ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
07-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Краткая летопись Тихвинского Успенского Богородицкого мужского монастыря

XVI век

       Основание монастыря по указу Иоанна Грозного (1560) на месте чудесного явления в 1383 году образа Пресвятой Богородицы. К новому монастырю отходит соборный Успенский храм, выстроенный в камне в 1510-1515 годах. Построена деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с большой деревянной трапезной и колокольней. А также поварня, просфорня, келлии для братии, каменные двухпролетные святые врата с церковью Вознесения Господня (1593).

XVII век

       Восстание тихвинцев и иноков против шведского гарнизона. Многомесячная осада и штурмы монастыря шведами; сражения, чудесным образом окончившиеся полной победой русских и освобождением Тихвинского края (1613-1614). Заключение мира со шведами (1617), дальнейшее строительство и укрепление обители. Оформление основного каменного ансамбля. Развитие в его стенах иконописания, ювелирного дела, ремесел. Дарование сана архимандрита Тихвинскому настоятелю (1651). Введение монастыря в состав "степенных", то есть участвующих в заседаниях Церковно-государственных соборов, с назначением ему между обителями русскими степени 29-й (1690-е годы).

XVIII век

       Посещение монастыря императором Петром I (1717), императрицей Елизаветой Петровной (1747). Учреждение духовных штатов, присвоение монастырю статуса второклассного (1764). Кратковременный упадок. Возрождение монашеской жизни усилиями Петербургского митрополита Гавриила и назначенного им настоятелем (1788) архимандрита Игнатия из Санаксарского монастыря. Посещение монастыря императором Павлом I (1798).

XIX век

       Замена деревянных башен и крепостных стен на каменные. Устройство в древних надвратных башнях церквей Святителя и Чудотворца Николая и Тихвинской иконы Божией Матери. Посещение монастыря императорами Александром I (1823) и Александром II (1858). Перевод монастыря в разряд первоклассных (1852). Чудо исцеления тихвинского мещанина Боровского (1856) и строительство на месте события (1860-1865) часовни "на крылечке" (архитектор Н. Бенуа). Празднование 500-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери в России (1883).

ХХ век

       Работы по расчистке явленного образа реставратором Г. Чириковым, изучение и фиксирование ее первоначального вида (1910). 300-летний юбилей снятия осады Тихвинского монастыря (1913). Изъятие большевиками из монастыря драгоценной ризы и других ценностей (1922). Закрытие монастыря (1924). Прекращение богослужений в Успенском соборе (1931). Вывоз немцами чудотворной иконы и других предметов из Успенского собора во Псков (1942). Перемещение чудотворной иконы в Ригу, передача ее архиепископу Иоанну (Гарклавсу). Отбытие семьи Гарклавсов с иконой в Германию, далее в Чехию и снова в Германию (1944-1945). Переезд в США (1949), начало служения в Чикаго (1950-е). Кончина архиепископа Иоанна (1982). Возобновление монашеской жизни в Тихвинском Богородицком Успенском мужском монастыре, начало богослужений в Успенском соборе (1995). Переговоры со Священноначалием Русской Православной Церкви о возвращении святыни в Россию. Окончательная договоренность о возвращении иконы в 2004 году.

Тихвинский монастырь в первые годы советской власти

       В первые годы советской власти Тихвинский монастырь разделил печальную участь многих русских обителей.
       Первоначально монастырь был преобразован в трудовую артель. В 1919 году Комиссия по изъятию церковных ценностей описала предметы, содержащие золото, серебро и драгоценные камни, а на 1922 год приходится первая акция по изъятию монастырских ценностей, в том числе драгоценной ризы чудотворной иконы.
       Первоначально риза была увезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями - в Ейск, где ее следы затерялись.
       Монастырь был закрыт в 1924 году. На его территории разместилась воинская часть, некоторые помещения были переданы Тихвинскому краеведческому музею.
       Успенский собор после закрытия монастыря действовал как приходской храм, но в 1931 году богослужения в нем были прекращены, а имущество национализировано.
       В 1924 году в городе обсуждался вопрос о перенесении чудотворной иконы из пустующего собора в музей, но жители города активно выступили против этого.

