ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2006

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Молитв ради Чудотворца Николая

Переславский Свято-Никольский женский монастырь

       Нет на каноническом пространстве Русской Православной Церкви епархии, в которой не существовало бы храма или монастыря во имя Святителя и Чудотворца Николая. Нет православного храма и благочестивого дома, где бы на почетном месте не находился всеми любимый, утешительный образ Николы Угодника. Так сложилось, что архиепископ Мир Ликийских Николай, живший в IV веке и никогда не бывавший в пределах будущей России, является самым почитаемым в России святым.

       С именем Святителя Николая связаны все важнейшие события российской истории. Не пытаясь объять необъятное, на примере истории древней, небольшой и скромной Никольской обители в старинном русском городе Переславле-Залесском постараемся подтвердить сказанное, и тогда нам приоткроется чудо неиссякаемой любви Святителя Николая к вверенному ему Самим Господом и Пресвятой Богородицей уделу – Святой Руси, которая предстательством и молитвами святых угодников Божиих ныне возрождается к жизни.
      
       Основателем Переславского Никольского, «что на болоте», монастыря является преподобный Димитрий Прилуцкий, Переславский, Вологодский и всея России чудотворец († 1392).

       Подвижническая жизнь преподобного Димитрия началась на родине его, в деревне Веслево, расположенной в шести километрах от Переславля-Залесского на берегу Плещеева озера. Отец преподобного был зажиточным крестьянином. Потомки его, по преданию, носили фамилию Покропаевы. Успешно занимаясь торговлей, отец разбогател, переехал в город и смог дать своим детям хорошее образование, в надежде, что они продолжат его дело. Однако целомудренный юноша, обученный чтению книг, вовсе не стремился к земному благополучию и богатству, но искал Небесного. Вероятно, не без согласия отца юный Димитрий, передав все права наследования своему младшему брату, покинул отчий дом и принял постриг в Переславском Горицком монастыре.
       В обители юный инок чистой, равноангельной жизнью скоро снискал любовь и уважение братии. Спустя несколько лет святой Димитрий оставил монастырь и ушел на отдаленную окраину городского предместья, на болотистый берег Плещеева озера. Там, терпя всевозможные лишения и трудности, он проводил подвижническую жизнь. Но не утаилась от его переславских сограждан святая жизнь преподобного, явились желающие подражать ему. И вот по усиленной просьбе ищущих спасения преподобный Димитрий воздвиг сначала скромный деревянный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, а потом и монастырь, получивший название «Никольский, что на болоте». Было это около 1350 года.


       Устраивая иноческое житие в созданной им обители, преподобный Димитрий пользовался советами своего духовного друга и собеседника Преподобного Сергия Радонежского, в то время воздвигавшего Свято-Троицкую обитель. Преподобный Димитрий познакомился с дивным пустынником Радонежским, когда Преподобный Сергий приходил в Переславль и был посвящен в сан игумена. С того времени преподобный Димитрий сам часто ходил к своему наставнику для совместной молитвы и духовных бесед.
       Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия скоро дошла до великого князя Димитрия Донского, который вызвал старца к себе в Москву. Почитая переславского подвижника так же, как и Преподобного Сергия, он просил его быть восприемником при крещении одного из своих детей. Но мирская слава для инока – «что сеть для птицы и тенета для серны», и преподобный Димитрий смиренно отклонил предложение великого князя, а вскоре решил оставить и родной город.
       В 1368 году, взяв с собой любимого ученика Пахомия, преподобный отправился на Север. В лесу, в двадцати верстах от Вологды, он поставил деревянную церковку в честь Воскресения Христова. Но жители соседнего села Авнеги, узнав о том, пришли в смущение и, подобно неразумным гадаринским жителям, просили иноков уйти с их земли. Почитая их требование за указание Промысла Божия, преподобный Димитрий не стал прекословить. Он покинул негостеприимную землю и пришел в Вологду. В трех верстах от города ему полюбилось уединенное место при излучине реки Вологды. Здесь преподобный Димитрий решил основать новый монастырь. Так возникла Спасо-Прилуцкая обитель – первый в пределах Вологодских монастырь со строго общежительным уставом.
       Таким образом, Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный преподобным Димитрием в Вологде, был родственен своим духом и традициями Троице-Сергиеву и Никольскому Переславскому монастырям. Сюда стали стекаться ищущие иноческого подвига и спасения. В основном это были жители Вологды и ее окрестностей, но кроме них приходили и иноки из Никольского монастыря.

