|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 04-2005 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
110 лет Омской епархии: этапы становления и развития
В начале марта 2005 года Омская епархия отпраздновала свое 110-летие. Юбилейные торжества начались I Сильвестровскими чтениями, открытие которых прошло в торжественной обстановке в Омской государственной областной научной библиотеке им. А. С. Пушкина. На открытии присутствовали митрополит Омский и Тарский Феодосий и представители руководства области. На чтениях прозвучали доклады, в которых были подробно рассмотрены различные исторические периоды жизни епархии.
Пик юбилейных торжеств пришелся на 11 марта. Этот день начался с молебна, совершенного архиерейским чином в Христорождественском кафедральном соборе Омска, а затем был совершен молебен на начало всякого благого дела в Ольгинском домовом храме Епархиального управления. Особую духовную радость всем присутствовавшим принесло поздравительное письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, зачитанное Владыкой Феодосием.
Поздравить Омскую епархию со 110-летним юбилеем пришли многие официальные лица. Губернатор Омской области Л. К. Полежаев и другие приглашенные гости с интересом осмотрели выставку, посвященную юбилею епархии. В пяти выставочных витринах были представлены уникальные документы и книги, предоставленные фондами Государственного архива Омской области и областной научной библиотекой им. А. С. Пушкина, отражающие малоизвестные, а порой и вовсе неизвестные страницы прошлого Омской епархии.
Особое внимание губернатор обратил на стенд, посвященный созданию и гибели удивительного по красоте Успенского кафедрального собора Омска, и обещал оказать всяческую поддержку в его восстановлении. Из представленных на выставке документов интерес у Л. К. Полежаева вызвало ходатайство святителя Сильвестра в Святейший Синод об открытии в Омске Духовной семинарии, датированное 1916 годом.
В своих выступлениях в тот день митрополит Омский и Тарский Феодосий и губернатор Омской области говорили о необходимости более тесного сотрудничества светской и духовной власти. В ознаменование епархиального юбилея губернатор передал Церкви Евангелие, пожертвованное нашему городу императрицей Екатериной II в далеком 1774 году и долгое время хранившееся в фондах Омского историко-краеведческого музея, а также вручил Владыке Феодосию президентскую награду – юбилейную медаль в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Епархию поздравил также Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском Федеральном округе А. Квашнин. На юбилейных торжествах немало говорилось о том пути, который Господь сподобил пройти омичей за эти сто десять лет. Подводя итог этому пути, задумываешься не только о дне сегодняшнем, но и вспоминаешь день вчерашний.* * *
К началу ХХ века за Уралом насчитывалось одиннадцать епархий. Самыми древними были Тобольская (создана в 1620 году), Иркутская (1727) и Оренбургская. Остальные были основаны в ХIХ веке: Томская (1832), Камчатская (1840), Енисейская (1861), Якутская (1868), Туркестанская (1871), Омская (1895), Забайкальская (1894) и Владивостокская (1898). Как видно даже из этого перечня, Омская епархия сравнительно молодая. Каковы же были причины выделения Омской епархии из состава Тобольской?
Во-первых, обширная территория. Еще в 60-х годах XIX века в периодической печати встречались указания на то, что «Тобольская епархия обширнее других русских епархий – в ней более чем в других епархиях обитает народов, седящих во тьме и сени смертней (Пс. 106, 10), ожидающих евангельской проповеди»1.
Во-вторых, начавшаяся в XIX веке колонизация Киргизской степи, которая повлекла за собой не только образование новых населенных пунктов, но и возникновение в них приходов.
В-третьих, постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг. Это привело к тому, что начиная с 1838 года Омск стал местом проживания генерал-губернатора Западной Сибири. Тогда же были образованы все административные учреждения Сибирского края2. Через 44 года Омск становится столицей обширного степного края. Перемещение сюда административного центра поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии.
