ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
06-2008

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ

Из жизни епархий

Владимирская епархия: история и современность

       Прямая наследница Киевской Руси, Владимиро-Суздальская земля воистину является тем корнем, на котором выросло могучее древо Российской государственности. Бывшие северные окраины, населенные полудикими славянскими и финно-угорскими племенами, под влиянием православной цивилизации стали вторым (после разоренной Киевщины) центром национального развития русского народа.
       Благоверные Владимирские князья, унаследовавшие титул великих князей Киевских, – Владимир Мономах, святой Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо – украшали ставший новой столицей Руси город Владимир и его окрестности прекрасными белокаменными храмами. Святители Церкви Христовой воцерковляли и обучали народ, сея семена слова Божия. Под таким благодатным окормлением эта некогда языческая пустыня духовно процвела и принесла сторичный плод: святых мужей и жен, храмы и монастыри, чудные иконы и книжную премудрость. С Владимирской землей связаны имена святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Александра Невского, преподобных Сергия Радонежского, Романа Киржачского, Стефана Махрищского и Серафима Саровского, святителей Митрофана Воронежского, Феофана Затворника и Афанасия Ковровского. Памятники церковной архитектуры этого края внесены в списки всемирного культурного наследия; его святыням – Владимирской, Боголюбской, Максимовской иконам Божией Матери поклоняется весь православный мир.

       В начале исторического бытия Владимирской епархии неколебимыми столпами стоят ее первый иерарх – святитель Симон и святой благоверный великий князь Георгий Всеволодович. О святости и величии их деяний свидетельствует 795-летняя история Владимирской епархии.
       Залесская Русь вошла в состав Древнерусского государства в Х веке. В 988 году святой равноапостольный великий Киевский князь Владимир «посадил» своего сына князя Бориса в Ростове, а князя Глеба – в Муроме. «Окняжение» новых земель сопровождалось христианизацией ее жителей. Святитель Феодор, по рождению грек, стал первым епископом в Ростово-Суздальской земле. Злоба языческих волхвов вынудила святителя покинуть Ростов и перейти в Суздаль. Епископ Феодор прожил на Суздальской земле долгое время и был погребен в Рождественском соборе в Суздале. По церковной традиции именно святитель Феодор считается основателем Владимиро-Суздальской епархии, хотя он и имел сан епископа Ростовского. Крещение Ростово-Суздальской земли стало важнейшим событием в истории Владимирского края.
       В XII столетии град Владимир на Клязьме, основанный святым равноапостольным князем Владимиром в 990 году, приобрел особое значение среди городов Залесской Руси. В основе его градостроительного плана лежал символ христианства – крест. До сих пор в живой речи коренных владимирцев словом крест обозначается главный перекресток города – на углу Большой Московской, Царицынской улиц и Муромского спуска.
       Святой князь Владимир, принесший в эти места свет евангельской истины, возвел в тезоименном граде деревянную церковь в честь Успения Божией Матери. Дело христианского просвещения продолжили Суздальский князь Юрий Долгорукий и его сын Андрей Юрьевич Боголюбский. В ХII веке Владимир стал стольным градом Северо-Восточной Залесской Руси. В 1155 году святой князь Андрей Боголюбский перенес туда чудотворный образ Пресвятой Богородицы из Киева (Вышгорода). Икона Божией Матери была помещена в Успенском соборе и с того времени именуется Владимирской. Для возвышения новой столицы князь Андрей всячески украсил ее и возвел прекрасные белокаменные постройки: трехглавый Успенский собор, Золотые ворота, Боголюбовский замок близ Владимира.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский
Фреска из Успенского собора во Владимире

       Для защиты от внешних врагов Владимир был окружен оборонительными сооружениями – стенами и башнями. На месте сгоревшего деревянного Успенского храма святой князь Андрей в 1158 году заложил каменный храм. Через два года строительство собора было завершено.
       В 1158–1164 годах были установлены праздники Всемилостивого Спаса и Божией Матери – 1 / 14 августа, в день Крещения Руси; в честь Боголюбской иконы Божией Матери – 18 июня / 1 июля; в честь Покрова Пресвятой Богородицы – 1 / 14 октября. В месте слияния рек Клязьмы и Нерли – речных вратах Владимиро-Суздальского княжества был воздвигнут первый на русской земле храм в честь Покрова Божией Матери. Здесь же, на берегу реки Клязьмы, на месте явления Божией Матери по указанию святого князя Андрея был построен Боголюбский монастырь (1158).

Храм Николы Мокрого в Галеях (Владимир)
Фото начала XX века

Никитский храм и Свято-Успенский Княгинин монастырь
во Владимире. Фото начала XX века

Георгиевский храм во Владимире
Фото начала XX века

Богородице-Рождественский собор во Владимире
Фото начала XX века

       Младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо сохранил и приумножил столичное великолепие города: создал детинец с Димитриевским собором, Богородице-Рождественский монастырь с белокаменным храмом (1191), Свято-Успенский Княгинин монастырь (1200), а главную святыню княжества – Успенский собор сделал еще больше и краше.
       Монастыри имели особое значение в духовном преображении Залесской Руси. В 1096 году был создан древнейший на территории современной России Спасо-Преображенский монастырь в Муроме*. В первой трети XIII века во Владимиро-Суздальском княжестве насчитывалось 23 монастыря.

Святой апостол Андрей Первозванный и
святой благоверный князь Александр Невский

Боголюбская икона Божией Матери

Боголюбский монастырь

       До начала XIII века пространство современной Владимирской епархии занимали две епархии Киевской митрополии – Ростово-Суздальская и Муромско-Рязанская. В 1214 году, при святом благоверном великом князе Георгии Всеволодовиче, последнем князе домонгольской Руси, была создана самостоятельная Владимирская епархия. Епископом Ростовским был поставлен Владыка Пахомий, а Владимирским и Суздальским – Владыка Симон. Таким образом, произошло разделение Ростовской епархии на Ростовскую и Владимирскую. В тексте Владимирского жития князя Георгия Всеволодовича, составленного в XVII веке, содержится упоминание о создании епархии: «Великий же святой князь Георгий Всеволодович изведе Симона блаженнаго от Рождества Пресвятыя Богородицы и посла его к Киеву к митрополиту и постави и епископом во Владимирь».

