|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2006 |
ПРОПОВЕДЬ
Христос гонимый
Второй день Рождества Христова
Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос. 11, 1). Эти слова пророка Осии о судьбе народа израильского, который был выведен Богом из египетского плена, прозвучали сегодня, на второй день Рождества, в евангельском чтении, посвященном избиению вифлеемских младенцев беззаконным царем Иродом (Мф. 2, 13–23).
Испугавшись, что родившийся Царь Иудейский когда-нибудь посягнет на его собственное царство, Ирод посылает воинов, приказав им убивать всех младенцев от двух лет и ниже в надежде на то, что среди них окажется новорожденный Царь. И Мария с Иосифом и Божественным Младенцем бегут в Египет, чтобы избежать смерти от руки земного царя.
Так, едва родившись, Христос оказывается вовлеченным в конфликт между царством мира сего и Царством Божиим. Он еще ничего не совершил, а Его уже хотят убить. Он еще не научился говорить, а уже вынужден бежать в землю изгнания. И вся Его земная жизнь будет отмечена непрекращающейся враждой мира сего. За все доброе, что Он сделал для людей, эта вражда воздаст Ему оскорблениями, лжесвидетельством, предательством, жестокими мучениями и в конце концов возведет Его на Крест.
Конфликт между Богом и миром сим начался до воплощения Сына Божия и не прекратился после Его смерти и Воскресения. Задолго до пришествия Христа пророки предсказали, что Христос не будет принят Своим народом, что Он будет изгнан и предан смерти. Пророки обличали народ израильский и призывали его к покаянию, но он не послушал их голоса и встретил Христа всей силой своей ненависти и злобы. Народ израильский ожидал могущественного князя мира сего, который освободит его от иноземного владычества, но увидел кроткого Царя Небесного – и отверг Его. Христос пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1, 11).
Христос принес на землю мир, о котором возвестили Ангелы: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение (Лк. 2, 14). Слова эти о том, что примирение между Богом и человеком, между Небом и землей наступает тогда, когда люди готовы примириться между собою, когда на место вражды и войны приходит благоволение – добрая воля. Пока нет у людей воли к примирению и прекращению междоусобной брани, нет между ними места и для родившегося Христа.
Библейский Израиль – это символ Царства Божия; Египет – символ мирового зла. Противостояние Израиля и Египта проходит через все Священное Писание Ветхого Завета. Мы помним о прекрасном Иосифе, которого братья из зависти предали и продали в Египет. Но Бог возвысил его там, сделал богом фараона, поставил над всей страной. И Иосиф стал спасителем для своих братьев, некогда предавших его... Помним мы и об исходе народа Божия из Египта, земли рабства, в Израиль – землю обетованную. Помним, как гнался фараон за евреями, чтобы погубить их, уничтожить, растоптать конями, раздавить колесницами. Но Господь провел Свой народ через море по суху, а колесницы фараоновы погибли в пучине.
Все эти библейские рассказы пророчески и прообразовательно говорят об одном и том же – о Сыне Божием, Которого мир предает, продает, гонит и распинает, но Который восстает в силе, воскресает в славе. Борьба между правдой Божией и ложью мира сего продолжается. Но она закончится победой Христовой правды. И сия есть победа, победившая мир, вера наша (1 Ин. 5, 4). Христианская вера, которая есть путь из Египта в Израиль, путь от смерти к воскресению, уже сейчас дана нам в залог будущей победы Царства Христова над царством князя мира сего.
В масштабе всего мира победа Христа может совершиться только тогда, когда Христос вселится в сердце каждого человека. Преображение мира начинается с преображения человеческого сердца, в котором происходит мистическая встреча со Христом. Будем помнить о том, что с нас, принявших Христа как своего Спасителя, уверовавших в Него как в Бога, начинается победа Христова над миром. Пусть не будет среди нас ни одного Ирода. Будем подобны пастухам, вышедшим навстречу Христу, волхвам, поклонившимся Ему, Ангелам, воспевшим в Его честь Небесную песнь – о мире на земле и о доброй воле между людьми.