|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 08-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Обитель преподобного Стефана
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели
ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
Мф. 5, 16
В XIV веке, во времена святителя Московского Алексия, в эпоху становления российской государственности, в противовес княжеским междоусобицам и монгольскому разорению Руси рождается и крепнет дивная симфония государственной власти и Православной Церкви. Крепнет она народным раскаянием в грехах и молитвами преподобных отцов, монахов-отшельников, подвизавшихся в дебрях бескрайних северных лесов. Высота их покаянного подвига собирает вокруг них братства: так созидаются общежительные монастыри, несущие духовное просвещение народам России и способствующие их единению. Великими светильниками веры православной - преподобными Сергием Радонежским, Димитрием Прилуцким, святителями Стефаном, епископом Пермским, Дионисием, архиепископом Суздальским, и другими возносятся там слезные молитвы о спасении любимого отечества...
Тогда же прославился своими подвигами пустынножительства и преподобный Стефан Махрищский, ближайший духовный друг и собеседник Преподобного Сергия.
В 1353 году, спасаясь от "латынского зловерия", пришел он из Киево-Печерской Лавры в Москву и произвел глубокое впечатление на великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого, распознавшего в нем строгого и ревностного христианского подвижника. Несмотря на радушный княжеский прием, инок Стефан отказался водвориться в Москве и поселился в урочище реки Махры на Владимирской земле. Несколько лет провел преподобный Стефан в трудах и молитве, которым не суждено было остаться в тайне, ибо никто зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте... но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Лк. 11, 33). |
Надвратный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского |
|
Сестры обители в храме во имя преподобного Стефана Махрищского Пасха 2004 года |
Вместе со всеми пожелавшими жития иноческого и духовного окормления поставил он деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и не только получил благословение святителя Московского Алексия на ее освящение, но и был возведен им в сан игумена образовавшегося общежительного Свято-Троицкого монастыря. Воистину смиренным, кротким, любящим Господа и ближних сердцем окормлял он свою братию, трудясь на тяжелых послушаниях наравне с нею, свято исполняя введенный общежительный устав при полном личном нестяжании, имея в награду от Бога за свое усердие дар прозорливости и исцелений. Первый игумен Махрищский дожил до глубокой старости и почил в 1406 году, предузнав день своей кончины.
Крепкая духовная дружба связывала двух великих святых - преподобного Сергия и преподобного Стефана, так что даже факты их житий подобны друг другу. Оба - великие печальники Земли Русской, оба пользовались искренней любовью и почитанием великого князя Димитрия Донского, оба по зависти вражией вынуждены были оставить свои обители ради сохранения мира с ближними и в других местах (на Киржаче и Авнеге) основать новые, а затем возвратились к своей прежней братии. |
Рака с честными мощами святителя Суздальского и Тарусского Варлаама и преподобного Стефана Махрищского |
Махрищское урочище, увенчанное Троицким монастырем, словно древо, обильно плодоносило на ниве духовной, одаривая благодатью Божией всякого приходящего - от самого именитого до последнего нищего. Монастырь рос и укреплялся духовно и украшался внешне. Великий князь Димитрий Донской, особо почитая игумена Стефана за высоту его духовной жизни, радел об устроении обители, щедро одаривая ее земельными и лесными угодьями. Преподобный Стефан духовно наставлял не только великого князя, но и постриг в иночество преподобного Кирилла Белоезерского.
И по окончании своего земного пути сей угодник Божий не переставал пещись о чадах своих и по его молитвам не угасала в Махре иноческая лампада, несмотря на периоды спада жизни духовной. Игумен Варлаам, причисленный к лику святых Владимирской земли в 2001 году, будущий епископ Суздальский и Тарусский, начал в 1554 году заново возрождать обитель после опустошительного пожара XV века, возвращая к жизни прежде всего ее духовное начало, заложенное преподобным Стефаном. На личные пожертвования молодого царя Иоанна Васильевича Грозного был возведен новый каменный Троицкий храм, а немного позднее еще один - Стефанов, над обретенными мощами святого, явившими себя нетленными. Тогда же было установлено общецерковное его почитание. С благословения святителя Московского Макария усердием преподобного Варлаама и иноков Московского Свято-Данилова монастыря составляется служба преподобному Стефану, пишется его житие.
В период своего игуменства преподобный Варлаам приносит во Владимирские земли список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, и обитель становится хранительницей дивной святыни, перед которой народ из близлежащих сел возносит теплые свои молитвы и заступничеством Царицы Небесной получает избавление во время больших бедствий.
В Смутное время монастырь разоряется до основания польско-литовским нашествием и указом царя Михаила Федоровича в 1615 году приписывается к Троице-Сергиевому. Однако новое возрождение Стефано-Махрищского монастыря начинается много позднее, с конца XVIII века, и непосредственно связано с именем митрополита Московского Платона (Левшина), выдающегося богослова и проповедника, полюбившего тихую и уединенную молитвенную обитель и проводившего здесь несколько недель в году. Попечением Владыки Платона сооружается здесь каменная ограда, братские корпуса, храмы во имя Преподобного Сергия Радонежского и Апостолов Петра и Павла, перестраивается Троицкая церковь.