Вид монастыря с юго-восточной стороны
Фото начала XX века

       Жизнь преподобного Димитрия была истинным воплощением монашеских обетов. Первый в трудах и молитве, он не искал ничего от людей и не прерывал молитвенного правила для богатых посетителей и благотворителей, сам же любил втайне помогать бедным. Пищей его были одни просфоры с ключевой водой. Одеждой и зимой и летом служил ветхий овчинный тулуп. Нередко преподобный покидал обитель для ходатайства перед властями за угнетенных и несправедливо обиженных. Когда он достиг глубокой старости и приблизился к блаженной кончине, братия спросили, где похоронить его. «Бросьте, – отвечал преподобный, – грешное тело мое в болото и затопчите ногами».
       Преподобный Димитрий мирно преставился 11 февраля 1392 года, за семь с половиной месяцев до кончины своего духовного друга, Преподобного Сергия Радонежского. Мощи его были погребены в построенном им храме и прославлены многими чудесами и исцелениями.
       Память преподобного Димитрия Прилуцкого совершается в день его кончины – 11/24 февраля и в день Собора Ростово-Ярославских святых – 23 мая/5 июня. В 1998 году на родине преподобного Димитрия в деревне Веслево усердием московского предпринимателя, уроженца этой деревни В. И. Вагурина, была выстроена памятная часовня (архитектор В. Н. Ижиков).
       Можно предположить, что и после отшествия преподобного Димитрия в Вологодские пределы жизнь в основанной им Никольской обители в течение тринадцати лет шла тем же порядком, что и при преподобном игумене. Но в 1382 году татаро-монгольские полчища под предводительством хана Тохтамыша разорили и сожгли Переславль до основания. Участь города разделил и Никольский монастырь.
       Вероятно, восстановлена обитель была не ранее чем во второй половине ХV столетия. К началу ХVI века, как можно заключить по сохранившимся документам, Никольский монастырь снова был известным и процветающим, имел земли и крестьян, получал жертвы от благодарных богомольцев, а значит, и усердно молился за них.
       Смутное время до основания поколебало российскую жизнь, подорвав ее культурную и духовную основу – Святое Православие.
       В марте 1611 года Переславль стал сборным пунктом отрядов первого ополчения Прокопия Ляпунова. В отместку за это в июле-августе польский воевода Сапега совершил карательный налет и зверски вырезал мирное население Переславля и его окрестностей.
       Можно предположить, что братия монастыря защищала свою веру от панов-католиков «даже до смерти», потому что все до единого храмы и монастыри города были тогда сожжены, а их насельники жестоко истреблены. Но уже в октябре того же года Переславль вновь собирал отряды ополченцев.

Интерьер взорванного Князь-Андреевского собора
Фото начала XX века

Рака с мощами святого благоверного
князя Андрея Смоленского
Фото начала XX века

       Пустовала обитель недолго. В 1613 году на это святое место пришел старец Дионисий, впоследствии схимник и затворник. По преданию, еще будучи благочестивым мирянином, он, родом армянин из купеческого сословия, сподобился в сонном видении явления Святителя и Чудотворца Николая, повелевшего возобновить обитель его имени. Придя на место, усердной молитвой и трудом подвижник возобновил монашескую жизнь в обители Святителя Николая.
       Преемник старца Дионисия игумен Варлаам построил с помощью благотворителей каменную колокольню с хорошим подбором колоколов и осуществил в 1680 году закладку соборного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая. Устройство этого храма совершилось при игумене Питириме. До прихода в Никольский монастырь игумен Питирим был раскольником. Благодаря духовному влиянию насельников обители он обратился в Православие и стал борцом против раскола.
       В конце ХVII века в Никольский монастырь был принесен Корсунский крест. Предполагают, что эту великую святыню и памятник старины привезли в Переславль из Суздаля раскольники. Происхождение корсунских крестов относят к Х веку. По преданию, еще святой равноапостольный князь Владимир принес в Киев из Корсуни (Херсона) десять таких крестов с частицами мощей святых угодников. От города Корсуни они и получили свое название. Как известно, корсунскими принято называть святыни наиболее древние по происхождению, а также напоминающие их по форме. До нашего времени сохранилось несколько корсунских крестов, один из которых, ранее находившийся в Никольском монастыре, ныне хранится в историческом музее Переславля-Залесского.
       После игумена Питирима настоятели Никольского монастыря часто менялись. Реформы Петра I и Екатерины II крайне неблагоприятно отразились на жизни монастырей, многие из которых повелением этих самодержцев были упразднены и навсегда прекратили свое существование.
       С 1776 по 1896 год в Переславском Никольском монастыре сменились тридцать пять настоятелей, то есть каждый управлял по три-четыре года. Это не могло благоприятно влиять на состояние обители, богослужебная и хозяйственная жизнь ее постепенно пришла в упадок. К 1896 году братия монастыря насчитывала всего пять-шесть человек. Колокольня, храмы, жилые постройки нуждались в капитальной реставрации.
       Но жители Переславля не остались равнодушными к судьбе древней святыни своего города. Для обновления обители они решили ходатайствовать перед Святейшим Синодом о преобразовании Никольского мужского монастыря в женский. И предписанием Святейшего Синода от 10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращен в общежительный женский.
       Из Свято-Успенского монастыря города Александрова прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. Сестры с большим усердием взялись за реставрацию и обустройство Никольской обители. К 1903 году число насельниц возросло до ста, монастырь был полностью благоустроен, сиял благолепием и вновь, по молитвам своего Небесного покровителя Святителя Николая, расцвел духовно.

