты и многое другое, устраняя помехи, мешающие развитию международного почтового обмена. В том числе был установлен и стандартный размер открытого письма: 90 х 140 мм, просуществовавший полстолетия.
       Иллюстрированная почтовая карточка шагнула сначала в быт горожанина, а затем и сельского жителя. Ее популярности способствовали и низкая цена, и то, что с ее помощью можно было не только поздравлять с праздником своих близких, родных и друзей, но ее можно было еще и коллекционировать, расширяя свои знания в различных областях, например в искусстве, географии и т. д.
       Широко распространившиеся в Европе открытые письма быстро вошли в моду и в России. В связи с этим нельзя не остановиться на деятельности по изданию открытых писем московской общины Красного Креста во имя святой мученицы Евгении. За двадцать лет своего существования эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия в начале XX века, выпустила открытки 6 406 названий и самого разнообразного содержания.
       Среди них были работы известных русских художников: Л. Бакста, А. Бенуа, И. Билибина, А. и В. Васнецовых, М. Добужинского, Б. Кустодиева, В. Маковского, А. Остроумовой-Лебедевой, Н. Рериха, И. Репина и многих других. Цена таких открыток была очень невелика: пять копеек за черно-белую и десять - за цветную, и продавались они во всех книжных и канцелярских магазинах, на почте, в станционных лавках.
       Практически каждый издатель, каждая типография, печатня или фотосалон, занимавшиеся в России производством почтовых карточек, выпускали открытки к православным праздникам, в первую очередь к Святой Пасхе. Сюжеты пасхальных открыток были разнообразными, но, как правило, связанными с народными пасхальными традициями.
       Невозможно представить себе этот светлый праздник без кулича, творожной массы с изюмом в виде усеченной пирамиды (пасхи), без разноцветных и искусно расписанных яиц, без целующихся (только в этот день можно было прилюдно поцеловаться - похристосоваться - с любым даже малознакомым человеком).
       Все эти праздничные приметы широко использовались художниками для открыток. Чаще всего изображались пасхальные яйца: и на праздничных столах, и в руках целующихся детей, и в орнаментах, искусно стилизованных под древнерусскую роспись (художник Б. В. Зворыкин).
       Однако сколько бы ни выпускалось в России поздравительных открыток, какие разнообразные сюжеты ни были запечатлены на них, их всегда не хватало, ведь каждому хотелось послать близкому человеку открытку оригинальную, совершенно отличную от других.
       Поэтому поздравительные открытки, и пасхальные в том числе, часто заказывались за рубежом, в основном в Германии и Австрии. Однако, несмотря на привычные крашеные яйца и куличи, изображаемые на них, а также на русский текст, воспринимались эти открытки как нечто чужое, завозное. Вместо золотых церковных куполов и колоколен среди зеленеющих кустов и букетиков изображались островерхие башни протестантских кирх и католических костелов, одежда и вид персонажей на этих открытках имели нерусский отпечаток, и даже в образах веселых птичек и зверушек явно проглядывало что-то иностранное.
       После революции 1917 года огромная масса русских людей оказалась в эмиграции. Они всеми силами старались сохранить свою русскость, привычный уклад и строй жизни. Многие только оказавшись за границей поняли, каким бесценным сокровищем является родная православная вера. Православные храмы стали для них центрами, вокруг которых строилась вся жизнь. Православные праздники отмечались торжественно и с любовью ко всем деталям.
       Одним из центров изготовления и распространения открыток стал Париж, где выпускались открытки штучной работы. За кисть подчас брались люди, не являвшиеся профессиональными художниками. Одним из таких открыточных дел мастеров был Константин Николаевич Подушкин - ротмистр 18-го гусарского Нежинского полка.
       Рисовал ли К. Н. Подушкин открытки в первые годы своего изгнания в Сербии, неизвестно, но, перебравшись после Второй мировой войны в Соединенные Штаты Америки, он успешно стал заниматься там открыточным делом.
       Еще один известный мастер, работавший в этом жанре, - архимандрит Киприан (в миру - Кирилл Дмитриевич Пыжов). Кирилл Пыжов родился в Петербурге 7 (20) января 1904 года. От матери, Александры Константиновны Стринской, окончившей Московское училище живописи и ваяния и работавшей художницей в студиях Маковского, Поленова, Перова и других художников, он унаследовал страсть к рисованию. За свою жизнь архимандрит Киприан расписал четырнадцать храмов и написал множество картин.
       Кроме того, он создал семьдесят восемь рисунков для пасхальных открыток и рисунки для складных карточек.

Е. ШИМАНКО