|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 07-2007 |
ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
Из жизни епархий
Томская епархия: история и современность
СВЕДЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ ЕПАРХИИ
Город Томск был основан на берегу реки Томи в 1604 году. В благословение созидаемому граду царь Борис Годунов прислал образ Пресвятой Троицы, и в городе был воздвигнут первый деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Вокруг этого храма начала созидаться церковная и общественная жизнь на Томской земле. Один за другим в городе и окрестных землях возводились храмы и часовни, умножалось число прихожан – как за счет переселенцев, так и за счет принимавших Православие местных жителей. |
Вид Томска На переднем плане – Сретенская церковь Фото начала XX века |
|
Троицкий собор Фото начала XX века |
В 1804 году произошло долгожданное событие – по указу императора Александра I была образована Томская губерния, а Томск стал губернским городом. В скором времени он превратился в духовно-образовательный и научный центр Сибири. С особой силой проявил себя в Томской губернии дух миссионерства – возникла Алтайская Миссия, в городе были открыты Духовные семинария и училище. Тогда же началось строительство Троицкого кафедрального собора.
В 1824 году генерал-губернатор Западной Сибири П. М. Капцевич обратился к императору Александру I с ходатайством об учреждении самостоятельной Томской епархии, с выделением ее из Тобольской. После всех согласований решение об открытии Томской епархии было принято 21 апреля 1834 года, когда Святейший Синод издал указ: «Открыть в Томске особую епархию чрез отделение Томской губернии от епархии Тобольской и Енисейской губернии от Иркутской... Епископу сей епархии именоваться Томским и Енисейским». Император утвердил решение Синода.
Первым епископом Томским и Енисейским стал Преосвященный Агапит (Вознесенский, † 1854), человек образованный и благочестивый. Перед назначением в Томск он нес послушание настоятеля Елецкого монастыря в Чернигове и был инспектором Черниговской Духовной семинарии. Уезжавшему в далекую Сибирь епископу Агапиту вручили в Чернигове посох святителя Феодосия Черниговского. Эту святыню Владыка Агапит привез в Томск. Она стала символом епархии и вручалась архиерею при вступлении на Томскую кафедру.
Перед епископом Агапитом стояла грандиозная задача просвещения народа огромного края. В новооткрытой Томской епархии имелось 185 храмов (в Томской губернии – 84, в Енисейской – 101) и 876 священников и других церковнослужителей.
Энергичный епископ без устали объезжал свою обширную епархию: один год ездил по Томской губернии, другой – по Енисейской. Вникая во все приходские дела, он везде желал быть полезным. Особое внимание Владыка Агапит уделял обращению старообрядцев, живших в пределах Томской епархии. В 1838 году его заботами в Томске открылось первое среднее учебное заведение – мужская гимназия.
Образование епархии и назначение в Томск епископа изменило духовно-нравственную ситуацию в этом огромном регионе, ведь первоначально территория Томской епархии объединяла Томскую и Енисейскую губернии и простиралась от берегов Ледовитого океана до границ Китая. По всей епархии строились храмы и часовни, открывались церковноприходские школы, Церковь заботилась о бедных и несчастных, противостояла человеческим порокам. Православные миссионеры несли свет евангельской правды коренному населению Алтая и Нарымского края. Если в 1834 году в Томской епархии был 181 храм, то в 1917 году их было уже более 1600.
Томская епархия достигла своего расцвета в годы епископского служения святителя Макария (Невского, 1891–1912, † 1926). При нем было завершено строительство Троицкого собора, являвшегося уменьшенной копией Храма Христа Спасителя в Москве. В мае 1900 года в этот собор из Благовещенской церкви была перенесена архиерейская кафедра. |
Портрет святителя Макария (Невского) |
|
Иверская часовня в Томске Фото начала XX века |
После революции 1917 года Томская епархия, как и вся Русская Православная Церковь, подверглась тяжелым испытаниям. Множество епископов, священников, монахов и мирян за свою верность Богу и Церкви прошли через тюрьмы и ссылки и приняли мученический венец. В Томске местом массовых расстрелов стала Каштачная гора. Здесь приняли мученическую кончину сотни священнослужителей и мирян, несколько иерархов Русской Православной Церкви, в том числе священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский. Сейчас над горой, ставшей огромной братской могилой, возвышается поклонный крест.
