|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 09-2004 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Наречения и хиротонии
Наречение и хиротония архимандрита Зосимы (Давыдова)
во епископа Якутского и Ленского
|
Преосвященный Зосима, епископ Якутский и Ленский |
Постановлением Патриарха и Священного Синода от 17 августа 2004 года архимандриту Зосиме (Давыдову),
насельнику Свято-Данилова монастыряв Москве, определено быть епископом Якутским и Ленским.
26 сентября 2004 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, в храме во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре в Москве было совершено наречение архимандрита Зосимы (Давыдова) во епископа Якутского и Ленского. |
Благословение святителей во время чина наречения |
|
Речь архимандрита Зосимы при наречении во епископа |
Чин наречения совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископы Истринский Арсений, Курский и Рыльский Герман, Верейский Евгений, епископы Красногорский Савва, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк. При наречении во епископа архимандрит Зосима произнес речь:
"Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Богомудрые архипастыри!
Божие смотрение чрез соизволение Вашего Святейшества и избрание Священного Синода Русской Православной Церкви повелевает мне, недостойному, отныне послужить Церкви Христовой в сане епископа. Трудно не смутиться мне, немощному и духовно неопытному человеку, высотой предстоящего служения, когда перед моим мысленным взором проходят многие образы духоносных мужей, просиявших в святительстве.
Помня об участи неплодной смоковницы (см.: Мф. 21, 19), как не воскликнуть вслед за первоверховным Апостолом: Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный (Лк. 5, 8)! И я бы никогда не согласился на это избрание, если бы не боялся нарушить волю Призывающего меня (см.: Мф. 4, 19)! Ибо, как говорит святой Апостол Иоанн Богослов, и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17). Посему и ныне смиренно подклоняюсь и смиряюсь под крепкую руку Божию (1 Пет. 5, 6).
Окидывая же внутренним взором всю мою жизнь, от юных дней и доныне, я убеждаюсь в том, что всегда и во всем мне сопутствовал Промысл Божий и особое чудное покровительство святого благоверного князя Даниила, в день памяти которого меня сподобил Господь родиться.
Уже в детстве большое влияние на меня оказала моя бабушка - простая боголюбивая женщина. Она первая заронила семя веры Христовой в мое сердце, и я верю, что не без ее доброго участия и святых молитв я со временем обрел дорогу в храм Божий. В начале 1980-х годов, по внутреннему велению сердца обратившись к Богу уже сознательно, я решил поработать Господеви (см.: Пс. 2, 11) и стал прислуживать в одном из московских храмов. Когда же открылся Данилов монастырь, мне посчастливилось, подобно многим москвичам, принять участие в его восстановлении. Возрождая монастырские храмы, я и не подозревал, какое значимое место обитель со временем займет в моей жизни. Именно здесь впервые я задумался о монашеской жизни, здесь получил и благословение на учебу в Московской Духовной семинарии.
Преподобный Сергий и его древняя обитель, в стенах которой проходило мое обучение, сразу же настолько полюбились моему сердцу, что я подал прошение и вскоре был принят в число ее послушников. Здесь я обрел духовника, здесь стал монахом и принял диаконский сан. Здесь же продолжалось мое обучение в Московской Духовной академии, и я, укрепляясь благодатной помощью аввы Сергия, всем сердцем желал бы остаться в обители Святой Троицы, но по воле Священноначалия был переведен в Московский Данилов монастырь, где проходил различные монастырские послушания в сане иеромонаха, а затем игумена до сего дня.
Незабываемой милостью Божией в эти годы стала для меня и командировка в Святой Град Иерусалим, где я в течение двух лет в качестве члена Русской Духовной Миссии совершал пастырское служение у величайших христианских святынь.
Много было пережито за это время как светлых, так и горестных минут, но благодать Господня чудным образом всегда укрепляла мое сердце и помогала терпеливо сносить многие искушения.
Теперь, в преддверии нового церковного послушания, я со скорбью сердца расстаюсь с дорогой для меня Даниловой обителью и ее братией. Надеясь на их святые молитвы, я с трепетом преклоняю свою главу и предаюсь воле Божией. Под знамением воздвигаемого ныне в Церкви Святого Креста начинается оно, и мне видится, что не только слава и честь, но и крест архиерейского служения ждет меня впереди. Ведь одной из главных задач, выдвигаемых современной церковной жизнью, на многие годы станет для меня не только возрождение и укрепление православного благочестия в народе Божием, но и миссионерская проповедь среди еще не познавших Христа Спасителя народов Севера.