В-четвертых, проведение через Омск Великой Сибирской магистрали, что не только способствовало резкому увеличению числа жителей нашего города (с 39 542 человек в 1890 году до 60 601 человек в 1903 году), но и активизировало переселение в Сибирь из центральных районов России3.
Мысль о необходимости учреждения в Омске нового епархиального центра прочно вошла в сознание не только властей предержащих как светского, так и духовного звания, но и большинства обывателей Омска. Это наглядно иллюстрирует дело о расширении Воскресенского крепостного собора. При его обсуждении в 1885 году с чинами из военно-инженерного ведомства омский городской голова архитектор Э. И. Эзет заявил, что несоответствие размера Воскресенского собора сразу же обнаружится при открытии в Омске епископской кафедры, которое произойдет в недалеком будущем. Единодушным мнением было, что такому городу, как Омск, нужен новый, большой и просторный храм. Это заявление основывалось на том, что рано или поздно в Омске все равно будет отдельная епископская кафедра4.
В то время как в Омске дебатировался вопрос о расширении храма или строительстве нового, проходивший в Иркутске Собор сибирских архипастырей вынес решение об открытии новой, Омской епархии. Свое решение сибирские Владыки, документально оформив его, направили в Святейший Синод. И вот, 30 октября 1887 года последовало распоряжение обер-прокурора Святейшего Синода, согласно которому в Омске была образована особая комиссия из духовных, светских и военных лиц. Именно она и должна была представить Тобольской Духовной консистории свои соображения по поводу образования новой епархии. После десятимесячной работы комиссия предложила включить в состав вновь учрежденной епархии 57 церквей Акмолинской и Семипалатинской областей, а также 92 церкви Тюкалинского, Тарского, Ишимского, Барнаульского и Каинского округов, с общим числом православного населения около 350 тысяч душ обоего пола5. Тобольская Духовная консистория, ознакомившись с работой комиссии, согласилась с ней почти во всем, кроме... образования новой епархии6.
Тоболяки предложили учредить не отдельную епархию, а викариатство в составе Тобольской епархии с центром в Омске. Следует отметить, что первая сибирская (Тобольская) епархия за всю историю своего существования практически не знала викариатств, вследствие чего достигла гигантских размеров. Такой территорией из Тобольска управлять было крайне сложно. К сокращению же своих территориальных пространств духовное начальство относилось крайне ревниво.
В 1891 году мнение Тобольской Духовной консистории было доведено до столицы, и Святейший Синод вынес решение о создании отдельной епархии.
Архивные документы донесли до нас три даты рождения Омской епархии. Такое положение дел, в первую очередь, обусловлено делопроизводством высших государственных учреждений дореволюционной России. Прежде чем принять решение об учреждении Омской епархии, Государственный Совет в соединенных департаментах государственной экономики и законов рассмотрел штат и смету, отводимую на содержание Епархиального управления. Высочайшее одобрение эти два документа получили 16 (28) января 1895 года7.
18 февраля (3 марта) того же 1895 года Государь Император утвердил доклад Святейшего Синода об учреждении Омской епархии и назначил на вновь образованную Омскую кафедру епископа Туркестанского Григория (Полетаева, † 1914)8.
Непосредственно же сам указ Святейшего Синода Тобольской Духовной консистории об учреждении Омской епархии был опубликован 14 (26) марта9.
На основании вышеизложенного именно 3 марта по новому стилю 1895 года является наиболее обоснованной датой учреждения нашей епархии.
Историю Омской епархии, исходя из развития церковной жизни, можно условно разделить на следующие периоды:
1895–1911 годы – период рождения и становления Омской епархии. В это время в границах епархии активно ведется храмостроительство. Начинает издаваться собственный печатный орган – «Омские Епархиальные ведомости», который имел журнальную форму. Возводятся Градоомский Успенский кафедральный собор и Архиерейский дом с консисторским зданием. Появляются Омское женское Епархиальное училище и Омский свечной завод.
