|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Раифская Богородицкая пустынь
(к 450-летию образования Казанской епархии)
К началу 2000 года в Татарстане было зарегистрировано около 170 православных приходов. На территории республики действуют 21 благочиннический округ и семь монастырей. Один из самых древних монастырей в Казанской епархии – Раифская Богородицкая пустынь (мужской монастырь). Намоленные святые обители – это места встречи человеческой души со своим Создателем. Там независимо от сознания в душе просыпаются радостные и трепетные чувства, которых она почти никогда не испытывает в повседневной житейской суете.
История Раифской обители чрезвычайно интересна. Давайте заглянем вглубь веков и ощутим дыхание далеко ушедшего от нас времени.
Если рано утром выехать из Казани и следовать по проселочной дороге на северо-запад, то через несколько часов, проделав путь в 25 верст, окажешься на берегу сказочно спокойного озера, расположенного среди вековых елей. Место это как бы уготовано самой природой для создания здесь монастыря. Предание о рождении Раифской обители открывается именем его основателя – иеромонаха Филарета, пришельца в заволжский край с берегов москворецких.
Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани. Однажды Филарет вышел за город и отправился на северо-запад, в места ему еще незнакомые. Пробираясь сквозь девственный лес, инок вышел на берег неизвестного озера со светло-зелеными водами, тихо плещущего у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это было в 1613 году. Именно с этой даты и ведет свое летосчисление Раифская пустынь.
Сначала келлия отшельника стояла одиноко, но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них также решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Со временем по его предложению здесь была построена часовня, куда под руководством своего наставника братия собирались для служения вечерни, утрени и часов...
Поскольку в скиту тогда еще не было церкви, основатель обители преподобный Филарет, предчувствуя близкую кончину, возвратился в Казань, в Спасо-Преображенский монастырь, где в скором времени умер и был погребен. Но брошенные им в благодатную почву семена истинной веры не пропали втуне и по прошествии нескольких лет дали плоды. В 1660 году к митрополиту Казанскому Лаврентию из Раифской обители прибыл инок Фаддей с двумя старцами, которые от лица братии просили благословения на строительство церкви и о назначении священнослужителя. Владыка Лаврентий не только дал благословение, но и принял самое живое участие в деле устроения обители. Он лично посетил эти места, вручил старцам благословенную грамоту на построение церквей и прислал к ним в качестве настоятеля опытного иеромонаха Савватия. В 1662 году начались строительные работы.
После освящения первой построенной деревянной церкви во имя Евфимия, архиепископа Новгородского, чудотворца, это место стали именовать обителью, а иеромонах Савватий впоследствии был возведен митрополитом Лаврентием в сан игумена. Тогда же вокруг монастыря была возведена стена с двумя надвратными церквами. Одна из них была освящена во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и, вероятно, находилась над современными вратами, другая – во имя преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, по имени которой и сама обитель стала называться Раифской пустынью. Позднее была построена соборная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, так как митрополит Лаврентий решил приобрести точную копию с чудотворной Грузинской иконы Божией Матери (известно, что этот храм был освящен еще до 1670 года). Выбор его, по всей видимости, был не случаен.
До назначения в Казань он служил на Севере – в Важском монастыре, неподалеку от Черногорской обители. В то время именно там находилась эта чудотворная икона. Владыка Лаврентий избрал одного из лучших казанских иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, повелев снять точный список с Грузинской иконы Божией Матери, – в благословение устрояемой им Раифской пустыни. Вскоре этот список был доставлен в обитель крестным ходом, возглавлявшимся самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа. Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу чудотворной.
Новоустроенная Раифская пустынь не была обеспечена ни угодьями, ни землей. Монахи, своими руками, с трудом обустраивавшие монастырь, жили весьма скудно. Игумен Раифской пустыни Савватий в 1670 году писал в своей челобитной царю Алексию Михайловичу: «Зачата пустынь строиться, а братьи собрано человек с двадцать, а к той пустыни вотчины и пустых земель нету; строить нечем, скитаются Христовым именем». По этой просьбе царь Алексей Михайлович передал Раифской пустыни пустошь Свиные Горы над Камой. В 1674 году по челобитью настоятеля пустыни игумена Алексия к ней также отошли близлежащие лес, пашни и луга вместе с деревнями и крестьянами.