Первая настоятельница обители –
игумения Антония

       19 июля 1903 года вся православная Россия торжественно праздновала открытие и прославление святых мощей преподобного Серафима Саровского, великого молитвенника, святого покровителя женского монашества. К этому времени усердствующим благотворителем Никольской обители В. В. Шавриным была приготовлена высокохудожественной работы икона Преподобного Серафима, молящегося на камне. С позволения распорядителя саровских торжеств архимандрита Серафима (Чичагова) икона была доставлена в Саровскую обитель, где была освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием и положена на святые мощи преподобного Серафима, о чем на иконе по распоряжению епископа Тамбовского Иннокентия была сделана соответствующая надпись с печатью Саровской обители. (Икона эта бесследно исчезла после закрытия монастыря в 1923 году.) По прибытии из Сарова в Переславль святой образ был встречен монастырским духовенством и сестрами обители при многочисленном стечении народа. И с тех пор насельницы Никольского монастыря постоянно ощущают особую помощь и молитвенное покровительство преподобного батюшки Серафима во всех своих делах.

Никольский храм
Вид с запада

       Новая смута и беззаконный октябрьский переворот 1917 года на долгих семь десятилетий пресекли мирную жизнь древней православной обители. Как и в прежние трагические годы вражеских нашествий, монастырь одним из первых принял на себя удар богоборческой власти. В 1923 году монастырь был закрыт и в ближайшие годы разрушен почти до основания: взорваны соборный храм Святителя Николая и шатровая колокольня ХVII века, полностью снесена ограда, приведен в «нецерковный вид» и превращен в общежитие теплый Благовещенский храм. Надвратный храм Первоверховных Апостолов Петра и Павла обращен в склад. В келейных корпусах располагались различные городские учреждения. Хозяйственные постройки монастыря заняла городская контора «Заготскот», на месте взорванного собора были устроены свалка мусора, металлолома и огороды.
       О судьбе большинства сестер и духовенства обители после революции сведений не сохранилось. В конце 1990-х годов стало известно, что последним священником в Никольском монастыре был протоиерей Евгений Елховский, расстрелянный в 1937 году.
       Обвинительное заключение гласило, что отец Евгений проводит «антисоветскую обработку пионеров, защищает врагов народа, допускает высказывания повстанческого и террористического настроения в отношении коммунистов». Вины своей отец Евгений не признал. 27 октября 1937 года в возрасте шестидесяти восьми лет он был приговорен к расстрелу. Через два дня приговор привели в исполнение. 22 мая 1989 года протоиерей Евгений Андреевич Елховский был реабилитирован, а в 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил священномученика Евгения к лику святых. День его памяти отмечается 29 октября.

Последний настоятель Никольского собора
протоиерей Евгений Елховский с сестрами обители
и воспитанницами приюта (примерно 1915 год)

       И еще об одном святом имени узнали сестры Никольской обители, изучая материалы и списки жертв НКВД, расстрелянных и погребенных в «братских могилах» на «полигоне» в Бутове. Число убиенных представителей Русской Православной Церкви в Бутове около девятисот сорока, сто сорок уже причислены к лику святых. Один из них – священномученик Никита, в миру Федор Петрович Делекторский. Родился он 22 декабря 1876 года в городе Покрове Владимирской губернии, в семье священника. В 1897 году окончил Владимирскую Духовную семинарию. В 1898 году рукоположен во священника ко храму Никольского женского монастыря в Переславле-Залесском и нес там свое служение десять лет, до 1909 года. В этот период им была написана, среди многих прочих, брошюра об истории Никольского монастыря. Именно с этой небольшой книги, промыслительно дошедшей до нашего времени, и начали сестры обители кропотливый труд по восстановлению истории монастыря. Из этой книги они узнали и об ее авторе – отце Феодоре Делекторском, первом священнике Никольской женской обители, впоследствии епископе и священномученике Никите.
       13 октября 1937 года Орехово-Зуевский епископ Никита был в четвертый раз арестован и заключен в Таганскую тюрьму. Беспрерывный допрос продолжался трое суток. 17 ноября «тройка» НКВД приговорила Преосвященного Никиту к расстрелу как «нелегального епископа Истинной Православной Церкви и контрреволюционера». 19 ноября приговор был приведен в исполнение. Этот день – 6/19 ноября – и является днем памяти священномученика Никиты.
       Так Никольская обитель обрела еще двух Небесных покровителей. Уповаем на то, что и иные безвестные страдальцы пополнили число новомучеников и исповедников Российских и молятся теперь в обителях Небесных за свою обитель земную – Свято-Никольский Переславский монастырь.
       «В смутных обстоятельствах нам не предупредить Господа, хотя бы все приходило в страшную гибель... – писал в 404 году святитель Иоанн Златоуст. – Если Он творит не сущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно было».
       27 декабря 1993 года постановлением Святейшего Синода Переславский Свято-Никольский женский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

