ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2004

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Обитель проповедника покаяния

11 сентября (29 августа ст. ст.), в день Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, одна из древнейших московских обителей - недавно возрожденный Иоанно-Предтеченский женский монастырь отмечает свой престольный праздник.

       Не в пышных торжествах, но в строгом посте и сугубой молитве проводит этот день обитель святого Иоанна Предтечи и со всей Полнотой Православной Церкви вспоминает в покаянной молитве, как пресыщенным грехом и брашнами людям в день рождения царя Ирода была подана на блюде глава Крестителя Господня. Вся жизнь величайшего Пророка - большего из рожденных женами (Мф. 11, 11) и смерть его, как подвиг стояния за правду Божию, сияют в сей день небесной красотой и неземным величием.
       Невольно вспоминаются в день убиения великого праведника и другие невинные страдальцы, понесшие свой крест под покровом святого Иоанна Предтечи, в стенах его обители: и насильно заточенные здесь в XVI-XVIII веках невольницы царского рода, и сонм претерпевших узы и темничное заключение новомучеников, за Христа пострадавших в ХХ столетии, когда обитель, подобно многим святыням русского Православия, была осквернена и превращена в концлагерь, насельницы монастыря изгнаны и отправлены в ссылку, а священники его расстреляны и погибли в лагерях.

* * *

       В августе 2004 года исполнилось четыре года со дня возобновления монашеской жизни в обители. 11 августа 2000 года на заседании Священного Синода, проходившего в канун Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, было принято решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря, расположенного в самом сердце столицы. Близость к Кремлю и связь с царским домом определяли судьбу монастыря на протяжении столетий с самого момента его основания.
       Много таинственных и трагических страниц вписано в историю Ивановской, как она прежде именовалась, девичьей обители. Вместе со всем народом монастырь претерпевал разорения от интервентов и своих "воров и негодных людей", часто горел в московских пожарах, но всякий раз восстанавливался щедрой рукой русских царей, молитвами его святых покровителей. Многое в истории Иоанно-Предтеченской обители перекликается с судьбой уничтоженных кремлевских святынь: Вознесенского девичьего и Чудова мужского монастырей. Промыслом Божиим обитель святого Иоанна Предтечи сохранена от полного уничтожения для духовного обновления столицы. Сегодня снова звучит в сердце Москвы глас вопиющего в пустыне, а радость о возрождении монастыря соединилась с всецерковным торжеством прославления новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

* * *

       Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме, который огибает улица Солянка - старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, по которым закрепилось именование основанных здесь храмов и монастырей "в Старых Садех".
       Ивановская обитель была основана как "ружная": построенная на государевой земле, она получала царскую "ругу" - содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному самодержцу, так и матери его, великой княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на Царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, 25 августа 1530 года, и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя - ее царственного основателя.
       В переломные моменты русской истории эта яркая, внутренне противоречивая личность вновь и вновь привлекает к себе внимание: одни ниспровергают его как тирана и убийцу на троне, другие пытаются канонизировать как святого исполнителя Божественного Промысла о Русском государстве. По свидетельству очевидцев конца ХIХ - начала ХХ веков, даже гробница Иоанна Грозного, находящаяся в Иоанно-Предтеченском приделе Архангельского собора Кремля, стала местом паломничества православных русских людей. Опытные в духовной жизни люди, такие, как настоятель Архангельского Кремлевского собора, дивный молитвенник и прозорливец протоиерей Валентин Амфитеатров, служивший здесь в те годы, объясняли это помощью царственного мученика - царевича Димитрия. Святой отрок "в благодарность за почтение памяти своего державного родителя, предстоя у престола Всевышнего, испрашивает у Господа благодатную помощь всем пришедшим помолиться у гробницы Иоанна Грозного и отслужить по нем панихиду".
       Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых - цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии, 1 марта 1638 года.
       Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту.
       Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей несомненно привлекут благодать Божию, помогут укреплению Российского государства, воссозданию русских святынь, станут достойным плодом покаяния русского народа.
       В начале ХVII века, в Смутное время, Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре возродилась. В первой половине ХVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: 1737 и 1748 годов, но в 1761 году монастырь был возобновлен щедротами императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его "для призрения вдов и сирот заслуженных людей". Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи - праведной Елисаветы, имела намерение на склоне лет, по обычаю предков, постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в той самой московской Ивановской обители, которую она назначила для сирот заслуженных людей.
       В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствовавших в ереси или совершивших тяжкие преступления. Так, в ХVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева; в начале ХVII века, в Смутное время, в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце ХVIII - начале ХIХ веков. Этой загадочной невольницей, по преданию, была родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским - княжна Августа Тараканова.