К 1940 году все храмы Томской епархии были закрыты, многие из них разрушены и осквернены. Епархия перестала существовать, но вера в сердцах людей не угасла. В 1945 году был вновь открыт Петропавловский собор, в 1946-м возобновились богослужения в Троицкой церкви в Томске. Позднее были открыты еще три храма – в поселках Тогуре, Моряковском затоне и в городе Асино. Эти храмы, объединенные в Томское благочиние, вошли в состав Новосибирской епархии. |
Восстановленная Иверская часовня |
После открытия храмов, несмотря на всевозможные сложности, церковная жизнь в Томске уже не затухала. С 1990 года возобновилось издание епархиальной газеты «Томские православные ведомости». Значительным событием в духовной и культурной жизни молодежи города стала организация и проведение в 1991 году Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, приуроченных к Дням славянской письменности и культуры. Кирилло-Мефодиевские чтения, участие в которых принимают преподаватели и студенты семинарии и многочисленных томских вузов, научная и творческая интеллигенция города, стали проводиться ежегодно. С каждым годом они приобретают все большую популярность, и в наши дни являются межрегиональными.
В 1992 году трудами томского благочинного протоиерея Леонида Хараима, по благословению епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона (ныне архиепископ Новосибирский и Бердский), при содействии духовенства и поддержке областной администрации были возрождены Томская Духовная семинария и Богородице-Алексиевский мужской монастырь, расположенный в центре города.
В 1995 году в жизни всех христиан Томска произошло радостное событие – были обретены мощи святого праведного Феодора Томского, Небесного покровителя томичей.
|
Крестный ход с мощами святого праведного Феодора Томского |
|
Рака с мощами святого праведного Феодора Томского в Богородице-Алексиевском монастыре |
Постепенно православным верующим возвращались здания ранее закрытых церквей. В новооткрытых храмах начались реставрационные работы и регулярные богослужения. В феврале 1997 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Томская епархия была восстановлена. Епископом Томским и Асиновским был назначен Преосвященный Владыка Аркадий (Афонин).
28 декабря 1998 года на Томскую кафедру был назначен епископ Ростислав (Девятов). За период его управления Томской епархией в епархии произошли значительные события. Состоялось торжественное празднование 2000-летнего юбилея христианства, в 2002 году завершилось строительство нового здания Томской Духовной семинарии, а на центральной площади города была восстановлена на прежнем месте Иверская часовня, где находится Иверская икона Божией Матери, привезенная со Святой Горы Афон. В 2003 году был полностью отреставрирован и освящен старинный Богоявленский собор, получивший статус кафедрального, а в 2005-м было торжественно отпраздновано 400-летие Томского Богородице-Алексиевского монастыря, одного из старейших в Сибири. |
Богоявленский кафедральный собор |
|
Свято-Никольский женский монастырь |
Сейчас в состав Томской епархии входят сто приходов и три действующих монастыря: старинный Томский мужской Богородице-Алексиевский монастырь и два северных монастыря, основанных в конце XX века, – женский Свято-Никольский монастырь в поселке Могочино и находящийся неподалеку мужской Преображенский монастырь в селе Большой Волок.
Восстанавливается монастырский комплекс утраченного Иоанно-Предтеченского монастыря, некогда обширной и прекрасно устроенной женской обители, располагавшейся в историческом районе Томска. Готовится возведение храмового комплекса во имя новомучеников и исповедников Российских на Каштачной горе, на месте массовых расстрелов христиан в 1930-х годах.
Так шаг за шагом Томская епархия вновь становится одним из крупнейших центров духовного просвещения Сибири.ПОСЕЩЕНИЯ ТОМСКОЙ ЕПАРХИИ
СВЯТЕЙШИМ ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЕМ
Мощным импульсом для развития духовной жизни в Томске стало посещение епархии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием весной 1991 года. Впервые посетив этот старейший сибирский город и ознакомившись с церковной и общественной жизнью «Сибирских Афин», как часто называют Томск, Святейший Патриарх Алексий отметил важное значение этого крупного образовательного центра Сибири, но выразил сожаление о том, что в городе нет Духовного учебного заведения. Именно тогда были намечены основные направления развития духовного образования, храмостроительства, миссионерства, возрождения монашеской жизни на десять лет вперед. |
Освящение Иверской часовни Святейшим Патриархом Алексием 2002 год |
В 2002 году Томская епархия вновь принимала Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх Алексий отметил позитивные изменения, произошедшие в жизни Томской епархии, Томска и Томской области за одиннадцать лет, прошедших со времени его первого визита. Святейший Владыка встретился с преподавателями и студентами двух вузов: Томского государственного университета и Томского государственного политехнического университета, освятил новые корпуса Томской Духовной семинарии и провел встречу с ее воспитанниками. Также Святейший Патриарх освятил новое здание Епархиального управления, новопостроенную Иверскую часовню, совершил богослужения в Петропавловском и Богоявленском соборах, Казанском храме Богородице-Алексиевского монастыря, Спасском храме в селе Коларово. Состоялось великое освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в городе Северске. |
Во время посещения Святейшим Патриархом Алексием Томской Духовной семинарии 2002 год |
В последний день визита Святейшего Патриарха на торжественном концерте в городской филармонии произошло еще одно радостное событие: правящему архиерею Томской епархии был возвращен посох святителя Феодосия Черниговского, привезенный, как уже говорилось, первым епископом Томска Владыкой Агапитом. В советские годы посох святителя Феодосия находился в музее. Владыка Ростислав с благодарностью принял посох, помещенный в специальный футляр. Святейший Патриарх пожелал епископу Ростиславу, чтобы посох святителя Феодосия Черниговского – символ власти Томских архиереев – укреплял его в архипастырском служении. |
Посох и икона святителя Феодосия Черниговского |
СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ
Томск – город небольшой, в нем проживает около 600 тысяч жителей. Поэтому все направления социальной деятельности в Томской епархии объединены в едином центре: заинтересованные, горящие желанием как-то помочь своим ближним люди собираются вокруг отдела социального служения, который пока еще только разворачивает свою деятельность.