1911–1920 годы – период наиболее динамичного развития и подъема Омской епархии, конечно в основном в дореволюционные годы. Территория епархии сильно расширилась, для удобства церковного управления были учреждены два викариатства: Семипалатинское (1911) и Акмолинское (1913), годом позднее переведенное в Петропавловск. Быстрый рост числа приходов поставил на повестку дня составление и издание «Справочной книги Омской епархии». Эта работа была поручена священнику Иоанну Голошубину. Поочередно Омскую и Павлодарскую кафедру занимали священномученики Андроник (Никольский, † 1918) и Сильвестр (Ольшевский, † 1920).
Владыка Сильвестр возглавлял нашу епархию в период с 1915 по 1920 год. Его архипастырское правление пришлось на очень суровое время: Первую мировую войну, две революции и братоубийственную Гражданскую войну. Именно святитель Сильвестр в начале 1919 года приводил к присяге восстановленный в Омске правительствующий Сенат и самого Верховного правителя России адмирала А. В. Колчака. Летом 1919 года в Свято-Никольском казачьем и Успенском кафедральном соборах совершались епископские хиротонии, на которых присутствовал Верховный правитель. По Промыслу Божию святитель Сильвестр вслед за адмиралом Колчаком взошел на Сибирскую голгофу и принял мученическую кончину через 19 дней после кончины адмирала. В 1999 году святитель Сильвестр был прославлен как местночтимый святой в Омской епархии, а на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года состоялось его общецерковное прославление в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
1920–1937 годы – трагический для епархии период гонений на веру, сопровождавшийся закрытием и разрушением церквей. В эти годы при поддержке богоборческой советской власти активизирует свою деятельность, особенно в Омске, обновленческая церковь. Обновленцы сыграли пагубную роль в закрытии целого ряда омских храмов.
После кончины священномученика Сильвестра Омской епархией управляли два викарных епископа – Мефодий (Красноперов, † 1921) и Киприан (Комаровский, † 1937). Первый из них был прославлен в лике святых Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года как епископ Петропавловский.
В начале 1920 года в Омск был назначен святитель Димитрий (Беликов, † не позднее 1931), с возведением в сан архиепископа. За 1924 год на Омской кафедре сменились четверо правящих архиереев: епископы Виссарион (Зорин, † 19??), Алексий (Буй, † 1937), Иоанникий (Соколовский, † 19??) и архиепископ Анатолий (Каменский, † 1925). Но если Владыка Анатолий отошел ко Господу, находясь на службе в Градоомской Братской церкви, то Владыка Иоанникий даже не смог добраться до нашего города. Необходимо отметить, что архиепископ Анатолий был похоронен на Казачьем кладбище, а после ликвидации этого кладбища перезахоронен на Старо-Северном военном кладбище, где покоится и поныне.
В марте 1925 года в Омск прибыл епископ Виктор (Богоявленский). Именно на его долю выпало вразумлять перешедших в обновленческий раскол духовенство и верующих. В результате все приходы вернулись в лоно Матери-Церкви. Владыка Виктор скончался 2 ноября 1928 года и был погребен около алтаря Богородице-Братской церкви. Со сносом этого храма его могила затерялась.
С 1929 по 1930 год Омскую кафедру занимал епископ Аркадий (Ершов, † 1937), который Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года также был прославлен в лике святых. В 1930 году очень непродолжительное время Омскую кафедру занимал епископ Герман (Коккель, † 1937), который летом 1931 года получил назначение на Дальний Восток.
Последние четверо Омских архипастырей – архиепископ Алексий (Орлов, † 19??), епископ Антоний (Миловидов, † 1937), архиепископ Филипп (Ставицкий, † 1952) и архиепископ Фотий (Пурлевский, † 1937–1938) подвергались арестам, а трое из них приняли мученическую кончину10.