Постепенно Раифская пустынь материально обустраивалась, устанавливался порядок внутренней монастырской жизни. Но через несколько десятилетий монастырь испытал страшное бедствие: в 1689 году неизвестно отчего возникший пожар истребил все строения Раифской пустыни – «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как было сказано в челобитной игумена Германа с братией. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келлий. К великому счастью, была спасена и чудотворная Грузинская икона Божией Матери.
Лишившись пристанища, старые и немощные иноки ушли в другие монастыри, большинство же осталось жить на пепелище, построив себе утлые хижины, испытывая подчас холод и голод, но предпочитая прежнее свое местопребывание всякому другому. Митрополит Казанский Адриан, увидев такую сильную преданность Раифской братии вере и своему монастырю, «озаботился устроением обители в лучшем виде» и решил восстановить ее уже в камне. Для этого он вызвал из Московского Новоиерусалимского монастыря иеромонаха Германа, «родом казанца, устроителя Раифской пустыни», как написано на его надгробии в Новоиерусалимском монастыре, и дал ему указание при сооружении обители Раифской иметь образцами Тихвинский и Московский Новоиерусалимский монастыри, в которых отец Герман жил прежде.
Однако Владыка Адриан не дождался окончательного устроения новой обители. В 1690 году он был возведен на Патриарший престол и был последним Патриархом Московским и всея Руси до упразднения Петром I Патриаршества. На его место заступил митрополит Маркелл, выходец из южных славян, человек просвещенный, наделенный высокой душой и твердым характером. И уже при Владыке Маркелле началась застройка обители в камне – заботами и трудами настоятеля иеромонаха Германа с братией.
В 1690–1717 годах трудами третьего настоятеля обители – игумена Германа при поддержке митрополита Маркелла (который помогал собственной своей казной и пожертвованиями от доброхотных даятелей) кроме настоятельских и братских покоев и других служб внутри монастырской ограды (а она больше походила на крепостное сооружение, так как имела бойницы и пушки) были построены очень красивые каменные церкви: в честь чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы, во имя преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, Святителя и Чудотворца Николая, а также ограда и три двухэтажных флигеля: для настоятеля, для братских келлий и трапезной.
Преемник Владыки Мар– келла по кафедре митрополит Казанский Тихон III (Воинов) оказался для Раифской пустыни истинным благодетелем. Он особенно любил эту обитель, так что заповедал и похоронить себя в ней, хотя это завещание не было исполнено и он, как и Владыка Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского кремля. Митрополит Тихон закончил возведение каменных церквей, снабдил их богатой ризницей. Для своих частых приездов он построил отдельный домик. На монастырском озере долго сохранялся деревянный сруб, на котором некогда Высокопреосвященным была сооружена беседка, куда он часто хаживал освежиться в жару и насладиться прекрасными видами, открывающимися отсюда. Вероятно, при митрополите Тихоне появились в обители многочисленные церкви, которыми она в прежние времена отличалась от других казанских монастырей. По ведомости о монастырях Казанской епархии, представленной в Святейший Синод в 1739 году, в обители Раифской указано 15 храмов, в том числе и приделы. Почти все эти церкви получили вклады от митрополита Тихона в виде дорогой церковной утвари и древних икон. В этом ему помогали казанские граждане, особенно сын вице-губернатора Никиты Алферовича Кудрявцева, Мефодий Никитич, убитый сообщниками Емельяна Пугачева на церковной паперти Казанского Богородицкого девичьего монастыря.
После митрополитов Лаврентия, Адриана, Маркелла и Тихона долго не было для Раифской пустыни таких архипастырей-благодетелей. Только уже лет через сто очень усердно заботился об украшении и благоустройстве Раифской пустыни архиепископ Казанский и Свияжский Филарет (Амфитеатров). По его настоянию игумен, впоследствии архимандрит Раифской пустыни, Амвросий (Боголюбов) начал постройку нового каменного собора во имя Грузинской иконы Божией Матери по проекту архитектора М. П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма XVII века. Строительство этого храма было завершено в 1842 году.
В 1794 году благочестивая казанская мещанка Надежда Ивановна Киселева пожертвовала свои денежные сбережения на строительство церкви, которая была освящена во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на месте разрушенной молнией церкви Страшного Суда Божия.
Последним строением Раифской пустыни стала колокольня с надвратной церковью во имя Архистратига Божия Михаила, построенная на месте пришедших в ветхость башни с холодной надвратной церковью честных древ Животворящего Креста Господня. Строительство колокольни было начато в 1889 году на средства и по подряду известного казанского благодетеля и мецената купца Михаила Тимофеевича Атлашкина, прах которого покоится на монастырском кладбище.