Спасский холм во Владимире

Исторический центр Владимира

       Епископ Владимирский Симон занимает особое место в Соборе Владимирских святых. Постриженник Киево-Печерской лавры, он был назначен игуменом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире и духовником великой княгини, супруги князя Всеволода III Большое Гнездо. Святитель известен как автор восьми повестей о печерских иноках, написанных в форме посланий к иноку Поликарпу и положивших начало Киево-Печерскому патерику – первому русскому «отечнику».

Собор Владимирских святых

       Епископ Симон почил о Господе 22 мая 1226 года и был погребен во владимирском Успенском соборе. Оценка личности святителя Симона и его церковной деятельности содержится в тексте так называемого надгробного листа из того же Успенского собора: «Сей блаженный Симон... бысть убо милостив зело и исполнен Божественнаго писания, утешаше печалныя, обидимым заступник и вдовам и сиротам питатель. Ревнуя нраву Златоустаго и непрестанныя молитвы Богу возсылая за всю Российскую землю, пас церковь Божию лет 12 и преставися в лето 6735-го маия в 22 день, а прежде отшествия своего пострижеся в схиму. И положено бысть честное тело его в соборе Успения Пресвятыя Богородицы Златоверхия, зде во Владимире, на сем месте».

Иконостас соборного храма Боголюбского монастыря

Место убиения святого благоверного
князя Андрея в Боголюбском монастыре

Храм Покрова на Нерли

Димитриевский собор во Владимире

Успенский кафедральный собор во Владимире


Золотые ворота во Владимире

Колокольня и храм святого князя Александра Невского
в Богородице-Рождественском монастыре

       После Батыева нашествия труды по восстановлению порядка в делах церковного управления понес Киевский митрополит Кирилл, который часто пребывал не в разоренном Киеве, а во Владимире. В тяжелые годы монгольского господства на Руси просияло имя святого благоверного Александра Невского, великого князя Владимирского. Второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнук Владимира Мономаха, Александр Ярославич был возведен на великое княжение в 1252 году. Около одиннадцати лет, до самой своей кончины 14 ноября 1263 года, святой князь нес это высокое и трудное служение. Митрополит Кирилл возвестил народу о смерти благоверного князя Александра словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце земли Суздальской», и все воскликнули: «Уже погибаем!» Князя погребли во Владимире, в Богородице-Рождественском монастыре, где его святые мощи пребывали до 1724 года. Затем по повелению императора Петра I мощи были перенесены в новую русскую столицу – Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. Во Владимире, в древнем Георгиевском соборе, была похоронена и мать святого Александра Невского княгиня Феодосия.

Фрески Успенского собора
Свято-Успенского Княгинина монастыря

Иконостас Успенского собора
Свято-Успенского Княгинина монастыря

Панорама Владимира

       В 1274 году во Владимире состоялся Всерусский Церковный Собор, на котором была восстановлена Владимирская епархия. Епископом Владимирским, Суздальским и Нижегородским был избран Владыка Серапион († 1275), блистательный проповедник, покаянные «Слова» которого заняли достойное место в сокровищнице мировой славянской письменности.
       В 1299 году, при митрополите Максиме, центр церковного управления был окончательно перенесен из Киева во Владимир. Из-за нашествия татар Киев полностью обезлюдел. Митрополит Максим, «не терпя татарского насилия, остави митрополию, сбежа из Киева» со «всем житием и с крылосом». В 1305 году митрополит Максим почил о Господе и был погребен не в Киеве, а во Владимире, в Успенском соборе. Над его гробницей находится Максимовский образ Божией Матери, написанный по его указанию в 1299 году. На иконе изображена Пресвятая Богородица, подающая святителю Максиму омофор с надписью: «Явилась Божия Матерь и подала ему омофор, сказав: “Паси в граде моем словесныя овцы”».

Иконостас Богородице-Рождественского собора
в Суздальском кремле

Врата Богородице-Рождественского собора

Богородице-Рождественский собор
в Суздальском кремле

Собор Суздальских святых

Покровский монастырь в Суздале

Панорама Суздаля

       В 1309–1325 годы во Владимире пребывал и святой митрополит Киевский и всея Руси Петр. В 1326 году, при князе Иване Даниловиче Калите, кафедра была перенесена из Владимира в Москву. В том же году святитель Петр блаженно почил о Господе и был погребен в Успенском соборе, возведенном по его благословению.
       При святом митрополите Киевском и всея Руси Феогносте († 1353) последовало окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Владимирская епархия вошла в состав митрополичьего диоцеза. Тем не менее известны факты, когда и в тот период истории Владимирской епархии для управления ею назначались отдельные епископы.
       В связи с установлением в Русской Православной Церкви в 1589 году Патриаршества изменился церковно-административный статус земель Владимирского края и города Владимира, которые в составе Владимирской епархии вошли в Патриаршую область.

Муромский Благовещенский монастырь

Святые праведные Петр и Феврония Муромские

Муромский Спасо-Преображенский монастырь

Храм святых благоверных
князей Бориса и Глеба в Муроме

       В 1721 году после создания Святейшего Правительствующего Синода была учреждена Синодальная область на основе Патриаршей. В 1742 году бывшая Патриаршая область была разделена на Санкт-Петербургскую и Московскую епархии. Московской епархией с 1742 по 1748 год управляли архиепископы Московские и Владимирские. Муромская земля находилась под управлением Рязанских епископов.
       В синодальный период количество епархий не соответствовало росту народонаселения и территории Российской Империи. В 1744 году в Синодальной области насчитывалось пять тысяч храмов и двести монастырей. Возникла необходимость привести разделение на епархии в соответствие с потребностями церковной жизни.
       В 1744 году, при императрице Елизавете Петровне, Владимирская епархия в качестве самостоятельной церковной территориальной единицы с кафедрой во Владимире была выведена из состава Синодальной области. На эту кафедру был назначен епископ Платон (Петрункевич, † 1757), рукоположенный во епископа Владимирского и Яропольского 20 марта 1748 года.