Монахиня Досифея (княжна Августа Тараканова)

На могиле последнего духовника ивановских монахинь
схиархимандрита Илариона (Удодова) в селе Виноградово

Храм Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградово

       По повелению императрицы Екатерины II в 1785 году дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и "для блага России" пострижена в монашество в Московском Ивановском монастыре с именем Досифея. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около двадцати пяти лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней за помощью. После смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией.
       Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине ХIХ века настоятель Оптиной пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов; † 1862), ныне прославленный в Соборе Оптинских старцев. Благодарный своей духовной матери - старице Досифее, отец Моисей незадолго до своей смерти, 21 марта 1859 года, писал в Москву строительнице Ивановской обители Марии Александровне Мазуриной: "Известясь, что по Промыслу Божию предназначено Вашему особенному попечению возобновление бывшего Ивановского монастыря, радуюсь и Бога благодарю. В этом благотворном деле для меня ближе всех душевная радость потому, что жившая в прежнем Ивановском монастыре духовно мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути жизни монашеского звания; она ознакомила меня со старцами Александром и Филаретом в Новоспасском монастыре, где она и похоронена".
       Подлинное письмо преподобного Моисея Оптинского хранилось в конце XIX - начале XX века в Иоанно-Предтеченской обители. Ему, а также его брату - будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исаии II (Путилову) она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвой и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 года и похоронена была в Новоспасском монастыре - родовой усыпальнице бояр Романовых.
       В одно время с этой благочестивой и смиренной старицей в монастыре пребывала присланная на покаяние Дарья Николаевна Салтыкова, известная в народе под именем Салтычихи. Жертвой ее бесчеловечного обращения стали 139 крепостных, замученных ею до смерти, в основном женщины. Она была помещена в обители в особую келлию, которая стала для безумной помещицы пожизненной тюрьмой.
       После разорения Москвы Наполеоновской армией в 1812 году Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. При монастырском храме доживали свой век четыре старицы, которые часто видели ночью в храме молящуюся с воздетыми руками схимницу. Они верили, что это блаженная Марфа Ивановская и что ее молитвами монастырь будет непременно восстановлен.
       В 1859 году по завещанию богатой вдовы Елизаветы Алексеевны Макаровой-Зубачевой было положено начало возрождению обители. Вместе со своей родственницей Марией Александровной Мазуриной она обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Как истинный архипастырь, монах и покровитель монашества, святитель Филарет был рад возможности возродить обитель, для которой он сам составил правила общежития.
       Летом 1859 года император Александр II лично утвердил проект восстановления обители. 3 сентября 1860 года после Божественной литургии в храме святого равноапостольного князя Владимира, расположенного рядом с обителью, и крестного хода из Князь-Владимирского храма в монастырь при личном участии святителя Филарета были заложены новый монастырский собор и больничная церковь преподобной Елисаветы чудотворицы - Небесной покровительницы Е. А. Макаровой-Зубачевой.