Самая молодая постройка Раифского монастыря – собор во имя Живоначальной Троицы (архитектор Ф. Н. Малиновский), заложенный в 1903 году на месте старого храма XVII века и освященный 6 июня 1910 года архиепископом Казанским и Свияжским Никанором. Этот храм славился замечательной акустикой: пение четырех иноков на хорах слышалось окрест на две версты. К сожалению, в начале XX века у обители не хватило средств, чтобы расписать Троицкий собор, и вот уже около ста лет его своды ожидают своих живописцев.
При учреждении Раифской пустыни братии было в ней 20 человек, в первой половине XVIII века – 30, в 1764 году – 25, в 1833 – 35, в 1880 – 42, в 2001 году – 60 человек.
Ансамбль Раифского монастыря в целом традиционен для русской церковной архитектуры конца XVII – начала XVIII веков, однако в нем заметно и влияние различных архитектурных школ, в том числе местных.* * *
Что же вместила в себя история Раифы с 1917 по 1991 год?
От полного разрушения обитель спасли профессора Казанского университета. В 1919 году при университете был основан лесной факультет, которому и была передана Раифская обитель с ее лесами. С весны 1919 года вернувшиеся после первой попытки закрытия обители в 1918 году монахи возобновили богослужения в двух храмах, однако часть зданий осталась за лесным факультетом. Тогда же началось разграбление обители...
Чудесным образом была спасена главная святыня монастыря – Грузинская икона Божией Матери.
Раифские монахи были немногими среди духовенства Казанской епархии, кто отказался принять власть обновленцев, считая неканоническими Высшее Церковное Управление, присланного в Казань в мае 1923 года лжеархиепископа Алексия и Казанское Епархиальное Управление, возглавлявшееся незаконным архиереем. Обитель стала одним из оплотов Православия в Казанском крае. Когда в июне 1924 года в монастырь перевели волостной исполком, больницу и школу из села Большие Ключи, забрав большую часть хозяйственных построек и братских корпусов, в Раифе проживало 25 монахов и 18 послушников, а настоятелем был архимандрит Феодосий. Последним настоятелем был игумен Сергий. В июне 1928 года обитель была вновь закрыта. Однако крестьяне деревни Бело-Безводной организовали религиозную общину, и власти, памятуя о массовом крестьянском выступлении 1918 года, не решились отказать в регистрации прихода. Из всех монашествующих (около 40 человек) крестьяне выбрали семерых, остальные нашли работу в селах, некоторых по старости приютили крестьяне окрестных деревень.
ГПУ давно желало окончательно расправиться с монахами Раифы, считая их косвенными виновниками массового сопротивления крестьян коллективизации, ведь даже изгнанные из обители иноки не оставляли своего церковного служения – местные жители постоянно приходили к ним за советом, исповедовались и получали духовное окормление. Также не могла не тревожить ГПУ слава святой обители и единодушие крестьян, неизменно выступавших против ее закрытия, снятия колоколов, изъятия имущества и других репрессий. 23 января 1930 года ГПУ произвело аресты монахов Раифской пустыни, не вошедших в общину и живших по окрестным селам. Таким образом, когда остававшиеся в общине семь иноков 26 января (накануне престольного праздника) начинали всенощную, они уже знали, что их ожидают арест и неправедный суд. В этот день в пустынь прибыли многие монахини из закрытых Казанского Богородицкого, Федоровского и Свияжского монастырей. Отстояв всенощную, большинство прихожан осталось ночевать в храме или у знакомых. Утром состоялось трогательное последнее богослужение.
По выходе из церкви все были арестованы, в том числе немощные, глухие, полуослепшие монахини, болезненные, почтенного возраста иноки; всех их в тот же день вывезли в Казань, где заключили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор, согласно которому были расстреляны шесть насельников обители: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр Тупицын и двое мирян: Василий Гаврилов и Степан Абрамов из деревни Бело-Безводной. Еще восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и десяти мирян были приговорены к пяти годам концлагеря или высылке на Север. Имена их известны. В 1997 году, 6 апреля, в день расстрела пяти монахов и послушника в Казанской епархии была совершена канонизация преподобномучеников Сергия, Антония, Иова, Иосифа, Варлаама и Петра. Так в XX веке появились новые мученики, «в Раифе избиенные».