Смоленско-Корнилиевская церковь
близ Никольского монастыря
Современный вид

       12 января 1994 года, в день обретения мощей преподобного игумена Даниила Переславского († 1540), после молебна святому будущая настоятельница Никольского монастыря матушка Евстолия (Афонина), в то время еще инокиня Ярославской Толгской обители, впервые посетила Переславский Никольский монастырь, вернее то, что осталось на его месте. 16 февраля она вместе с двумя другими сестрами из Толги прибыла в обитель уже в должности старшей монахини. Так в Никольском монастыре появились первые насельницы. Они поселились в здании Благовещенской церкви, которая в течение последних двух десятилетий служила складом. В условиях холодной зимы, едва наладив быт, сестры энергично приступили к подготовке разоренного храма к богослужению.


Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
к моменту возвращения монастыря
Русской Православной Церкви. 1994 год

       Горячая молитва и самоотверженный труд сделали невозможное. Менее чем через два месяца после приезда сестер, 7 апреля 1994 года, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, иеромонахом Анатолием (Аксеновым; в то время настоятелем Переславского Никитского мужского монастыря) была совершена в Никольской обители первая после восьмидесятилетнего перерыва Божественная литургия. А 20 апреля, в день преставления преподобного игумена Даниила Переславского, в Никольскую обитель из городского музея были переданы его святые мощи, которые находились в краеведческом музее после закрытия Даниловского монастыря в 1923 году. Святые мощи преподобного Даниила освящали своим присутствием Никольский монастырь и труды сестер в течение двух лет, до тех пор, пока 20 апреля 1996 года не были торжественно изнесены в возродившийся к тому времени из руин и окрепший Переславский Троице-Данилов мужской монастырь, основанный преподобным Даниилом в 1508 году.

Первые насельницы и благотворительницы
возродившейся обители

       С тех пор по молитвам переславских святых, предстательством своего Небесного покровителя – Святителя и Чудотворца Николая Никольская обитель стала необыкновенно быстро возрождаться. Налаживалась монашеская жизнь: к началу 1995 года в монастыре подвизались уже десять насельниц, был введен суточный круг богослужений, чтение неусыпаемой Псалтири, а в 1996 году был совершен первый монашеский постриг. Восстанавливалось благолепие Благовещенской церкви. В 1995 году от общества «Ярославская икона» были получены в дар колокола и сооружена деревянная временная звонница. Благоустраивалась территория монастыря, налаживался быт насельниц, устраивалось подсобное хозяйство.
       Много огорчений доставляли сестрам и прихожанам жильцы, к моменту открытия монастыря проживавшие в обветшавшем за сто лет деревянном игуменском корпусе. Они не желали считаться с просьбами законных хозяев соблюдать тишину хотя бы во время богослужений. Расселить же в городе двадцать семей из келейного корпуса сестры, конечно, не могли, а городские власти только сочувственно и беспомощно разводили руками. 17 сентября 1994 года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», жильцы среди белого дня по неосторожности подожгли свой дом. Когда прибыли пожарные, тушить было уже практически нечего. Ко всеобщему удивлению, городские власти еще до зимних холодов сумели поселить погорельцев в новые квартиры.

Реставрационные работы в обители

Ежедневный крестный ход
1997 год

       1 августа 1997 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, за усердные труды по восстановлению обители первая ее насельница, настоятельница монастыря монахиня Евстолия была возведена в сан игумении.

Настоятельница Никольского монастыря
игумения Евстолия (Афонина)

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл
в строящемся Никольском соборе. 2003 год

       Знаменательным событием в жизни Никольского монастыря стало его посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Со времен Петра Великого предстоятели Русской Православной Церкви не посещали Переславль-Залесский и его святыни.
       23 августа 1997 года Святейший Патриарх Алексий прибыл в обитель. Священство Переславля, представители городской администрации и сотни горожан встречали Его Святейшество на том месте, где раньше располагались святые врата Никольского монастыря.
       На время пребывания в обители Предстоятеля Русской Православной Церкви из исторического музея в иконостас Благовещенского храма на несколько часов был возвращен Корсунский крест. После коленопреклонной молитвы у Корсунского креста Святейший Патриарх Алексий обратился к присутствовавшим с пастырским словом: «Крестом Христовым мы ограждаемся от бед и скорбей. Крест – хранитель вселенной. И у каждого из нас есть свой жизненный крест. Взирая на этот святой крест, мы должны с терпением и с помощью Божественного Крестоносца Господа Спасителя нашего нести наши малые кресты. Будем же терпеливо трудиться на том послушании, на которое поставил каждого из нас Господь».

