|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 01-2006 |
ПРОПОВЕДЬ
Праздник воды и света
Крещение Господне
Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий соделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою, наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами.
Перед Пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем Сам Господь Иисус Христос пришел, чтобы погрузиться в воды Иордана – не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни (Ис. 53, 4). И в воды иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.
С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.
В Евангелии описаны случаи исцеления при помощи воды. В купальню, называемую Вифезда, время от времени сходил Ангел Господень и возмущал воду и тот, кто первым входил в воду по возмущении, выздоравливал (Ин. 5, 2–9). Сам Господь использовал воду для исцеления. Когда Иисус увидел слепого от рождения, Он сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам (Ин. 9, 7); тот пошел, умылся – и прозрел.
Господь делает воду источником жизни, и она действительно становится для нас живоносной, потому что Дух Божий присутствует в ней и потому что Сам Христос Своей человеческой плотью освятил ее и наполнил Своим Божеством. Причащаясь этой воды, мы приобщаемся Духу Святому и Господу Иисусу Христу, соединяемся с Самим Богом.
Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что в момент Крещения Иисуса Христа впервые в истории человечества все три Лица Святой Троицы были явлены людям. Господь Иисус Своею плотию погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца произнес: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 13– 17). В Церковном Уставе праздник Крещения Господня называется также Днем светов, потому что это не только праздник воды и Духа, но и праздник Божественного света, который озаряет внутренние очи человека, просвещает его сердце и преображает все его естество. Это тот свет, который дает нам Господь в Таинстве Святого Причащения, в других Таинствах Церкви, а также и в освящении воды.
Ведь освящение воды – не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи Таинств, но, как и в каждом Таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из-под крана, преображается и становится святой. Как и в каждом Таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Предтече Господню, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы не только получаем прощение грехов, но и соприкасаемся с Богом Живым.
Будем молиться о том, чтобы в День светов и мы, участвующие в великом водоосвящении, приобщились Божественного света, изменились и преобразились. Ибо именно в этом, в конечном итоге, состоит цель всех Таинств, всех обрядов церковных, цель всей нашей христианской жизни.Епископ Венский и Австрийский Иларион