ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Наречения и хиротонии

Наречение и хиротония архимандрита
Леонида (Филя)
во епископа Речицкого, викария Гомельской епархии

В заседании Священного Синода 27 декабря 2007 года было принято решение об избрании архимандрита Леонида (Филя), ректора Минских Духовных академии и семинарии, епископом Речицким, викарием Гомельской епархии.

Преосвященный Леонид,
епископ Речицкий

       11 февраля 2008 года, в день памяти священномученика Игнатия Богоносца, в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре было совершено наречение архимандрита Леонида (Филя) во епископа Речицкого, викария Гомельской епархии.
       Чин наречения совершили митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Пинский и Лунинецкий Стефан; Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, Винницкий и Могилев-Подольский Симеон, Новогрудский и Лидский Гурий, Вышгородский Павел, Полоцкий и Глубокский Феодосий, Нижегородский и Арзамасский Георгий; епископы Друцкий Петр, Гродненский и Волковысский Артемий, Белостокский и Гданьский Иаков, Могилевский и Мстиславский Софроний, Брестский и Кобринский Иоанн, Туровский и Мозырский Стефан; Вяземский Игнатий, Бориспольский Антоний, Бобруйский и Быховский Серафим.

       При наречении во епископа архимандрит Леонид (Филь) произнес речь:
       «Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка и милостивый отец, Первоиерарх Православной Церкви на Белорусской земле! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри, преемники апостолов Христовых!
       Сегодня в моей жизни происходит событие, наполняющее мою душу священным трепетом. Божественным произволением, по представлению Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета, избранием Синода Белорусского Экзархата и утверждением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви в этот знаменательный для меня день через Вашу Святыню я призываюсь Господом к несению епископского служения Святой Матери-Церкви.
       Благодарю Небесного Отца, поставляющего меня на высшее служение в Дому Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа, за Его неизреченную милость. Всецело осознаю свое недостоинство и немощь, но безмерно уповаю на помощь Божию, предстательство Пресвятой Богородицы и ходатайство ныне поминаемых вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Данное мне послушание приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю. Приемлю сие определение с глубокой верой во всемогущую благодать Божию, немощная врачующую и оскудевающая восполняющую, и слова Спасителя, сказанные апостолу Павлу: Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2 Кор. 12, 9).
       Служение Церкви каждого ее члена, совершаемое достойно звания (Еф. 4, 1), богоугодно и спасительно. Но епископское служение занимает первенствующее место как по силе дарованных прав, так и по исключительной ответственности. Архиерею надлежит быть святым, непричастным злу, непорочным, отделенным от грешников (см.: Евр. 7, 26). Именно ему, по слову пророка Иезекииля, надлежит возвратить потерявшуюся и угнанную овцу, он должен подавать пример пасомым в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4, 12) и всего себя посвятить совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 12), то есть Церкви Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Как свято и велико это служение, как недостаточны и малы силы и возможности человека! Всматриваясь в свою душу, с ужасом зрю свою немощь. В такие минуты приходит на память то смятение, которое переживали ветхозаветные пророки Моисей (Исх. 4, 13) и Иеремия (Иер. 1, 6–8), призываемые Богом на служение Ему, и великие иерархи и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, ужасавшиеся перед высотой святительского служения.
       Мысленно созерцая величие смирения и священный страх этих избранников Божиих, каждый вправе сейчас спросить обо мне: «Сей же что?» Дерзаю пред всеми свидетельствовать, что страх и трепет находят на меня, когда помышляю о величии тайны архиерейского рукоположения и о грозной ответственности предстоящего епископского служения. Но Человеколюбец Господь не лишил меня твердой веры и упования на безмерную Его милость и силу Его благодати, подаваемой в Таинстве Хиротонии. Поэтому из глубины своего сердца взываю словами святителя Московского Филарета: «Даруй, Господи, благодать служению сему, ради славы Твоей, сугубо дивной в ничтожных орудиях, сверши силу Твою в немощи моей!»
       Ныне припадая к Вам, боголюбивые архипастыри, смиренно прошу Вас вознести свои святительские молитвы, чтобы по завету святого апостола Павла предстать мне Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).
       В далеком детстве в сердце моем родилось желание служить Церкви Божией, славить Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Промыслом Божиим мои родители возгревали это желание. Когда я получил богословское образование в Московских Духовных школах и духовно укрепился в келлии Преподобного аввы Сергия, мое заветное желание осуществилось: я принял монашеский постриг и затем священнический сан в стенах Троице-Сергиевой Лавры. Без малого двадцать лет Господу поспешствующу (Мк. 16, 20) я тружусь на ниве Христовой.
       Мне поручались различные послушания, и в меру своих сил я старался выполнять их во славу Божию и во благо Матери-Церкви. На протяжении семнадцати лет мое иноческое послушание проходило в этой святой обители, в Жировичах, и в дорогих моему сердцу Минских Духовных академии и семинарии, где одиннадцать лет я трудился в должности ректора. Для меня утешительно и радостно, что такое знаменательное в моей жизни событие, как епископская хиротония, совершается именно здесь.
       В преддверии нового церковного послушания со скорбью в сердце расстаюсь с дорогими для меня святой обителью и Духовными школами. Прощаясь с насельниками монастыря, благодарю всех за совместные молитвы, братскую любовь и духовную поддержку. Благодарю моих соработников на ниве духовного просвещения за самоотверженный труд, терпение и понимание, а дорогих моему сердцу студентов – за прилежание в учебе, исполнительность в послушаниях и неизменную ревность по Бозе.
       Почтительнейше приношу Вам, Высокопреосвященнейший Владыка, мою сыновнюю признательность за Ваши святительские заботы обо мне, благодарю за пример Вашего архипастырского служения, который назидал меня на протяжении всех лет, когда я находился под Вашим святительским омофором в стенах Минских Духовных школ. Прошу и в будущем не забывать меня Вашими молитвами, советами и наставлениями.
       Благодарю Высокопреосвященнейшего Аристарха, архиепископа Гомельского и Жлобинского, за заботу и попечение обо мне. Назначение викарием Гомельской епархии я принимаю как особую милость Божию. Опираясь на духовный опыт и святительские молитвы Владыки Аристарха, я намерен всемерно помогать ему в его нелегком служении.
       Верю, что по Вашим молитвам, боголюбивые и досточтимые архипастыри, Всемогущий Господь ниспошлет мне Свою всесильную и благодатную помощь в предстоящем служении во славу Божию и на пользу Матери-Церкви».
      