У могилы преподобного Досифея
в Китаевой пустыни

Часовня во имя преподобного Димитрия Прилуцкого
на его родине, в деревне Веслево

Келейный корпус

       Не только к сестрам, паломникам и гостям Никольской обители, но к каждому верующему и любящему свое отечество сердцу обращены были слова Первосвятителя Русской Православной Церкви: «Несмотря на трудности, мы должны верить, что с помощью Божией, молитвами и предстательством Святителя и Чудотворца Николая, молитвами Преподобного Сергия, игумена Радонежского, будут восстановлены обители земли нашей и народ найдет дорогу к православным храмам». Прощаясь с насельницами гостеприимной обители, Святейший Патриарх высказал надежду, что следующая встреча произойдет у святых врат восстановленной ограды монастыря.
       В январе 1997 года, после трехлетних поисков, обитель наконец получила надел пахотной земли в селе Годеново Ростовского района. Стоящий на этой земле храм во имя святителя Иоанна Златоуста стал подворьем Никольского монастыря. Впервые приехав сюда вместе с московскими паломниками, сестры почувствовали особую благодатную помощь от находящейся в храме святыни – чудесно явленного Креста Господня. Удивительна его история.
       В 1423 году (в семи километрах от современного села Годеново) на Сахотском болоте пастухи заметили яркое сияние – «свет неизреченный с греческой стороны». Подойдя ближе, они увидели стоящий «на воздусе» Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках, «аки живы». И услышали от Креста голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий. И кто с верою придет помолиться – многие будут исцеления и чудеса от Животворящего Креста, молитв ради Чудотворца Николая». Дом Божий – это храм, но никто не решился начать строительство на болоте. Голос от Креста повторился, после чего началась страшная буря. Когда буря стихла, изумленные жители увидели на месте явления Креста холм, на котором впоследствии была построена церковь, сначала деревянная, а затем ее заменили каменной, с тремя престолами: главным – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и приделами – во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Покрова Божией Матери.
       После революции 1917 года Воздвиженский храм в Никольском погосте (так стали называть селение, возникшее у нового храма), как и многие святыни нашего отечества, был осквернен и разрушен. Пытались богоборцы уничтожить и Крест-Распятие, но безуспешно – ни железные топоры и пилы, ни огонь не смогли повредить святыню. Благочестивые селяне спасли Крест-Распятие и перенесли его в тайне от безбожных властей в храм святителя Иоанна Златоуста, находящийся в селе Годеново. Спустя шестьдесят лет этот храм стал подворьем Никольского монастыря.

Интерьер Благовещенской церкви

Никольский собор

Рака с мощами преподобного Даниила Переславского
в Даниловском монастыре в Переславле

Игумения Евстолия в храме
Успения Божией Матери в Гефсимании

       В настоящее время на подворье постоянно проживают сестры обители, ежедневно совершается Божественная литургия, у Распятия Господня служат водосвятные молебны, читают Акафист Животворящему Кресту. Инокини рассказывают, что множество паломников, сумевших добраться до столь отдаленного места и поклониться с верой и молитвой явленному Кресту, получают скорую помощь Божию и исцеления от многоразличных недугов. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста сестры записывают в специальную книгу.
       Поток паломников в село Годеново с каждым годом увеличивается, святыня вновь обретает значение всероссийской.

Надвратная церковь святых Апостолов Петра и Павла

У Животворящего Креста

       Со времени открытия Никольского монастыря сестры надеялись и горячо молились об осуществлении, казалось бы, невыполнимого замысла – восстановлении соборного храма во имя Святителя и Чудотворца Николая на законном, освященном молитвами многих поколений верующих месте. Как зияющая рана на теле обители, выглядел расчищенный пустырь с остатками фундамента Никольского собора, и с немым упреком взывал к верующим памятный крест, воздвигнутый сестрами на месте алтаря храма. И Святитель Николай внял искренним молитвам сестер и устроил все так, что невозможное стало возможным. У обители появился надежный помощник, благотворитель, а впоследствии и ктитор.
       Московскому бизнесмену, строителю Виктору Тырышкину однажды пришлось столкнуться с тяжелыми жизненными испытаниями, и только очевидная чудесная помощь Святителя Николая позволила ему благополучно их преодолеть. Виктор Иванович стал особо почитать Николая Угодника и не упускал возможности побывать в том или ином храме во имя своего любимого святого. Так он, казалось бы случайно, впервые посетил Никольский монастырь в Переславле, где познакомился с настоятельницей обители матушкой Евстолией и сестрами-насельницами.

