|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 02-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Сергиевские чтения (к юбилею Московского университета)
2 декабря 2004 года в Московском Государственном университете состоялись XXXI Сергиевские чтения. Этой традиции уже шестнадцать лет, чтения проходят с одобрения ректората МГУ и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. На сей раз конференция была посвящена 250-летию университета.
История университета как бы сфокусировала, вобрала в себя историю России за эти 250 лет. Какие имена, какие события, величайшие открытия русской науки, какие взлеты свободной русской мысли...
Императрица Елизавета Петровна, меценат Иван Иванович Шувалов, ученый Михайло Васильевич Ломоносов. Три этих имени святы для всех обитателей университета.
Есть у Пушкина замечательное стихотворение «Отрок», где начертан облик М. В. Ломоносова:Невод рыбак расстилал
по брегу пустынного моря;
Мальчик отцу помогал.
Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя
ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять,
будешь помощник царям.
Пушкин вернее других отразил суть этой могучей натуры. Подобно Апостолам Христовым, мальчик из северной русской деревни, повинуясь гласу Божию, оставляет поморские сети и идет вослед призыву в Москву. И становится тем, кого теперь знает весь мир.
Трудясь над учреждением Московского университета, М. В. Ломоносов писал И. И. Шувалову: «Главное мое основание, сообщенное Вашему Превосходительству, весьма помнить должно, чтобы план университета служил во все будущие роды» (1754). Именно будущее России, ее народа занимало благородную мысль русского исполина.
Университет выстоял, выдержал вместе с Россией все удары нашей сложной исторической судьбы. Выдержит и сегодня, ибо и сегодня ректора, академика В. А. Садовничего, волнует будущее отечества – образование, наука, напряженно бьющийся пульс молодой жизни России.
В дни юбилейных торжеств Московского университета мы отдаем дань нашей культуре, науке, нашей истории, нашим святыням... «Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество». Это мудрое замечание русского историка В. О. Ключевского (профессора Московского университета и Московской Духовной академии) как нельзя лучше очерчивает нравственный облик наших ученых, нашего студенчества. Мы помним, помним и благодарим!* * *
Именно памятные даты 2004 года стали предметом докладов, прозвучавших на XXXI Сергиевских чтениях, которые открылись сообщением доцента А. С. Новиковой (МГУ) «Мысли М. В. Ломоносова о церковнославянском языке». Докладчик отметила, что Ломоносов первым всерьез задумался о роли церковнославянского языка в русской культуре. И хотя он специально не занимался этим языком, но все же оставил ряд ценнейших замечаний о происхождении церковнославянского языка, его значении для развития литературных славянских языков, и прежде всего русского. Ломоносов подчеркивал, что благодаря славянскому языку было обеспечено единство русского языка и русской культуры.
Иерей Вадим Коржевский (храм Рождества Пресвятой Богородицы, Ростов Великий) рассказал о проблемах святоотеческой психологии и ее соотношении с современной российской психологической наукой, а также представил свою книгу «Пропедевтика аскетики. Компендиум православной святоотеческой психологии» (М., 2004).
«Митрополит Сергий (Страгородский) на Владимирской кафедре. К 60-летию кончины» – так назывался доклад А. В. Торопова, выпускника Московского университета, а ныне преподавателя Свято-Феофановской Духовной семинарии во Владимире. Владыка Сергий возглавлял Владимирскую кафедру в очень сложное время – с 1917 по 1922 год; с его именем были связаны важнейшие события церковной жизни, в частности успешное противодействие прихожан владимирских храмов кампании безбожных властей по осквернению православных святынь. Митрополит Сергий возвел в епископский сан архимандрита Афанасия (Сахарова), настоятеля Богородице-Рождественского монастыря, замечательного подвижника Православия XX века.
Накануне великого праздника русской науки напомним, что и митрополит Сергий был служителем отечественного просвещения: до революции он состоял профессором Санкт-Петербургской Духовной академии, внес весомый вклад в русское богословие – широко известен его основательный труд «Православное учение о спасении», который уже в наше время (1991) был переиздан другим замечательным просветителем – митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом († 2003).
Митрополит Питирим был другом Московского университета, любил Сергиевские чтения, неоднократно принимал в них участие. Памятное слово о Высокопреосвященном Владыке Питириме произнес архимандрит Платон (Игумнов), профессор Московской Духовной академии. В свое время Владыка Питирим преподавал в академии, и, говоря о нем, отец Платон подчеркнул, что Высокопреосвященый Питирим был величиной несравненно большей, чем просто профессор, – для академии он был живым преданием.
Докладчик рассказал о жизненном пути и преподавательской деятельности митрополита Питирима. Отец Платон слушал курсы лекций Владыки. Благодарный воспитанник не забыл своего учителя: в 4-м номере «Богословского вестника МДА» за 2004 год опубликованы воспоминания архимандрита Платона о митрополите Питириме.
Протоиерей Артемий Владимиров (в прошлом выпускник Московского университета), настоятель московского храма Всех святых в Красном Селе, сказал слово на 100-летие священномученика цесаревича Алексия. В память о нем по всей Руси уже освящаются престолы и воздвигаются храмы. В своем вдохновенном рассказе отец Артемий напомнил о драгоценных чертах царственного отрока: в лике его отразился прекрасный скорбный лик России.
«В душе этого ребенка не заложено ни одной скверной или порочной черты; душа его – самая добрая почва для всех добрых семян; если суметь их насадить и взрастить, то Русская земля получит не только прекрасного умного Государя, но и прекрасного человека», – так говорил г-н Жильяр, воспитатель наследника. «Когда я буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все был счастливы», – так говорил цесаревич Алексий.
