ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
11-2008

ПРОПОВЕДЬ

Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

       Сейчас, отцы, братья и сестры, мы слышали слова Господа Иисуса Христа Его ученикам при избрании их о самозабвенном и бескорыстном служении ближним (см.: Лк. 6, 31–36). По прошествии некоторого времени Он послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. И сказал им: ничего не берите с собой на дорогу (Лк. 9, 2–3). И еще позднее Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной (Лк. 18, 29–30).
       Апостолы Христовы свято соблюли слова Учителя своего, и понесли их в мир, и оставили своим ученикам. И вот двадцатью годами позже святой апостол Павел пишет Коринфянам послание, в котором излагает особенность апостольского служения: Мы никому ни в чем не даем повода к соблазну, чтобы было наше служение беспорочным. Мы во всем являем себя как служители Божии в великом терпении... в чести и бесчестии, среди порицаний и похвал. Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6, 3–4, 8, 10). Святой апостол обращается не только к своим коринфским ученикам, но и ко всей Церкви, к тем, кто называет себя христианами и кто приходит в храм для того, чтобы научиться христианской жизни.
       Мы все – служители Христовы и в жизни своей должны идти путем, которым шел Христос, исполнять заветы, которые Он нам оставил, жить так, чтобы ни в чем не давать повода к соблазну, чтобы не было порочно наше служение в мире, чтобы никто не мог упрекнуть нас в том, что мы, христиане, не исполняем того, чему мы учим в великом терпении, говорит апостол, среди славы и бесчестия, когда нас хвалят и когда нас порицают.
       Но почему апостол говорит, что мы всех обогащаем, что мы всем обладаем? Да потому, отцы и братья, что Господь оставил в мире великое сокровище – Свою Святую Церковь. Богатство Церкви – ее вера, ее терпение, ее мужество, ее молитва. Это богатство не тлеет, не исчезает, но год от года, день ото дня все более возрастает в сердцах верующих. Богатством своим Церковь делится со всем миром, не ожидая ни похвал, ни мзды, ибо таков завет Христов (см.: Лк. 6, 32–34) и такова природа добра: добро само по себе велико, добро не требует вознаграждения. Рука чистая от доброго сердца раздает сокровища, не ожидая получить обратно, ибо из доброго сердца исходят и дела добрые. Они наполняют сердце и не могут быть в нем затворены (см.: Лк. 6, 45).
       В наставлениях преподобного Симеона Нового Богослова есть притча «О братолюбивом нищем». В ней преподобный подвижник говорит, что душа, ощутившая Бога, облагодатствованная духовными дарованиями, подобна страннику, который вдруг получил в дар золотую монету от некоего христолюбца, богатого и доброго человека. И странник этот не скрыл своей радости от неожиданно полученного богатства, но, показывая всем, говорил: «Смотрите, мне дали золотую монету. Идите скорее – и вы получите такую же».
       В этой притче раскрывается природа духовного богатства, которое не может быть утаено или употреблено корыстно. Душа чистая, согретая любовью Божественной, испытавшая веяние благодати, не может скрыть его, но щедро делится полученным богатством, распростирая вокруг светлое, мирное устроение духа, который созидает и умножает благочестивую жизнь. Вспомним, как писал галатийским христианам апостол Павел: плод духа – это любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... будем делать добро всем (Гал. 5, 22–23; 6, 10).
       К такому деятельному служению и призывает ныне прочитанное послание апостола Павла. Служить всему миру, служить всем, что имеем, не боясь оскудения, не ожидая награды, ибо сокровище любви неистощимо.
       Высокий пример духовного служения недалек и от нас, братья и сестры. Взгляните на нашу святую Лавру. Преподобный отец наш Сергий, отказавшись от своей доли родительского наследства, оставил дом, родных, друзей и ушел сюда, в безлюдную тогда лесную дебрь, чтобы в малой келлии и часовне во имя Живоначальной Троицы стяжать духовное сокровище, Христом оставленное в мире. Прошли века, и мы видим блистательную Лавру, украшенную величественными храмами и наполненную святынями. Сюда приходят люди со всех концов земли, православные и неправославные, чтобы увидеть сокровище веры, которое получил от Бога Преподобный Сергий и умножил в своих учениках.
       Преподобный Сергий, сам отказавшийся от высокой чести епископского сана, многократно возрастил ее во множестве епископов нашего отечества и других стран, прошедших в древние и новые времена в этих стенах школу иноческого подвига. Много благоговейных священников и высоких духом богословов вышло отсюда, чтобы приумножить нетленное сокровище православной веры и жизни.
       И мы, быть может, недостойные преемники тех, наследуем сейчас всю полноту оставленного нам наследства. Подумаем же, отцы и братья, о высокой мере ответственности пред Богом и Церковью, перед всеми людьми за тот высокий дар церковного служения, который вверен нам.
       Вспомним обетование Господа нашего Иисуса Христа: если двое или трое из вас согласятся... просить о чем-либо, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 19–20). Нас больше здесь, братья и сестры. Помолимся же о том, чтобы Господь исполнил во благо прошение каждого. Помолимся о тех, кто ожидает Его помощи. Помолимся обо всем мире, о мире на земле среди людей и нуждах каждого. Помолимся о живых и умерших и о тех, кто придет в этот мир после нас. Господь, по неложному обещанию Своему, примет нашу общую сердечную молитву и вновь проявит Свое милосердие к людям, а мы, недостойные служители и последователи Его, исполним Его завет и наставление апостольское щедро делиться даром любви. Аминь.

Митрополит Волоколамский и Юрьевский ПИТИРИМ

       ПРИМЕЧАНИЯ
      
       Слово в Неделю 16-ю по Пятидесятнице // ЖМП. 1976. № 1. С. 35–36.