После полного закрытия монастыря в 1930 году духовная жизнь в обители на долгие десятилетия прервалась. Тогда же большевики сбросили со звонницы самый большой колокол, который, упав, полностью ушел в землю. По воспоминаниям очевидцев, после падения и удара земля долго гудела. Колокол был очень велик – весил около 500 пудов. Остававшиеся в обители иконы, книги, священнические облачения и все, что не представляло материальной ценности, сожгли. Предметы церковного обихода и утварь были разграблены, и древние храмы на десятилетия стали безмолвными свидетелями тысяч трагических человеческих судеб.
Научная общественность Казани всеми силами пыталась спасти уникальный памятник архитектуры, но, несмотря на это, в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна – колония ОГПУ ТатАССР. В храмах и братских корпусах расположились производственные мастерские, клуб и столовая.
В 1938 году НКВД было принято решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа. Монастырь и его окрестности были обнесены глухим деревянным забором, построены вышки, и из Казани прибыли около 100 солдат войск НКВД. Для охраны стали использоваться служебные собаки. По сути, с этих пор святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии. В Троицком соборе были устроены гараж и станочный цех, в Грузинском – клуб, а на втором этаже – спортивный зал.
Колония была разделена на две зоны: для взрослых мужчин и для подростков. Позднее, в 1941 году, видимо из-за нехватки места в тюрьмах Казани, в Раифу привезли осужденных женщин. В 1941 году для них был построен барак.
Несовершеннолетние подростки были выведены с территории монастыря в специально построенные корпуса. Судя по спискам заключенных, они были эвакуированы из западных областей СССР, которые в первую очередь были оккупированы фашистами, – Одесской области, Западной Украины. Были также заключенные из Москвы, Ленинграда и других городов. В это время в Раифской колонии-тюрьме находилось около 1000 заключенных.
На первом этаже братского корпуса Раифского монастыря, в ризнице и библиотеке, были устроены камеры, а на втором этаже – неотапливаемые карцеры.
Увезли взрослых неожиданно. Ночью в 1942 или 1943 году были увезены почти все женщины. Остались расконвоированные и ссыльные поселенки. После этого в колонии еще около десяти лет оставались мужчины. Большинство из них умерло от тифа, часть отправили на фронт, в штрафные роты.
В 1940-е годы за территорией монастыря была построена обувная фабрика. Развивалось швейное и игрушечное производство, было и обширное подсобное хозяйство. В голодные военные годы колония выполняла военные заказы: для нужд фронта шили обувь, шинели, санитарные и телефонные сумки, плащ-палатки.
В 1953 году из бывшего Казанского женского монастыря на Зилантовой горе сюда перевели Казанскую колонию для малолеток, так называемую девятку, основным видом деятельности которой была металлообработка. Колония перебралась со своим оборудованием: в Троицком соборе были установлены станки, в алтаре устроили слесарную мастерскую.* * *
В июне 1990 года игумен Всеволод (Захаров), ныне архимандрит, наместник Раифского Богородицкого мужского монастыря, а тогда настоятель Петропавловской церкви в городе Зеленодольске, возвращался со священниками своего храма из Казанского Епархиального управления. В тот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в четырех километрах от трассы Казань-Зеленодольск. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили обитель еще до ее упразднения.
Подъезжая к монастырю по лесной аллее, за деревянными хозяйственными постройками священники увидели высокую, стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Ниже виднелись черные от ржавчины циферблаты башенных часов, полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. Черным пятном возвышался над деревянным забором некогда белоснежный собор Грузинской иконы Божией Матери. Но никакое запустение не могло уничтожить былое величие и красоту монастырского ансамбля – даже разрушенный, он был прекрасен.
Пройти внутрь было непросто – на территории обители уже много лет располагалось Специальное производственное техническое училище, и вход был только по спецпропускам.
Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Однако былые красота и величие этой обители явно проступали даже в руинах. В беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь, и советский чиновник отозвался на такое предложение с одобрением.
С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря. Он собрал необходимые документы, которые были направлены уполномоченному Совета по делам религий при Совете Министров ТССР, а тот переправил их в Москву, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР, и в конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря.
Так началось возрождение Раифской Богородицкой пустыни, а игумен Всеволод Промыслом Божиим стал его строителем.