Колокольня Муромского Свято-Троицкого монастыря

Муромский Свято-Троицкий монастырь

       Восстановление былого статуса кафедры изменило течение церковной жизни во Владимирской епархии самым благоприятным образом. В XIX – начале XX века заметно возросли количество храмов и численность духовенства. В 1840 году во Владимирской епархии насчитывалось 1122 церкви, в 1850 году – 1131, в 1870 – 1155, в 1890 – 1322, в 1900 – 1449 церквей и 754 часовни. В 1840 году в клире епархии состояло 1270 священников, в 1850 – 1230, в 1870 – 1249, в 1890 – 1168. В 1900 году состав духовенства Владимирской епархии был следующим: 67 протоиереев, 1173 священника, 418 диаконов, 1137 псаломщиков; за штатом состояли 9 протоиереев, 70 священников, 41 диакон и 116 псаломщиков; казенное жалованье получали до 300 причтов. В 1914 году в епархии числилось 5996 человек белого духовенства (служащего и заштатного).

Владимирская епархия в годы гонений

       Сразу же после революции 1917 года началось закрытие приходов и монастырей, гонения на Церковь и верующий народ. Владимирская губерния была одной из первых, где еще до издания соответствующего постановления народного комиссариата юстиции от 1 февраля 1919 года начали проводиться вскрытия мощей святых. В середине февраля 1917 года в течение десяти дней были вскрыты мощи святых благоверных князей Андрея, Глеба и Георгия, находившиеся в Успенском кафедральном соборе во Владимире, святых Петра и Февронии в Муроме, преподобных Евфимия и Ефросинии в Суздале. В феврале 1917 года в связи с передачей здания Успенского Княгинина монастыря во Владимире под детский приют специальная комиссия осмотрела монастырь и произвела вскрытие мощей святого мученика Авраамия Болгарского.
       Клирики Владимира установили дежурство при мощах. В числе первых дежурных были псаломщик А. А. Потапов и иеромонах Афанасий (Сахаров, † 1962), которые, совершая молебны, превратили попытку глумления во всенародное прославление Владимирских святых. Иеромонах Афанасий (Сахаров), в будущем один из выдающихся иерархов Церкви, исповедник, более тридцати лет проведший в ссылках и лагерях, 10 июля 1921 года был хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. Хиротония состоялась в Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, где пребывал в ссылке митрополит Сергий (Страгородский, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, † 1944). Викариатство было создано в помощь управляющему Владимирской епархией архиерею, но вскоре епископу Афанасию пришлось взять на себя попечение обо всей епархии и верующем народе.

Святитель Афанасий (Сахаров)

       В декабре 1926 года святитель Афанасий получил от властей предложение покинуть пределы Владимирской епархии или прекратить управление ею. Владыка отказался оставить вверенную его попечению паству. В 1927 году епископ Афанасий был арестован по обвинению в «принадлежности к группе архиереев, возглавляемой митрополитом Сергием (Страгородским)». С 1927 по 1930 год святитель Афанасий находился в заключении в Соловецком лагере особого назначения, а в 1930 году был этапирован в Туруханский край на три года. В 1933 году святитель возвратился во Владимир. В 1933–1936 годах был на свободе, однако большей частью скрывался и в храмах не служил; в 1936–1941 годах был приговорен к пяти годам Беломоро-Балтийских лагерей.
       В борьбе с Церковью атеистические власти оказывали всемерную поддержку обновленцам. 27 марта 1923 году состоялся I Владимирский обновленческий епархиальный съезд духовенства и мирян, который постановил одобрить кампанию по вскрытию мощей, изъять мощи из мест их церковного хранения и передать для музейного использования. Кроме того, съезд постановил «закрыть храмы историко-археологического и художественного значения через местную власть и срочно передать их в ведение Главмузея как памятники исторического прошлого». На канонической территории Владимирской епархии были созданы общины обновленцев и перезаключены договоры на пользование церковным имуществом и храмами. Раскольнические группировки повели ожесточенную борьбу против Церкви. Председателем епархиального комитета «живой церкви» был избран протоиерей Михаил Тихонравов.
       Епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) возглавил оппозицию обновленческому расколу во Владимирской епархии. Около него собрались церковные люди, верные Святейшему Патриарху Тихону и канонам Церкви. Ближайшими сподвижниками и соработниками святителя Афанасия были протоиерей Алексий Владычин, настоятель Спасо-Преображенского храма, благочинный церквей Владимира; иеромонах Георгий (Зацепин), настоятель Троицкого прихода во Владимире; игумения Успенского Княгинина монастыря Олимпиада (Медведева). Благодаря позиции святителя Афанасия обновленческое движение во Владимирской епархии не приняло тех масштабов, которые удовлетворяли бы советскую власть. В сводках ОГПУ отмечалось, что обновленческое движение во Владимирской епархии развивается слабо. Уполномоченный обновленческого ВЦУ протоиерей Михаил Тихонравов был запрещен святителем Афанасием в служении. В самом Владимире центрами «староцерковного», или «тихоновского», направления стали Троицкий, Пятницкий и Спасо-Преображенский храмы.

Последние насельницы Свято-Успенского
Княгинина монастыря. 1920-е годы


Братия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни
перед закрытием монастыря