В 1937 году Омско-Павлодарская епархия фактически прекратила существование. В 1937–1942 годах на территории Сибири не было ни одного правящего архиерея. Первым правящим Владыкой в Сибири после пятилетнего упразднения церковного правления стал епископ Лука (Войно-Ясенецкий, † 1961), ныне прославленный в лике святых, который с 1937 года находился в ссылке на территории региона. С 1937 по 1942 год он являлся единственным архиереем Сибири, который мог совершать Таинства, в том числе рукополагать в священный сан. Замечательно, что в то время, не имея святого мира, он крестил по-апостольски. Поэтому святитель Лука включен в диптих архипастырей Омской и Тобольской епархий как правящий архиерей. Осенью 1942 года он был возведен в сан архиепископа с назначением на Красноярскую кафедру, которой управлял до конца 1943 года.
Вторым иерархом, назначенным в Сибирь, был архиепископ Варфоломей (Городцов, † 1956). В 1943 году Владыка Варфоломей был управляющим Новосибирско-Барнаульской епархией. Ему также было вверено окормление соседних Омской, Тобольской, Иркутской, Красноярской епархий. Несмотря на трудное военное время, он нашел возможность трижды посетить Омск и служить в омских храмах. В 1946 году на территории Сибири действовали уже три воссозданных епархии: Омская и Тарская, которую возглавлял архиепископ Алексий (Пантелеев, † 1948), Владивостокская и Хабаровская, которую возглавлял епископ Венедикт (Пляскин, † 1976) и Новосибирская и Барнаульская, возглавлявшаяся архиепископом Варфоломеем (Городцовым).
1946–1986 годы – период, отмеченный не только преобразованием Омско-Тарской епархии в Омско-Тюменскую (1947), но и активной деятельностью Омских архипастырей, направленной на возрождение поруганных храмов и монастырей и на воцерковление паствы. К середине 1947 года в Омской области действовало пять храмов:
– Крестовоздвиженский собор и Никольская церковь в Омске,
– Покровская церковь в селе Воскресенка Калачинского района,
– церковь в селе Новая Станица Ульяновского района,
– церковь в селе Куйтарлы Саргатского района,
– молитвенный дом в городе Исилькуле.
Необходимо отметить, что в 1955–1962 годах трижды временно управляющим епархией назначался проживающий в Омске на покое епископ Венедикт (Пляскин), его уроженец. Строгостью жизни, ревностным отношением к Божественной службе и храму Владыка снискал любовь и уважение омичей. Его память молитвенно хранится многими верующими епархии.
В послевоенный период Омскую епархию возглавляли достойные архипастыри. Среди них – епископ Вениамин (Новицкий, † 1976), двенадцать лет проведший в лагерях; архиепископ Ермоген (Голубев, † 1978), известный церковный апологет, написавший обстоятельное и аргументированное сочинение в защиту Русской Православной Церкви, проведший в заключении четырнадцать лет; убиенный архиепископ Мефодий (Мензак, † 1974).* * *
Период с 1986 года по сегодняшний день можно назвать временем духовного возрождения Омского Прииртышья. Благодаря активной деятельности на Омско-Тюменской, а с 1990 года на Омско-Тарской кафедре митрополита Омского и Тарского Феодосия, при активной поддержке губернатора Омской области Л. К. Полежаева нашей епархии были возвращены не только используемые не по назначению здания Божиих храмов, но практически в каждом районном центре появились вновь воздвигнутые.
Так, за минувшие пятнадцать лет властями были переданы Омской епархии здания Свято-Никольского казачьего собора, Николо-Игнатовской церкви, храма в честь Казанской иконы Божией Матери, в честь иконы Божией Матери «Знамение», храма во имя Параскевы Пятницы, госпитальной церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в городе Омске, а также Спасского кафедрального собора в городе Тара.
По глубокому убеждению губернатора, председателя правительства Омской области Л. К. Полежаева, восстановление и строительство храмов – одна из составляющих идеи возрождения национального духа народа, на долгие десятилетия оторванного от своих корней, от которых питались многие поколения России.
В памяти православных омичей остался визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия осенью 1993 года. Патриарх благословил не только строительство Ачаирского Крестового монастыря, но и возрождение одной из старейших церквей Омска – Пророко-Илиинской.