По оценкам экспертов, на момент возвращения Русской Православной Церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16 процентов. Нелегко было находить средства на восстановление почти полностью разрушенной обители. Однако, как говорит Святое Писание, невозможное человекам, возможно Богу (Лк. 18, 27).
Реставрация поруганной святыни началась 20 февраля 1991 года с восстановления собора в честь Грузинской иконы Божией Матери. В то же время было приведено в порядок разграбленное и оскверненное монастырское кладбище. Все останки, найденные при расчистке свалки, были собраны и захоронены в центре кладбища. Сейчас над этой братской могилой стоит памятный крест из белого камня. К сожалению, доподлинно не известно, кто был похоронен на этом кладбище.
Тем временем СПТУ освободило помещения настоятельских покоев, расположенные в стенах собора на втором этаже. Но в самом храме все еще находились клуб и кинозал для воспитанников спецучилища, поэтому реставрировались только верхние помещения и кровля. В обширном зале бывших настоятельских покоев был устроен временный храм, две келлии, находившиеся там же, были приспособлены для братии, воздвигнут новый купол, положена новая кровля. На втором этаже храма начались богослужения. А на первом, где размещался клуб спецучилища, в это время шли концерты духовной музыки, которые давали певчие Гаринской церкви и дети из первой в республике Зеленодольской воскресной школы, ранее организованной отцом Всеволодом. Молитвы звучали и из церкви, и со сцены.
Параллельно велась реставрация домика поздней монастырской постройки, где устраивались архиерейские покои, временная канцелярия и временная братская трапезная. За территорией монастыря, на берегу озера, строилась гостиница для паломников.
23 июня 1991 года, после шестидесятилетнего перерыва, к великой радости собравшихся прихожан и паломников, в монастыре состоялось первое богослужение. После Божественной литургии архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий совершил молебен перед привезенным на первое богослужение из Казани Грузинским образом Божией Матери – исконной святыней Раифской обители. Чудотворная икона наконец обрела место своего постоянного пребывания.
12 мая 1992 года на куполе собора Грузинской иконы Божией Матери был водружен первый крест со времени разорения обители. Традиционно восьмиконечный, ярко сияющий позолотой, он радовал взгляд и душу. Через некоторое время присутствующие стали свидетелями явления славы Божией: светящийся шар сошел с неба на крест, осветив его ярчайшим сиянием, которое через некоторое время исчезло. Так Господь благословил и освятил обитель, послав чудесное знамение!
Последним из возвращенных монастырю храмов был Троицкий собор. В советское время станки, располагавшиеся внутри собора и работавшие в две смены, постоянной вибрацией нанесли стенам прекрасного храма почти непоправимые повреждения. Каменные стены не вынесли варварского обращения и покрылись трещинами. Но с Божией помощью стены были укреплены, и опасность полного разрушения собора миновала. Возвращенный Церкви в 1995 году, в течение года он был практически полностью отреставрирован и освящен 2 июня 1996 года, ко дню праздника Святой Троицы.
Издалека вновь засветилась белизной и надвратная колокольня. Семиметровый крест на ней устанавливали так, как это делали первостроители, – вручную, чтобы не повредить позолоту. Чудом сохранился и крест, стоявший когда-то над храмом преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.
1 сентября 1997 года, во время визита в Казанскую епархию, Раифский Богородицкий мужской монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Осмотрев монастырь, Его Святейшество пожелал наместнику архимандриту Всеволоду с братией помощи Божией в их нелегких трудах по восстановлению святой обители и преподал им свое первосвятительское благословение.* * *
За время восстановления обители все строения монастыря полностью перешли в его собственность. Паломники, приезжающие сюда со всех концов России и других стран, не перестают удивляться тому, как быстро здесь все преображается.
В обители постоянно трудятся штукатуры, маляры, художники и иконописцы. Несмотря на то, что все здания на территории монастыря снаружи полностью восстановлены, предстоит еще немало работы внутри соборов, башен, братских корпусов.
К несчастью, после закрытия монастыря колокола со звонницы колокольни были сняты и увезены на переплавку в Казань. Некоторые местные жители утверждают, что праздничный благовест, раздававшийся в святой обители, был слышан окрест на четыре версты...
В феврале 2003 года, после десятилетий разрухи и запустения, в возрожденной Раифской обители совершилось еще одно радостное событие – на колокольне была установлена новая звонница.
