Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Такие слова сказал Господь наш Иисус Христос в беседе с самарянкой. Говорил же Он о Духе, Который должны будут принять верующие в Него, то есть о благодати Духа Святого.
Ветхозаветные люди не были причастны благодати. Они не могли приобщиться тайнам Царства Небесного в Таинстве Крещения, не могли причащаться Святых Христовых Таин - Тела и Крови Христовых, не могли омыть свою совесть в Таинстве Покаяния. Грехи, которые совершал ветхозаветный человек, так и оставались на его совести, а жертвы, приносимые во искупление грехов, были символическими.
Благодать не действовала, грехи не прощались. Так люди и уходили в ад с совестью, отягощенной грехами. Только святые пророки были отчасти причастниками благодати - совершали знамения, чудеса и вели израильский народ к спасению. Все их пророчества сводились к тому, что должен прийти в мир Мессия, к явлению Которого люди должны себя приготовить. Мессия - Господь наш Иисус Христос - пришел. Он взял грехи всего человечества на Себя, пострадал за эти грехи. Средостение, преграда, отделяющая человека от Бога, было разрушено, и Господь послал в мир Духа Святого. Теперь мы, христиане, по великой Божией милости можем быть причастниками благодати, которую получаем в Таинстве Крещения. Но благодать Божия начинает действовать на душу человека еще до Крещения.
Святитель Феофан Затворник назвал ее "благодатью предваряющей". Она влечет душу к вере в Бога, к спасению, пробуждает неудовлетворенность земным, пробуждает желание высокого - высшей любви, красоты и премудрости. Если человек воспринимает эти благодатные воздействия, они рано или поздно приводят его к вере в Бога, к осознанию необходимости православного Крещения, после которого благодать полностью поселяется в его сердце.
Вся дальнейшая жизнь христианина - это раскрытие действия благодати: во-первых, через Евангелие с его заповедями, во-вторых, через Святую Православную Церковь с ее Таинствами, богослужением, обрядами и преданием, в-третьих, через Таинство Священства, то есть благодатное пастырство, которое ведет нас к спасению. Все это дается нам для того, чтобы раскрылась в нас благодать Духа Святого и начала действовать видимым образом. Видимые действия благодати в христианине - это его добродетели.
Как же раскрыть в себе благодать? Нужно твердо знать, что с ней связана вся духовная жизнь. Святые отцы учат, что в нашем уме и сердце ни одна добрая мысль не может возникнуть без благодати Божией. "Невозможно познать Бога без Бога", - говорит святой преподобный Симеон Новый Богослов. Само желание познать Бога и быть с Богом, стремление к Нему, ревность к исполнению заповедей Его, совершению добрых дел - все это влагает в нас благодать Божия. Наше дело - следовать за этим влечением. Когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, - говорит Священное Писание (Евр. 3, 8).
Когда некий благодатный голос влечет нас в храм Божий, к чтению слова Божия, к поиску людей, которые расскажут нам о Боге, нужно слушаться зова своего сердца и следовать за ним. Когда мы читаем или слышим евангельские заповеди, святоотеческие советы, нужно стремиться ревностно исполнять все, что нам по силам.
Если мы будем исполнять заповеди Божии, заботиться о дальнейшей духовной жизни, благодать Его будет помогать росту нашего внутреннего, благодатного человека. Если же мы перестанем следить за собой, то постепенно голос Божий, звучащий в нашей совести, умолкнет. Мы впадем в бесчувствие, в окамененное жестокосердие, а вера, если и останется, станет верой фарисеев - бесплодной и безблагодатной. И лучше было бы такому человеку, если б повесили ему мельничный жернов на шею (Мф. 18, 6), чтобы не являлся он соблазном церковным людям.
Божия благодать дала нам также Церковные Таинства. Вместе с Таинством Крещения, которое вводит нас в полноту общения с Богом, совершается Таинство Миропомазания: новокрещеным сообщаются благодатные дары Духа Святого. "Печать дара Духа Святаго", - произносит священник при совершении Таинства Миропомазания. При этих словах тело христианина запечатлевается благодатным Миром, которое освящается особым чином Святейшим Патриархом с собором архиереев в Великий Четверг. Раньше Апостолы возлагали руки на новокрещеных, но потом новокрещеных стало так много, что в Церкви было введено Таинство Миропомазания, то есть помазывание елеем как бы в ознаменование возложения рук Апостолами на новокрещеных.
Согрешив и поняв наши ошибки, мы каемся в присутствии священника, который имеет от Бога власть прощать или не прощать наши грехи. В этом состоит Таинство Исповеди. Через него мы очищаем свою совесть, потому что Божия благодать очищает душу кающегося человека от греха.
Исповедовавшись, мы можем приступить к Причастию Святых Христовых Таин. Равного этому дару Божиему нет ничего на земле. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что солнце сияет, земля дает свои плоды - пшеницу и виноград - только для того, чтобы в храмах Божиих совершалось Таинство Евхаристии. Ни для чего другого - ни для нашего удовольствия, ни для упокоения нашей плоти, а только во искупление человеческих грехов, в ознаменование спасения человека и теснейшего соединения его с Богом.
Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Христову, принимаем в себя Богочеловека. Происходит теснейшее единение души Богочеловека Христа и души человеческой. Это великая тайна, и равного ей ничего нет.
Существует еще Таинство Брака, в котором освящается рождение детей; Таинство Соборования, в котором Церковь благодатно врачует человеческие болезни, и Таинство Священства. Не всякий человек может проповедовать Бога, возвещать волю Божию, разрешать человеческие грехи на исповеди, совершать Таинство Божественной литургии, а лишь тот, кто был рукоположен епископом и получил благодатные дары пастырства. Согласно учению Церкви, любой правильно рукоположенный священник имеет поучительную благодать, не меньшую, чем имели Апостолы.
Стяжанию благодати Духа Святого способствует и молитва. По словам святого преподобного Серафима Саровского, для стяжания благодати Духа Святого молитва наиболее действенное средство. Если человек любит молиться и хочет молиться, посещает храм не только в воскресный или праздничный день, но и всякий раз, когда есть возможность, если читает утром и вечером молитвенное правило, а в течение дня старается обращаться к Богу, в ознаменование заповеди Апостолов о непрестанной молитве, - он сподобляется быть с Богом постоянно. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, "только мы скажем: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", то тут же от Бога следует глас: "Ты прощен"".
Для очищения нашей души от грехов и стяжания благодати даны нам также евангельские заповеди. Когда мы стараемся исполнять их, Господь видит наш труд, нашу ревность, наше желание быть с Ним. Труд и смирение искупают наши грехи и очищают душу. Исполнение евангельских заповедей привлекает Божию благодать, и она поселяется в наших сердцах.
Освящает душу человека и храм Божий. Когда мы видим его, душа наполняется благоговением. И это нельзя объяснить одним психологическим воздействием - это действие страха Божия, благодатное действие, которое касается самого нашего сердца. Даже неверующие люди, атеисты, заходя в храм, начинают чувствовать себя по-другому, потому что храм - это святое место.
Также и слово Божие. Когда мы слышим или читаем его, оно освящает наш ум и наше сердце, наполняет душу покаянным чувством. Невозможно спастись без слышания слова Божия. Как говорит Апостол, вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17). Важно читать духовные книги, общаться, беседовать с пастырями Церкви, слушать проповеди. Чем больше мы будем узнавать, тем легче будет нам спасаться, тем меньше ошибок мы сделаем, тем меньше скорбей будет в нашей жизни. Но человек, считающий, что он все знает, - погибший человек. Никто не знает всего, а только Бог.
Еще один способ стяжания благодати - терпение скорбей. Мы должны нести свой крест без ропота и с благодарением, воспринимая все, что ни случится, как искупление за грехи.
По словам преподобного Серафима Саровского, "цель жизни христианина - стяжание благодати Духа Святого", то есть раскрытие той благодати, которая была дана человеку в Таинстве Крещения и которая, как некое зерно, с этого момента почивает в наших сердцах. Наша задача в том, чтобы это зерно проросло, дало ростки и благодатные плоды, которые будут питать не только нашу душу, но и души наших ближних. Именно для этого мы рождаемся и приходим в этот мир, который был создан для того, чтобы люди спасались, соединяясь с Богом на земле, веря в Него и надеясь на Царство Небесное.
Благодать Божия действует в нас невидимым образом, поэтому нельзя говорить: "Это у меня благодать, я ощутил благодать". Или: "Пережил благодать". Преподобный Макарий Великий прямо говорит, что одна такая мысль уже погрешительна. Мы все душевные, плотские люди, поэтому не можем знать, что в нас от благодати, а что от мечтаний. Очень важно помнить святоотеческий совет: любые якобы благодатные состояния не принимать, считать себя недостойным благодати, как грешник.
Когда человек начинает видеть не свои мнимые добродетели, а свои грехи числом как песок морской, это и есть первое посещение человека Богом, учат нас святые отцы. Постепенно человек так смиряется, что видит только свои грехи (Пс. 50, 5). Состояние смирения - самое благодатное состояние.
Божия благодать ведет нас по этой жизни, учит, вразумляет. В свое время тех из нас, кто созрел, кто готов к подвигу послушания, кто готов отказаться от своей воли и гордости, именно Божия благодать приводит к человеку, который становится нашим духовным руководителем, духовным отцом.
В ком-то благодать Божия проявляется в расположении к монашеской жизни, которая сама по себе многообразна. Были среди преподобных девственники, постники, молитвенники, были строители церковные и те, кто творил милостыню. Были среди них пастыри и святители, были миссионеры и мученики, которых благодать Божия вела на подвиг мученичества.
Мы можем и должны молиться нашему Господу, чтобы Он дал нам познать, что такое живая вода спасения, как стяжать эту живую воду в наших сердцах без ошибок и прелести, не впадая в расколы и ереси. Важно не переоценивать врагов внешних и не забывать врагов внутренних, чтобы в свое время Божия благодать воссияла в наших сердцах и ввела нас в Царство Небесное.