       12 февраля 2008 года, в день празднования в честь Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, в Свято-Успенском соборе Жировичского монастыря митрополит Минский и Слуцкий Филарет в сослужении тех же Преосвященных архипастырей совершил Божественную литургию, за которой была совершена хиротония архимандрита Леонида во епископа Речицкого, викария Гомельской епархии.

Хиротония архимандрита Леонида

       По окончании Божественной литургии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Белоруссии, вручая епископу Леониду архиерейский жезл, обратился к нему со словом.
      
       Возлюбленный о Господе собрат наш, Преосвященный епископ Леонид!
       По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, через возложение рук архиерейских ныне за Божественной литургией совершилась твоя Пятидесятница.
       Благодатию Всесвятого Духа ты причислен к собору архипастырей Матери-Церкви и вместе с этим жезлом принимаешь на себя бремя апостольского служения Белорусской Православной Церкви.
       Многие годы твое послушание совершалось в пределах Минских Духовных академии и семинарии в сей благословенной обители под покровом чтимой Жировичской иконы Пресвятой Богородицы. Ты был призван обращать свое слово и к подчиненным, и к учащимся, вторя отеческим наставлениям Иисуса, сына Сирахова: «Сын мой! От юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» (Сир. 6, 18). В правде этих слов ты мог убедиться, пребывая во взаимном общении не только с воспитанниками, но и с наставниками наших Духовных школ.
       Теперь же ты сам принимаешь наставление, стоя в начале пути епископского служения. И потому я продолжу воспоминание слов сына Сирахова, на сей раз обращая их к твоему сердцу и разуму: «Приступай к [мудрости] как пашущий и сеющий и ожидай добрых плодов ее: ибо малое время потрудишься в возделывании ее, и скоро будешь есть плоды ее» (Сир. 6, 19–20).
       Служение твое отныне будет совершаться среди людей разных возрастов и званий, и потому укрепляй в себе добрый навык самому учиться у всех, кого Господь будет приводить тебе навстречу.

