|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Мы должны жить так, чтобы быть достойными
подвига новомучеников и исповедников Российских
Беседа с настоятелем храма новомучеников и
исповедников Российских в Бутове иереем Кириллом Каледой
Четыре шатровые церкви, соединенные в форме креста, – это храм новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Необычное архитектурное решение храма сначала удивляет, потом завораживает красотой, а затем заставляет задуматься. Крест в Бутове не просто символ христианства, он живая реальность этого места. Недаром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий назвал Бутово Русской голгофой.
В нынешнем году исполняется 70 лет с начала операции по борьбе с врагами народа 1937–1938 годов, самой жестокой и кровопролитной фазы минувшего лихолетья, когда на Бутовском полигоне было расстреляно более 20 тысяч человек, многие из которых пострадали за православную веру. Настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Бутове иерей Кирилл Каледа рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии», что эту скорбную дату в Бутове будут отмечать по-особому.
– Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил летом нынешнего года перенести крестным ходом большой поклонный крест с Соловков на Бутовский полигон и установить его в память обо всех пострадавших в те годы.
Предполагается, что одиннадцатиметровый крест, вырезанный в кресторезной палате Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, будет торжественно освящен братией обители, установлен на барже и перевезен в Беломорск. Оттуда баржа в сопровождении пассажирского корабля, на борту которого соберутся участники крестного хода, пройдет по Беломорско-Балтийскому каналу, далее – через Волго-Балтийскую водную систему в Волгу и через нее – в канал Москва–Волга.
Таким образом, крест по пути от одной Русской голгофы к другой проследует по каналам, построенным трудом огромного количества заключенных, многие из которых погибли при строительстве. Почти все уцелевшие во время этой страшной стройки впоследствии были расстреляны, многие из них – на Бутовском полигоне. По пути следования крестного хода запланированы остановки в городах, которые являлись лагерными пунктами или местами размещения управлений ГУЛАГа. Там будут совершены поминальные богослужения при участии местного духовенства и мирян. Установить крест на Бутовском полигоне предполагается 8 августа – в этот день 70 лет назад в Бутове начались массовые расстрелы. |
Святейший Патриарх Алексий совершает Божественную литургию на Бутовском полигоне 2002 год |
|
2002 год |
– Какова главная цель этой акции?
– Главная цель крестного хода – молитвенное поминовение всех пострадавших в годы гонений на Церковь и привлечение внимания всего нашего общества к подвигу новомучеников и исповедников Российских. Основой для всенародного примирения и объединения может и должна стать память о тех, кто даже под пулями не отказался от веры Христовой и любви к отечеству.
– Правда ли, что вместе с крестом в Бутово с Соловков прибудет выставка, рассказывающая о связи двух этих святынь?
– Да, это так. Важным звеном в информационном сопровождении крестного хода станет выставка «Крестный путь: Соловки–Бутово», которая посвящена судьбам подвижников веры, прошедших через Соловецкий лагерь особого назначения и потом принявших мученическую смерть на Бутовском полигоне.
На выставке представлены материалы по истории Соловков и Бутова, а также Беломорско-Балтийского и Волго-Балтийского каналов и канала имени Москвы. Один из ее разделов посвящен самому кресту, истории его создания и перенесения.
На Соловках выставка будет открыта летом. Вместе с крестом часть экспозиции переедет в Бутово. Здесь она откроется вновь, постепенно пополняясь информацией о состоявшемся крестном ходе, а позже станет частью Музея памяти Бутовского полигона. |
За богослужением на Бутовском полигоне 2003 год |
|
Поклонный крест в Бутове |
– Новопостроенный храм новомучеников и исповедников Российских стал одним из центров торжеств в честь воссоединения Поместной Русской Православной Церкви. Как прошло богослужение в Бутове? Какую, по-вашему, роль сыграло восстановление памяти о Бутовских новомучениках в деле объединения нашей Церкви?