В 2004 году к престольному празднику Раифской обители – в честь чудотворной Грузинской иконы Божией Матери завершились основные работы по восстановлению надвратного храма во имя Архангела Михаила.
Раифскому монастырю были переданы три полуразрушенных храма, которые стали подворьями святой обители. В советское время одни использовались как овощные склады, в других были устроены сельские клубы и кинозалы. Самое крупное из подворий находится в центре Казани (улица Московская, 39) – территория на месте бывшего храма Московских чудотвоцев; старейший храм Казанской епархии – храм Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Большие Ключи; церковь Пророка Илии в селе Ильинском. Заканчивается строительство храма во имя Апостола Андрея Первозванного в городе Зеленодольске – еще одного подворья Раифской обители.
В 2004 году Раифскому монастырю было передано около девяти гектаров земли ликвидированного совхоза для организации подсобного хозяйства. Конечно, угодья и постройки надо восстанавливать практически заново. Сегодня уже отремонтирован бывший коровник, завезены поросята. Очищается заброшенный пруд, рядом с которым планируется поставить небольшую часовенку. Поставлена кузница, мастера которой занимаются художественной ковкой...* * *
Древняя Раифская обитель прекрасна в любое время года. Летом перед вошедшим в святые врата предстает море цветов, зимой – девственная белизна снега. Осенью дремучие леса расцвечиваются удивительными красками, а весной особенно остро чувствуется пробуждение природы под ласковым весенним солнцем. Глядя на это великолепие и многообразие природы, понимаешь, чем пленили эти места в начале VII века сердце монаха Филарета, построившего в этих благословенных местах первую деревянную хижину.
В основном гости приезжают в обитель днем, и мало кто из них слышит, какие удивительные песни поют в окрестных лесах соловьи на закате дня. Очень красивы храмы и стены монастырского кремля, купающиеся в розовом свете заходящего солнца. Со времени основания пустыни изменились люди, заново отстроены стены, восстановлены храмы, но природа здесь осталась такой же, какой была почти 400 лет назад и какой ее видели первые скитники, поселившиеся здесь.
В январе, к празднику Крещения Господня, на льду озера силами братии возводится еще одно раифское чудо – кружевной город изо льда. Послушники и художники строят его в течение нескольких недель, и 19 января в проруби на рукотворном Иордане совершается великое освящение воды. После этого каждый желающий может взять с собой освященную воду, чтобы окропить жилище, и окунуться в крещенскую прорубь.
При большом стечении паломников и гостей 22 августа/4 сентября отмечается главный престольный праздник Раифского монастыря. В этот день чествуется чудотворная Грузинская икона Божией Матери – главная святыня обители. В этот день с чудотворным образом совершается крестный ход. 14/27 января отмечается престольный праздник храма преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных.
Богослужебный устав Раифского монастыря ничем не отличается от уставов большинства российских монастырей. Каждый день после Божественной литургии в монастыре совершается Таинство Крещения. Также в течение дня служат молебны перед чудотворным образом Божией Матери.
Существенная часть литургической жизни Раифского монастыря – пение, которое находится в ряду особых послушаний его насельников. Собирателем и хранителем певческого наследия Русской Православной Церкви является монастырский хор, созданный в 1993 году, во главе с регентом диаконом Сергием (Уренцовым). Монастырский квартет «Притча» приобрел большую известность не только в России, но и за рубежом, участвуя в различных республиканских и международных фестивалях и концертах. Квартет поет в воскресные и праздничные дни, когда совершаются всенощные бдения. В обычные же дни поет повседневный хор. Очень часто на клиросе можно увидеть поющих детей из монастырского приюта.
Да, бывая в Раифе, нельзя не заметить мальчиков разного возраста, одетых в черные подрясники. Это бывшие «трудные» подростки и брошенные дети, которых монашеское братство приняло в свою семью.
Детский приют здесь был создан в августе 1994 года, когда в обители появился первый мальчик с трудной судьбой. Наместник не мог бросить в беде ребенка, которому негде было жить, и с тех пор в обители стали появляться дети.