В Томской епархии уже сложилась своя традиция служения в больницах. Первым был открыт в 1992 году храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Целительница» при областной клинической больнице. Сначала часовенка ютилась в небольшом помещении на восьмом этаже. Добираться туда было трудно и неудобно, особенно тяжелобольным. Но в январе 1996 года во многом благодаря усердию главного врача больницы Бориса Серых под церковь было выделено просторное помещение на первом этаже.
Комплекс этой больницы – целый город, куда приезжают люди со всей Томской области. Многие из них приходят в больничную церковь перед операцией, чтобы помолиться за своих близких или самим принять участие в Таинствах, поговорить с батюшкой – протоиереем Владимиром Ламзиным, который служит здесь с момента открытия часовни.
Церковь во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы при Томском кардиоцентре была организована недавно. Но, созданная при важнейшем за Уралом кардиологическом центре, она стала местом организации Общества православных врачей Томска, а ее настоятель иерей Александр Луговской возглавляет это общество. Общество организовано в 2006 году и пока немногочисленно, медики занимаются практическими делами, например чтением лекций, проведением консультаций, оказанием бесплатной медицинской помощи.
Самую долгую историю из ныне существующих больничных храмов имеет церковь при областной психиатрической больнице. В 2008 году больница готовится встретить свой 100-летний юбилей. Прекрасный домовый храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, до сих пор украшающий старинный фасад больницы, изначально входил в проект здания постройки 1908 года. В советские времена в помещении храма размещалась библиотека. И только в 2006 году руководство больницы приняло решение о передаче здания Церкви. До этого времени приход, возникший здесь еще в 2002 году, ютился в маленьких, неприспособленных помещениях.
По сложившейся традиции в работе с воспитанниками детских домов самое активное участие принимают семинаристы. Они готовят для детей уроки Закона Божия, поздравляют их с праздниками, ставят сценки, спектакли и просто приходят в гости. Уже семь лет работой с детскими домами занимается иерей Олег Моргун, преподаватель Томской Духовной семинарии, а в течение последних четырех лет он постоянно окормляет детский дом № 4. На основе опыта своей работы он разработал курс по духовно-нравственному воспитанию детей-сирот.
Сейчас, когда отец Олег стал настоятелем строящегося храма в селе Октябрьское, у него появилась новая идея: устроить при своем приходе православный детский дом семейного типа. Начало уже есть – это семья Андрея и Натальи Шаховцевых, которые вырастили своих детей и усыновили семь приемных. На основе этой дружной семьи и планируется создать семейный детский дом. Семья готова переехать в Октябрьское. Уже заложен фундамент нового просторного дома площадью около 300 квадратных метров. Здесь в теплой семейной обстановке смогут расти до 25 детей. А пока остается только терпеливо ждать окончания стройки.
В 2004 году в Томской епархии началась просветительная работа среди глухих людей. Тогда студент Томской Духовной семинарии Евгений Морозов, взявшийся за это дело, провел первую экскурсию для глухих по храмам Томска. После второй экскурсии стало ясно, что неслышащие люди, которые и так отделены от окружающего мира, остро нуждаются в полноценной церковной жизни.
Сначала глухие люди изучали жесты, необходимые для перевода богослужения, по специальным слайдам (уроки проходили на базе Томской Духовной семинарии). Катехизаторские беседы семинаристы проводили при помощи сурдопереводчицы Ольги Андрейчик. А в ноябре 2004 года зародилась томская православная община глухих. Неслышащие томичи активно участвуют в жизни Церкви, для них регулярно совершается Божественная литургия с сурдопереводом. Примечательно, что во время пребывания в Томске Почаевской иконы Божией Матери специально для глухих был осуществлен сурдоперевод акафиста, читаемого перед этим образом. Есть у общины и своя чтимая икона «Исцеление глухого», написанная в мастерской Богородице-Алексиевского монастыря. |
Во время Божественной литургии для глухонемых |
В декабре 2005 года община, подобная томской, была организована в Северске – городе атомщиков, расположенном рядом с Томском. Причем если ядро Томской общины составляют люди пожилого возраста, то в Северске – это молодые семейные пары, которые приходят на службу вместе с детьми. Кстати, теперь у детей из школы-интерната № 15 есть возможность заниматься по специально разработанной программе «Основы духовной культуры для глухих и слабослышащих детей». Занятия начались с февраля 2006 года, автором программы и преподавателем курса стал студент Томской Духовной семинарии Евгений Морозов.