– Получилось так, что Бутово действительно сыграло особую роль в восстановлении церковного единства. Господу было угодно, чтобы в первый раз мы, чада Русской Православной Церкви во главе со своим Первосвятителем, молились вместе с представителями Русской Зарубежной Церкви именно здесь, на Бутовском полигоне. Это произошло, на первый взгляд, случайно, и это я могу засвидетельствовать. В 2004 году четвертая суббота по Пасхе (именно в этот день мы обычно молитвенно поминаем Собор Бутовских новомучеников) пришлась на 8 мая. В тот день была десятая годовщина установления креста на Бутовском полигоне, и нам очень хотелось, чтобы Предстоятель нашей Церкви совершил молитву здесь вместе с нами. Но 8 мая Святейший Патриарх по традиции возлагает венки у могилы Неизвестного солдата. Поэтому празднование Собора новомучеников, в Бутове убиенных, было решено перенести на 15 мая. Дата приезда представителей Русской Зарубежной Церкви откладывалась несколько раз, и буквально за две недели, когда дата богослужения в Бутове уже была определена, было решено, что визит делегации Русской Зарубежной Церкви начнется 14 мая. |
Святейший Патриарх Алексий и митрополит Лавр совершают закладку храма в Бутове 15 мая 2004 года |
Так что никто ничего не планировал, так Господу было угодно. По словам Преосвященных архипастырей, которые участвовали в богослужении со стороны Русской Зарубежной Церкви, на них это произвело очень сильное впечатление. Об этом они говорили в многочисленных интервью. Конечно же это почувствовал и Святейший Патриарх. Недаром об этом богослужении и о бутовском храме, который уже был построен к тому времени, Святейший Патриарх упоминал в своем послании Собору Русской Зарубежной Церкви летом 2006 года. Там есть слова о том, что храм в Бутове уже сверкает куполами и по милости Божией диалог также близится к завершению. Святейший Патриарх Алексий благословил, чтобы новосооруженный храм был освящен совместно с представителями Русской Зарубежной Церкви после подписания Акта о каноническом общении. Реально храм был уже готов к ноябрю 2006 года, но вместе со всей Полнотой Церковной мы ожидали этого поистине исторического события, чтобы совершить его освящение.
Все, кто был на богослужении, когда совершалось великое освящение нашего храма, говорят, что оно было особым по молитвенной настроенности и благолепию.
– Сколько людей пострадали в Бутове за православную веру?
– Сейчас в Бутовский синодик, то есть в список людей, которые погибли здесь за исповедание православной веры, включено 940 имен. Даже на Соловках это число меньше. К настоящему времени 322 человека из них причислены к лику святых. На канонической территории Русской Православной Церкви нет больше места, где почивали бы мощи такого количества святых.
Первыми пострадавшими в Бутове за веру Христову были священники, расстрелянные 20 августа 1937 года. Больше всего священнослужителей было казнено осенью 1937-го и зимой 1937–1938 годов. 21 октября 1937 года были расстреляны 48 священнослужителей и мирян, 10 декабря того же года, в день празднования в честь иконы Божией Матери «Знамение», мученическую кончину приняли 49 священнослужителей во главе с архиепископом Владимирским Николаем (Добронравовым) и последним наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым).
В Соборе священнослужителей, пострадавших за веру в Бутове, – семь архиереев: митрополит, два архиепископа и четыре епископа. Вместе с ними было расстреляно множество архимандритов, протоиереев, игуменов, иеромонахов, священников, диаконов и иеродиаконов, монашествующих, псаломщиков. Здесь было уничтожено и около двухсот мирян: церковные старосты, регенты, певчие, уборщицы храмов, сторожа. Среди убитых священников преобладают простые приходские батюшки из Москвы и Московской области. Отмечу, что нам, по всей видимости, никогда не удастся выявить имена всех пострадавших за веру. Не каждый раз причина ареста фиксировалась в следственном деле, да и место последнего ареста не всегда совпадало с местом служения арестованного.
– Отец Кирилл, расскажите, пожалуйста, подробнее о тех, кто принял мученический венец в Бутове.
– Собор Бутовских новомучеников возглавляет священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Ленинградский. Думаю, православным людям очень хорошо знакомо его имя. Это был незаурядный человек – воин, ученый, историк, священнослужитель, проповедник, писатель, живописец и музыкант. Он оставил нам фундаментальную «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и не менее значимые «Медицинские беседы» и «Музыкальные дневники».
