ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
06-2005

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ

К 80-летию преставления святого Патриарха Тихона

      По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия мы посвящаем этот номер «Журнала Московской Патриархии» святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, 80 лет со дня трагической кончины которого исполнилось 7 апреля нынешнего года. В основном это архивные документы, доносящие до нас голос той страшной, переломной эпохи, когда Господь судил святителю Тихону взойти на Патриарший престол. Разные люди рассказывают о своих впечатлениях от встреч со Святейшим Тихоном, и, знакомясь с этими рассказами, мы становимся ближе к святому заступнику Русской Церкви и больше узнаем о том, какой тяжкий груз ему пришлось вынести на своих плечах.
       Мы благодарим Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, предоставивший нам эти материалы, ранее не публиковавшиеся в широкой печати.

«Смирение и кротость – это величайшая сила в мире,
так как они – сила Христова»

       140 лет тому назад, «19 (31) января 1865 года в семье рядового приходского священника Спасо-Преображенской церкви, отца Ивана Беллавина, родился человек, которому впоследствии суждено было не только возглавить величайшую Русскую Православную Церковь, но и сохранить ее в самую тяжелую и смутную эпоху в возможном для дальнейшего существования виде. Более того, он предназначен был не только к этому сверхчеловеческому подвигу, но и к тому, чтобы своим духовным обликом явить православным людям своего времени поучительный пример непоколебимой веры в Бога, нелицемерной любви к Церкви и беззаветной преданности вековым устоям родной страны. И наконец, он был призван и к тому, чтобы показать всей своей внутренней духовной сущностью прекрасный образец личной святости, безупречной чистоты и несгибаемой твердости своих религиозных и национальных убеждений, которые являются вечными ценностями, не подлежат никаким колебаниям и изменениям под влиянием и не обмениваются ни на какие чечевичные похлебки» (М. Е. Губонин)*.
      
       «Едва ли на всем протяжении истории Русской Православной Церкви было имя, в такой мере приковывавшее внимание всего христианского мира, как имя безвременно погибшего Патриарха Тихона. На протяжении семи с половиною лет патриаршества это имя было самым дорогим именем не только для русского народа – весь христианский мир трепетно следил за ходом исповеднических и мученических подвигов Московского Патриарха Тихона, восхищался им, благословлял его, молился за него» (священномученик архиепископ Иоанн (Поммер), † 1934).
      
       «Когда из трех кандидатов, намеченных Московским Собором, жребий, брошенный пред иконой Владимирской Божией Матери, указал одного, – все с радостным облегчением увидели перед собой ясного и кроткого, благостного и смиренного Тихона. И все, вне зависимости от того, желали они восстановления патриаршества или боролись против него, приняли и полюбили Святейшего Тихона. И это наименование «Святейший», столь долго не бывшее в употреблении, стало привычным и дорогим, как бы собственным именем нового Патриарха. Личность Патриарха Тихона, казалось, заключала в себе все те черты, которые особенно присущи Православию и русскому старчеству в особенности: смирение духа с полным отсутствием личных претензий или гордости, кротость, голубиная чистота вместе с детской ясностью и радостью о Господе. Святейший тотчас же стал для всего Собора любимым “старцем”, прекрасным олицетворением русского старчества на престоле Патриархов.
       Смирение и кротость – это величайшая сила в мире, так как они – сила Христова. В этом причина, почему Тихон был почти не замечен людьми, как он и сам не замечал себя, – пока он не был призван и возведен на свещник. И каждый день являл все более, что его простая скромность есть то подлинное смирение сердца, которое поддерживается непостыдной верой в Бога и полным доверием к Его путям, и что эта кротость была не только даром природы, но духовным плодом мира и радости о Духе Святе, так же как и его удивительная способность защищать себя веселой шуткой или добродушным смехом, в то время как большинство людей были бы полны обиды и негодования, есть та детская простота, обладание которой необходимо, чтобы войти в Царство Небесное.
       Здесь мы имеем высшую мудрость любви, которая не ищет своего и не радуется неправде, но сорадуется истине, которая все переносит, всему верит, на все надеется. И этот дар дарован был Божией Матерью Своему избраннику, посланному на великие испытания. Вот почему одно существование Патриарха уже исполняло людей радостью и утешением; сердца смягчались и улыбка появлялась на губах в то время, когда людям вообще нелегко было быть радостными. С самого начала Собор и народ любили своего Отца. Здесь осуществилось то отношение между пастырем и пасомыми, которое характерно для Православной Церкви, отношение не страха или строгой дисциплины, но отношение любви – любви в послушании и послушания в любви» (протоиерей профессор С. Н. Булгаков).
      