В годы Великой Отечественной войны

       В годы Великой Отечественной войны Тихвин стал ареной ожесточенных боев с немецко-фашистскими захватчиками, стремившимися замкнуть второе кольцо блокады вокруг Ленинграда. В ноябре 1941 года Тихвин был оккупирован. Фашисты были хорошо осведомлены о ценных реликвиях, хранившихся в занятых ими городах, и потому вынесли находившуюся в Успенском соборе чудотворную икону еще во время боев за Тихвин.
       В начале 1942 года предметы искусства, захваченные в Тихвине, были отправлены немцами в Псков, куда свозились ценности из Новгорода и пригородов Ленинграда. Чудотворная икона хранилась в Пскове в оружейной комнате военно-полевой комендатуры.
       Каждое воскресенье икону привозили в Троицкий кафедральный собор для богослужений, а вечером возвращали на место.
       В 1942 году икону передали Псковской Православной миссии. По воспоминаниям свидетелей, это событие происходило при большом стечении людей. К зданию, где хранилась икона, пришли крестные ходы из действующих храмов. Немецкий офицер вынес икону, ее приняли иподиаконы и на специальных носилках общим крестным ходом понесли к Троицкому собору. На соборной площади был сооружен помост, и икону положили на стоявший там аналой.
       4 апреля 1944 года немцы начали постепенную эвакуацию похищенных ценностей в Ригу для последующей транспортировки на территорию Германии.
       В Латвии чудотворная икона Божией Матери была торжественно встречена епископом Рижским Иоанном (Гарклавсом) и установлена сначала в храме Рождества Христова, а затем в Троице-Сергиевом монастыре.
       В конце лета 1944 года в связи с наступлением советских войск епископ Иоанн выехал в Либаву (Лиепаю). Вскоре туда была привезена Тихвинская икона, которую поместили в городском Троицком соборе. Для многих людей, покидавших тогда Советский Союз, латвийский город Лиепая был последним пристанищем на родине. По воспоминаниям очевидцев, богослужения в храме проходили при большом стечении верующих, перед чудотворным образом постоянно совершались молебны.
       В сентябре 1944 года архиепископ Иоанн покинул Латвию вместе со своей престарелой матерью и приемным сыном Сергеем. Тихвинская икона, сопровождавшая их в долгом путешествии, стала той гонимой святыней, которая разделила участь многих русских людей, лишившихся родины, крова, уверенности в завтрашнем дне.
       Вспоминая о сложных обстоятельствах вынужденного путешествия, приемный сын Владыки Иоанна, отец Сергий Гарклавс, говорил, что им казалось, будто их, хранителей иконы, постоянно сопровождали Ангелы. В городах, куда в войну попадала икона, богослужения проходили с особым душевным подъемом.
       Первым пристанищем Владыки Иоанна и его спутников был Данциг, затем они переехали в Прагу, в чешский город Яблонец, где их застало окончание войны.
       В 1945 году группа православных священников во главе с архиепископом Иоанном (Гарклавсом) обратилась к Святейшему Патриарху Алексию I с просьбой о содействии в возвращении иконы в СССР, однако ответа не получила. В том же году они переехали в западную часть Германии, где в течение четырех лет жили в лагерях беженцев.
       По словам отца Сергия, Владыка Иоанн, переходя из лагеря в лагерь, служил молебны перед иконой, утешая и укрепляя духовно тех, кто оказался за пределами родины.

Чудотворная икона в Америке

       В 1949 году Владыка Иоанн прибыл в Бостон. Некоторое время он жил в Нью-Йорке, а в 1950-х годах поселился в Чикаго, где служил настоятелем Свято-Троицкого собора вплоть до своей кончины в 1982 году.
       После смерти архиепископа Иоанна икона перешла на хранение к его духовному наследнику - священнику Сергию Гарклавсу, служившему в том же храме в течение восемнадцати лет. Сейчас отец Сергий на покое, он принимает участие в воскресных и праздничных богослужениях.
       Всю свою жизнь отец Сергий посвятил хранению чудотворной иконы и воспитанию детей. После смерти Владыки Иоанна икона хранилась в доме отца Сергия и матушки Александры Гарклавс. У них пятеро детей и одиннадцать внуков. Старший сын Александр - православный священник в Нью-Йорке, дочь Ольга служит регентом в одном из храмов Чикаго.
       Покойный Владыка Иоанн благословил отца Сергия вернуть икону в Тихвинский монастырь, "когда не будет угрозы Православию".

В оформлении статей использованы открытки
из коллекций петербургских филокартистов
Е. П. Варакина и Н. П. Шмитта-Фогелевича

       Печатается в сокращении по: Тихвинская икона Божией Матери. Возвращение. СПб, 2004.

Хранитель Тихвинской иконы
протоиерей Сергий Гарклавс
и матушка Александра

Троицкая церковь в Чикаго,
где долгое время находился чудотворный образ
Открытка середины XX века

Звонница Тихвинского монастыря

Свято-Успенский Тихвинский монастырь