Опись храмового имущества
в годы революционного лихолетья

       В 1922 году святитель Афанасий (Сахаров) был арестован и заключен во владимирскую тюрьму. Находясь в заточении, Владыка Афанасий 10 ноября 1922 года в камере вместе с другими заключенными – архиереями, священнослужителями и мирянами впервые совершил службу всем Русским святым. Из заключения Владыка Афанасий обратился ко всей владимирской пастве и призвал верующих «оставаться православными, нимало не колеблясь... Лучше совсем остаться без службы церковной, чем участвовать в кощунстве вместе с отступниками».
       После ареста Владыки Афанасия обновленцы не раз писали доносы на протоиерея Алексия Владычина, игумению Олимпиаду (Медведеву) и иеромонаха Германа. Протоиерей Алексий Владычин отказался от предложения епископа Муромского, викария Владимирской епархии, Серафима (Руженцова, † 1935), организовать обновленческую группу «церковь возрождения» и выступал против обновленцев в проповедях. Он доставлял письма епископа Афанасия (Сахарова), чью заметку об отношении к ВЦУ хранил у себя, к митрополиту Сергию (Страгородскому) в Нижний Новгород и обратно. 7 октября 1922 года обновленческое епархиальное управление освободило протоиерея Алексия Владычина от должности благочинного и назначило на это место протоиерея Михаила Тихонравова, но отец Алексий не подчинился данному решению, не сдал дел новому благочинному и пытался созвать владимирское духовенство и церковных старост. Устав «живой церкви» он не подписал, считая, что его следует рассматривать на приходских собраниях каждой церкви Владимира.
       Авторитет протоиерея Алексия Владычина как священника среди владимирцев был необычайно высок. 15 ноября 1937 года отца Алексия приговорили к высшей мере наказания – расстрелу, а 17 ноября приговор привели в исполнение. Вероятное место его захоронения – кладбище «Балино» в городе Иваново.
       В Суздале защитниками Православия явились преподобноисповедник игумен Леонтий (Стасевич, † 1972), настоятель Спасо-Преображенского монастыря, и игумения Мария (Либеровская) – настоятельница Покровского монастыря. После закрытия монастыря в 1923 году игумен Леонтий был назначен настоятелем двух приходов Суздаля – Смоленского и Иоанно-Златоустовского. В 1930 году архимандрит Леонтий был арестован.

Святитель Афанасий (Сахаров)

       Антирелигиозная политика гражданских властей вызывала протест верующих людей. Одной из форм проявления религиозного чувства народа стало проведение крестных ходов. Власти применяли силу для их разгона. В 1918 году крестный ход во Владимире вызвал столкновение с красноармейцами.
       Монастыри Владимирской епархии начали закрываться в 1918–1920 годах. В 1920 году было закрыто 28 монастырей. Этот процесс поддерживали обновленцы. 10 декабря 1922 года губернская конференция группы «живая церковь» приняла постановление о ликвидации всех монастырей Владимирской епархии и передаче всех монастырских построек гражданским властям.
       В конце 1920-х годов в епархии под различными предлогами шло массовое закрытие приходов. Организовывались «ходатайства трудящихся» о закрытии храмов и запрещении колокольного звона. В 1928– 1929 годах в местной прессе постоянно публиковались резолюции собраний трудовых коллективов о сносе церквей или приспособлении их под жилье, столовые или клубы. За лето 1928 года во Владимирской губернии было закрыто 20 церквей. Всего с 1918 по 1941 год во Владимирской епархии было закрыто 330 храмов.
       Во второй половине 1940-х годов церковно-государственные отношения в области частично нормализовались. В 1944 году на Владимирскую кафедру был хиротонисан епископ Онисим (Фестинатов, † 1970). В том же году верующим возвратили Успенский кафедральный собор во Владимире, и это стало радостным событием для всей Русской Православной Церкви. Собор передавался Церкви по договору, предусматривавшему проведение на церковные средства ряда неотложных ремонтно-восстановительных работ.

Воспитанники Владимирской Духовной семинарии
[в первом ряду – будущий архиепископ Онисим (Фестинатов)]

       4 апреля 1944 года настоятель храма священник Сергий Фестинатов (будущий архиепископ Владимирский Онисим) и староста Воронин получили ключи от соборных врат и, войдя внутрь вместе с директором музея Е. Киселевой, увидели, в каком состоянии он находился. Владыка Онисим вспоминал, как они «были поражены необычайной загрязненностью пола, стен, алтарей, иконостаса. Все стены собора были покрыты пылью, паутиной, местами льдом, даже фресковая живопись обледенела и представляла печальный, заброшенный вид. Было больно до слез видеть нашу общерусскую святыню в таком жалком состоянии и с разбитыми окнами».
       «Я, – рассказывал Владыка Онисим, – знавший собор с детства, видевший его красоту, буквально заплакал при виде этой печальной картины и дал себе ганнибалову клятву во что бы то ни стало восстановить его былую красоту и величие».

Рака с мощами святителя Афанасия (Сахарова)
в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире

       На собрании верующих Владыка Онисим призвал привести Успенский собор в достойный вид, и к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы храм был убран, а окна застеклены. Мощи святых угодников Божиих, Владимирских чудотворцев, были облачены и положены в раки. Вечером 7 апреля 1944 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, было совершено освящение собора, и в нем возобновилась богослужебная жизнь.
       В 1952 году во Владимирской епархии действовали 72 храма, клир епархии составляли 71 священник и 17 диаконов. В 1970–1986 годах в епархии был зарегистрирован 51 приход. Управление Владимирской епархией в послевоенный период осуществляли архиепископ Онисим (Фестинатов, 1944– 1970, † 1970); митрополит Иоанн (Вендланд, с 1 по 30 ноября 1970, † 1989), архиепископ Николай (Кутепов, 1970–1975; впоследствии митрополит Нижегородский и Арзамасский, † 2001), архиепископ Владимир (Котляров, 1975–1980; ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), архиепископ Серапион (Фадеев, 1980– 1987, впоследствии митрополит Тульский и Белевский, † 1999), архиепископ Валентин (Мищук, 1987–1990; ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский).