       Обитель перестраивалась в течение двадцати лет строительницей монастыря М. А. Мазуриной, при архипастырском попечении святителя Филарета, по проекту академика Михаила Быковского, создавшего в центре старой Москвы архитектурный шедевр с элементами классицизма, романского и готического стилей. Монастырский собор, являясь уникальным памятником русской архитектуры, своим обликом напоминает шедевр западно-европейского зодчества - кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре во Флоренции.
       Ни строительница монастыря М. А. Мазурина, ни святитель Филарет не дожили до открытия обители. Завершить строительные работы и найти игумению для новой обители было поручено благочинному общежительных монастырей архимандриту Пимену (Мясникову, ныне прославленному в лике святых). Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный, а в Москве таковых не было, только штатные, поэтому обитель была вверена попечению архимандрита подмосковного Николо-Угрешского мужского монастыря. Первую настоятельницу - игумению Рафаилу с сестрами отец Пимен нашел в женской Аносиной Борисоглебской пустыни, которая в конце ХIХ - начале ХХ века называлась в народе "женской Оптиной" за то, что в ней, как и в самой Оптиной пустыни, было развито старчество.
       4 октября 1879 года архимандрит Пимен освятил малую больничную церковь во имя святой преподобной Елисаветы чудотворицы, игумении Константинопольской. Торжественное освящение главного престола обители в честь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и открытие монастыря совершил митрополит Московский Макарий (Булгаков) 19 октября 1879 года в присутствии генерал-губернатора Москвы князя В. А. Долгорукова и при большом стечении народа. 21 октября были освящены соборные приделы в честь Пресвятой Богородицы в память явления Ее Казанской иконы и во имя Святителя и Чудотворца Николая.
       Святые врата располагались между двух высоких колоколен, напротив Косьмодамиановского (ныне Старосадского) переулка. Ивановская обитель быстро наполнилась насельницами и стала привлекать паломников со всех концов Российской Империи. В монастыре после его возобновления был введен весьма строгий общежительный устав, основой которому послужили правила, составленные святителем Филаретом (Дроздовым). Несмотря на то, что обитель стояла посреди шумной столицы, внутренняя жизнь ее была сокрыта от мира благодаря строгому соблюдению устава. Неотмирный характер возрожденной обители стал, как все таинственное, почвой для рождения разного рода легенд и преданий о жизни монастыря. По благословению святителя Филарета в обители была устроена больница для монахинь всех московских монастырей, действовала иконописная мастерская.
       В 1890-х годах близ станции Марк Савеловской железной дороги Ивановской обители были предоставлены земли для хутора, получившего название Чернецово. При настоятельнице игумении Сергии (Смирновой) в 1893- 1895 годах на хуторе была построена деревянная церковь во имя ее Небесного покровителя - Преподобного Сергия Радонежского. Хуторской храм обители был хорошо отделан, украшен дубовым иконостасом, имел частицы святых мощей Иоанна Крестителя и Преподобного Сергия Радонежского. На хуторе была организована монастырская школа для крестьянских девочек.
       К 1917 году в обители проживало свыше трехсот насельниц. С началом Первой мировой войны все они, кроме обычных монастырских послушаний, стали шить белье для русской армии.

