Закончился праздник Рождества Христова, приближается праздник Крещения Господня. В первые века это был один праздник – Богоявления, когда вспоминалось и рождение Спасителя, и выход Его на проповедь. Но к концу IV века Рождество и Крещение стали отмечаться раздельно.
Находясь на перепутье между двумя праздниками, мы слышим начало Евангелия от Марка, где говорится об Иоанне Крестителе (Мк. 1, 1–8), и конец второго Послания к Тимофею, которое было написано Апостолом Павлом незадолго до его мученической смерти (2 Тим. 4, 1–8). Какая связь между этими чтениями? Та, что оба они говорят нам о вере в Бога как о пути. Вера – это путь, по которому мы идем к Богу, и путь, по которому Господь приходит к нам. Проповедь Евангелия началась со слов Иоанна Крестителя, обращенных к народу: Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. А Апостол Павел говорит: Я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил (2 Тим. 4, 6–7). Течение – значит бег; Апостол использует здесь образ бегуна на дистанции, достигшего своей цели, выигравшего соревнование. Таким образом, мы слышим сегодня и о начале, и о конце пути, и о том венце, который готовится каждому из тех, кто не споткнулся, не оступился на беговой дорожке духовной жизни, но достиг своей цели. А цель – это Сам Господь.
Началом христианской жизни, которое мы должны полагать ежедневно, является покаяние. Слова Иоанна Предтечи: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2) – обращены к каждому из нас. Эти слова нужно понимать не в том смысле, что Царство Божие приблизилось хронологически, но что оно всегда рядом с нами, оно всегда готово прийти и приходит к нам. Вопрос лишь в том, готовы ли мы прийти в Царство Божие, принять его в себя. Ведь за пределами Царства Божия останутся не те, кого Господь осудит за их ошибки, но те, кто не возжелал или не нашел в себе сил пройти этот путь до конца – до дверей Царства Божия, кто остановился на полдороге. И мы должны помнить о том, что хотя все мы уже на пути, но есть опасность, что мы оступимся и не дойдем до цели.
Апостол Павел говорит: Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Дело благовестника – это дело евангелиста. Каждый из нас должен быть проповедником, нести в мир Евангелие Христово – не словами только, но прежде всего нашим образом жизни и той целеустремленностью, с которой должно нам идти навстречу Богу и искать Царства Божия. В этом мы должны являть пример другим, и в этом заключается наше служение, о котором говорит Апостол Павел во втором Послании к Тимофею.
В начале того пути, который ведет нас от Рождества к Пасхе, Церковь напоминает нам о той решимости, с которой мы должны искать Царства Божия. Церковь напоминает и о том, что Христос всегда с нами, что Царство Небесное близко к нам, и только от нас зависит, достигнем ли мы цели, пройдем ли по этому пути до конца, получим ли тот венец, который уготован каждому из нас Господом Иисусом Христом. Аминь.