ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2006

ПРОПОВЕДЬ

О любви к Богу

       Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       С глубочайшей древности, с первых десятилетий христианства в день Господень, то есть в воскресный день, христиане собирались вместе и читали Евангелие, а потом в течение всей последующей седмицы размышляли о прочитанном. С тех самых времен и до наших дней эта традиция соблюдается. Помню, как в детстве мои братья и сестры подлавливали меня. Придут домой из церкви и говорят: «Сергей, а какое сегодня Евангелие читалось, ты запомнил?» И стыдно становилось: забыл, начисто забыл! Думаю, что и многие из вас, придя домой, не вспоминают ни читанного на службе евангельского текста, ни слов, сказанных священником. Помочь в этом случае может православный церковный календарь, который нам необходим для ориентации в церковном пространстве и времени.
       Мы страдаем от перегрузки нашей памяти информацией, и календарь должен напомнить нам, подсказать, что нужно прочитать, чтобы оживить в памяти то, что мы слышали в храме. В Священном Писании такая глубина смысла, такая красота, что десяти-пятнадцати строчек может хватить для размышления не только на неделю, но и на месяц, на полгода, на целый год. Я сейчас очень кратко напомню о том, что было прочитано сегодня, но прежде сделаю еще одно замечание. Да, Евангелие читалось на славянском языке, и мы должны понимать славянский язык, он нам не чужой. А если это пока по каким-то причинам трудно, откройте дома Евангелие и прочитайте его на русском языке.
       Сегодня мы слышали евангельское чтение, которое с древних времен положено было читать в воскресенье после Воздвижения, которое так и называлось – Неделя по Воздвижении. В этом евангельском отрывке есть такие слова, сказанные Господом Иисусом Христом: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Эпистрофин – по-гречески развернуться, повернуться на сто восемьдесят градусов, в другую сторону повернуться. Нам же отворачиваться от привычной жизни не хочется, нам хочется, чтобы было удобно, комфортно, приятно. А не получается, потому что здесь плохо, там плохо и т. д. – в общем, не хорошо. И человек начинает роптать: «За что мне такое? Почему мне так не везет, почему все люди вокруг счастливые, а у меня все не складывается и не получается?» Как одна женщина мне сказала: «Посмотрите, во скольких окошках горит свет! Они все счастливые! Я одна – нет». Это не так. Очень мало на свете людей полностью счастливых, очень много бед скопилось и у тех, у кого свет горит в окошках.
       Что, разве Господь сказал такие великие, такие сильные слова о тех, кто хочет следовать за Ним, имея в виду, что им будет так же хорошо, как и всем остальным? Или мы просто не хотим слышать Его слов о кресте, который нужно нести на своих плечах? Хотим как-нибудь примирить наш маленький уютный мирок с Христовой правдой о трудности путей, ведущих в Царство Небесное? Нет, не получится. Он сказал прямо и твердо: Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Другого пути следования за Христом нет!
       У каждого из нас свой крест: у кого-то болезнь, у кого-то горе, у кого-то бесконечные трудности то с тем, то с другим. В том-то и есть мужество, сила, выдержка и твердость христианская – принять то, что Бог тебе дал. И не стенать, не жаловаться, не точить ни себя, ни окружающих: вот де что у меня творится. А разве мало было людей, невинно пострадавших? История двадцатого века наполнена судьбами миллионов таких людей! Они невинно пострадали, ни за что! У вас перед глазами нет колючей проволоки, собаки не лают, норовя разорвать вас на части. А наши старшие современники все это пережили. Они не были виноваты в том, в чем их обвиняли, и сколько тысяч людей погибло. Они исполнили слово Божие: возьми крест свой и иди за мной! Они стали мучениками, исповедниками. Их силой духовной мы живем! Их твердости в несении креста мы учимся! Но мы избалованы комфортом, так что и самые малые дела нам кажутся трудными.
       Опомнитесь! Все ваши бытовые трудности (ох, в магазин далеко идти, остановка троллейбусная неудобно расположена, болезни замучили и т. д.) нужно счесть за мелочь, за ничтожно малые вещи. Берите крест свой жизненный, каким бы трудным он ни казался, и идите за Христом! Увидев ваше мужественное произволение, Он не оставит вас одинокими в пути, Он Сам пройдет большую половину его вам навстречу.
       Во втором евангельском отрывке, который читался сегодня, говорится о том, как к Господу Иисусу Христу подошел некий законник, то есть специалист по преподаванию и изучению Священного Писания, и задал провокационный вопрос: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? (Мф. 22, 36).
       Заповедей в Ветхом Завете было так много, что законник уже предвкушал удовольствие от того, как он подловил Учителя из Галилеи. Я думаю, что тот законник был из молодых да ранних, старый и опытный такой вопрос не задал бы.
       Что же ответил Господь? Он, как опытнейший учитель, сказал простейшие вещи, он продиктовал шпаргалку для студентов, он все объединил, сократил и дал такую выжимку, которой короче нет и быть не может. И ни один человек, который слышал эти слова хотя бы раз в жизни, не может сказать: «Я не понял, вот ты рассказывал, а я не понял!» Нет. Настоящий Учитель дал безукоризненную формулу! Самая важная заповедь: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). А вторая заповедь подобна ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39).
       Вот на этих двух заповедях весь закон, все пророки, все написанное, вся история человечества, все, что необходимо человеку, держится: Возлюби Бога! Возлюби ближнего! Не запомнить нельзя.
       Господи, научи нас слышать и понимать слово Твое, любить Тебя всем сердцем, всей душою, всем существом своим и крест свой нести по слову Твоему! Молитвами всех святых, которые это понимали и умели! Аминь.

Протоиерей Сергий Правдолюбов,
настоятель храма Святой Живоначальной Троицы
в Троицком-Голенищеве в Москве