Храмовый комплекс в Вязниках,
полностью уничтоженный в годы гонений на Церковь

Церковь на забытом погосте,
включенная в программу сохранения храмов

       Праздничные и юбилейные даты торжественно отмечались верующими. 21 сентября / 4 октября 1957 года, в день памяти встречи владимирцами Владимирской иконы Божией Матери при князе Андрее Боголюбском, было торжественно отмечено 800-летие Успенского кафедрального собора. Архиепископ Онисим в сослужении епископа Дмитровского Пимена (Извекова, будущего Патриарха Московского и всея Руси, † 1990) и епископа Ковровского Афанасия (Сахарова) совершил праздничное богослужение. Народом был переполнен не только сам собор, но и вся прилегавшая к нему площадь. На подготовку к юбилею – проведение реставрационных работ, золочение центральной главы собора и крестов на пяти главах – было израсходовано около миллиона рублей из средств Церкви.
       6 декабря 1963 года в Успенском соборе было совершено торжественное архиерейское богослужение в честь 700-летия со дня кончины святого благоверного великого князя Александра Невского.
       В 1982 году был установлен день празднования в честь Собора Владимирских святых. На рапорт архиепископа Владимирского Серапиона Святейший Патриарх Пимен наложил следующую резолюцию: «Установить день празднования 23 июня / 6 июля, с благословением употреблять настоящую Службу в день праздника».
       6 июля 1982 года Владимирский край впервые молитвенно чествовал святых, в Земле Владимирской просиявших. За богослужением звучали песнопения Владимирским святителям, святым благоверным князьям, святым мученикам, святым преподобным отцам и святым преподобным матерям, блаженным и праведным из Службы Владимирским святым, составленной архимандритом Алексием (Кутеповым; ныне архиепископ Тульский и Белевский).

Духовенство епархии
2005 год

       3 марта 1987 года, после обращения архиепископа Серапиона во Владимиро-Суздальский музей-заповедник, ему были переданы по акту мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского – «на постоянное хранение епархии и общине Успенского собора».
       В 1988 году Владимирская епархия стала одним из центров проведения общецерковных торжеств в честь 1000-летия Крещения Руси. Началось постепенное возрождение церковной жизни, стали открываться новые приходы.
       В 1990 году в Успенском соборе Владимира во епископа Владимирского и Суздальского был хиротонисан архимандрит Евлогий (Смирнов). Промыслом Божиим архиерейская хиротония Владыки Евлогия состоялась в год 1000-летия Крещения Владимиро-Суздальской земли.

Святейший Патриарх Алексий и Владыка Евлогий
2001 год

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий
возле Максимовской иконы Божией Матери в экспозиции
Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Владимирская епархия сегодня

       С того времени началось духовное возрождение края. Ныне в епархии восстановлена система духовного образования, открыто 28 монастырей, вновь создана церковная периодическая печать, более чем в три раза увеличилось число приходов; реализуется программа социального служения Церкви – создается сеть приютов для детей и социально незащищенных граждан, ведется духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Патриаршее богослужение
в Спасо-Преображенском монастыре
в Муроме. 2006 год

Пасхальная служба в
Успенском кафедральном соборе
2005 год

       Епархию неоднократно посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
       Взаимоотношения Церкви и светской власти в епархии строятся на принципах взаимного уважения и поддержки. Основными сферами совместной деятельности являются социально-благотворительная, образовательная, культурно-общественная. Создана совместная комиссия епархии и областной администрации по проведению церковно-гражданских праздников. Соработничество Церкви и государства ярко продемонстрировали торжества, приуроченные к 850-летию начала великого княжения во Владимире при святом благоверном князе Андрее Боголюбском, и встреча мощей святого благоверного великого князя Александра Невского, сплотившая весь православный Владимир.

Епархиальное собрание. 2007 год

Встреча мощей святого благоверного
князя Александра Невского. 2007 год

Освящение памятника святому
равноапостольному князю Владимиру и
святителю Суздальскому Феодору
2007 год

Торжественный акт по случаю
Дня народного единства. 2005 год

Празднование Дня Победы. 2005 год

       Владыка Евлогий часто посещает предприятия города и области, где открываются часовни, воинские части и учреждения пенитенциарной системы, а также дома престарелых, больницы, приюты и другие социальные учреждения. В праздники Пасхи и Рождества Христова такие благотворительные визиты совершаются совместно с главой департамента социальной защиты и руководством УФСИН.

Мэр Владимира А. П. Рыбаков на панихиде
по жертвам политических репрессий
в Богородице-Рождественском монастыре

Закладка храма на территории объединения «Точмаш»

В домовом храме тюрьмы «Владимирский централ»

Во время посещения «Владимирского централа»

Престольный праздник в Вязниковской колонии

Владыка Евлогий в детском интернате
в поселке Арбузово. 2001 год

       Действуют соглашения о сотрудничестве с отделом социальной защиты населения Владимира, областным союзом потребительских обществ, управлением исполнения наказаний, областным военным комиссариатом, крупными воинскими соединениями, высшими учебными заведениями, областным комитетом по наркоконтролю. В 2008 году подписано соглашение о сотрудничестве между епархией и администрацией области в социальной, образовательной, информационной и культурной сферах.
       Важной частью взаимоотношений Церкви и светской власти является возвращение церковной недвижимости; деятельность в этом направлении можно считать особенно продуктивной, поскольку в безвозмездное бессрочное пользование епархии уже перешли выдающиеся церковно-архитектурные монастырские ансамбли и большинство церковных строений, которыми так богата Владимирская земля.
       В 1990-х годах была возрождена древняя традиция проведения крестных ходов. Важным церковно-общественным событием стал первый крестный ход в день празднования в честь Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля 1996 года. С тех пор он проводится ежегодно. Следует также отметить ежегодные шествия из Лукиановой пустыни в Александров и крестный ход в Суздале в связи с празднованием дня памяти святителей Феодора и Иоанна Суздальских, начавшиеся с середины 1990-х годов.

Крестный ход в центре Владимира. 2003 год

       Сегодня Православие является основой духовной жизни во Владимирском крае. Социологические исследования среди молодежи во Владимире показали, что большинство молодых людей отождествляют национальную культуру и Православие, и считают, что мир русской истории и культуры лучше всего познается в Церкви.

Владыка Евлогий в православной гимназии
в Суздале. 2007 год

Владыка Евлогий в православной гимназии
в Гусь-Хрустальном. 2001 год

Духовное образование

       Система духовного образования во Владимирской епархии была создана в XVIII веке, когда были открыты Духовные школы в Суздале (1723), Владимире (1770), Вязниках (1791), Муроме (1781) и Юрьеве-Польском (1792). «Духовный регламент» вменял архиереям в обязанность заботиться о духовном просвещении и учреждении семинарий. Назначенный на Владимирскую кафедру Владыка Платон (Петрункевич) приложил большие усилия для создания в центре епархии Духовной семинарии. К началу 1750 года Владимирская Духовная семинария была открыта. На протяжении всей своей дореволюционной истории (1750–1917) эта Духовная школа играла заметную роль в жизни Владимирской губернии. Многие из ее воспитанников (государственный деятель М. М. Сперанский, археолог и историк К. Н. Тихомиров, историки-краеведы В. И. Доброхотов и Я. Е. Протопопов и другие) были известными церковными и государственными деятелями. В августе 1918 года Владимирская Духовная семинария и женское Епархиальное училище были упразднены.

