ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2006

Из жизни епархий

Новости Симбирской епархии

«Претерпевший до конца спасется» (Мф. 10, 22)

       Кто сказал, что Ульяновск – город атеизма? «Здесь же Ленин родился!» – восклицают наши земляки, жившие в советскую эпоху. Но так рассуждают лишь те, кто не знает (или не хочет знать) истории своего малого отечества. Град Симбирск по-своему прославили два Ильича.
       Восхваление одного Ильича, «великого вождя» коммунистической партии и советского государства, продлилось в исторических масштабах недолго, всего лишь до конца 80-х годов прошлого века.
       Другой – Андрей Ильич Огородников, ныне известный всему православному миру как блаженный Андрей Симбирский, был известен задолго до рождения Ленина, а почитание его продолжается и по сей день. Именно этот наш согражданин, наш Небесный заступник и молитвенник, олицетворяет сегодня Симбирск-Ульяновск.
       Вслед за блаженным Андреем Симбирским ныне прославлены еще одиннадцать святых, живших когда-то в Симбирске и Симбирской губернии, десять из которых – новомученики и исповедники веры, пострадавшие в эпоху правления Ленина и его сподвижников.
       2 июля 2006 года во Всехсвятском храме после Божественной литургии настоятель храма протоиерей Алексий Скала освятил две иконы прославленных Церковью симбирских священномучеников: протоиерея Иоанна Ильинского и священника Николая Покровского, претерпевших мученическую кончину за свое твердое стояние в вере.
       Протоиерея Иоанна расстреляли в 1918 году, когда в село Томылово Сенгилеевского уезда (ныне Кузоватовский район Ульяновской области) ворвался отряд красных карателей. Семидесятидвухлетний батюшка выходил из храма после совершения всенощного бдения в канун праздника Воздвижения Креста Господня с дароносицей, чтобы причастить больную прихожанку.
       У дверей храма его остановили три красноармейца. Дароносицу они выкинули в кусты, а его самого увели в лес. Всю ночь отца Иоанна допрашивали и пытали, а наутро, ничего от него не добившись, расстреляли.
       На иконе священномученик Иоанн Ильинский изображен с дароносицей, той самой, с которой он вышел из храма на свою Голгофу – ведь мученическую кончину он принял в самый день праздника Воздвижения.
       Священномученик Николай Покровский пострадал в 1919 году. Он жил в селе Горюшки того же Сенгилеевского уезда (ныне это село Гавриловка Тереньгульского района).
       Местные власти грозились закрыть церковь. Церковные здания предполагалось использовать под амбары, клубы и т. д. Сельчане были категорически против этого.
       Собравшись в храме по разрешению священника, они постановили, что никто и никогда не вправе закрывать их церковь.
       С тех пор местные большевики затаили злобу на батюшку. И когда для подавления вспыхнувшего на территории Симбирской губернии крестьянского восстания против большевиков в село прибыл отряд красноармейцев, то именно отца Николая обвинили в пособничестве мятежникам и осуществлении духовного руководства ими.
       Его расстреляли тайно, без суда и следствия, за околицей села – он был священником, а значит, врагом для безбожной власти.
       Теперь во Всехсвятском храме Ульяновска к десяти иконам святых, в Земле Симбирской просиявших, добавились еще две: священномучеников Николая и Иоанна.
       Настоятель храма отец Алексий в проповеди после освящения образов сказал: «Теперь в нашем храме есть иконы всех новопрославленных симбирских святых. Но сколько еще людей в то тяжелое время пострадало за сохранение церквей, людей, которые не отреклись от Христа и приняли мученическую кончину! Их великое множество. И даже имен многих из них мы сегодня не знаем.
       Но мы верим, что Господь Сам прославил всех, кто за право исповедовать православную веру и называться христианами приняли мученическую кончину и удостоились нетленных венцов славы».

А. Тащаев