Храм святителя Иоанна Златоуста
на монастырском подворье в селе Годеново

Иконостас Никольского собора

       Он полюбил древнюю обитель и стал ее постоянным благотворителем, а затем и ктитором. Помимо проведения многих реставрационных работ в монастыре и помощи в его хозяйственных нуждах Виктор Иванович восстановил каменную ограду обители, выстроил новый келейный корпус для сестер и деятельно участвовал в строительстве разрушенного Никольского собора.
       Переславским архитектором В. Н. Ижиковым был составлен проект нового крестово-купольного храма – в стиле московского зодчества ХV–ХVI веков, напоминающий архитектуру соборов Московского Кремля. Талантливый архитектор, человек необыкновенного мужества, горячо верующий, Вячеслав Николаевич на основе глубокого изучения древних церковных традиций воссоздал забытую особую систему для архитектурных расчетов. Несмотря на тяжелый недуг, в настоящее время он возглавляет созданную им архитектурную мастерскую и неутомимо трудится во славу Божию. Храмы, выстроенные по его проектам, украшают не только Переславль-Залесский и Ярославскую землю, но и Московскую, и иные.
       В основу проекта Никольского собора были положены пропорции, которые, по преданию, Божия Матерь дала строителям Успенского собора Киево-Печерской лавры. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий одобрил и подписал проект 14 декабря 1998 года.
       25 августа 1999 года, уже на выстроенной фундаментной плите, состоялась закладка собора. Возглавил это торжество правящий в то время архиерей, архиепископ Ярославский и Ростовский Михей († 2005) в присутствии руководителей области, города и района и бесчисленного множества гостей и жителей Переславля. Поднятие куполов нового собора и освящение центрального креста состоялось 30 октября 2001 года. Ко дню города, к середине июля 2002 года, было закончено медное покрытие кровли, убраны леса. С мая начались внутренние отделочные работы.

Рака с мощами святого благоверного
князя Андрея Смоленского в Никольском соборе

Рака с мощами преподобного Корнилия Молчальника
в Благовещенской церкви

Благовещенская церковь

       12 сентября 2003 года, в день памяти святого благоверного князя Александра Невского, уроженца и святого покровителя Переславля-Залесского, в восставшем из руин Никольском соборе Свято-Никольского женского монастыря было совершено первое богослужение. Возглавил его архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, с первых дней своего назначения в эту епархию уделявший строительству собора особое внимание. По этому случаю из Москвы в Никольский собор были привезены святыни – частицы мощей Святителя и Чудотворца Николая, святого благоверного князя Александра Невского и его младшего сына – святого благоверного князя Даниила Московского (также родившегося в Переславле-Залесском). Едва ли не большая часть священников Ярославской епархии сослужили Владыке Кириллу.
       Новый соборный храм, как и прежний, сделан трехпрестольным. Центральный престол посвящен Святителю и Чудотворцу Николаю. Два боковых придела – исторические, они существовали в разрушенном соборном храме. Один придел – в честь основателя монастыря преподобного Димитрия Прилуцкого, а второй был посвящен преподобному Герасиму «иже на Иордане» – Небесному покровителю Герасима Обухова, строителя разрушенного Никольского храма, московского купца (был погребен со своей женой Ириной на монастырском кладбище, уничтоженном большевиками). Новый собор возведен тоже реальным человеком.
       Ктитор обители В. И. Тырышкин за свои труды на благо Церкви был награжден орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени, орденом святого равноапостольного князя Владимира III и II степени и орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Архиепископ Михей благословил освятить один из престолов собора во имя Небесного покровителя Виктора Ивановича – святого мученика Виктора (память 11/24 ноября).
       Ежедневно на Божественной литургии звучат тропари всем святым, во имя которых освящены престолы собора, изо дня в день обитель призывает на помощь всех своих Небесных покровителей, которые молят Господа и за город Переславль, и за всю Землю Русскую.


