ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
08-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Обитель преподобного Стефана

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели
ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.

Мф. 5, 16

      

       В XIV веке, во времена святителя Московского Алексия, в эпоху становления российской государственности, в противовес княжеским междоусобицам и монгольскому разорению Руси рождается и крепнет дивная симфония государственной власти и Православной Церкви. Крепнет она народным раскаянием в грехах и молитвами преподобных отцов, монахов-отшельников, подвизавшихся в дебрях бескрайних северных лесов. Высота их покаянного подвига собирает вокруг них братства: так созидаются общежительные монастыри, несущие духовное просвещение народам России и способствующие их единению. Великими светильниками веры православной - преподобными Сергием Радонежским, Димитрием Прилуцким, святителями Стефаном, епископом Пермским, Дионисием, архиепископом Суздальским, и другими возносятся там слезные молитвы о спасении любимого отечества...
       Тогда же прославился своими подвигами пустынножительства и преподобный Стефан Махрищский, ближайший духовный друг и собеседник Преподобного Сергия.
       В 1353 году, спасаясь от "латынского зловерия", пришел он из Киево-Печерской Лавры в Москву и произвел глубокое впечатление на великого князя Иоанна Иоанновича Кроткого, распознавшего в нем строгого и ревностного христианского подвижника. Несмотря на радушный княжеский прием, инок Стефан отказался водвориться в Москве и поселился в урочище реки Махры на Владимирской земле. Несколько лет провел преподобный Стефан в трудах и молитве, которым не суждено было остаться в тайне, ибо никто зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте... но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет (Лк. 11, 33).

Надвратный храм во имя Преподобного Сергия Радонежского

Сестры обители в храме во имя преподобного Стефана Махрищского
Пасха 2004 года

       Вместе со всеми пожелавшими жития иноческого и духовного окормления поставил он деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы и не только получил благословение святителя Московского Алексия на ее освящение, но и был возведен им в сан игумена образовавшегося общежительного Свято-Троицкого монастыря. Воистину смиренным, кротким, любящим Господа и ближних сердцем окормлял он свою братию, трудясь на тяжелых послушаниях наравне с нею, свято исполняя введенный общежительный устав при полном личном нестяжании, имея в награду от Бога за свое усердие дар прозорливости и исцелений. Первый игумен Махрищский дожил до глубокой старости и почил в 1406 году, предузнав день своей кончины.
       Крепкая духовная дружба связывала двух великих святых - преподобного Сергия и преподобного Стефана, так что даже факты их житий подобны друг другу. Оба - великие печальники Земли Русской, оба пользовались искренней любовью и почитанием великого князя Димитрия Донского, оба по зависти вражией вынуждены были оставить свои обители ради сохранения мира с ближними и в других местах (на Киржаче и Авнеге) основать новые, а затем возвратились к своей прежней братии.

Рака с честными мощами святителя Суздальского и Тарусского Варлаама
и преподобного Стефана Махрищского

       Махрищское урочище, увенчанное Троицким монастырем, словно древо, обильно плодоносило на ниве духовной, одаривая благодатью Божией всякого приходящего - от самого именитого до последнего нищего. Монастырь рос и укреплялся духовно и украшался внешне. Великий князь Димитрий Донской, особо почитая игумена Стефана за высоту его духовной жизни, радел об устроении обители, щедро одаривая ее земельными и лесными угодьями. Преподобный Стефан духовно наставлял не только великого князя, но и постриг в иночество преподобного Кирилла Белоезерского.
       И по окончании своего земного пути сей угодник Божий не переставал пещись о чадах своих и по его молитвам не угасала в Махре иноческая лампада, несмотря на периоды спада жизни духовной. Игумен Варлаам, причисленный к лику святых Владимирской земли в 2001 году, будущий епископ Суздальский и Тарусский, начал в 1554 году заново возрождать обитель после опустошительного пожара XV века, возвращая к жизни прежде всего ее духовное начало, заложенное преподобным Стефаном. На личные пожертвования молодого царя Иоанна Васильевича Грозного был возведен новый каменный Троицкий храм, а немного позднее еще один - Стефанов, над обретенными мощами святого, явившими себя нетленными. Тогда же было установлено общецерковное его почитание. С благословения святителя Московского Макария усердием преподобного Варлаама и иноков Московского Свято-Данилова монастыря составляется служба преподобному Стефану, пишется его житие.
       В период своего игуменства преподобный Варлаам приносит во Владимирские земли список чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, и обитель становится хранительницей дивной святыни, перед которой народ из близлежащих сел возносит теплые свои молитвы и заступничеством Царицы Небесной получает избавление во время больших бедствий.
       В Смутное время монастырь разоряется до основания польско-литовским нашествием и указом царя Михаила Федоровича в 1615 году приписывается к Троице-Сергиевому. Однако новое возрождение Стефано-Махрищского монастыря начинается много позднее, с конца XVIII века, и непосредственно связано с именем митрополита Московского Платона (Левшина), выдающегося богослова и проповедника, полюбившего тихую и уединенную молитвенную обитель и проводившего здесь несколько недель в году. Попечением Владыки Платона сооружается здесь каменная ограда, братские корпуса, храмы во имя Преподобного Сергия Радонежского и Апостолов Петра и Павла, перестраивается Троицкая церковь.
       Была сооружена она в два этажа, по образцу Преображенского храма Спасо-Вифанского монастыря, который строился также попечением Преосвященного Платона. В верхнем этаже располагался главный придел - Троицкий, в нижнем - придел во имя святителя Иоанна Златоуста. Слово на освящение Троицкого собора произнес молодой учитель риторики Московской Духовной семинарии Василий Дроздов - будущий святитель Московский Филарет.
       В течение всего XIX века монастырь еще более благоустраивается. Строится часовня над могилой святителя Варлаама, возводится трехъярусная колокольня над Троицкой церковью, заводится оранжерея, строятся конный и скотный дворы. В 1900 году устраивается детский приют для бедных детей и церковноприходская школа. Стараниями иеромонаха Алипия активно пополняется библиотека, в том числе периодическими изданиями, такими, как "Русский паломник", "Кормчий" и т. п. Братии насчитывается в это время более ста человек.
       Обители остается недолго благоденствовать - до 1922 года, с которого начинается долгий период разрушения, с уничтожением в 1942 году центральных храмов и последующей фактически полной утратой внешнего облика, когда казалось, что к прошлому уже нет возврата. Но человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26), - сказано в Евангелии.
       В 1993 году по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия среди руин, лишь отдельные фрагменты которых указывали на изначальное предназначение этого места, первые матушки (среди которых была и будущая игумения Елисавета) вновь затеплили здесь иноческую лампаду в маленьком храме во имя Апостолов Петра и Павла. Так родилось подворье Александровского Успенского монастыря, которое в 1995 году получило статус самостоятельного монастыря. Стефано-Махрищский монастырь стал женским впервые за всю свою историю.



Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий
за богослужением в обители преподобного Стефана

       Сегодня монастырь свято хранит устроение, заповеданное преподобным Стефаном, - полноту церковной службы и общежительный устав. Ежедневно двумя священниками совершается Божественная литургия, за которой молятся все сестры, лишь по ее окончании приступающие к своим послушаниям, ибо вместе с восстановлением внешнего благолепия обители должен возрождаться и внутренний храм человека.
       Церковность как основа духовной жизни сестер (сейчас их пятьдесят), частые исповеди и Причащение Святых Таин, дающие насельницам истинную возможность блюсти себя по заповедям Христовым, ставятся во главу угла всего монастырского бытия. Об этом неустанно напоминает сестрам в своих беседах и проповедях Владыка Евлогий.
       Его Высокопреосвященство любит и часто посещает свою обитель, совершает богослужения во все престольные праздники и памятные дни. Ни одно посещение Владыки не обходится без теплого общения архипастыря со своими чадами, а Великим постом Его Высокопреосвященство лично совершает монашеские постриги. И ничто так не дорого для души иноческой, как живое отеческое слово о трезвении и покаянии, напоминание об ответственности монашествующих за все, что даровано им Господом в этом спасительном убежище посреди бурного моря житейского, о необходимости воздать Творцу за все Его благодеяния стяжанием молитвы и христианских добродетелей.

       А в повседневной жизни изо дня в день радеет о душевном устроении сестер матушка игумения Елисавета (Жегалова). Всегда найдется у нее время для каждой немощной духом, сомневающейся и заблуждающейся сестры. Через ее твердую веру и силу духа, неподдельную любовь ко всему монастырскому вливается во всех "расслабленных" благодатная сила, животворящая душу. Чувствуется влияние Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, где воспитывалась от юности своея будущая игумения Махрищская. И в советское время в Пюхтицкой обители сохранялась преемственность святоотеческих традиций.

Настоятельница монастыря игумения Елисавета

       Стараниями матушки игумении постоянно пополняется прекрасная библиотека, которой охотно пользуются насельницы, организуются постоянные паломничества по святым местам (в Дивеево, на Валаам, в Пюхтицы) - словом, делается все возможное, чтобы в наше теплохладное время не угасло в иноческих душах пламя покаяния.
       Несмотря на то, что сестры обители все очень разные - и по возрасту, и по душевному устроению, в монастыре преобладают простые, теплые отношения, которые особенно обнаруживают себя в дни торжеств, когда на праздничных трапезах звучат взаимные поздравления, исполняются концертные духовные песнопения. Этой семейной атмосферой легко проникаются все присутствующие и нередко "официальные" гости переходят в разряд искренних благоустроителей сего дома молитвы.