* * *

       В 1918 году Ивановская обитель была закрыта и превращена в концлагерь - "Ивановский исправдом на Солянке", где в 1920-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных. В концлагерь попадали не только представители высших слоев общества, но и простые обыватели, задержанные во время комендантского часа или уличной облавы. Собор Усекновения главы святого Иоанна Предтечи и Елисаветинская церковь продолжали действовать как приходские, при них проживали около ста насельниц. В эти годы матушка настоятельница и монахини разоренного монастыря обращались за молитвенной помощью и духовным советом на Маросейку, к отцу Алексию Мечеву.
       В декабре 1926 года храмы были отобраны. Монастырский собор присмотрело для своего хранилища губернское архивное бюро, а Елисаветинская церковь отошла в распоряжение лагерного начальства.
       Не только святые обители, храмы Божии, праведные люди, но и святые мощи угодников Божиих претерпевали поругание и гонение в безбожное лихолетье. Около трехсот лет почивали в Ивановской обители мощи святой блаженной схимонахини Марфы, Христа ради юродивой, - молитвенницы и покровительницы династии Романовых. В середине ХIX века по благословению святителя Московского Филарета мощи блаженной при перестройке собора были обретены и положены в новую мраморную гробницу. В связи с закрытием собора в 1926 году мощи святой блаженной Марфы были вскрыты и перезахоронены, в настоящее время их местонахождение остается неизвестным. В 2001 году имя святой блаженной Марфы Московской внесено для местного почитания в Собор Московских святых. Память ее празднуется в обители в день преставления, 1/14 марта, и в день Собора Московских святых, в воскресенье перед 26 августа / 8 сентября.
       После окончательного закрытия священники и последние сестры с матушкой настоятельницей были изгнаны из обители. Известна судьба иерея Алексия Скворцова, бывшего прежде диаконом в монастыре.
       Отец Алексий был дважды арестован. Приговором тройки при УНКВД СССР по Московской области был осужден 7 июня 1938 года и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу "за контрреволюционную агитацию". Виновным себя не признал. Мученический венец отец Алексий принял на Бутовском полигоне 4 июля 1938 года.
       Другой священник монастыря - протоиерей Иосиф Будилович, бывший до 1918 года полковым священником, по некоторым данным, погиб в лагере.
       Последняя настоятельница матушка Епифания (в миру - Елизавета Дмитриевна Митюшина), вдова из купеческого сословия, пережившая разорение обители, где она приняла монашеский постриг, переехала с оставшимися сестрами на хутор. Сюда, в храм Преподобного Сергия Радонежского, пригласили служить отца Илариона (Удодова), который стал духовником ивановских сестер. Имя этого святого старца стало широко известно в связи с тем, что он Промыслом Божиим стал хранителем главы Преподобного Сергия Радонежского во время Великой Отечественной войны.
       Отец Иларион начинал свой монашеский путь на Афоне, в Свято-Пантелеимоновской обители, по особому указанию Божией Матери. В одном из следственных дел в связи с арестом его брата Петра отец Иларион значится как "архимандрит Ивановского монастыря". Он так и остался на все годы гонений старцем и окормителем ивановских изгнанниц. В 1929 году отец Иларион похоронил на хуторе матушку Епифанию.
       Хуторское хозяйство было разорено непомерными налогами. В 1931 году сестры были арестованы на монастырском хуторе и высланы в Казахстан. Отец Иларион жил при храме Преподобного Сергия на бывшем хуторе некоторое время один, затем был приглашен благочинным служить в Виноградово, где был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери до дня своей кончины, 15 марта 1951 года.
       Перед войной, в конце 1930-х годов, отец Иларион перенес в храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы иконостас и святыни хуторского храма Преподобного Сергия и устроил придел того же посвящения, тем самым по Промыслу Божию приготовив место для хранения великой святыни. После войны, когда вновь была открыта Троице-Сергиева Лавра, отец Иларион облачил возвращенные мощи Преподобного Сергия в схиму, возглавил вместе с наместником Лавры архимандритом Гурием (Егоровым) первые лаврские богослужения, некоторое время был братским духовником вновь открывшейся обители, но вскоре вернулся в Виноградово. Сюда к отцу Илариону собрались после ссылки "ивановские сироты", здесь образовался небольшой "монастырек": одни сестры бывали наездами, другие прислуживали при храме, некоторые из них были похоронены на Старо-Марковском кладбище.
       Из Виноградова, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник и старец архимандрит Иларион, началось и новое возрождение обители в конце ХХ века.

* * *
Настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря
монахиня Афанасия (Грошева)

Крестный ход на территорию, занимаемую МВД

Иконостас Казанского придела собора святого Иоанна Предтечи

Приезд архиепископа Истринского Арсения

Первое архиерейское богослужение в престольный
праздник обители. 11 сентября 2002 года