       «Сам грандиозный масштаб исторических событий сделал святителя Тихона, одного из величайших участников оных, малопонятным для современников. Даже и в наши дни трудно по существу оценить величие и красоту его подвига, его святости. Это подобно тому, как великую гору можно окинуть взглядом с достаточно большого расстояния, – вблизи не видна вся грандиозность ее. Так и величайшие люди делаются более понятными и более видными по прошествии достаточно большого времени. И чем значительнее человек, тем больше требуется времени, чтобы его увидеть и оценить.
       И все же ни один иерарх Русской Церкви не привлекал к себе такого пристального, сострадательного и почтительного внимания всего христианского мира, как привлекал Патриарх Тихон еще при жизни своей. Сам этот факт, указывающий на его мировое значение, его всемирный авторитет, заставляет обратиться к его образу с особенным вниманием и любовью (особенно в юбилейный год, когда исполнилось 140 лет со дня рождения и 80 лет со дня кончины величайшего исповедника, защитника и молитвенника Русской Православной Церкви. – Прим. ред.). Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими, а вечными спутниками, даже путеводителями и целые века благоговейно твердят их дорогие имена, для того чтобы благодарно почтить их память и для того чтобы не забыть самих правил, ими завещанных. Таково и имя Святейшего Патриарха Тихона: это не только отрадная, назидательная страница нашей истории, но и светлая черта нашего нравственного народного содержания. Управление Русской Церковью Патриарха Тихона действительно представляет назидательную и отрадную страницу в истории нашей Церкви: вырвите эту страницу – и получится плач и горе. Но, к счастью, ни вырвать, ни зачеркнуть нельзя ее и она будет поучать грядущие поколения многому» (протоиерей Владимир Воробьев).
      
       * М. Е. Губонин (1907–1971) – выдающийся церковный историк и собиратель знаменитого архива церковных документов первой половины ХХ века.
      
       Священный Собор Российской Православной Церкви, на котором было восстановлено Патриаршество и Патриархом Московским и всея России был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон, явился первым собирателем и архивистом материалов о жизни и деятельности новоизбранного Патриарха. Многие материалы из архива Собора до настоящего времени мало известны и не опубликованы.
       Предлагаем читателям материалы из этого уникального архива, в том числе воспоминания о первых днях Патриаршества (от избрания до интронизации Святейшего Патриарха Тихона), и вырезки из периодической печати времени работы Поместного Собора, которые были собраны членами Собора и находятся в его архиве, – в них имеются немногочисленные интервью и заметки о встречах с новоизбранным Патриархом Тихоном. Написанные разными по своим политическим убеждениям корреспондентами, эти заметки передают первые впечатления о личности и деятельности Святейшего Патриарха Тихона. Несомненно представляют интерес и материалы периодической печати о церковной жизни Москвы того времени, поэтому мы представляем также выборку статей из соборного архива о праздновании Николиного дня весной 1918 года, когда был проведен один из самых многочисленных крестных ходов на Красную площадь под руководством Святейшего Патриарха Тихона.
       В публикации использованы материалы из архива Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 годов, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ. Ф. 3431), обработанные и подготовленные к печати сотрудниками Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н. А. Кривошеевой, О. Н. Ефремовой и И. Н. Смоляковой.