31 января 2005 года в Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с губернатором Омской области Л. К. Полежаевым. В состоявшейся беседе Леонид Константинович рассказал Предстоятелю Русской Православной Церкви о ходе реализации двух комплексных областных губернаторских программ: «Дорога в жизнь» и «Дорога к храму», которые были приняты руководством Омской области уже на следующий год после визита Его Святейшества на Омскую землю.
На встрече, которая продолжалась более часа, также обсуждались вопросы подготовки к торжествам, посвященным 110-летию Омско-Тарской епархии. Предстоятель Русской Православной Церкви дал высокую оценку программ возрождения духовности в регионе и проявил интерес ко всем вопросам, касающимся жизни Омской области. За заслуги в деле возрождения Православия на Омской земле Л. К. Полежаев был удостоен двух высоких церковных наград: орденов святого благоверного князя Даниила Московского и Преподобного Сергия Радонежского.
Святейший Патриарх с благодарностью принял приглашение губернатора в этот юбилейный год вновь побывать на Омской земле, где со времени прошлого его приезда произошло множество благодатных перемен в духовной жизни. Следует отметить, что именно благодаря программе «Дорога к храму» на территории Омского Прииртышья восстановлено и вновь возведено более сотни храмов и часовен. Поистине украшением областного центра стали возведенные на своих прежних местах Серафимо-Алексеевская и Иверская часовни11.
В 2001 году, в праздник Рождества Христова, совершилось освящение Христорождественского кафедрального собора, который сразу стал главным духовным центром православного Омска. С огромным нетерпением ожидали жители левобережной части города, где в пятисоттысячном спальном районе не было ни одного храма, освящения собора. Величественный златоглавый храм высотой почти 60-метров, построенный за два с небольшим года, стал украшением не только Омской епархии, но и всей Сибири. Теперь в нем проходят все торжественные события епархиальной жизни. Именно здесь в 2001 году долгое время пребывал чудотворный Почаевский образ Божией Матери и сюда стекались тысячи верующих с надеждой и упованием на помощь Заступницы рода христианского.
Днем и ночью перед святым образом творилась молитва. Двухмесячное пребывание Почаевской святыни на Омской земле оставило неизгладимый след в душах православных омичей. Помимо городских храмов чудотворная икона побывала в двадцати двух районах Омской области. Десятки тысяч людей с любовью, верой и надеждой прикладывались к чудотворному образу. Многие из них по милости Божией исцелились от болезней и пороков. О происшедших чудесах в книге почаевских иноков были сделаны письменные свидетельства. Небывалый сельскохозяйственный урожай того года верующие объясняют именно заступничеством Владычицы нашей Богородицы, Почаевская икона которой побывала в двадцати двух благочиниях Омской епархии.
Христорождественский кафедральный собор был первым Омским храмом, куда осенью прошлого года были принесены мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Поклониться святыням прибыли губернатор области Л. К. Полежаев, председатель Законодательного Собрания Омской области В. А. Варнавский, а также члены правительства области. Собор был заполнен до отказа. Большой и малый ковчеги со святынями побывали как в городских, так и в сельских храмах. Приложиться к мощам приезжали за сотни километров верующие люди из Чимкентской и Петропавловской епархий Казахстана.
Оглядываясь в прошлое, видишь, сколько за последнее время появилось в нашей епархии новых храмов. Очень интенсивно ведется храмостроительство в сельской местности. За несколько лет при поддержке областной и районной администрации были возведены церкви в Муромцеве, Нововаршавке, Таврическом, Щербакуле, Знаменке, Кормиловке, Седельникове. В 2003 году был освящен храм во имя Царственных мучеников в районном центре Полтавка.
Настоящим подарком к 80-летию Любинского района стало освящение в районном центре в октябре 2004 года храма в честь преподобного Серафима Саровского, а в конце минувшего года получили великолепный подарок жители Исилькуля: новый храм во имя новомучеников и исповедников Российских украсил центр сибирского городка, став его гордостью и достопримечательностью. Местные жители сразу же окрестили его Исилькульской жемчужиной – за уникальный фарфоровый иконостас.
