ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2006

ПРОПОВЕДЬ

Кто мой ближний?

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       «А кто мой ближний?» – спросил некий иудейский законник у Господа.
       В ответ Господь мог бы дать такую формулу – богословскую, философскую, математическую, которая точно отразила бы суть проблемы, но которую к сердцу едва ли кто принял бы, кроме ученых законников и богословов. Они бы восхищались филигранной точностью и исчерпывающей полнотой ответа, но народ, толпившийся вокруг, не воспринял бы этот ответ как практическое руководство к действию. Что же делает Господь? Он рассказывает пространную назидательную историю о том, как один человек спускался из Иерусалима в Иерихон и на пути своем был схвачен разбойниками. Маленькое попутное замечание: по-гречески и по-славянски сказано не шел, как в русском переводе, а именно спускался. Удивительная точность речи! Ведь Иерусалим стоит высоко, а Иерихон расположен ниже уровня моря.
       Пересказывать подробно притчу о самарянине я не буду. Каждый год мы ее внимательно слушаем, так что должны уже знать почти наизусть. Скажу лишь только, что Господь так замечательно смоделировал в одной небольшой притче все возможные ситуации, что уже две тысячи лет мы читаем ее, размышляем, учимся милосердию по слову Самого Господа нашего Иисуса Христа. Удивительно, как Господь попутно учит нас еще и преодолевать наши земные пристрастия и антипатии.
       Мимо того несчастного, который изранен был разбойниками, прошел священник, служитель Иерусалимского храма, а он должен был по званию своему показывать пример любви к ближнему. И служитель храма, который помогал священнику во время богослужения, левит, тоже прошел мимо. А самарянин, человек для всякого иудея презренный, недостойный общения, не только оказал первую помощь, но еще и в гостиницу отвез на своем ослике, и денег на его содержание хозяину гостиницы дал.
       Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? (Лк. 10, 36) – спросил Господь у законника? И тот не смог даже выговорить ненавистное и нелюбимое слово – «самарянин», он сказал: оказавший ему милость (Лк. 10, 37). Урок нам всем. Те, которых мы не любим, на которых смотрим свысока, могут сделать нам добра больше, чем те, которых мы признаем за своих. Они могут стать для нас образцом милосердия и любви.
       В другом месте Священного Писания есть такие слова Господа о том, кто наследует Царство Небесное: ... увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк. 13, 28–30).
       Я бы хотел, чтобы вы помнили эти полные силы слова Господа, когда идете по улице, едете в метро или в троллейбусе, находитесь в каком-то другом месте. И не только помнили эти слова, но и поступали так, как повелел нам Христос, чтобы не хулилось имя Его из-за нас.
       Мы часто забываем о том, что помимо земного своего гражданства мы имеем еще гражданство небесное. В начале Литургии священник возглашает: Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Гражданином вот этого Царства христианин становится еще на земле. В Таинстве Крещения, в Миропомазании, мы обретаем это небесное гражданство, и нам нельзя забывать о тех высоких обязанностях, которые оно налагает на нас. Мы должны осознавать себя гражданами Царства Христова и твердо стоять на принципах этого Царства. На беду нашу мы очень часто от них отступаем.
       Приведу самый простой пример, который касается не просто наших ближних, а, можно сказать, самых ближних. На воскресных молебнах святой блаженной Матроне Анемнясевской подают записки за бездетные пары и просят блаженную ходатайствовать пред Господом о даровании им чада. И вот что происходит: мамы и бабушки обязательно первым пишут женское имя, а потом уже мужское. Я спрашиваю: почему дочка, или внучка, или невестка на первом месте? Мы же граждане Царства Небесного! Какой закон для нас установлен Самим Богом? В чинопоследовании Таинства Брака самые главные слова какие? Об этом меня не раз спрашивали. Так вот, главные, по-моему, такие слова: Пусть будет муж сей во главу жены, а жена будет слушаться мужа, да поживут по воле Твоей, Господи! Муж во главу жены! А у вас ваша дочка или внучка на первом месте. А почему? Потому что живете по земному закону, а не по Божией заповеди.
       Если вглядеться попристальнее в наше отношение к жизни, включая воспитание детей, получится, что и в других случаях не по воле Божией мы живем! Дети у нас творят, что хотят, вплоть до того, что могут самовольно взять не свое, что категорически запрещает Закон Божий. Сами себя успокаиваем: воровство везде процветает – и нам можно! Если школьники бегают, озоруют во дворе храма, то и нашим малышам шалить не возбраняется! У нас какой-то наш отрок-прихожанин разрисовал красной краской столбики церковной ограды. Пять или шесть столбиков испортил и на одном помещении оставил свой «автограф»! Что же дальше-то будет? Скоро и церковь нашу разрисуют по белым стенам?
       Родители, почему вы не обращаете внимания на то, чем занимаются ваши дети в храме, на церковном дворе? Почему вы не учите своих детей, что они верующие дети, которые знают Бога, любят Бога, что они тоже граждане Царства Небесного, что им нельзя брать пример с неверующих детей, которые считают, что им все позволено? Надо воспитывать, учить, учить и не уставать! Мы не можем перевернуть весь современный уклад жизни общества, но мы должны показывать, что жить можно лучше, чище, красивее.
       Как часто можно видеть такую картинку. Заходит мама с ребенком в вагон метро, ребенок маленький, но уже может стоять. Им уступают место, мама усаживает ребенка, которому уже четыре-пять лет, а сама над ним качается... Откуда такое странное отношение к детям? В Церкви такого нет. В присутствии родителей ребенок не должен сидеть, должны сидеть отец и мать, а дети должны стоять.
       Я наблюдал недавно в метро такую сцену. Старая женщина, усталая, направляется к сидению, а ее обгоняет молодой человек лет двадцати двух, в милицейской форме – сел и сидит. Мы не говорим уже о том, что при Государе императоре военные в присутствии женщин вообще сидеть не имели права, даже если все вокруг было свободно! А здесь усталая пожилая женщина стоит, а цветущего возраста милиционер сидит на «отвоеванном» у нее месте! Кто виноват? Родители. Да не будет такого у нас! Будем помнить притчу Господню о милосердном самарянине и будем исполнять слово Божие в каждом своем даже самом малом, самом незначительном деле!
       Господи, утверди наши сердца, нашу память, нашу волю, чтобы всегда творить добро ближнему по слову Твоему! Аминь.

Протоиерей Сергий Правдолюбов,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы
в Троицком-Голенищеве в Москве