       В 1992 году Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия обитель была приписана к храму святого равноапостольного князя Владимира. Этот храм расположен на Ивановской горке чуть выше монастыря. Промыслительно то обстоятельство, что в конце 1980-х годов настоятель этого храма протоиерей Сергий Романов служил в селе Виноградове, в храме в честь Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась из его духовных чад, среди которых были будущие насельницы монастыря, приходская община храма святого князя Владимира.
       С этого времени до начала 2002 года настоятель протоиерей Сергий Романов и община храма святого равноапостольного князя Владимира при участии московского благотворительного Свято-Владимирского братства трудились не только над воссозданием монастырских храмов, келлий и стен, но и заложили фундамент для возрождения монашеской жизни в этой древней обители.
       С 1992 года в бывшем больничном корпусе жила община сестер, была открыта монастырская часовня святого Иоанна Предтечи, где совершались молебны святому Предтече. Полностью был отреставрирован бывший больничный корпус с домовым храмом преподобной Елисаветы чудотворицы. Освящение и первое богослужение в Елисаветинской церкви состоялось в 1995 году на Светлой седмице, в день празднования в честь иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный Источник". Тогда же стала обильно мироточить икона Пресвятой Богородицы "Одигитрия", находящаяся в храме преподобной Елисаветы. Летом 2001 года к празднику Рождества Иоанна Предтечи архивом Московской области был полностью освобожден монастырский собор, и с октября 2001 года в нем еженедельно совершаются молебны святому Иоанну Предтече.
       Особенно близкие отношения у насельниц Иоанно-Предтеченского монастыря сложились с сестрами Пюхтицкой обители в Эстонии, где в тяжелые годы лихолетья сохранялись традиции женского православного общежительного монашества. По приглашению настоятельницы игумении Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни. По указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в январе 2002 года Иоанно-Предтеченскую обитель возглавила настоятельница монахиня Афанасия (Грошева), назначенная именно из Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря. Назначение матушки Афанасии было воспринято сестрами с большой радостью. С приездом настоятельницы обитель преобразилась и внутренне, и внешне. Пополнилась она и новыми сестрами, обрела своих прихожан. 27 марта 2002 года Иоанно-Предтеченский женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Его Святейшество осматривал монастырские храмы, вникал в ход восстановительных работ и другие проблемы возрожденной обители, беседовал с настоятельницей и насельницами монастыря.
       При неустанном попечении Святейшего Патриарха и ныне совершается восстановление обители и устроение ее внутренней жизни. 8 сентября 2002 года был торжественно освящен Казанский придел монастырского собора, в котором воссоздана уникальная живопись. Засияли кресты на обновленном куполе и башенках собора, а монастырская звонница каждый день возвещает о начале богослужения.

Реставрация живописи в куполе собора. 2003 год

Протоиерей Сергий Романов освящает колокола
на монастырской звоннице. 24 августа 2002 года

Освящение крестов на башенках собора. 29 июля 2003 года

Освящение креста на колокольне. 23 ноября 2003 года

       Спустя семьдесят шесть лет после закрытия монастырского собора, освященного в честь Усекновения главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в нем вновь возносится молитва, совершается Божественная литургия, приносится Бескровная Жертва. Самое важное и ответственное послушание в каждом монастыре - участие в богослужении, как молитвенное, так и деятельное, в качестве алтарниц, церковниц, чтецов и певцов на клиросе.
       Не менее важными монастырскими послушаниями являются выпечка просфор и пошив церковных облачений. В монастыре создаются своя библиотека и иконописная мастерская, проводятся экскурсии для паломнических групп, ведется работа в архивах, в планах - издательская деятельность. Богослужения в обители святого Иоанна Предтечи совершаются ежедневно: в будни в 6 часов - полунощница, в 7 часов - Божественная литургия, в 17 часов - вечернее уставное богослужение. В воскресные и праздничные дни в 7.30 - исповедь, в 8.30 - Божественная литургия, накануне в 17 часов - всенощное бдение. В понедельник в 17 часов служится уже ставший традиционным молебен святому Иоанну Предтече и святым покровителям монастыря с Акафистом Крестителю Господню и водосвятием.
       Возрождается по Божией милости обитель, несут послушания ее сестры, помогают в восстановлении своими трудами и пожертвованиями миряне. На территории монастыря открыта столярная мастерская, работает пекарня, в которой выпекается вкусный монастырский хлеб, нынешним летом у стен обители открылось монастырское кафе для паломников и гостей монастыря. Все средства направляются на восстановление обители.