А в начале нынешнего года митрополит Омский и Тарский Феодосий освятил построенную в очень сжатые сроки Всехсвятскую церковь на бывшем Казачьем кладбище. Финансирование этого строительства полностью взяло на себя правительство Омской области. В настоящее время развернуто строительство храмовых сооружений в Большеречинском, Калачинском, Тюкалинском, Омском и ряде других районов области.
Благодаря трудам и заботам нашего Владыки на Омской земле появилась новая святыня Православия – Ачаирский Крестовый монастырь. Монастырь располагается на месте печально известной колонии № 8 сталинского ГУЛАГа, где в годы репрессий были расстреляны и умирали от голода сотни невинно осужденных. В минувшем году Ачаирский монастырь был увенчан тридцать первым куполом, вознесенным вместе с трехтонным колоколом на только что выстроенную колокольню Успенского собора монастыря. Незадолго до этого была закончена внутренняя отделка самого Успенского собора. В это святое место ежедневно приезжают помолиться несколько сот человек. Практически все официальные делегации и высокие гости из других областей России и разных стран мира, бывающие в нашем городе, считают своим долгом посетить Ачаирскую Крестовую обитель.
Огромное внимание в епархии сегодня уделяется воцерковлению и духовному просвещению подрастающего поколения. Во многих детских домах, Омском кадетском корпусе, Славянской школе и Речном училище действуют домовые храмы. Почти во всех приходах Омской епархии функционируют воскресные школы. Количество учащихся в них разное – от 6 до 60 человек. К преподаванию привлекаются как миряне, имеющие светское образование, так и катехизаторы, окончившие Омское Духовное училище. Каждая школа работает по своей собственной программе, однако при их подготовке широко используются методические разработки, рекомендованные Отделом образования и катехизации Московской Патриархии. Большим подспорьем в работе служит газета «Воскресная школа». Учащиеся изучают Закон Божий, историю Церкви, церковнославянский язык, учатся церковному пению, рукоделию. Важной составляющей жизни школ являются паломнические поездки к местным и общероссийским святыням, изучение истории приходов.
О паломнических поездках по нашей епархии только в минувшем году можно рассказать очень много. Каждая из таких поездок является не только важным событием епархиальной жизни, но и оставляет в сердцах паломников незримый духовный след. Паломники во главе с Его Высокопреосвященством дважды посетили Кулай. Это болотистое место на северо-востоке Омской области овеяно печальной славой. Именно сюда в годы сталинского террора ссылали на спецпоселение тысячи раскулаченных крестьян как из Омской области, так и со всей страны. Лишь единицам удалось вернуться оттуда. Многие из ссыльных нашли свое последнее пристанище в Васисских болотах. Погосты, где похоронены эти несчастные, можно увидеть и сегодня. Еле заметные могильные холмики и полуразрушенные временем православные кресты являются свидетельствами той страшной трагедии.
В память жертв Кулая по инициативе губернатора Л. К. Полежаева в этих местах был установлен восьмиметровый поклонный крест. Крест увенчан терновым венцом, а в его основании выбита надпись: «Дань потомков вере и памяти жертв Кулая». Сейчас недалеко от этих мест, в поселке Васис, создан православный приход в честь новомучеников и исповедников Российских. Даст Бог, на месте упокоения безымянных жертв со временем появится монашеский скит и начнется непрерывная молитва.
Было организовано несколько паломнических поездок во второй епархиальный город нашей области – Тару, также состоялось незабываемое паломничество на пароходе вниз по Иртышу со списком чудотворного Тихвинского образа Божией Матери. Эта поездка была приурочена к возвращению великой святыни в Россию.
Четыре года в епархии проходят ставшие уже традиционными Богословские четверговые чтения, на которые собирается от 60 до 300 человек. Темы чтений, как правило, приурочены к церковным праздникам или к основным событиям истории отечества и нашей епархии.