Хор студентов
Владимирской Духовной семинарии

       Возрождение духовного образования началось в 90-х годах ХХ века. При Епархиальном управлении были открыты двухгодичные пастырские курсы, в 1997 году преобразованные во Владимирскую Духовную семинарию с заочным сектором обучения. Очное отделение семинарии, расположенной в стенах духовно-административного центра епархии – Богородице-Рождественского мужского монастыря, было учреждено Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2001 году.
       Бессменным ректором семинарии является протоиерей Георгий Николаевич Горбачук. Преподавательскую корпорацию составляют 32 квалифицированных педагога, среди них магистр богословия, доктор философских наук, два докторанта, семь кандидатов богословия и светских наук, остальные имеют высшее духовное и светское образование. На очном отделении обучаются 67 человек, на заочном – 201. В качестве отделения семинарии действует Епархиальная регентская школа при Свято-Успенском Княгинином монастыре во Владимире.
       В 1995 году в городе Гусь-Хрустальный было открыто Свято-Троицкое Духовное училище.
       На приходах и в монастырях епархии действуют 110 воскресных школ, которые посещают 1888 человек. Обучение ведется в виде аудиторных занятий и собеседований с детьми. Программа школ базируется на епархиальной учебной программе и лучших методических разработках Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
       По благословению правящего архиерея для укрепления воскресных школ епархии на приходах введена должность законоучителя. В 2005 году введена должность помощника благочинного по воскресным школам, в обязанности которого входит инспектирование и методическая помощь школам благочиния. Деятельность воскресных школ координирует созданный при Епархиальном управлении методический кабинет.
       Воскресная школа для детей и взрослых открыта при Муромском филиале Владимирского государственного университета. В 2004 году при филиале был освящен храм-аудитория во имя святой праведной Иулиании Лазаревской. При Богородице-Рождественском монастыре во Владимире, в стенах которого размещается Епархиальное управление, в нынешнем году также создана детская воскресная школа. Таких монастырских воскресных школ – более десяти.
       В епархии действуют восемь православных гимназий. Общее число обучающихся в православных гимназиях и школах Владимирской епархии – более полутора тысяч человек. Государственную аккредитацию имеют две православные гимназии – Свято-Сергиевская в Гусь-Хрустальном и Свято-Афанасиевская во Владимире, а также школа «Возрождение». Остальные учебные заведения имеют лицензию на ведение образовательной деятельности.
       В пяти православных детских приютах воспитывается около ста человек.
       Предметы духовно-нравственной и культурологической направленности преподаются в 430 школах области, в том числе в 45 из них – основы православной культуры. Наибольший успех это начинание имеет в Петушинском районе Владимирской области, в Муроме, где в 65 % школ введено ОПК.
       В некоторых государственных общеобразовательных средне-специальных и средних учебных заведениях областного центра и области проводились занятия по духовной музыке, истории религии, христианской этике. Также рассматривались следующие темы: «Библия в русской литературе», «Святые Древней Руси» и другие.
       На гуманитарном факультете Владимирского государственного университета по благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в 2001 году была открыта кафедра религиоведения, где на заочном отделении обучается группа студентов Владимирской Духовной семинарии (9 человек). Между университетом и епархией действует договор о сотрудничестве.

Социальное служение

       В 1997 году в епархии создан отдел по благотворительности и социальному служению, его представители работают во всех благочиниях. Частные благотворительные инициативы реализуют многие приходы и монастыри. Заключены соглашения между епархией, администрацией Владимирской области, отделами социальной защиты населения областной и городской администраций, которые распространяются и на соответствующие отделы районных и городских администраций. Все социальные учреждения Владимирской области, включая детские приюты, пансионаты, дома престарелых и другие (их более сорока), распределены между приходами по территориальному принципу.

Сестры Свято-Троицкого монастыря в Муроме
и воспитанницы монастырского приюта. 2006 год

В гарнизонном госпитале

Молельная комната при областной
психиатрической больнице


       В епархии действует сестричество милосердия во имя святого благоверного князя Георгия Владимирского, основные цели которого – служение нуждающимся людям, забота о болящих и страждущих пациентах в больницах, патронажная служба на дому, помощь детям-сиротам, организация занятий в воскресных школах, катехизаторская и миссионерская деятельность.
       При сестричестве организованы учебные группы по специальной медицинской подготовке и катехизации для сестер милосердия. Работает социальная служба во имя святой праведной Тавифы, где по благословению Владыки Евлогия сестры занимаются сбором и отправкой посылок для заключенных, пошивом тапочек для нуждающихся пациентов городских больниц и престарелых людей в доме инвалидов, сбором и раздачей одежды, распределением гуманитарной помощи социальным учреждениям города.
       В патронажной службе сестричества задействованы практически все члены общества. Попечение над больными на дому включает в себя как санитарный уход, так и лечебную помощь, и социальную защиту. Непременным условием патронажа на дому является социальная защита, помощь продуктами питания, одеждой, лекарствами, при необходимости – устройство в больницу или дом престарелых.

