ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2007

БОГОСЛОВИЕ

Митрополит Антоний (Храповицкий)

       Предлагаем вниманию наших читателей статью, посвященную богословскому наследию выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви митрополита Антония (Храповицкого), современника и активного участника событий, потрясавших нашу родину и Церковь с февраля 1917 года. Масштаб личности этого святителя позволяет поставить его в один ряд с самыми значительными деятелями нашей Церкви. Ректор двух Духовных академий – Московской и Казанской, митрополит Антоний был крупнейшим богословом и внес заметный вклад в сокровищницу Православия. Неутомимый проповедник слова Божия, он своими проповедями привел к Церкви много молодежи, зажигая в сердцах молодых людей огонь живой и горячей веры.

       Митрополит Антоний (в миру Алексей Павлович Храповицкий) родился 17 марта 1863 года. Выходец из старинной дворянской семьи, он получил глубоко православное воспитание и после окончания (с золотой медалью) гимназии поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. Сразу после окончания академии был пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха. Епископская хиротония архимандрита Антония состоялась 7 сентября 1897 года в Казани.
       После трех лет викариатства в Казанской епархии и двухлетнего управления Уфимской епархией (1900–1902) Владыка Антоний был определен на Волынскую кафедру, где оставался двенадцать лет. Именно там в полной мере раскрылись многие его дарования. В 1913 году он был переведен на Харьковскую кафедру с титулом архиепископа Харьковского и Ахтырского. После февральской революции 1917 года архиепископ Антоний, устраненный гражданскими властями с Харьковской кафедры, отправился в Валаамский монастырь, решив посвятить себя богословско-литературной деятельности. Но вскоре он был избран делегатом на Всероссийский Церковный Собор 1917–1918 годов от российского монашества и выехал в Москву.
       На Соборе архиепископ Антоний был главным поборником восстановления Патриаршества и одним из трех кандидатов на Патриарший престол. Известны многочисленные свидетельства о том, что, еще находясь в Петербургской Духовной академии, архимандрит Антоний нередко обсуждал необходимость восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви со своими коллегами–преподавателями и студентами, среди которых был и Василий Иванович Белавин, будущий Святейший Патриарх Тихон. В последующие годы архиепископ Антоний весьма активно проводил линию на восстановление Патриаршества и на Предсоборном Совещании, и в Святейшем Правительствующем Синоде. И наконец, архиепископ Антоний одним из первых приветствовал избранного и нареченного Святейшего Патриарха Тихона земным поклоном.
       Во время Собора Владыка Антоний был возведен в сан митрополита Харьковского, а затем вскоре стал митрополитом Киевским и Галицким. Из Киева он под влиянием сложившихся обстоятельств прибыл в Новочеркасск, где возглавил Временное Высшее Церковное Управление на Юге России. В середине марта 1920 года митрополит Антоний эвакуировался из Новочеркасска в Грецию и до сентября находился на Святой Горе Афон, в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. В сентябре он вернулся на родину в Крым, но уже в ноябре окончательно покинул Россию и с группой архиереев временно обосновался в Константинополе. Здесь митрополитом Антонием было положено начало созданию Высшего Русского Церковного Управления заграницей (ВРЦУЗ). В первой половине 1921 года митрополит Антоний по приглашению Святейшего Патриарха Сербского Димитрия переехал в Югославию.
       Под председательством митрополита Антония в городе Сремские Карловцы 8–19 ноября (ст. ст.) 1921 года был проведен Русский Заграничный Церковный Собор. Основной задачей Собора было устроение церковной жизни множества русских изгнанников. В определенной степени эта задача получила свое разрешение. Однако в центре внимания Собора оказались современное положение и судьба России.
       Собор принял послание с призывом о восстановлении в России Дома Романовых, затем от имени Собора в адрес Международной Генуэзской конференции (апрель–май 1922 года) было направлено обращение с призывом к народам Европы и всего мира о помощи России и спасении ее народа от установленной в результате революционных событий октября 1917 года коммунистической власти. Эта власть не обманывалась фактическим разделением Русской Церкви. Всякое свободное слово православной истины, произнесенное в зарубежье, оборачивалось для русского духовенства на родине преследованиями и казнями. Святейший Патриарх Тихон был обвинен советской властью в политическом сотрудничестве с митрополитом Антонием и возглавляемым им ВРЦУЗ. Гонение на Русскую Православную Церковь внутри России было резко усилено. Это привело к Указу Святейшего Патриарха Тихона от 5 мая 1922 года, которым ВРЦУЗ за «политические от имени Церкви выступления» было распущено. Митрополит Антоний и члены ВРЦУЗ этот Указ приняли.
       В сентябре 1922 года собравшиеся в Сремских Карловцах зарубежные русские архиереи упразднили ВРЦУЗ и учредили Временный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей во главе с митрополитом Антонием, который руководил им до своей кончины 10 августа 1936 года. Этот акт, несмотря на неоднократные высказывания митрополита Антония о сохранении им канонической связи со Святейшим Патриархом Тихоном, фактически ознаменовал начало отделения Русской Православной Церкви заграницей от Матери-Церкви, образование так называемого Карловацкого раскола, окончательно оформившегося после выхода в свет Декларации заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 году.
       Мученический жребий, выпавший в 1920–1930-е годы Русской Православной Церкви, в полной мере несли ее иерархи, находившиеся в пределах советской России, которые в тяжелейших условиях мудро вели церковный корабль. По-другому, но, может быть, не менее трудно было тем, кто оказался не по своей воле «в рассеянии». Трудно было всем, но особенно архипастырям, и прежде всего старейшему из них – митрополиту Антонию, которому выпал крест нести бремя предстояния за ту часть православного народа, которая находилась в изгнании. Однако в те годы все, как в отечестве, так и в рассеянии сущие, старались сохранить верность церковным канонам, сохранить единство Церкви.
       Считая сложившееся положение временным, митрополит Антоний всегда признавал и принимал свою каноническую зависимость и от Патриарха Тихона, и от его преемника – Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра (Полянского, † 1937). Это признание находило выражение в возношении имен обоих Предстоятелей за всеми богослужениями, что обеспечивало каноническое единство Церкви, несмотря на внешнее разделение, возникшее в условиях Гражданской войны.
       Митрополит Антоний (Храповицкий) был ярким и одаренным человеком, оставившим глубокий след в истории Русской Православной Церкви. Его многогранная, живая личность, его обширные труды заслуживают внимательного и объективного исследования. Длительное время этого нельзя было делать. Ныне это является нашей задачей.
       Подробное жизнеописание митрополита Антония в десяти томах вместе с полным собранием его сочинений в семи томах было издано в Нью-Йорке архиепископом Никоном (Рклицким, † 1976) под заглавием «Жизнеописание блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого в 1956–1969 годах».
       Да упокоит всемилостивый Господь душу приснопамятного митрополита Антония в Своих Небесных селениях!

С. Беляев

       Мы перепечатываем с небольшими сокращениями статью Сергея Алексеевича Беляева о митрополите Антонии (Храповицком), помещенную в «Журнале Московской Патриархии» к 60-летию кончины приснопамятного архипастыря (1996. № 9. С. 50–51).