Одним из первых в Томской епархии благотворительную деятельность стал осуществлять приход Троицкой церкви по инициативе ее настоятеля протоиерея Николая Яськова. Еще в 1994 году здесь был открыт приют для престарелых людей, тех, кто на старости лет оказался никому не нужен. Сегодня в отдельном деревянном корпусе, расположенном на территории церкви, живут пятнадцать пожилых людей в возрасте от 80 до 93 лет. Приход обеспечивает их полное содержание: питание, медицинский уход, одежду.
Отдельное направление социальной деятельности – окормление заключенных. По благословению архиепископа Ростислава ответственным за работу с армией и управлением исполнения наказаний (УИН) назначен иерей Андрей Самков, клирик Петропавловского собора. В Томской области находится несколько учреждений системы УИН, в том числе воспитательно-исправительная колония для малолетних преступниц, в которую привозят осужденных со всей Сибири и Дальнего Востока. С 1997 года эту колонию окормляет Троицкая церковь, девушек посещает иерей Игорь Смородин и певчая церкви Людмила Успеньева. Сейчас силами прихода на территории колонии заканчивается строительство деревянного храма во имя Анастасии Узорешительницы. В настоящее время во всех исправительных учреждениях Томска есть свои православные общины, храмы и часовни.
При участии и по инициативе епархии в Томском медицинском колледже организована подготовка православных медицинских сестер. Уже три года среди прочих дисциплин студенткам читается курс «духовные основы милосердия» – основы православной культуры для медперсонала. Активно ведется работа по созданию Дома сестринского ухода, где будет оказываться помощь тяжелобольным, которые остались вне поддержки медицинских учреждений. |
Иерей Олег Моргун |
ТОМСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ: ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ
Томская Духовная семинария – одно из старейших учебных заведений Томска. Открытая 21 сентября 1858 года стараниями епископа Томского и Енисейского Парфения (Попова, † 1873), семинария стала центром образования и просвещения Томской губернии. Многие ученые и деятели науки были ее выпускниками. Открытие семинарии предшествовало началу высшего образования в Сибири, позднее, в 1878 году, был открыт Томский университет, который и по сей день является одним из ведущих учебных заведений России. После революции 1917 года семинария была закрыта. |
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав с учащимися Томской Духовной семинарии у надгробия святителя Макария (Невского) |
Осенью 1992 года трудами епископа Новосибирского и Барнаульского Тихона, благочинного Леонида Хараима и при активной поддержке всего духовенства и общественности города совершилось второе рождение Томской Духовной школы. Первоначально семинария разместилась в церковном доме Петропавловского собора, затем при храме святого благоверного князя Александра Невского.
Одновременно в центре города около Богоявленского собора при поддержке губернатора Томской области В. М. Кресса строились новые корпуса, распахнувшие свои двери перед студентами пастырского отделения в ноябре 2002 года.
Томская Духовная семинария имеет пастырское и регентское отделения, а также курсы псаломщиков. Для священнослужителей, ранее не получивших богословского образования, существует сектор заочного обучения. Срок обучения на пастырском отделении семинарии – пять лет. Студенты изучают богословские дисциплины, историю, философию, древние и новые языки. Образовательный процесс ведется на современном уровне, в течение последних двух лет преподается информатика. Особое внимание уделяется духовной жизни учащихся. Учеба неразрывно связана с молитвой и богослужением, в котором семинаристы принимают активное участие. |
Выпускник Томской Духовной семинарии |
Важным событием для учащихся Томской семинарии являются паломничества по святым местам России и зарубежья. Ежегодно во время летних каникул Владыка ректор с лучшими студентами семинарии совершают паломничество по святым местам Москвы и Подмосковья, первым делом направляясь в Троице-Сергиеву Лавру.
Воспитанники Духовной школы активно занимаются миссионерской деятельностью: ведут занятия по основам православной культуры в детских домах, воскресных школах и местах летнего детского отдыха. Студентами семинарии регулярно проводятся встречи и «круглые столы» с учащимися томских вузов, на которых обсуждаются различные богословские, философские и исторические проблемы.