С твердой верой прошу Вас, Ваше Святейшество, и вас, богомудрые святители Церкви Христовой, усердно помолиться обо мне, дабы благодать Святого Духа через возложение ваших рук не была тщетно принята (см.: 2 Кор. 6, 1) мною, чтобы жизнь и делание мое не были бесплодными. Дабы и мне, некогда представ пред Престолом Господним, услышать благой ответ и наследовать Жизнь Вечную со всеми избранными".
27 сентября 2004 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Храме Христа Спасителя за Божественной Литургией была совершена хиротония архимандрита Зосимы (Давыдова) во епископа Якутского и Ленского.
Хиротонию совершили Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент; архиепископы Истринский Арсений, Курский и Рыльский Герман, Верейский Евгений; епископы Красногорский Савва, Балтийский Серафим, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Тамбовский и Мичуринский Феодосий, Люберецкий Вениамин, Егорьевский Марк. |
Хиротония архимандрита Зосимы |
По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Алексий, вручая епископу Зосиме епископский жезл, обратился к нему со Словом.
Преосвященный епископ Зосима!
Некогда Господь наш Иисус Христос вопросил Апостола Петра: "Любишь ли ты Меня"? Апостол Петр смиренно ответил: "Я люблю Тебя". Господь говорит ему: "Паси агнцев Моих". Второй раз спросил Господь Апостола Петра: "Любишь ли ты Меня"? И на второй утвердительный ответ Петра опять сказал ему: "Паси овец Моих". Наконец, Господь спрашивает Петра третий раз: "Любишь ли ты Меня"? и вновь получает ответ: "Я люблю Тебя". Господь повелевает ему: "Паси овец Моих" (Ин. 21, 15-17).
Трижды Спаситель требует от Петра исповедания его любви и трижды повелевает ему пасти овец. Главнейшим доказательством любви к Себе, главнейшей целью и заботой Апостолов Господь считает пастырское руководство.
Не раз в твоей жизни Христос Спаситель таинственно вопрошал тебя, любишь ли ты Его, и ты отвечал, что любишь, и со смирением совершал свое малое пастырское делание.
Избранием Священного Синода и нашим утверждением Господь уже не таинственно, а вслух, при всей Церкви, повелевает тебе: "Паси овец". Троекратным вопрошанием Петра Спаситель возвел его в апостольское достоинство, а ныне через возложение святительских рук Он возводит тебя в достоинство преемников Апостолов, и ты восходишь на епископскую кафедру, которую святитель Григорий Богослов назвал "завидною, но опасною высотою".
Ты получил дар Божий "к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова" (Еф. 4, 12). Это служение, по словам святителя Московского Филарета, "высокое, по благодати данной ему; смиренное по примеру и заповеди смиренного сердца; трудное, по причине страстей и немощей человеческих; спасительное по своей цели".
Ты знаешь, как велико, свято и ответственно принятое тобою на себя святительское служение, особенно в настоящее время.
Богоборчество и человеческое своеволие все более распространяются в мире. В самой Церкви во многих видим оскудение духа и упадок благочестия, что выражается в ослаблении церковной дисциплины, самочинных нарушениях строя церковной жизни.
Задача твоя как епископа Церкви Христовой - бодрствовать в деле твердого охранения православной веры, привлечь отпадших, утвердить колеблющихся, наставить незнающих.
Всего этого нужно достигать личным примером, нравственным воздействием, силой убеждения, настойчивым, строгим исполнением Церковного Устава, сохранением освященных веками традиций Церкви, укреплением благочестивого уклада и нравственных устоев жизни.
Своей преданностью Церкви возжигай любовь в пастырях и веру в сердцах пасомых. "С верою и любовью во Христе Иисусе" (2 Тим. 1, 13) призывает нас Апостол Павел совершать свое служение. В настоящее время, когда столь обострилось противоборство сил света и тьмы, нам необходимо церковно осмысливать животрепещущие нужды современности, понуждать людей к работе над собой, над своим внутренним устроением. Христова любовь должна проявляться в нас во всей своей полноте, она должна исполнить нас вдохновением творить добро и дать силу творить его не только нам самим, но и увлекать за собой других.
Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте "нас ради человек". На кресте совершилось наше спасение, и с того времени крест - орудие казни - стал "победы знамением", предметом особого почитания.