Была сооружена она в два этажа, по образцу Преображенского храма Спасо-Вифанского монастыря, который строился также попечением Преосвященного Платона. В верхнем этаже располагался главный придел - Троицкий, в нижнем - придел во имя святителя Иоанна Златоуста. Слово на освящение Троицкого собора произнес молодой учитель риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Московский Филарет.
В течение всего XIX века монастырь еще более благоустраивается. Строится часовня над могилой святителя Варлаама, возводится трехъярусная колокольня над Троицкой церковью, заводится оранжерея, строятся конный и скотный дворы. В 1900 году устраивается детский приют для бедных детей и церковноприходская школа. Стараниями иеромонаха Алипия активно пополняется библиотека, в том числе периодическими изданиями, такими, как "Русский паломник", "Кормчий" и т. п. Братии насчитывается в это время более ста человек.
Обители остается недолго благоденствовать - до 1922 года, с которого начинается долгий период разрушения, с уничтожением в 1942 году центральных храмов и последующей фактически полной утратой внешнего облика, когда казалось, что к прошлому уже нет возврата. Но человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26), - сказано в Евангелии.
В 1993 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия среди руин, лишь отдельные фрагменты которых указывали на изначальное предназначение этого места, первые матушки (среди которых была и будущая игумения Елисавета) вновь затеплили здесь иноческую лампаду в маленьком храме во имя Апостолов Петра и Павла. Так родилось подворье Александровского Успенского монастыря, которое в 1995 году получило статус самостоятельного монастыря. Стефано-Махрищский монастырь стал женским впервые за всю свою историю.
|
Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий за богослужением в обители преподобного Стефана |
Сегодня монастырь свято хранит устроение, заповеданное преподобным Стефаном, - полноту церковной службы и общежительный устав. Ежедневно двумя священниками совершается Божественная литургия, за которой молятся все сестры, лишь по ее окончании приступающие к своим послушаниям, ибо вместе с восстановлением внешнего благолепия обители должен возрождаться и внутренний храм человека.
Церковность как основа духовной жизни сестер (сейчас их пятьдесят), частые исповеди и Причащение Святых Таин, дающие насельницам истинную возможность блюсти себя по заповедям Христовым, ставятся во главу угла всего монастырского бытия. Об этом неустанно напоминает сестрам в своих беседах и проповедях Владыка Евлогий.
Его Высокопреосвященство любит и часто посещает свою обитель, совершает богослужения во все престольные праздники и памятные дни. Ни одно посещение Владыки не обходится без теплого общения архипастыря со своими чадами, а Великим постом Его Высокопреосвященство лично совершает монашеские постриги. И ничто так не дорого для души иноческой, как живое отеческое слово о трезвении и покаянии, напоминание об ответственности монашествующих за все, что даровано им Господом в этом спасительном убежище посреди бурного моря житейского, о необходимости воздать Творцу за все Его благодеяния стяжанием молитвы и христианских добродетелей.
А в повседневной жизни изо дня в день радеет о душевном устроении сестер матушка игумения Елисавета (Жегалова). Всегда найдется у нее время для каждой немощной духом, сомневающейся и заблуждающейся сестры. Через ее твердую веру и силу духа, неподдельную любовь ко всему монастырскому вливается во всех "расслабленных" благодатная сила, животворящая душу. Чувствуется влияние Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, где воспитывалась от юности своея будущая игумения Махрищская. И в советское время в Пюхтицкой обители сохранялась преемственность святоотеческих традиций. |
Настоятельница монастыря игумения Елисавета |
Стараниями матушки игумении постоянно пополняется прекрасная библиотека, которой охотно пользуются насельницы, организуются постоянные паломничества по святым местам (в Дивеево, на Валаам, в Пюхтицы) - словом, делается все возможное, чтобы в наше теплохладное время не угасло в иноческих душах пламя покаяния.
Несмотря на то, что сестры обители все очень разные - и по возрасту, и по душевному устроению, в монастыре преобладают простые, теплые отношения, которые особенно обнаруживают себя в дни торжеств, когда на праздничных трапезах звучат взаимные поздравления, исполняются концертные духовные песнопения. Этой семейной атмосферой легко проникаются все присутствующие и нередко "официальные" гости переходят в разряд искренних благоустроителей сего дома молитвы.