       Сестры милосердия начали свое служение в ожоговом отделении городской больницы скорой помощи, бывшей больницы Красного Креста. Именно там трудились первые сестры милосердия дореволюционной Свято-Георгиевской общины. Основной контингент подопечных – одинокие люди и бомжи. Они поступают в отделение с обмороженными конечностями или обгоревшие, нередко без документов. Тогда приходится работать в тесном контакте с отделом срочной помощи собеса и фондом социальной помощи населению. Совместно с органами социальной защиты сестры добивались для бездомных больных после их выздоровления выдачи путевок в Ковровский интернат на постоянное место жительства.
       Важной стороной благотворительной деятельности является духовная опека страждущих. Первые годы молебны с водоосвящением проводились в конференц-зале больницы, что создавало ряд неудобств. Позже удалось договориться с администрацией о выделении в вестибюле небольшой площади для устройства молельной комнаты. В последнее время были открыты и обустроены комнаты-часовни в городском кардиоцентре, двух корпусах дома инвалидов, Строительной больнице. Там дежурят сестры милосердия, прошедшие катехизаторскую подготовку. Была открыта часовня и в областной психиатрической больнице в поселке Содышка. Во всех часовнях имеются библиотечки церковной литературы. Регулярно проводится исповедь и причащение больных. Были открыты молельные комнаты-часовни в двух корпусах интерната для инвалидов. Два раза в месяц там совершаются молебны с водоосвящением, после чего палаты с тяжелобольными окропляются святой водой. Через радиоузел интерната осуществляется трансляция духовной музыки, чтение Евангелия, житий святых. Великой радостью становится ежегодное принесение в интернат Боголюбской иконы Божией Матери.
       Сестры милосердия опекают инвалидов из городского общества инвалидов-колясочников «Надежда». В сопровождении сестер милосердия инвалиды ежегодно посещают святыни Владимиро-Суздальской земли. По просьбе инвалидов и ходатайству сестер милосердия в храме во имя Архистратига Божия Михаила на Студеной горе установлен пандус.

Инвалиды-колясочники в Свято-Троицком монастыре
в Муроме. 2005 год

Молебен с водоосвящением перед колокольней
Успенского кафедрального собора. 2004 год

       С особой заботой сестры милосердия относятся к детям-сиротам и детям-инвалидам в ортопедическом санатории «Пиганово», в детском отделении психиатрической больницы, в приемнике-распределителе для несовершеннолетних.
       Во всех социальных детских учреждениях организованы воскресные школы. За счет пожертвований благотворителей в праздничные и воскресные дни детям раздаются подарки и сласти. В доме малютки проводится подготовка детей к Таинству Крещения.
       При Свято-Георгиевском сестричестве работает центр защиты материнства и детства «Дар жизни», сотрудницы которого реализуют программы помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации. Свято-Георгиевское сестричество имеет семь дочерних общин (филиалов), в том числе группу для детей. Ведется работа по открытию еще двух общин в городах Александрове и Гороховце.

Издательская деятельность

       В XIX веке ярким явлением церковно-общественной жизни в России стала церковная журналистика. Важную роль в ее становлении и развитии сыграли периодические издания Владимирской епархии. Во время служения на Владимирской кафедре святителя Феофана Затворника, в 1865 году, в свет вышел первый номер газеты «Владимирские Епархиальные ведомости». Газета была закрыта практически сразу же после октябрьского переворота. Некоторое время единственным легальным церковным изданием в губернии был обновленческий вестник «Живое слово», прекративший свое существование вместе с обновленческим расколом.
       Сегодня спектр церковно-общественных изданий, выходящих во Владимирской епархии, довольно широк: помимо епархиальной газеты «Свет веры» свои издания имеют благочиния, приходы, монастыри, епархиальные отделы, православные учебные заведения (например, Свято-Афанасиевская православная гимназия во Владимире).
       Выходит в свет церковно-общественный журнал «Свет невечерний», в 2006 году вошедший в информационный холдинг, объединивший самые представительные церковные издания Владимира в единую масс-медийную семью.
       В 2006 году при Епархиальном управлении была создана пресс-служба, сотрудники которой координируют деятельность областных средств массовой информации в освещении церковных вопросов, распространяют информационные сообщения о важнейших событиях церковной жизни, публикуют обращения правящего архиерея, устраивают пресс-конференции, готовят публикации на злободневные темы.
       Издательским отделом выпущены в свет книги архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия, в частности его научный труд «Псалтирь с переводом и пояснением малопонятных слов. Краткие размышления над псалмами». В ближайшие планы отдела входит издание художественного альбома, посвященного святыням Владимирской земли, а также выпуск полиграфической продукции, приуроченной к 850-летию закладки Свято-Успенского кафедрального собора во Владимире.

Работа с молодежью

       В декабре 2000 года во Владимирской епархии был создан отдел по работе с молодежью. Первым возглавил этот отдел протоиерей Андрей Панин, который подошел к делу с большим энтузиазмом. До сих пор те, кто побывал во Всероссийском православном лагере «Федоровский городок», вспоминают доброго батюшку Андрея, который на кукле учил их пеленать младенцев.
       В 2003 году в состав отдела были введены еще тринадцать пастырей из всех благочиний. В каждом благочинии закипела работа, и в храмах стали чаще появляться молодые лица.
       Одной из самых замечательных форм организации работы с детьми и подростками стали православные молодежные центры. Одним из первых, еще в 2000 году, открылся Детский нравственно-патриотический центр имени благоверного князя Димитрия Донского в поселке Красная Горбатка.

Возрожденный собор Рождества Богородицы
в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире

       В 2004 году руководителем Епархиального отдела по работе с молодежью был назначен священик Михаил Терентьев. На сегодняшний день в отделе двенадцать сотрудников. Православные молодежные центры были открыты в Юрьеве-Польском, Гороховце, Лакинске, Владимире, Суздале. Новые центры организуются в Покрове и Александрове. В этих центрах молодые люди могут приобрести жизненно важные навыки, найти новых друзей.
       Одна из главных задач отдела – организация досуга подростков, особенно в летний период. Лучшим решением этой задачи стало проведение православного лагеря в 2005 году. А в 2006 и 2007 годах при поддержке государства были организованы летние трудовые епархиальные лагеря. В них дети от 14 до 18 лет трудились на расчистке и восстановлении храмов, узнавали много нового об истории и архитектуре, а благодаря Центру занятости населения смогли еще и немного заработать, что послужило дополнительным стимулом. В 2007 году двадцать подростков трудились почти все лето на двенадцати объектах. Этим летом такие трудовые лагеря будут открыты по всей Владимирской епархии.
       Другим не менее полезным стал совместный проект епархиального отдела и комитета по вопросам молодежной политики администрации Владимирской области «Спаси храм». Суть проекта, уже получившего широкую известность, заключается в том, что студенческая молодежь и волонтеры бескорыстно помогают восстанавливать разрушенные храмы.