За пятнадцать лет плодотворной работы в возрожденной семинарии сложился крепкий преподавательский коллектив, в который входят не только священнослужители епархии, но и ученые и преподаватели томских университетов. До недавнего времени Томская семинария наряду с Тобольской были единственными высшими Духовными учебными заведениями, готовившими священнослужителей для всей Западной Сибири и Дальнего Востока. В следующем году Томская Духовная семинария отметит свое 150-летие.ПРАВОСЛАВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МИРЯН
Первые воскресные школы в Томске появились в 1991–1992 годах. О том, насколько сильной была духовная жажда томичей, говорит тот факт, что в 1991– 1998 годах количество учащихся в школах при Троицкой церкви и Петропавловском соборе превышало двести человек в каждой, рядом занимались и взрослые и дети. Сейчас воскресные школы действуют при всех храмах Томска и области.
В этом году учащиеся воскресных школ приняли участие в общегородском крестном ходе, посвященном дням памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. |
Крестный ход в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия |
Ежегодно в епархии работают летние и зимние православные лагеря отдыха, где проводят каникулы не только дети из воскресных школ, но и учащиеся из школ-интернатов. В пасхальные и рождественские праздники дети под руководством педагогов готовят интересные концерты.
Заметной вехой в духовном образовании Томска стала организация в 2001 году Богословских курсов при Томской Духовной семинарии. В июле нынешнего года состоится второй их выпуск, он насчитывает около семидесяти слушателей. Трехлетняя программа курсов включает основное и догматическое богословие, историю религий, церковную археологию и искусство, сектоведение и другие предметы. Выпускники курсов имеют право преподавания основ православной культуры в средних и высших духовных учебных заведениях, диплом выдается на базе высшего образования.
При большинстве храмов Томской епархии созданы библиотеки православной литературы. Библиотека Богородице-Алексиевского монастыря, куда может записаться каждый желающий, насчитывает более 5000 наименований книг, здесь есть и свой читальный зал. Хорошие библиотеки имеют Петропавловский собор и Троицкая церковь.РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
В 2000 году по благословению Владыки Ростислава молодежное движение, организованное в 1997 году, было преобразовано в отдел по делам молодежи Томской епархии. Его руководителем начиная с девяностых годов является настоятель храма во имя Преподобного Сергия Радонежского в Томске иерей Евгений Воронков.
В молодежном отделе существует календарный план мероприятий, некоторые из которых были заимствованы у наиболее активных приходов Русской Православной Церкви. Например, томичи используют интересную идею протоиерея Артемия Владимирова, настоятеля Всехсвятского храма бывшего Новоалексеевского монастыря в Москве, и 1 января традиционно проводят День богатырства, приуроченный к дню памяти преподобного Илии Муромца. Этот праздник проводится в форме военно-спортивных игр на свежем воздухе, которые начинаются с запуска пиротехнической ракеты, поскольку преподобный Илия является Небесным покровителем Ракетных войск и пограничников.
Обязательными стали рождественские и пасхальные концерты и спектакли, массовые праздники на масленой неделе, проходящие в Томском академгородке: с полевой кухней, горячими блинами, песнями, играми, взятием снежного городка. Летом действуют несколько православных лагерей: «Вифлеемская звезда», «Томская застава», «Скиния».
Молодежный отдел традиционно принимает активное участие в проекте «Томская застава». Это учебно-тренировочные сборы, в которых участвуют свыше сотни детей и молодежи из разных городов. Квалифицированные преподаватели и специалисты преподают ребятам более двенадцати теоретических и практических дисциплин. Так на природе, в суровых условиях ребята изучают огневую и строевую подготовку, основы православной культуры, русский фольклор и этнографию, обучаются конной езде и даже ходят в разведку.
Достаточно активные молодежные общины существуют при нескольких храмах Томской епархии. Замечательной в своем роде является православная студенческая община Томского государственного университета, объединяющая около тридцати человек. Они участвуют во всех мероприятиях Епархиального молодежного отдела: организации и проведении Кирилло-Мефодиевских чтений, расчистке святых источников, написании статей в молодежный епархиальный журнал «Обретение».
В начале нынешнего года молодежный отдел епархии совместно с православной молодежной общиной Томского государственного университета в центре города провел акцию «В защиту жизни». Иерей Евгений Воронков совершил молебен Вифлеемским младенцам, а студенты держали в руках плакаты: «Мама, я хочу жить!», «Мы против абортов!» После короткого обращения к собравшимся с рассказом о том, сколько детей погибает сегодня в России от абортов, участники акции раздавали прохожим листовки, полученные от московского медико-просветительского православного центра «Жизнь».