       Глядя на величественный и вместе с тем необычайно стройный, плавно возносящийся в небо златоглавый Никольский собор, трудно поверить, что совсем недавно на этом святом месте царила «мерзость запустения». Первый Никольский собор монастыря строился в ХVIII веке в продолжение сорока лет. Новый собор возведен за пять лет, но и за этот короткий срок в жизни обители совершилось еще два знаменательных события, и оба в юбилейном 2000 году.
       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия были обретены мощи одного из прославленных и почитаемых в древности переславских святых – святого благоверного князя Андрея Смоленского.
       Благоверный князь Андрей Смоленский – чудотворец Переславский. День его памяти 27 октября / 9 ноября. Известно, что он был современником преподобных Сергия Радонежского и Димитрия Прилуцкого. Главным подвигом князя Андрея были смирение, миролюбие и терпение. Подобно благочестивым предшественникам своим – святым благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу, земной власти и славе он предпочел благодать Царства Небесного и послушание заповедям и воле Божией. Избегая кровавой борьбы за княжескую власть, тайно, бедным странником пришел он в Переславль около 1360 года и поселился при церкви Святителя Николая у городских (Никольских) ворот. Более тридцати лет он безропотно и смиренно исполнял обязанности пономаря, скрывая от всех свое знатное происхождение. После смерти при нем обнаружили грамоту с его кратким жизнеописанием, перстень с княжеской печатью и железные вериги. Похоронили святого князя при Никольской церкви, впоследствии ее стали называть Князь-Андреевской, которая находилась неподалеку от Никольского монастыря.
       В тридцатые годы прошлого века Князь-Андреевскую церковь в числе двадцати других переславских храмов, для новой власти «не представлявших исторической ценности», взорвали. По свидетельству старожилов, руководитель взрывных работ был убит тогда осколком кирпича, после взрыва неожиданно упавшим на него с неба.
       Знаменательно, что труд прославления святого благоверного князя Андрея взял на себя в 1539 году, в конце своей долгой жизни, преподобный игумен Даниил, на что получил разрешение своего крестника, тогда еще юного царя Иоанна Грозного, и благословение митрополита Московского Иоасафа. Благоверный князь Андрей был причислен к лику святых, но мощи его были оставлены под спудом. После же разрушения Князь-Андреевской церкви и само место захоронения было утеряно.
       Сестры Никольской обители решили найти святые мощи князя-пономаря. В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха были начаты работы по обретению мощей угодника Божия князя Андрея. Но потребовалось время, чтобы собралась компетентная группа специалистов, которую возглавил федеральный архитектор Сергей Васильевич Демидов. Они приступили к освидетельствованию места пребывания святых мощей.
       Прежде всего исследовали остатки фундамента церкви, выполнили тщательные архитектурные расчеты, на основании которых было точно определено местоположение захоронения. И при раскопках в соответствии с расчетами, на глубине двух с половиной метров, были обретены мощи с остатками древнего гроба-колоды, которые вполне соответствовали Житию князя и другим историческим описаниям. При этом были обнаружены следы современного раскопа, который не достиг святых мощей всего лишь на штык лопаты: не допустил Господь святотатства.
       Святые мощи благоверного князя Андрея Смоленского были положены в резную раку и установлены в теплом Благовещенском храме Никольского монастыря. После возведения Никольского собора святые мощи были перенесены в него. Над мощами была установлена резная сень. Наиболее вероятным временем кончины святого князя Андрея принято считать 1398– 1400 годы. Следовательно, обретение святых мощей совершилось в 600-летний юбилей благоверного князя.
       Второе знаменательное событие 2000 года – это принесение в обитель святых мощей преподобного Корнилия, Переславского чудотворца († 1693).
       День памяти преподобного Корнилия Молчальника, схимонаха, отмечается 22 июля/4 августа. Родился он около 1635 года в купеческой семье. Мирское имя святого было Конон. Пятнадцатилетним отроком он оставил дом и поселился в Лукиановой пустыни, что в двадцати пяти верстах от Переславля-Залесского. Через пять лет, приняв на себя обет молчания, святой Конон пришел в Борисоглебский Песоцкий монастырь. Здесь он нес самые тяжелые послушания, объясняясь знаками. Братия долгое время считали его немым. По преданию, духовником его был настоятель Никольской обители игумен Варлаам. Через пять лет послушника Конона постригли в монахи с именем Корнилий. Он продолжал вести крайне суровый образ жизни, умерщвляя свою плоть. Тридцать лет нес преподобный подвиг молчания, имел дар прозорливости и исцелений. Особенно помогает преподобный Корнилий исцелению младенцев. Перед кончиной был пострижен в великую схиму и мирно отошел ко Господу 22 июля 1693 года.
       В 1701 году во время пристройки каменной церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери к прежней, Борисоглебской, гроб преподобного Корнилия нашли неповрежденным. В 1705 году при освящении Смоленской церкви святителем Димитрием Ростовским мощи святого Корнилия были освидетельствованы и поставлены в новом храме за левым клиросом, под спудом. В тридцатые годы прошлого столетия храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, а в 1986 году частично обрушился. Летом 1994 года могила преподобного Корнилия Молчальника была вскрыта неизвестными злоумышленниками, святые мощи разбросаны по храму и частично по дороге. Местные жители с благоговением собрали части мощей и передали их монахам вновь открывшегося в 1993 году Никитского монастыря. Но так как эта святыня испокон веков принадлежала Смоленско-Корнилиевской церкви, которая ныне приписана к Никольскому монастырю, по благословению архиепископа Михея 4 августа 2000 года мощи преподобного Корнилия были перенесены из Никитского мужского монастыря в Никольскую обитель.
       В настоящее время святые мощи преподобного Корнилия Молчальника, так же как и святые мощи благоверного князя Андрея Смоленского, пребывают в раке в новом Никольском соборе монастыря.
       В канун Рождества Христова, 6 января 2002 года, Никольский монастырь посетил Президент России В. В. Путин. Он высказал пожелание, чтобы ктитор обители В. И. Тырышкин проявил попечение еще об одной древнейшей святыне Переславля – Спасо-Преображенском соборе. Возведенный в ХII веке, один из самых древних храмов России, он помнит святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, святителя Московского Петра и Преподобного Сергия Радонежского. Молились пред его алтарем цари Иоанн Грозный и Петр Великий, пел на всенощной знаменитый Шаляпин. Спасо-Преображенский собор Переславля служил эталоном для строительства многих русских храмов. Архиерейским указом от 12 апреля 2002 года он стал приписным к Никольскому монастырю. Теперь и у Спасо-Преображенского собора появился свой попечитель, в соборе вновь совершаются богослужения.
       За один год ктитором обители вместо взорванной звонницы была построена новая, с храмом Усекновения главы святого Иоанна Предтечи на первом этаже. Был отлит и специальный набор в двенадцать колоколов (вес наибольшего 7 тонн). Эти колокола были освящены архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом в день памяти святого великомученика и Победоносца Георгия 6 мая 2005 года.
       Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи стал пятым храмом Никольского монастыря, после домового храма во имя Преподобного Сергия Радонежского, расположенного в новом сестринском корпусе, выстроенном в 2001 году.
      