       Эту защиту истинно родительского крова два года назад почувствовали девочки из мирского приюта, расположившегося неподалеку от обители, на берегу озера. Чутки детские сердца к истинному добру, которого в полноте без Церкви быть не может, ибо в ней обитает Живой Господь. В один из морозных зимних вечеров, с непокрытыми головами, в чем были, пришли они в монастырь насовсем, отказавшись от сытого, но бездушного благополучия за счет иностранных спонсоров, готовые претерпевать бытовые трудности и лишения поднимающейся обители наравне со взрослыми сестрами. И за такое упование Господь щедро одарил детей: и корпус для них чудом быстро устроился, и есть в нем сейчас самое необходимое.
       В Евангелии Христос учит: Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Но забыла об этом начальница приюта, не осознала, видимо, что Православие не игра, а способ жизни; попыталась воспрепятствовать посещению воскресных богослужений, стала настраивать детей против сестер, а поплатилась полной потерей их доверия. Встретила отпор и искреннее исповедание ими православной веры. Не сразу улеглись страсти: начались угрозы и матушке, и сестрам. Грозили, что детей отберут и даже насильно вернут вконец спившимся родителям, которые уже не способны даже сохранить жизнь своему ребенку. Но по слезным детским молитвам Матерь Божия, преподобный Стефан и, верно, батюшка Алипий - первый устроитель приюта дореволюционного - не дали этому совершиться.



       По традиции девочки воспитываются в монастыре, не вступая в состав сестричества, получают светское образование в местной общеобразовательной и музыкальной школах, находятся под постоянным медицинским наблюдением и получают необходимое лечение, но одновременно воспитываются и церковно, неукоснительно посещая воскресные и праздничные богослужения и участвуя в Церковных Таинствах.
       Отеческим тщанием протоиерея Николая Бабенко и иерея Олега Михайлова дети учатся разрешать свои духовные проблемы и тем самым по-настоящему, с помощью Божией, трудятся над своей душой.
       Сейчас в приюте уже четырнадцать девочек от трех до пятнадцати лет под непосредственным началом монахини Амвросии (педагога по образованию) и ее помощницы, молодой инокини Иустины. Это большая дружная семья, где старшие с завидным терпением и строгой любовью относятся к малышам, а те, в свою очередь, платят им нежной привязанностью.
       Так же, как и все насельницы, живут они в постоянных трудах, никогда не бывая праздными и всегда готовые радостно откликнуться на любой зов матушки и сестер о помощи. В большие праздники и горячую пору огородных и садовых работ юные воспитанницы легко жертвуют своим досугом и любимыми утешениями ради помощи загруженным, усталым сестрам.
       Отрадно видеть, как преобразились теперь лица вчерашних беспризорниц благодатью Святого Причастия и посильного молитвенного труда. Сердца их молятся втайне о своих бедных, заблудших родителях, о благодетелях, сестрах и любимой матушке. Девочки будут пребывать здесь до своего полного совершеннолетия, когда смогут осознанно сделать выбор дальнейшего жизненного пути.
       Возвращение Махрищского монастыря из небытия невозможно было бы без благодетелей и жертвователей, чьи сердца откликнулись на зов Божий. Сотрудники концерна "Росэнергоатом", его бывший президент Ераст Николаевич Поздышев и нынешний - Олег Макарович Сараев, генеральный директор НПО "Новые транспортные технологии" Алексей Владимирович Ламанов и его супруга Ирина Вячеславовна, Владимир Евгеньевич и Елена Юрьевна Сухановы, Виталий Иванович Даниленко - все эти люди серьезно воцерковляющиеся, смиренно, в простоте сердца молящиеся в любимой ими обители о том, чтобы их жертва была принята Богом, и тем самым по-настоящему осознанно участвующие в возрождении духовности отечества нашего. Так благотворили Церкви наши православные предки, благодаря Господа за то, что Он сподобил их совершить богоугодное дело.
       27 июля 2003 года Свято-Троицкому Стефано-Махрищскому монастырю исполнилось 650 лет. Десять лет назад трудно было даже помыслить о том, что это юбилейное торжество будет происходить на фоне такого благолепия обители, с восстановленными храмами и корпусами, среди бархата газонов и обилия цветников, где сама природа уподобилась райскому саду под действием сестринских трудов, освященных благодатью.
       Это святое место охраняется молитвами преподобных Стефана и Варлаама Махрищских, Преподобного Сергия Радонежского, но незримо посещает его и преподобный Серафим, Саровский чудотворец, икона которого с частицей мощей мироточила в день закладки воссозданного Стефановского храма и в день освящения возрожденного храма во имя Преподобного Сергия Радонежского. Все святые чудесно связаны между собой пред Лицем Божиим и являют связь эту здесь, на земле, - для укрепления веры нашей, оскудевшей в период безбожия.
       "Не знаем, сколько еще отпущено нам времени Спасителем для возрождения и благоденствия, - размышляет вслух матушка Елисавета, - но дерзаем надеяться, что будет оно всем нам во спасение. Уповаем на заступничество Царицы Небесной, преподобного Стефана и всех угодников Божиих, особым промыслом с нашей обителью связанных".

Монахиня Мария (Подкаминная),
насельница Стефано-Махрищской обители

Воспитанницы монастырского приюта со своими духовными наставниками