Впервые в нынешнем году участники молодежного отдела доставили Благодатный огонь, привезенный из Иерусалима, на собрание студентов Томского политехнического университета, организованное фольклорно-этнографическим ансамблем «Пересек». Собрание было приурочено к пасхальным дням. Это событие сопровождалось маленьким чудом: случайного количества привезенных свечей хватило ровно на всех присутствовавших (53 человека) – не осталось ни одной лишней! Это впечатлило сомневающуюся молодежь и подбодрило верующих.
В этом году большая делегация от Томской епархии была направлена на I Молодежные Рождественские образовательные чтения в Москву. Польза от таких поездок очевидна: молодые православные видят Предстоятеля Русской Православной Церкви, участвуют в возглавляемых им богослужениях, слышат выступления архипастырей и выдающихся пастырей нашей Матери-Церкви. Конечно, это незабываемые впечатления для юношей и девушек. В Москве представители разных епархий делятся опытом работы с молодежью, здесь завязывается дружба, деловые отношения между руководителями Епархиальных молодежных отделов.
Сейчас в епархии полным ходом идет работа по подготовке общеепархиального съезда православной молодежи, который пройдет в Томске осенью этого года.
Новой страницей деятельности епархиального молодежного отдела стало открытие при Томской Духовной семинарии православного молодежного клуба.
«Приглашаем верующих и неверующих, сомневающихся и интересующихся молодых людей для совместного обсуждения актуальных проблем современности в свете православного миропонимания», – гласили объявления, помещенные в храмах города и на корпусах томских вузов. Организаторы встреч планировали собрать вместе учащихся семинарии и тех студентов, которые желают узнать побольше о православном вероучении, независимо от степени их воцерковленности. Первое заседание клуба прошло в апреле 2006 года. Теперь, полтора года спустя, можно с уверенностью сказать, что проект удался.
Сегодня для молодого человека сделать открытый выбор в пользу веры – значит, без преувеличения, совершить серьезный поступок – ведь исповедание веры часто отрывает его от сверстников, делая несовременным, не таким, как все. И найдя круг единомышленников, молодые христиане обретают не только радость общения, но и твердую почву под ногами. Впрочем, изначально томский православный молодежный клуб задумывался для тех, кто еще только ищет пути к вере, заново решая для себя вопрос о смысле жизни.
На собрания клуба приходят студенты многих вузов: Томского государственного университета, университета систем управления, Томского политехнического, педагогического и медицинского университетов, архитектурной академии, всех не перечислить. Аудитория составляет от 20 до 60 постоянных участников.
Еженедельные собрания клуба включают обсуждение заранее запланированных организаторами тем, диапазон которых простирается от сотворения мира до вопросов отношений между полами, просмотры и обсуждения фильмов и даже дружеские футбольные матчи. Наконец, ничто так не объединяет молодежь, как совместные дела и поездки: в ноябре 2006 года группа участников томского молодежного клуба посетила Новосибирск, где познакомилась с членами православного молодежного центра Новосибирска и его руководителем иереем Андреем Ромашко.
Несколько членов клуба попробовали себя в социальном служении: 12 декабря 2006 года, в день освящения часовни во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), в центральной районной больнице поселка Тимирязево Томского района они провели катехизаторские беседы с пациентами больницы. В день памяти Святителя и Чудотворца Николая члены клуба прочитали в больничной часовне Акафист Святителю, а больным в палатах рассказали о его житии и чудесах, совершающихся по его молитвам.
В нынешнем году клуб внес свою лепту в организацию работы Кирилло-Мефодиевских чтений, ежегодно проходящих в Томске в Дни славянской письменности и культуры.400-ЛЕТИЕ ТОМСКА И
ТОМСКОГО БОГОРОДИЦЕ-АЛЕКСИЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Самыми значимыми событиями в жизни епархии за последние годы стали два юбилея: 400-летие Томска в 2004 году и 400-летие старейшего в регионе Томского мужского Богородице-Алексиевского монастыря (подробный рассказ об этом можно прочитать в «Журнале Московской Патриархии» № 12 за 2005 год).
«Вступление нашего города в пятый век своего существования, – сказал в своей проповеди в эти дни архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, – должно быть наполнено особым духовным смыслом. Нам следует возблагодарить Бога за те Его милости и дары, которые Он обильно изливал на наш город и народ в течение четырех столетий. В эти дни мы будем молитвенно испрашивать у Господа благословения на новое столетие его бытия». |
Архиепископ Томский и Асиновский Ростислав |
|
Архимандрит Силуан (Вьюров), наместник Томского Богородице-Алексиевского монастыря |
На праздничные дни в Томск из Ярославля была доставлена великая святыня – часть Ризы Господа нашего Иисуса Христа. |
Встреча ковчега с частицей Ризы Господней |
Ну а подарком для всех томичей, даже для тех, кто нечасто заходит в церковь, стал новый тысячепудовый Воскресенский «Царь-колокол», отлитый на соборные средства вместо дореволюционного гиганта, разбитого в 30-х годах XX века. История этого колокола восходит к торжеству коронации императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны 14 мая 1896 года. Присутствовавший на «Большом венчании» томский гражданин Андрей Афанасьевич Васильев дал обет отлить в память об этом событии тысячепудовый колокол для звонницы томской Воскресенской церкви.