Молодежь, участвующая в проекте «Спаси храм»

       Благодаря налаженным рабочим отношениям с государственными структурами Епархиальный отдел по делам молодежи вошел в расширенный совет молодежных организаций при губернаторе Владимирской области и координационный совет по молодежной политике при главе администрации города Владимира.
       Постоянное участие сотрудников отдела в конференциях, семинарах, «круглых столах» и других мероприятиях позволяет более полно донести позицию Русской Православной Церкви по тому или иному вопросу до молодежи и руководителей государственных учреждений.

Установка креста на купол храма
на подворье Боголюбского монастыря. 2007 год

Установка креста на месте разрушенного храма
в одном из сел Судогодского района. 2000 год


Православная молодежь убирает
старое кладбище во Владимире

Прикосновение к святыне

       1723 год осиротил некогда стольный град Владимир. Годом ранее император Петр I объявил о перенесении мощей святого благоверного князя Александра Невского в Петербург, в Александро-Невскую лавру, и Святейший Синод издал соответствующий указ. C 1724 года мощи пребывали в Троицком соборе лавры. В 1920-е годы, в период антирелигиозной кампании по вскрытию мощей, оскверненная святыня оказалась в Музее религии и атеизма в Ленинграде (Казанский собор). Святые мощи возвратились в лавру лишь в 1989 году.

Крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери
и ковчегом с частицами мощей Владимирских святых
2004 год

Крестный ход с Боголюбской иконой Божией Матери
2003 год

Крестный ход в Муромском Свято-Троицком монастыре

       В 2007 году родилась идея всероссийского крестного хода с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Организацию этой акции взял на себя Фонд святого апостола Андрея Первозванного. Святыня должна была посетить регионы, связанные с именем благоверного князя. Очередь Владимира выпала на 10–13 октября 2007 года.
       Сказать, что город готовился к встрече своего Небесного покровителя, значит не сказать ничего. После череды многочисленных совещаний, консультаций и репетиций Владимир на какой-то момент буквально замер – замер, чтобы ожить многолюдным крестным ходом, вышедшим из стен Свято-Успенского кафедрального собора и проследовавшим к Золотым воротам града. Сюда и прибыл ковчег с мощами, доставленный на лафете армейского бронетранспортера в сопровождении передвижной звонницы, колокольным звоном извещавшей горожан о возвращении великого князя в свой стольный град.
       Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и губернатор Владимирской области Н. В. Виноградов установили ковчег со святыми мощами на специальный постамент в центре площади. После молебна святыня была перенесена в Успенский кафедральный собор.

Встреча мощей святого благоверного
князя Александра Невского. 2007 год

       Ковчег с мощами и икона святого благоверного князя находились в кафедральном соборе до позднего вечера 11 октября – священники постоянно совершали молебны с чтением акафиста и водосвятием. Затем мощи были доставлены в Свято-Успенский Княгинин монастырь, основанный овдовевшей супругой святого князя Александра праведной Вассой, и, наконец, в Богородице-Рождественский монастырь, теснейшим образом связанный с именем благоверного князя: в крипте древнего белокаменного собора, разрушенного большевиками в 30-е годы прошлого века и воссозданного в веке XXI, он был погребен скорбящими владимирцами в 1263 году.
       13 октября, в день прощания со святыми мощами, Владыка Евлогий совершил Божественную литургию в монастырском соборе. После богослужения состоялся крестный ход, после которого мощи и икона были помещены в микроавтобус, направлявшийся в Нижний Новгород. Менее трех дней пребывали мощи в древней столице Руси, но владимирцы благодарны даже за этот короткий срок – как и их далекие предки, они почувствовали себя под защитой великого благоверного князя, защитой на сей раз более надежной – Небесной.

* * *

       Грозный XX век, огнем и мечом прокатившийся по Святой Руси, не пощадил Владимирскую землю. Были закрыты и разорены десятки монастырей, сотни храмов, уничтожено множество священнослужителей и мирян, погибли уникальные памятники и святыни русского народа. Среди них – белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире, в крипте которого покоились мощи святого благоверного князя Александра Невского.
       На крови мучеников и исповедников, молитвами подвижников устрояется современная духовная жизнь Владимиро-Суздальской епархии. Уже сделано многое: прославлены новые угодники Божии, открываются храмы и монастыри, возрождена Владимирская Духовная семинария, действуют несколько православных учебных заведений, детских приютов, издаются газеты и журналы, почти при каждом храме открыты воскресные школы для детей и взрослых. Миссия Церкви распространилась на школы и университеты, воинские части и исправительные учреждения; новые часовни и храмы возводятся на территории заводов и за колючей проволокой.

Празднование в честь
Боголюбской иконы Божией Матери. 2001 год

       Воссоздан разрушенный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Богородице-Рождественском монастыре, закладной камень которого освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в 1991 году. Церковь неустанно благотворит миру, жертвуя на нужды обездоленных, бездомных, голодных, духовно окормляя государственные социальные учреждения и открывая свои, церковные. Всеепархиальные торжества – крестные шествия с Владимирской и Боголюбской иконами Пресвятой Богородицы, дни памяти владимирских святых – год от года вызывают приток паломников со всей России, спешащих поклониться святыням, перед которыми благоговели наши благочестивые прадеды.
       Священнодействуя и проповедуя, Церковь воспитывает своих верных чад в христианском добротолюбии и искреннем благочестии, запечатлевая в сердце каждого верующего непреходящий образ Святой Руси. Древняя Владимирская епархия, ее храмы, монастыри, святыни – великая составляющая этого образа.

Пресс-служба епархии
Фото архимандрита ИННОКЕНТИЯ (Яковлева)

       * Статья о Муромском Спасо-Преображенском мужском монастыре была напечатана в 9-м номере Журнала Московской Патриархии за 2006 год. В 8-м номере журнала за 2004 год была опубликована статья о Стефано-Махрищской женской обители.