Из поколения в поколение, почти две тысячи лет все верующие во Христа освящаются знамением креста. Но три раза в год крест торжественно выносится для поклонения на середину храма, и Церковь в тропарях канона сугубо приглашает верующих: "Приступльше, почерпните неистощаемых вод креста, благодатию изливаемых..."
Как живая вода, текущая в Жизнь Вечную, изливается от Креста Христова неизреченная любовь Божия, и кто коснется сердцем Креста Христова, тот будет пить от любви Божией. "Испили ее Апостолы, и весь мир обошли, трудясь и терпя поношения, - говорит святой Исаак Сирин, - испили ее мученики и не боялись уже ни страдания, ни смерти, испили ее преподобные и ушли в пустыни, скитались в горах и вертепах, ища и обретая в своем сердце Господа".
"Кто Мне служит, - говорит Господь, - Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет" (Ин. 12, 26). Служение наше и следование Пастыреначальнику Христу есть доля в чаше Его, есть чаша подвига, испытаний и искушений всякого рода, хотя и безмерно малая по сравнению с той, которую Он благоволил испытать за спасение рода человеческого. Это нам надлежит помнить и никогда не забывать.
Нелегкая для архипастырского делания епархия вручается твоему окормлению. Не раз тернии и раны будет чувствовать рука, собирающая плоды в этом винограднике. Материальная скудость, трудные условия жизни, огромные расстояния, невоцерковленность - эти проблемы весьма существенны для Якутской епархии.
Путевождем твоим в предстоящей тебе архипастырской деятельности да будут основатель Якутской епархии святитель Иннокентий (Вениаминов), епископы Дионисий, Иаков, Мелетий, другие ревностные архипастыри, которые заботились не только о духовном просвещении вчерашних язычников, но и об улучшении их жизни, изменении их нравов, об их образовании и культурном росте.
История сохранит и имя твоего предшественника - Преосвященного архиепископа Германа, которому Господь судил возделывать духовную пустыню, который насадил виноградник и увидел созревание плодов. Тебе же предстоит приложить труды к трудам, чтобы сохранить и приумножить наследие Христово.
Утверждение Православия в Якутии - это настоящий подвиг веры. Посещая Якутию, я каждый раз удивлялся мужеству, силе духа и героизму настоящих подвижников веры и благочестия, в суровом отдаленном крае нашего отечества несущих и ныне свет Христовой истины якутам, русским, чукчам, эвенкам, другим народам Крайнего Севера.
Утешайся тем, что Господь судил тебе воспринять благодать епископства здесь, в соборном Храме Христа Спасителя, в праздник Воздвижения Креста Господня, у мощей святителя Московского Филарета. Да будет он твоим покровителем и заступником.
Возрастай "в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь" (2 Пет. 3, 18).
Прими этот жезл как видимое знамение невидимой, но действенной помощи Божией в предстоящем тебе архипастырском служении.
От данной тебе новой благодати преподай благословение Господне сим людям Божиим, молитвой своей принявшим участие в твоем освящении.
Архимандрит Зосима (в миру - Игорь Васильевич Давыдов), родился 12 сентября 1963 года в Красноярске. В 1980 году окончил среднюю школу в Москве. После школы исполнял обязанности чтеца и пономаря в храме великомученика Феодора Стратилата (Антиохийское Подворье).
С 1985 по 1987 год служил в рядах советской армии. По увольнении в запас работал на восстановлении Московского Данилова монастыря.
В 1988 году поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжил обучение в Московской Духовной академии. В ноябре 1990 года был зачислен в братство Троице-Сергиевой Лавры и 16 декабря 1991 года пострижен в монашество с именем Зосима, в честь преподобного Зосимы Соловецкого, чудотворца. 1 мая 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием рукоположен во иеродиакона и переведен в Московский Данилов монастырь. В монастыре проходил послушание заведующего офисом монастыря и главного редактора издательства "Даниловский благовестник". 13 декабря 1992 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием рукоположен во иеромонаха.
С 1998 по октябрь 2000 года был командирован священником в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. По возвращении в Московский Данилов монастырь проходил послушание заведующего художественными мастерскими, а с августа 2001 года - ризничего монастыря.
12 сентября 2003 года архиепископом Истринским Арсением возведен в сан игумена, в августе 2004 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием возведен в сан архимандрита. |
Участники хиротонии (крайний справа - епископ Зосима) |
|
Архимандрит Зосима с прежним архипастырем Якутской и Ленской епархии, ныне архиепископом Курским и Рыльским Германом |