Вначале ребятня жила на втором этаже собора Грузинской иконы Божией Матери, в специально отведенной общей келлии. Это помещение служило детям и спальней, и классом для самоподготовки. Несмотря на то, что они попадали сюда в буквальном смысле с улицы, дети сразу определялись на учебу в Раифскую среднюю школу и через какое-то время кропотливой и упорной работы педагогов как из числа братии, так и школьных ликвидировались пробелы в их познаниях. У ребят постепенно начали проявляться способности и дарования. Конечно, многим было тяжело расстаться с приобретенными за годы бродяжничества привычками. Но сама атмосфера жизни в монастырских стенах и новое для большинства воспитанников доброе и ласковое отношение со стороны взрослых, не встречавшееся ранее в их жизни, способствовали их полному перерождению. В детских сердцах разгорался неведомый им ранее огонек любви и милосердия. Маленькие сердца постепенно оттаивали, налаживались доверительные отношения с наставниками.
Новый корпус для мальчиков перестроили из старой, полуразрушенной монастырской гостиницы в очень короткие сроки. В этом большая заслуга людей, трудившихся над созданием дома в три смены. Теперь, идя по ухоженной дорожке к приюту, можно увидеть, как из-за белой монастырской стены, рядом с башенкой с ангелом, выглядывает белоснежный трехэтажный дом. В корпусе – просторные спальни для мальчиков, спортивный зал с современными тренажерами, компьютерный класс, медицинский кабинет, живой уголок... Самое же главное, что отныне Раифская обитель сможет приютить больше мальчишек, обделенных миром.
В настоящее время в обители воспитывается 26 детей в возрасте от 8 до 16 лет. Светское образование воспитанники получают в обычной средней школе, которая находится в четырех километрах от обители. В школу ребят каждый день доставляет специально выделенный для них монастырский микроавтобус.
Воспитанники монастыря с удовольствием участвуют в общественной жизни, посещают все школьные мероприятия, участвуют в конкурсах и олимпиадах, на которых неоднократно занимали первые места. Для детей проводятся занятия по музыке, изобразительному искусству, гуманитарным наукам, Закону Божию. Организован детский хоровой ансамбль, с успехом выступающий в программах различных концертов. Дети прекрасно исполняют духовные песнопения a capella, поют известные современные и авторские песни.
Нередко Раифский монастырь посещают известные политики и представители делового мира России и Татарстана. Многие, узнав о существовании единственного в Поволжье монастырского приюта, не остаются равнодушными к тяжелым судьбам попавших сюда детей и стараются по возможности оказать посильную помощь. Таким образом при участии РАО «ЕЭС России» осуществилась давняя ребячья мечта побывать в Парижском Диснейленде. Летом 1999 года все дети проехали на специальном экскурсионном автобусе по Белоруссии, Польше, Германии, Бельгии, Голландии. Побывали в Берлинском зоопарке, на площади Цветов в Брюсселе и осмотрели множество других достопримечательностей крупнейших европейских столиц.
Воспитанники монастыря неоднократно бывали в Москве, путешествовали на круизном теплоходе по Волге, отдыхали на Черном море в Анапе. В феврале 2000 года совершили паломническую поездку в Иерусалим.
Монастырь не ставит для себя задачу воспитать из попавших сюда детей монахов или священнослужителей. Здесь стараются заменить ребенку семью, дать ему все, что маленький человек должен получить в детстве, воспитать его верующим человеком, научить правильному отношению к ближним и окружающему миру. Впоследствии выросшие в стенах святой обители молодые люди сами будут выбирать свой жизненный путь. Педагоги и наставники из числа братии помогают им выявить и развить свои способности, определить интересы каждого ребенка, чтобы впо– следствии он получил хорошее образование и стал достойным человеком и гражданином.
В приюте есть уже несколько выпускников. Все они поступили в вузы Казани и успешно учатся там, а в выходные дни приезжают в свой монастырский дом и несут различные послушания.* * *
Возрожденная обитель вновь, как и прежде, совершает свое общественное, гражданское и социальное служение.
В 2000 году в монастыре была создана бригада Добровольной пожарной охраны. Теперь монахи спасают не только души людей, но и их жизни в прямом смысле этого слова. Организация ДПО была обусловлена тем, что святая обитель является уникальным памятником архитектуры и любой пожар мог бы стать для нее поистине бедствием.
В монастырь приходит много людей, желающих связать свою жизнь со служением Богу. Некоторые из них разочаровались в жизни, другие, имея лишь начатки веры, стремятся приблизиться к Богу и принять Его в свое сердце. Монастырь по-отечески принимает приходящих. Каждый из них получает духовного наставника, у которого послушник должен еженедельно исповедоваться. Для них проводятся занятия по православному катехизису. Практикуются индивидуальные и групповые беседы священнослужителей с паломниками в перерывах между богослужениями в храмах.