По величине томский Воскресенский «Царь-колокол» был третьим в Сибири после Вознесенского 1500-пудового в Иркутске и Софийского 1011-пудового в Тобольске. С его удара начинался благовест томских храмов, в котором ему принадлежала низкая басовая партия. |
Богородице-Алексиевский монастырь Фото начала XX века |
3 сентября 2004 года, в первый день официального празднования юбилея, рано утром была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил архиепископ Томский и Асиновский Ростислав, которому сослужили около шестидесяти священнослужителей Томской епархии, а также гости из других епархий Русской Православной Церкви. По окончании Литургии был совершен крестный ход, который направился от Богоявленского собора на Воскресенскую гору – на то самое место, где был основан Томск и где находилась первая на Томской земле, Троицкая церковь.
|
Чин пострига |
Во главе крестного хода духовенство несло икону Пресвятой Троицы, подобную той, которой Борис Годунов в 1604 году благословил новопостроенную Томскую крепость. На крестный ход был изнесен из собора и ковчег с частицей Ризы Господней. На мысе Воскресенской горы был совершен молебен, и архиепископ Ростислав освятил восстановленный фрагмент томского острога со Спасской башней. С высоты Воскресенской горы Владыка на четыре стороны благословил город ковчегом с частицей Ризы Спасителя. Со словами приветствия к собравшимся обратились архиепископ Ростислав, губернатор Томской области В. М. Кресс, мэр Томска А. С. Макаров. Затем под звон колоколов всех томских храмов крестный ход возвратился в Богоявленский собор. |
Освящение Воскресенского «Царь-колокола» |
4 сентября на месте разрушенного в годы безбожия Троицкого собора, на Новособорной площади, архиепископ Ростислав освятил место под строительство памятной часовни, архитектурные формы которой будут воспроизводить фрагмент разоренного храма – уменьшенной копии московского Храма Христа Спасителя. На освящении присутствовал прибывший на торжества архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. В основание часовни была заложена капсула с памятной грамотой. В завершение молебна была отслужена заупокойная лития по всем погибшим от рук террористов в Беслане. |
Крестный ход с Почаевской иконой Божией Матери |
МИССИОНЕРЫ ТОМСКА
Когда-то Томская епархия охватывала огромную территорию, вмещавшую в себя разные географические пояса, леса, степи, прибрежные пространства. Сейчас она совпадает с границами Томской области, и, пожалуй, главная ее особенность – это низкая плотность населения, разбросанность населенных пунктов, обилие рек (более 150, кроме основных – Томи и Оби) и заболоченных территорий (в Томской области располагаются самые большие в мире Васюганские болота). Все это делает многие поселки практически недоступными. К ним можно добраться только с летней навигацией или по зимнему пути (зимнику). Это порождает сложности при миссионерской работе. |
Во время поездки по епархии |
Визитной карточной миссионерского отдела Томской епархии стали необычные крестные ходы по рекам Томи и Оби, которые отправляются ежегодно в день памяти Святителя и Чудотворца Николая, 22 мая.
Первые в Томской епархии крестные ходы по рекам Томи и Оби проходили еще в дореволюционные времена, а главным речным миссионером был святитель Макарий (Невский), выдающийся церковный деятель своего времени. В бытность свою на Томской кафедре святитель любил посещать водным путем самые далекие, глухие поселения на Оби – нередко это был единственный способ добраться до малочисленных поселян христианского вероисповедания, порой годами не видевших священника и забывших самые основы православной веры. Конечно, особенно важной в те, да и в наши времена была другая задача этих крестных ходов – просветительная, миссионерская.
Идея возродить дореволюционную традицию возникла в 2004 году, юбилейном для Томска. Автором и руководителем этого проекта стал протоиерей Алексий Бервено, возглавляющий миссионерский отдел Томской епархии, который был создан по благословению Владыки Ростислава в 2002 году.
В каждом населенном пункте стоянка начиналась с крестного хода с иконой Святителя Николая, затем в зависимости от времени суток совершалась Божественная литургия или водосвятный молебен. По просьбе жителей священники совершали все необходимые требы – крещение, венчание, отпевание, раздавали духовную литературу, которую трудно найти в тех местах.