Владыка бесстрашно выступил на борьбу с революционной смутой. Решительно боролся против сектантства и всякого рода расколов, деятельно устраивал церковноприходскую жизнь. Митрополит Серафим был расстрелян 11 декабря 1937 года, а 23 февраля 1997 года первым из Бутовских новомучеников причислен к лику святых.
Менее известен еще один Бутовский исповедник – священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий. В его житии есть удивительные моменты. Он не только побуждал к нищелюбию своих близких, но и сам показывал пример жертвенности и крайнего нестяжания. Например, близкие, зная, что он нуждается и не имеет средств, сшили ему шубу. Он надел ее два раза, а потом она внезапно исчезла. Оказалось, он отдал шубу бедной вдове, у которой было двое больных туберкулезом детей.
Другой пример. Однажды он вышел из Житомира в сапогах, а в Киев пришел уже в лаптях. Оказалось, что ему на пути встретился какой-то бедняк, и они поменялись обувью. Епископ Аркадий был арестован по надуманному обвинению и расстрелян 29 декабря 1937 года.
Рассказывая о еще одном новомученике, пострадавшем в Бутове, нельзя не восхититься его смирением, верой и любовью. Сергей Михайлович Ильин был младшим братом известного в Москве священника Александра Ильина. Отец Александр совершал тайные богослужения на дому у себя и своих близких. Когда об этом стало известно, в дом к Ильиным нагрянули с обыском и ордером на арест. Но арестовали не священника, а его младшего брата Сергея. Началось следствие. Из дела видно, что многие показания, имеющиеся в нем, относятся не к Сергею Михайловичу, а к его брату-священнику. Но младший брат ни словом не обмолвился об этой ошибке. 5 ноября 1937 года Сергей Михайлович Ильин сподобился мученической кончины, а отец Александр умер своей смертью во время войны... |
2005 год |
– В Бутове пострадало и немало простых людей. Что происходило здесь в конце 1930-х годов?
– В архивах пока не найдены документы, уточняющие, когда именно Бутовская земля перешла во владение ОГПУ. Может быть, это произошло в первые дни существования советской власти, а может быть, в начале 1930-х годов.
В середине 1930-х годов жителям Бутова стало известно, что на территории бывшего конезавода будет устроен стрелковый полигон. Это теперь мы понимаем, что так местных жителей подготавливали к тому, что по соседству с ними будут происходить массовые казни. Массовые расстрелы в Бутове начались летом 1937 года, когда вышел «знаменитый» оперативный приказ наркома внутренних дел Ежова «по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Широкомасштабную операцию предлагалось провести за четыре месяца, однако потом она еще дважды продлевалась. «Если во время этой операции будет расстреляна лишняя тысяча людей – беды в этом особой нет», – писал Ежов в разъяснении к приказу.
По воспоминаниям бывшего коменданта административно-хозяйственного отдела московского управления НКВД капитана А. Садовского, который отвечал за приведение в исполнение приговоров на Бутовском полигоне, людей расстреливали преимущественно ночью. Грузовики для перевозки заключенных, автозаки, в которых помещалось до пятидесяти человек, подъезжали к полигону со стороны леса примерно в 1–2 часа ночи.
Людей заводили в барак, якобы для санобработки. Непосредственно перед расстрелом объявляли решение. Приговоренных выводили из барака по одному. Тут появлялись исполнители, которые принимали их и вели – каждый свою жертву – в глубину полигона в направлении рва. Стреляли на краю рва, в затылок, почти в упор. Тела казненных сбрасывали в ров, устилая ими дно глубокой траншеи.
За день редко расстреливали меньше ста человек, бывало и триста, и четыреста, и свыше пятисот. Например, 8 декабря 1937 года было расстреляно 474 человека, а 17-го и 28 февраля 1938 года – соответственно 502 и 562 человека. Всего с августа 1937 года по октябрь 1938 года здесь был расстрелян 20 761 человек. Их мы знаем поименно. А вот общее количество людей, погибших здесь, узнать вряд ли удастся. Историки говорят, что первые расстрелы начались здесь в конце 1935-го или в 1936 году. Полигон продолжал действовать вплоть до начала 1950-х годов: здесь производились захоронения расстрелянных и умерших в московских тюрьмах.