       Помни и о том, что каждый человек, призванный Самим Творцом в лоно Церкви Христовой, ищет в ней истину и свободу во Христе. Поэтому никогда не посягай на духовную свободу человека, но в своем архипастырском служении и в проповеди старайся перед каждым раскрывать смысл и значение заповеди Христа Спасителя, обращенной ко всем нам: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 31–32).
       И не забывай, что всякое научение лишь тогда достигает цели, когда подтверждается личным примером наставника. Не допускай в своих отношениях с чадами Церкви и с людьми внешними того, что может дать повод кому бы то ни было адресовать тебе известное присловье: «Врач, исцели самого себя!»
       Зная особенности благочестия и нрава нашего церковного народа, будь внимателен к людям и заботься не только обо всех, но и о каждом. Особенно же блюди равное и неизменно уважительное отношение к тем, кто стоит ниже тебя. Всегда и во всем поступай по слову Христа Спасителя, обращенного к апостолам, а значит, и к тебе по апостольскому преемству: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35).
       Да будет твое отношение к пасомым подобно отношению доброго сына к матери, ибо клир и паства, народ Божий – это и есть Матерь-Церковь, которую епископу надлежит беречь как зеницу ока и окормлять с любовью, как возлюбленную родительницу.
       Тебе надлежит начинать епископское служение викария в обширной епархии под руководством опытного и мудрого архиерея. Будь же ему помощником верным и деятельным: во всем помогай, всему учись и обо всем радей.
       Нимало не смущайся своей малой опытностью, ибо предстоящие архиерейские труды скоро восполнят ее навыком и умением; однако не оставляй осознания своего недостоинства, ибо и в архиерейском сане ты пребываешь монахом, чей удел – смирение и труд, молитва и духовное бдение. Не попускай унынию овладевать твоим сердцем, но всегда укрепляйся осознанием слов Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего Своим последователям: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9).
       Помни, возлюбленный собрат, что вручаемый тебе архиерейский жезл – это не только знамение возложенной на тебя церковной власти, но и образ жезла железного, которым Сам Пастыреначальник Христос будет пасти тебя, не давая уклониться сердцу твоему к словам лукавым (см.: Пс. 140, 4).
       Поминай в своих молитвах нас, послуживших твоему освящению в сей благословенный день, и да наставляют тебя на путях правды и истины подвижники веры и благочестия, в Земле Белорусской просиявшие.
       Будь же осеняем на всех стезях жизни и служения благодатным Покровом Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и храни в сердце своем Ее чудотворный Жировичский образ, в духовном сиянии которого совершалось твое монашеское становление, священническое возрастание, а ныне – епископское восхождение.
       Итак, прими, по чину священнодействия, сей пастырский жезл, взойди на возвышение и благослови народ сей, который молился о тебе днесь и чает твоего архиерейского благословения».
      
       Епископ Леонид (в миру – Феодосий Митрофанович Филь) родился 2 сентября 1960 года на Украине, в селе Нестеровцы Дунаевецкого района Хмельницкой области, в семье верующих крестьян. В 1967–1977 годах обучался в нестеровецкой средней школе.
       В 1978–1980 годах проходил действительную срочную службу в рядах советской армии. В 1981 году поступил в Московскую Духовную семинарию, а в 1985 году – в Московскую Духовную академию.

Первое архипастырское благословение

       8 марта 1987 года, в Неделю 1-ю Великого поста, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена инспектором Московской Духовной академии архимандритом Георгием (Грязновым, ныне – архиепископ Людиновский, викарий Калужской епархии) был пострижен в монашество с именем Леонид, в честь преподобного Леонида Устьнедумского.
       20 марта 1987 года архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым, † 2003), ректором МДАиС, рукоположен во иеродиакона, а 12 июля 1987 года – во иеромонаха.
       За время учебы в Московской Духовной академии был награжден медалями Преподобного Сергия Радонежского I и II степеней.
       В 1989 году окончил Московскую Духовную академию и был утвержден в должности помощника инспектора и преподавателя Регентской школы при МДА. В 1990 году назначен старшим помощником инспектора и преподавателем вновь открывшейся Минской Духовной семинарии.
       1 сентября 1992 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Белоруссии, был возведен в сан игумена и назначен на должность инспектора Минской Духовной семинарии. 14 июня 1996 года митрополитом Минским и Слуцким Филаретом возведен в сан архимандрита.
       В 1997 году ему была присуждена ученая степень кандидата богословия за диссертацию на тему «Пастырство в Русской Православной Церкви в XIV–XV веках».
       26 декабря 1997 года назначен ректором Минской Духовной академии.
       16 сентября 1999 года награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени, 2 сентября 2000 года – орденом Преподобного Сергия Радонежского III степени.
       Постановлением Ученого совета Минской Духовной академии от 2–4 октября 2000 года архимандриту Леониду было присвоено ученое звание доцента Минской Духовной академии.

Участники хиротонии
(крайний справа – епископ Леонид)