ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
09-2004

БОГОСЛОВИЕ

Юридические консультации

Права религиозных организаций на землю:
изменения в законодательстве

       24 сентября 2004 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса РФ" и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"". Новый закон вносит значительные изменения в правовой режим земель, занятых объектами религиозного, а также благотворительного назначения и в целом учитывает интересы православных религиозных организаций.
       П. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" обязывает религиозные организации к 1 января 2006 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, которое осуществляется безвозмездно, на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
       Принятые Государственной Думой поправки к Федеральному закону "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривают для религиозных организаций дополнительную возможность: согласно новой редакции п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" религиозные организации могут также переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право безвозмездного срочного пользования. Таким образом, возможности религиозных организаций в области землевладения и землепользования существенно расширяются.
       В силу новой редакции п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ религиозным организациям, имеющим на праве безвозмездного пользования храмы, часовни и иные недвижимые объекты религиозного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования соответствующими недвижимыми объектами религиозного назначения.
       К сожалению, в тексте большинства заключенных с религиозными организациями охранных и иных договоров безвозмездного пользования срок безвозмездного пользования объектом религиозного назначения не указан. Поэтому государственный орган, заключивший соответствующий договор, вправе в любое время и по любым причинам расторгнуть договор в одностороннем порядке, известив об этом религиозную организацию за один месяц (см. п. 1 ст. 699 Гражданского кодекса РФ). В этом случае подлежит расторжению и договор безвозмездного пользования земельным участком, на котором расположен объект религиозного назначения. В связи с этим в ближайшее время перед Правительством Российской Федерации необходимо поставить вопрос о разработке и согласовании с религиозными организациями нового варианта примерного договора безвозмездного пользования объектом религиозного назначения (в том числе охранного договора). Такой договор должен предусматривать передачу религиозным организациям имущества религиозного назначения на срок существования религиозной организации.
       Следует подчеркнуть, что принятый Государственной Думой закон предусматривает возможность передачи религиозным организациям на праве безвозмездного срочного пользования земельных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности и занятых недвижимыми объектами не только религиозного, но также и благотворительного назначения. Понятие имущества благотворительного назначения в нормах действующего законодательства еще не раскрыто. Нужно полагать, что к такому имуществу относится то имущество, которое используется религиозными организациями, а также созданными ими благотворительными, образовательными организациями и организациями социального обслуживания в образовательных, социальных, просветительских и иных целях, предусмотренных законодательством о благотворительности и благотворительных организациях.
       Новый закон не оставляет без внимания правовой режим земельных участков, предоставленных религиозным организациям для строительства объектов как религиозного, так и благотворительного назначения. Соответствующие земельные участки передаются религиозным организациям в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих объектов.
       В соответствии с новой редакцией п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ религиозным организациям, имеющим в собственности недвижимые объекты религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.
       На сегодняшний день подавляющее большинство недвижимых объектов религиозного назначения находится в безвозмездном пользовании религиозных организаций. При этом многие объекты составляют исключительную собственность государства (например, памятники истории и культуры федерального значения) и не подлежат отчуждению в собственность религиозных организаций. И все же среди религиозных организаций встречаются собственники недвижимого имущества религиозного назначения. Как правило, к их числу относятся те религиозные организации, которые построили храм (иную недвижимость) за счет собственных средств либо оформили право собственности на вновь выявленный памятник истории и культуры регионального или местного значения. Именно эти религиозные организации и могут воспользоваться предусмотренной новой редакцией п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ возможностью.
       Заключение религиозной организацией договора аренды земельного участка нецелесообразно, если на земельном участке расположен объект религиозного или благотворительного назначения.
       Новый закон вносит изменения в правовой режим принадлежащих религиозным организациям земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Как известно, многие православные религиозные организации (прежде всего монастыри) ведут сельскохозяйственную деятельность и обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или долгосрочной аренды землями сельскохозяйственного назначения. П. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", предусматривая для религиозных организаций право долгосрочной аренды сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, запрещает их выкуп в собственность религиозных организаций.
       Ряд религиозных организаций поспешили переоформить право постоянного бессрочного пользования сельскохозяйственной землей на право долгосрочной аренды без возможности выкупа. К сожалению, право бесплатной передачи религиозным организациям арендуемых ими сельскохозяйственных земель не предусмотрено ни земельным законодательством, ни новым законом. Однако те религиозные организации, которые еще не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования сельскохозяйственной землей на право аренды, обретают замечательную возможность получить эту землю в собственность бесплатно. Об этом сказано в новой редакции п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
       Характеризуя новый закон, следует обратить внимание на те его положения, которые обеспечивают участие религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Такое участие допустимо в ходе подготовки решений, исполнение которых может оказать пагубное воздействие на состояние земель (например, решается вопрос о размещении промышленного объекта вблизи зоны охраны памятника). При этом в законе идет речь как о решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, так и о решениях хозяйствующих и иных субъектов (например, предприятий, ферм).
       Важно, что при подготовке соответствующих решений государственный (муниципальный) орган или хозяйствующий и иной субъект обязан обеспечить участие религиозных организаций в подготовке решения по данному вопросу. Такое участие может быть обеспечено путем создания межведомственных комиссий с участием представителей религиозных организаций и представителей государственных (муниципальных) органов, уполномоченных решать вопросы землевладения и землепользования. Большое значение имеет также положение новой редакции п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, согласно которой религиозные организации получают право участвовать в решении вопросов, затрагивающих их интересы и связанных с изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд (например, религиозная организация должна быть привлечена к решению вопроса об изъятии у нее части земельного участка для прокладки автотрассы).

К. Чернега, кандидат юридических наук,
юрисконсульт Московской Патриархии