Храм святого равноапостольного князя Владимира. 2004 год

Чтимая икона преподобной Елисаветы чудотворицы. XIX век

Интерьер храма преподобной Елисаветы чудотворицы. 2004 год

Первый иноческий постриг в обители. 5 апреля 2003 года

Молебен преподобной Елисавете чудотворице. 7 мая 2004 года

       Радостным событием для монастыря стал первый постриг сестер. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Великим постом 2003 года в день, когда монастырю была принесена в дар частица мощей Святителя и Чудотворца Николая, архиепископ Истринский Арсений совершил иноческий постриг сестер, которые стояли у истоков возрождения обители.
       Сразу по приезде матушки Афанасии, 19 января 2002 года, монастырю были возвращены его главные святыни - иконы святого Иоанна Предтечи с обручем и преподобной Елисаветы чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона святого Иоанна Предтечи с обручем уникальна. Перед этим образом молились русские цари, с ним совершались крестные ходы.
       В советский период икона хранилась в храме святых Апостолов Петра и Павла на Яузе. Ныне древний образ святого Иоанна Крестителя после реставрации возвращен на свое исконное место в монастырском соборе, а список с иконы с обручем помещен в часовне святого Иоанна Предтечи, каждый день открытой для богомольцев с 8 до 20 часов. К киоту образа святого Пророка справа на металлической цепочке присоединен медный обруч. На нем полустертая, но различимая надпись: "Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас".
       Этот обруч, надеваемый паломниками на голову с верой и молитвой ко святому Иоанну Предтече, известен со второй половины XIX века. Возможно, обруч был сделан во свидетельство чудесного исцеления. Об этом уникальном обруче упоминает в автобиографической повести "Путями Божиими" духовная дочь священномученика Серафима (Звездинского) схимонахиня Иоанна (Патрикеева).
       Детство ее прошло рядом с Ивановским монастырем, в Старосадском переулке, в доме родителей, принадлежавших к известной фамилии московских купцов и благотворителей. Вспоминая паломничества по святыням старой Москвы, матушка Иоанна пишет и об обруче в монастырской часовне святого Иоанна Предтечи. Многие чудеса и исцеления явила благодать Божия у сего образа по молитвам проповедника покаяния уже в наше время после возвращения святыни в обитель.
       Не иссякает поток паломников, страждущих от душевных и телесных недугов, в монастырскую часовню. Получая исцеление или облегчение от болезни, маловерующие укрепляются, неверующие обретают веру, меняют жизненные ориентиры, исправляя свою жизнь по заповедям Божиим, исповедуют грехи в Таинстве Исповеди и приобщаются Святых Христовых Таин. Обитель хранит свидетельства благодатной помощи по молитвам своих святых покровителей, в летопись монастыря вписаны случаи такой помощи.
       Много проблем и скорбей у такой древней и в то же время молодой обители. Основную территорию с келейными корпусами, где с 1918 года находился концлагерь ВЧК-НКВД, а затем высшая школа НКВД, и поныне занимает Московский университет МВД России. Переписка с МВД о возвращении всего монастырского комплекса ведется много лет, но вопрос остается нерешенным. Другая проблема - нехватка средств на восстановление и реставрацию этого архитектурного памятника XVIII-XIX веков. Конечно, нуждается монастырь и в щедрых благотворителях, и в тех, кто желает потрудиться для его возрождения. Обитель будет рада тем, кто поделится семейными воспоминаниями об истории монастыря, документами, фотографиями, а также всем приходящим под покров Проповедника покаяния.

Наш адрес: 109028, Россия, г. Москва, Малый Ивановский пер., дом 2, Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Проезд: метро "Китай-город", выход к ул. Солянке, далее пешком по Солянскому проезду и ул. Забелина. Тел: 924-75-21; 924-01-50 Факс: 917-04-95. Наш расчетный счет: Р/с № 40703810138120101566 в Лефортовском ОСБ № 6901/02 БИК 0440525225 к/с 30101810400000000225 ИНН 7709382803 КПП 770901001

Материал подготовлен
Московским Иоанно-Предтеченским женским монастырем
Составитель послушница Галина Харченко

Храм Преподобного Сергия Радонежского
Бывший хутор монастыря Чернецово

Панихида на могиле последней настоятельницы монастыря игумении Епифании
Бывший хутор монастыря Чернецово