В прошлом году благодаря финансированию российско-итальянского фонда Святителя Николая (Москва) миссия крестного хода была расширена: к группе священников и творческому коллективу Томской филармонии присоединились два врача общего профиля, были закуплены лекарства. Так что люди, встречавшие крестный ход, смогли исцеляться не только духовно, но и телесно. Это особенно острая проблема для мелких поселков так называемой мертвой зоны – от Каргаска до Стрежевого, куда не могут заходить большие суда.
В прошлом году особенно памятным для участников крестного хода стало посещение Тымска, небольшого населенного пункта Каргасокского района. По архивным данным, которые подкрепляются рассказами старожилов, в 1930-х годах сюда в массовом порядке привозили священнослужителей. Тут их и расстреливали. Жертвы – православные священники, исчислялись сотнями. Здесь же были расстреляны восемь архиереев Русской Православной Церкви.
Дальше по течению стоит остров Назинский. Место поистине страшное, здесь нашли свой конец около четырех тысяч человек. Они были сосланы сюда из юго-западной части России в ходе массовых репрессий в 1930-х годах. Людей привезли сюда на барже глубокой осенью в летней одежде и выкинули на остров без каких-либо припасов и инструментов. Впрочем, прожить здесь все равно было невозможно – Назинский остров представляет собой небольшую песчаную насыпь. Для того чтобы несчастные не сбежали, к ним была приставлена военизированная охрана. На этом маленьком голом клочке земли творились страшные вещи, люди медленно, мучительно умирали в состоянии полной безысходности. Дети и старики одинаково пухли от голода, болели, замерзали. Обезумевшие, запертые на мертвом острове люди доходили до каннибализма.
В Тымске и на острове Назинский миссионеры установили поклонные кресты – в память о страшных жертвах того времени. |
Освящение памятника святому праведному Феодору Томскому |
В планах миссионерского отдела – постройка на Каштачной горе храма во имя исповедников и новомучеников Российских. Это будет целый храмовый комплекс, который увенчает Томскую голгофу, мемориальный центр, посвященный памяти тех, кто пострадал на Томской земле. Ведь среди них были не только святые, скрытые от мира, чьи имена ведает только Господь, но и такие светильники Церкви, как священномученик Иувеналий, архиепископ Рязанский, и многие другие известные иерархи и священнослужители.
Крестный ход, завершившийся в июне нынешнего года, имел особую направленность – диспуты с сектантами. Сегодня северные районы подвергаются настоящему нашествию псевдохристианских сект. Тема диспутов – «Церковь, секты: где Бог, где истина?» – объявлялась еще до прибытия миссионеров через администрацию. |
Во время поездки по епархии |
В миссионерском отделе планируют устроить на всех приходах фонды православной литературы, чтобы люди могли бесплатно взять нужную для них книгу, ведь не секрет, что в селах они порой не имеют лишнего рубля и живут в основном натуральным хозяйством; собираются закупить Евангелия для миссионерского крестного хода. Девиз акции – «Пусть Евангелие в доме появится из рук православного священника, а не сектанта».
Милостью Божией Томская епархия обладает великой святыней – ковчегом с частицей многоцелебных мощей великомученика и целителя Пантелеимона. С 2006 года по благословению правящего архиерея сотрудники миссионерского отдела уже дважды отправлялись в зимний крестный ход, провезли святые мощи по отдаленным северным районам – Каргасокскому и Парабельскому.
Миссионерский отдел занимается организацией новых общин в тех населенных пунктах, где их раньше не было. Так появились новые храмы: во имя Преподобного Сергия Радонежского в городе Кедровом, Архистратига Божия Михаила в селе Турунтаево, блаженной Ксении Петербургской в селе Александровском и многие другие.
Особая задача миссионерского отдела – организация православных лекториев в Томске и приглашение туда известных церковных деятелей. Такие мероприятия являются самым действенным средством против сектантства, они примиряют людей с Православием. Последним гостем, посетившим Томск по приглашению отдела, стал диакон Андрей Кураев.
Проповедь в стенах томских университетов ведут настоятель Богородице-Алексиевского монастыря игумен Силуан (Вьюров) и иерей Андрей Носков. В университетском Томске как нельзя более кстати пришлось миссионерское прошлое отца Силуана. Его беседы, посвященные самым разным темам, а также циклы лекций о Православии звучат не только в стенах монастырского храма и в местной Духовной семинарии, но и в аудиториях многих светских учебных заведений.* * *
Таковы история и сегодняшний день Томской епархии. Люди, живущие в этом далеком краю, трудятся во славу Божию, стремясь утвердить в Сибири Святое Православие. Томск, этот знаменитый университетский город, ныне стал и настоящим духовным центром. Надеемся, что обширные планы правящего архиерея, клира и паствы Томской епархии в ближайшие годы успешно исполнятся.Ю. Успеньева