Тринадцатый год действует Омское Духовное училище, выпускниками которого в основном пополняется штат омского духовенства. Получив первоначальное духовное образование в училище, большинство батюшек продолжают обучение в Московской, Санкт-Петербургской, Тобольской и Томской семинариях. При училище функционирует иконописная мастерская и вечерние курсы, осуществляющие подготовку учителей омских школ к преподаванию «основ православной культуры».
О духовном возрождении в Омско-Тарской епархии лучше всего говорят следующие цифры. На 1 января 1990 года в Омско-Тюменской епархии действовало всего 38 храмов и молитвенных домов (20 в Омской области и 18 – в Тюменской). Духовенство епархии в то время состояло из 40 священнослужителей (23 – в Омской и 17 – в Тюменской областях). По сравнению с 1988 годом это были ощутимые изменения, ведь тогда на территории Омско-Тюменской епархии функционировало только 13 приходов (6 из них – в Омской области). На сегодняшний день в Омско-Тарской епархии насчитывается 129 приходов, 154 священника, 5 диаконов. Помимо этого на территории Омской области действуют 47 воскресных школ, один мужской и три женских монастыря. Владыка Феодосий стал в 1997 году первым митрополитом на Омско-Тарской кафедре.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что выделенные и рассмотренные пять периодов жизни Омской епархии являются основополагающими вехами в духовной жизни всего Омского Прииртышья, в которой, как в капле воды, отразилась история Русской Православной Церкви XX века, которая есть история нашего спасения.
Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7), – призывает Апостол Павел. Поэтому знать историю Омской епархии и поминать ее архипастырей – наш священный долг.ПРИМЕЧАНИЯ
1 Путинцев М. Письмо из Омска // Странник. 1863. Т. IV. Ноябрь. С. 40.
2 ГАОО. ФР. 2200. Оп. 1. Д. 36. Л. 15.
3 Лебедева Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003. С. 13.
4 ГАОО. Ф. 16. Оп. 1. Д. 58. Л. 231.
5 Тобольские Епархиальные ведомости. 1895. № 9. С. 91.
6 Скальский К. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, 1900. С. 16.
7 Церковные ведомости. 1895. № 9. С. 64–66.
8 Шихатов И. Епископы Омские. Омск, 2004. С. 8.
9 Тобольские Епархиальные ведомости. 1895. № 9. С. 87–89.
10 Суховецкий В. Краткий обзор истории Омской епархии с момента образования до наших дней // Марцева Л., Новиков С. История Русской Православной Церкви. Омск, 2004. С. 198.
11 Омско-Тарская епархия: дорога к храму // Возвеличим Россию своими делами! Общественный и деловой журнал. 2005. № 1 (5). С. 66.А. ЛОСУНОВ,
историк-краевед, преподаватель Омского Духовного училища
|
Торжественная передача губернатором Омской области Л. К. Полежаевым митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию Евангелия императрицы Екатерины II 11 марта 2005 года |
|
Прошение святителя Сильвестра (Ольшевского) об открытии в Омске Духовной семинарии |
|
Образ священномученика Сильвестра (Ольшевского) |
|
Первый Омский епископ Григорий (Полетаев) |
|
Вид Успенского кафедрального собора Омска Фото с дореволюционной открытки |
|
Алтарь Успенского кафедрального собора после взрыва 1936 год |
|
Приезд Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Никольскую церковь. Омск, 1993 год |
|
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II беседует с губернатором Омской области Л. К. Полежаевым |
|
Фарфоровый иконостас в храме новомучеников и исповедников Российских в Исилькуле |
|
Успенский собор Ачаирского Крестового монастыря |
|
Христорождественский собор в Омске |
|
Митрополит Омский и Тарский Феодосий у мощей преподобномученицы Елисаветы |
|
Архипастырь на молитве |
|
Пасха в Омском кадетском корпусе |
|
Омские паломники во главе с Владыкой Феодосием на Кулае у Поклонного креста |