       В конце июля 2005 года в связи с 625-летним юбилеем Куликовской битвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил обители, исторически связанные с именем духовного отца победы на Куликовом поле – Преподобного Сергия Радонежского. Свою трехдневную поездку Святейший Патриарх завершил посещением Переславского Свято-Никольского женского монастыря, дорогим и желанным гостем которого он уже был в 1997 году.

Его Святейшество у святыни обители –
Корсунского креста

Святейший Патриарх Алексий во время
посещения Никольской обители. 1997 год

       Неузнаваемо преобразилась обитель за прошедшие восемь лет. Встреча Его Святейшества с насельницами Никольской обители произошла 31 июля, в канун празднования дня памяти преподобного Серафима Саровского, у святых монастырских врат, украшенных аркой из живых цветов. Тех врат, благополучно устроить которые пожелал Святейший Патриарх матушке игумении во время своего первого посещения обители. Первосвятитель увидел не только врата и монастырскую ограду, но и сверкающий золотом крестов и куполов белоснежный Никольский собор, и стройную звонницу, с высоты которой лился ликующий звон.
       В тот день Святейший Патриарх Алексий в сослужении архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и епископа Сергиево-Посадского Феогноста совершил в соборе всенощное бдение.
       По просьбе архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла на столь знаменательное торжество из запасников переславского музея был привезен древний Корсунский крест, исторически принадлежавший Никольской обители. Из Свято-Введенского Толгского монастыря была доставлена частица Ризы Господней, недавно переданная Русской Православной Церкви. Но особенно поражал взгляд тесный ряд игумений и нескончаемый ряд духовенства, детей – учащихся православных гимназий и живое море прихожан, приветствующих своего Патриарха. Переславская земля еще не видела такого торжества.
       Утром 1 августа, в день обретения мощей преподобного Серафима Саровского, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в новом Никольском соборе обители. Перед отъездом в Москву Его Святейшество подчеркнул, что возрождение Свято-Никольского монастыря «является прекрасным примером результата общих молитв, общих трудов, общих задач, которые стояли и были выполнены». В дар обители Святейший Патриарх преподнес храмовый образ – Смоленскую икону Божией Матери.
       1 октября 2005 года митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин в сослужении архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла совершил чин великого освящения Никольского собора Переславского Свято-Никольского женского монастыря.

В день освящения Никольского собора
1 октября 2005 года

За Божественной литургией в день освящения
Никольского собора

Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл
с духовенством и насельницами обители.
Слева от Владыки – ктитор обители В. И. Тырышкин

       Осенью минувшего года сестры Никольской обители совершили паломничество на Святую Землю. Эта, уже третья, поездка на Святую Землю осуществлена на средства ктитора монастыря В. И. Тырышкина.
       26 февраля 2006 года в обители было совершено торжественное богослужение, которое возглавили архиепископы Ярославский и Ростовский Кирилл и Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, прибывший по приглашению правящего архиерея, в сослужении собора духовенства Ярославской епархии. Божественная литургия была совершена в память основателя монастыря, преподобного Димитрия Прилуцкого. Календарный день празднования памяти святого, 24 февраля, в нынешнем году совпал с празднованием Тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, и монастырский праздник основателя обители был перенесен на ближайший воскресный день.
       Впервые день памяти преподобного Димитрия был отмечен в монастыре так торжественно. Завершился праздник молебном на месте рождения святого во вновь построенной часовне на высоком берегу Плещеева озера.

На Святой Земле

       «Радуйся, Николае, великий чудотворче», радуйся, церковный народ, возрождению еще одной обители Земли Русской – по молитвам нашего верного, скорого и милостивого Небесного защитника и помощника – Святителя и Чудотворца Николая!

И. Сойкин