Эту защиту истинно родительского крова два года назад почувствовали девочки из мирского приюта, расположившегося неподалеку от обители, на берегу озера. Чутки детские сердца к истинному добру, которого в полноте без Церкви быть не может, ибо в ней обитает Живой Господь. В один из морозных зимних вечеров, с непокрытыми головами, в чем были, пришли они в монастырь насовсем, отказавшись от сытого, но бездушного благополучия за счет иностранных спонсоров, готовые претерпевать бытовые трудности и лишения поднимающейся обители наравне со взрослыми сестрами. И за такое упование Господь щедро одарил детей: и корпус для них чудом быстро устроился, и есть в нем сейчас самое необходимое.
В Евангелии Христос учит: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но забыла об этом начальница приюта, не осознала, видимо, что Православие не игра, а способ жизни; попыталась воспрепятствовать посещению воскресных богослужений, стала настраивать детей против сестер, а поплатилась полной потерей их доверия. Встретила отпор и искреннее исповедание ими православной веры. Не сразу улеглись страсти: начались угрозы и матушке, и сестрам. Грозили, что детей отберут и даже насильно вернут вконец спившимся родителям, которые уже не способны даже сохранить жизнь своему ребенку. Но по слезным детским молитвам Матерь Божия, преподобный Стефан и, верно, батюшка Алипий - первый устроитель приюта дореволюционного - не дали этому совершиться.
По традиции девочки воспитываются в монастыре, не вступая в состав сестричества, получают светское образование в местной общеобразовательной и музыкальной школах, находятся под постоянным медицинским наблюдением и получают необходимое лечение, но одновременно воспитываются и церковно, неукоснительно посещая воскресные и праздничные богослужения и участвуя в Церковных Таинствах.
Отеческим тщанием протоиерея Николая Бабенко и иерея Олега Михайлова дети учатся разрешать свои духовные проблемы и тем самым по-настоящему, с помощью Божией, трудятся над своей душой.
Сейчас в приюте уже четырнадцать девочек от трех до пятнадцати лет под непосредственным началом монахини Амвросии (педагога по образованию) и ее помощницы, молодой инокини Иустины. Это большая дружная семья, где старшие с завидным терпением и строгой любовью относятся к малышам, а те, в свою очередь, платят им нежной привязанностью.
Так же, как и все насельницы, живут они в постоянных трудах, никогда не бывая праздными и всегда готовые радостно откликнуться на любой зов матушки и сестер о помощи. В большие праздники и горячую пору огородных и садовых работ юные воспитанницы легко жертвуют своим досугом и любимыми утешениями ради помощи загруженным, усталым сестрам.
Отрадно видеть, как преобразились теперь лица вчерашних беспризорниц благодатью Святого Причастия и посильного молитвенного труда. Сердца их молятся втайне о своих бедных, заблудших родителях, о благодетелях, сестрах и любимой матушке. Девочки будут пребывать здесь до своего полного совершеннолетия, когда смогут осознанно сделать выбор дальнейшего жизненного пути.
Возвращение Махрищского монастыря из небытия невозможно было бы без благодетелей и жертвователей, чьи сердца откликнулись на зов Божий. Сотрудники концерна "Росэнергоатом", его бывший президент Ераст Николаевич Поздышев и нынешний - Олег Макарович Сараев, генеральный директор НПО "Новые транспортные технологии" Алексей Владимирович Ламанов и его супруга Ирина Вячеславовна, Владимир Евгеньевич и Елена Юрьевна Сухановы, Виталий Иванович Даниленко - все эти люди серьезно воцерковляющиеся, смиренно, в простоте сердца молящиеся в любимой ими обители о том, чтобы их жертва была принята Богом, и тем самым по-настоящему осознанно участвующие в возрождении духовности отечества нашего. Так благотворили Церкви наши православные предки, благодаря Господа за то, что Он сподобил их совершить богоугодное дело.
27 июля 2003 года Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому монастырю исполнилось 650 лет. Десять лет назад трудно было даже помыслить о том, что это юбилейное торжество будет происходить на фоне такого благолепия обители, с восстановленными храмами и корпусами, среди бархата газонов и обилия цветников, где сама природа уподобилась райскому саду под действием сестринских трудов, освященных благодатью.
Это святое место охраняется молитвами преподобных Стефана и Варлаама Махрищских, Преподобного Сергия Радонежского, но незримо посещает его и преподобный Серафим, Саровский чудотворец, икона которого с частицей мощей мироточила в день закладки воссозданного Стефановского храма и в день освящения возрожденного храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. Все святые чудесно связаны между собой пред Лицем Божиим и являют связь эту здесь, на земле, - для укрепления веры нашей, оскудевшей в период безбожия.
"Не знаем, сколько еще отпущено нам времени Спасителем для возрождения и благоденствия, - размышляет вслух матушка Елисавета, - но дерзаем надеяться, что будет оно всем нам во спасение. Уповаем на заступничество Царицы Небесной, преподобного Стефана и всех угодников Божиих, особым промыслом с нашей обителью связанных".Монахиня Мария (Подкаминная),
насельница Стефано-Махрищской обители
|
Воспитанницы монастырского приюта со своими духовными наставниками |