В 2001 году в обители создан издательский отдел, который выпускает просветительскую газету для прихожан «Раифский Вестник» и первую в Казанской епархии православную газету для детей «Светлячок». Кроме того, отдел занимается изданием литературы по основам христианской жизни, по православному богослужению. Священнослужители обители выступают по телевидению и в мирских газетах.
За годы восстановления обители собрана уникальная библиотека древних богослужебных книг, насчитывающая около двухсот экземпляров.
В настоящее время монастырь осуществляет большую миссионерскую и благотворительную деятельность. Ежедневно его посещают сотни, а в праздники тысячи паломников, которых сопровождают экскурсоводы монастыря. Паломники могут провести здесь несколько дней, неся определенные послушания. Им предоставляется бесплатное место в монастырской гостинице и питание в общей трапезной.
Оказывается помощь бедным семьям. Крещение детей и взрослых из малообеспеченных семей совершается бесплатно. На средства монастыря приобретается оборудование для школ, больниц и детских садов, оказывается помощь в ремонтных работах материалами и денежными средствами. Заключенным в колониях строгого режима высылается литература, с ними ведется постоянная переписка, их посещают священнослужители.
Главное же служение обители – непрекращающаяся молитва о мире, о единении, о любви.* * *
Со времени передачи Русской Православной Церкви Раифского монастыря прошло 14 лет. Обитель вновь засияла своим былым великолепием. Трудами реставраторов, мастеров, рабочих и братии воссоздана древняя красота этого удивительного памятника зодчества.
Практически заново отстроены стены, окружающие обитель, восстановлены и реставрируются две чудом спасенные башни XVII века, в отреставрированных храмах возобновлено богослужение. Совершаются требы, в древних стенах вновь зазвучали церковные распевы, но главное – в них вновь поселилась их душа, молитва. Как и прежде, стекаются сюда тысячи людей, чтобы приобщиться к древней культуре своих предков, послушать себя, привести в порядок смятенные мысли и обрести душевный покой...
Вновь в прозрачных водах озера отражается золото крестов, нет больше на его поверхности радужных масляных пятен и, кажется, радостнее шумят трехсотлетние сосны, когда-то навсегда пленившие основателя монастыря иеромонаха Филарета. Нет больше уродливого деревянного забора, жалами своими пронизывающего небо, утих лай собак и торопливые шаги охранников, а колючая проволока лишь изредка попадается на глаза в заросших бурьяном канавах, напоминая о недавнем прошлом. Память человеческая устроена Господом так, что плохое и ненужное быстро уходит из нее, освобождая место для радостных и светлых чувств. И счастье детей наших, что они не будут знать того страшного, что выпало на долю старшего поколения и чему пришлось быть свидетелями древним стенам Раифского Богородицкого мужского монастыря!Игумен Филарет (Златоустов),
иеродиакон Иоанн (Сидоренко),
О. Крестинина,
издательский отдел Раифского монастыря
|
Раифская пустынь Литография 1905 года |
|
Главная святыня монастыря – чудотворная Грузинская икона Божией Матери |
|
Древняя почитаемая икона «Нерукотворенный Спас» |
|
В храме преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных |
|
Раифский монастырь 1957 год |
|
Начало восстановления обители 1991 год |
|
Поруганная обитель 1991 год |
|
Монастырь в 1984 году |
|
Наместник монастыря архимандрит Всеволод (Захаров) |
|
Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий |
|
Монастырский квартет «Притча» |
|
Издания Раифской обители |
|
Торжественная литургия в престольный праздник монастыря |
|
Приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Раифскую обитель 1 сентября 1997 года |
|
Перед поднятием колоколов |
|
Фото Г. Розова |
|
Великое освящение воды |
|
Ледяное чудо Раифы |
|
Фото Г. Розова |
|
Крестный ход в престольный праздник обители |
|
Первое богослужение в обители после 60-летнего перерыва |
|
Воспитанники Раифского монастыря |
|
Трапезная в Детском корпусе |
|
В компьютерном классе Детского корпуса |
|
Детский корпус |
|
Подготовка к школьным занятиям |
|
Общий вид монастыря с колокольни. 2002 год |
|
Собор в честь Грузинской иконы Божией Матери |
|
Цветники Раифы |
|
Храм во имя преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных |
|
Троицкий собор |
|
Фото Г. Розова |