Н. В. Масленникова в своем сообщении обозначила целый ряд знаменательных дат 2004 года: 190-летие М. Ю. Лермонтова (напомним, что поэт с 1828 по 1830 год учился в Московском университетском благородном пансионе, а с сентября 1830 по июнь 1832 являлся студентом Московского университета), 95-летие кончины выдающегося русского историка И. Е. Забелина, 140-летие со дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны; 175-летие со дня рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского и 110-летие кончины императора миротворца Александра III.
Тесно переплелись судьбы этих людей: именно отец Иоанн 20 октября 1894 года отпевал Государя в Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца, на следующий день он здесь же принимал присягу цесаревича-наследника Николая Александровича на верность Российскому престолу, а затем им была миропомазана принцесса Алиса Гессенская, невеста наследника, с наречением ей имени Александры Феодоровны. Последняя Литургия в присутствии Царской Семьи была совершена в этом храме 12/25 июня 1914 года.
В том же году, 90 лет назад, началась великая война, которая унесла жизни двух с половиной миллионов русских воинов. Ушли на фронт и пять великих князей братьев Константиновичей.
Немногое совершил Олег Константинович за свои двадцать два года, но успел начать дело великое: выпускник Императорского лицея в год столетия оного, великий князь задумал факсимильное издание всех рукописей Пушкина. В 1912 году появился первый выпуск. 29 сентября 1914 года князь Олег Константинович погиб. Так приносили свои жизни на алтарь отечества и студенты Московского университета, которые в 1914 году шли на фронт прямо из «широких коридоров здания, что на Моховой». В их сердцах словно звучал завет пушкинской старицы-пророчицы молодому витязю:Уберися честно ранами,
Ты омойся алой кровию...
Так призывала Россия! Имена их Ты, Господи, веси... Но мы помним их подвиг, помним и благодарим... С началом междуусобной брани многие студенты Московского университета стали в ряды Добровольческих армий. Судьбы их сложились по-разному: некоторые так больше никогда и не увидели родины. В память о них было прочитано автобиографическое стихотворение «Пулеметчик Сибирского правительства» русского поэта-беженца Бориса Волкова, тогда, в 1914-м, студента юридического факультета Московского университета.
В 2004 году отмечались еще две памятные даты: 200-летие А. С. Хомякова, слушателя Московского университета, и 100-летие кончины А. П. Чехова, выпускника медицинского факультета Московского университета. В апреле 2004 года в Литературном институте прошла Хомяковская конференция, с некоторыми материалами которой аудиторию познакомил поэт С. В. Чертков. В своем слове он, в частности, выразил справедливое пожелание более широко распространять философские труды русского мыслителя, включить яркое поэтическое наследие Хомякова в школьную программу.
2004 год объявлен UNESCO Чеховским годом. Он был отмечен целым рядом конференций, посвященных творчеству писателя, и в нашей стране, и за рубежом. «Чехов. Прощание с Крымом» – так назывался доклад известной журналистки Б. Л. Клещенко, президента Чеховского Сибирского фонда. В своем докладе она раскрыла некоторые малоизвестные факты биографии Чехова, рассказала о его диссертации «Врачебное дело в России» – именно общественное служение А. П. Чехова стало предметом размышлений докладчика.
Писатель А. Н. Стрижев сделал сообщение о трудах основоположника отечественной этнографии, профессора Московского университета Ивана Михайловича Снегирева. Список публикаций ученого включает более четырехсот работ, основные его труды: «Русские в своих пословицах» (1831), «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» (1837), а также «Русские народные пословицы и притчи» (1848) – не утратили своего познавательного интереса до сих пор. Известен И. М. Снегирев и как пытливый «ходебщик» к московским святыням, о которых он так ярко рассказывал на страницах русских газет и журналов. Сообщение докладчик иллюстрировал редкими свидетельствами. Добавим, что профессор Снегирев был ближайшим собеседником святителя Московского Филарета (Дроздова).
В. В. Нарциссов, хранитель музея П. В. Корина, познакомил слушателей с христианскими древностями Сирии, показал занимательный слайд-фильм о путешествии в земли пророков и праотцев. Л. К. Гаврюшина, научный сотрудник Института славяноведения и балканистики РАН, в прошлом выпускница кафедры славянской филологии МГУ, и А. В. Шадрин исполнили русские духовные стихи и введенские ирмосы, ибо чтения проходили в канун праздника Введения Пресвятой Богородицы во храм.
На конференции были показаны два документальных фильма замечательного режиссера, талантливого мастера С. Л. Зайцева. Фильм «Лики отечества», рассказывает о последних днях Российского Императорского флота, умиравшего в тунисской Бизерте: 29 октября 1924 года, 80 лет назад, с линейного корабля эскадры «Святой Георгий Победоносец» был спущен Андреевский флаг, и это означало конец Русского флота, рожденного императором Петром. Ныне флаг водворен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Фильм «Погибли за Францию» (призер XII Международного кинофорума «Золотой Витязь», Калуга, 2003) повествует о забытом Русском экспедиционном корпусе и о двух Особых бригадах, сражавшихся во Франции в Первую мировую войну, о доблестных русских солдатах и офицерах, живших по велению чести, долга и совести. Оба фильма – драгоценные свидетельства прошлого, восстанавливающие историческую память народа, ибо только «преданья умной старины» открывают нашему взору духовные богатства России.
Начиная с 1990 года в осеннем и весеннем семестрах в Московском университете, при обязательном участии преподавателей Московской Духовной академии (ибо традиции сотрудничества светской и духовной школы в России очень давние и плодотворные), проходят Сергиевские чтения, смысл и цель которых – сохранение исторической памяти России. Университет, как и 250 лет назад, остается средоточием русской науки, просвещения, нравственности, культуры.Н. МАСЛЕННИКОВА,
автор и руководитель
программы «Сергиевские чтения»