До августа 1937 года расстрелянных хоронили в небольших отдельных ямах-могильниках, но затем казни в Бутове приняли такие масштабы, что «технологию» пришлось изменить. Сюда доставили мощный экскаватор типа «Комсомолец», предназначенный для рытья каналов. С его помощью было вырыто тринадцать рвов длиной в несколько сот метров, шириной в три-пять и глубиной в три с половиной метра.
Подавляющее большинство людей, казненных в Бутове, были беспартийными, около половины имели низшее образование. Одним словом, это были люди, далекие от политики. Здесь расстреливали и пятнадцати-шестнадцатилетних мальчишек и восьмидесятилетних стариков.
Поражают сроки, в которые укладывалось все делопроизводство. Нам известно о трех следственных делах, когда от ареста до расстрела проходило всего два дня! Есть дела, по которым все следствие и судопроизводство осуществлялось в пять-шесть или семь-восемь дней.
Поводы для арестов и расстрелов подчас бывали просто смехотворными. Вина некоторых казненных заключалась лишь в том, что они хранили переписанное от руки стихотворение Есенина, направленное против «придворного» советского поэта Демьяна Бедного, или книгу Сергея Нилуса «На берегу Божией реки». Попал на полигон и наборщик 1-й Образцовой типографии, который в многотиражной газете вместо слов «троцкистская нечисть» набрал «советская нечисть». В Бутове окончились дни одного райкомовского работника – войдя в раж на демонстрации, бедолага что есть мочи крикнул в громкоговоритель: «Да здравствует Гитлер!» вместо: «Да здравствует Сталин!».
В Бутове пострадало множество известных политических деятелей, например председатель Государственной Думы второго созыва Федор Головин и московский губернатор Владимир Джунковский. О нем хочется сказать особо. При Джунковском, который был председателем Московского столичного попечительства о народной трезвости, в городе были созданы первые наркологические лечебницы. Он открывал библиотеки, читальни, народные дома, где ставились благотворительные спектакли с участием лучших московских артистов. Земной путь этого выдающегося общественного деятеля закончился 26 февраля 1938 года.
В бутовских рвах нашли свое последнее упокоение знаменитые художники Александр Древин, Роман Семашкевич, Густав Клуцис. Здесь был расстрелян молодой талантливый художник Владимир Тимирев – сын контр-адмирала царского флота С. Н. Тимирева и пасынок другого адмирала, бывшего Верховного правителя России А. В. Колчака. От него остались лишь чудесные акварели. Более ста работ В. Тимирева находятся в музеях Москвы, Пензы и других городов.
Многие из тех, кто окончил здесь жизнь, были реабилитированы в 1988–1990 годах. Были тут и настоящие уголовные преступники, у которых имелось по 10–15 судимостей. Но таких все же меньшинство.
В Бутове в общих рвах лежат и святые, праведники, и страшные преступники. Есть свидетельства о том, что тех офицеров, которые принимали участие в казнях, тоже здесь расстреливали и клали в те же самые рвы. И это большой урок нам: у Господа, перед лицом смерти, они все оказались равны. Этот момент, с моей точки зрения, богословски еще не осознан, не осмыслен. |
Установка креста на Бутовском храме 2006 год |
|
2006 год |
– Побывав здесь, по-новому начинаешь смотреть не только на прошлое, но и на будущее.
– Связь между прошлым и будущим здесь открывается по-особому. Когда я в первый раз увидел следственные дела пострадавших, то был удивлен очень похожими ответами на допросах, общим настроением, четкими формулировками: «Советская власть, как и любая власть, – явление временное». И об этом говорили не только люди образованные, но и самые простые бабушки. Совершенно спокойно неграмотные старухи в лицо своим мучителям говорили, что все это послано за грехи народа, но придет время, когда все изменится.
Возникает важный вопрос: достойны ли мы их подвига? И сможет ли этот подвиг научить нас чему-то, послужит ли он во благо всем нам, во благо нашим детям, во благо нашему отечеству? Это, конечно, риторические вопросы, но я думаю, что на них есть единственно правильный ответ: необходимо возрождать церковное сознание. Нужно воспитывать в людях веру, призывать их к любви, способствовать их единению. |
Святейший Патриарх Алексий с настоятелем Бутовского храма иереем Кириллом Каледой |
|
Во время освящения храма новомучеников и исповедников Российских в Бутове 19 мая 2007 года |
Беседовал С. Ганьжин