|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 11-2008 |
ПРОПОВЕДЬ
Слово под Новый год
Этот миг бывает на грани двух времен – уходящего и наступающего года. Казалось бы, ничто не меняется. Все так же течет время, все те же обязанности наполняют нашу жизнь. Все теми же остаемся и мы. И тем не менее, эта ночь, отделяющая день вчерашний от дня завтрашнего, для всякого человека становится значительным рубежом.
И для нас, верующих людей, этот миг значителен. Потому что мы имеем еще один повод задуматься о смысле и достоинстве нашей жизни, о ценности нашей души, которая не определяется местом и не измеряется временем ее пребывания на земле. Господь говорит нам: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26).
Мы, братья и сестры, собрались сегодня к чудотворной иконе Божией Матери, удостоившей наш храм Своим избранием, чтобы излить в молитве все добрые чувства души: и благодарные, и молебные, а также просьбы и радости. Мы обращаемся к Ней из года в год, ибо Она даровала нам блага в год минувший и в годы предшествующие, и мы надеемся получить Ее благословение на год наступающий.
Достоинство христианской жизни определяется тем, насколько она причастна Жизни Вечной. Вечность – не безграничная последовательность событий, которые, следуя одно за другим, определяют течение времени. Вечность – это новое качество совершенного бытия по образу бытия Божия, приобщение богозданной природы человека совершенному Богу Творцу. Поэтому Вечная жизнь начинается здесь, на земле, в Святой Церкви, через благодатное возрождение человека. Она не прекращается с последним дыханием, но возрастает в совершенное бытие. Церковь – великое творение Божие, в непрерывном созидании которого участвуем и мы – живые камни Дома Божия (1 Пет. 2, 5), члены единого Тела Святой Церкви (1 Кор. 12, 27). И потому каждое доброе дело человека никогда не остается бесследным, напрасным, не исчезает, но продолжается, ибо мы получаем из прежних веков, от прежних поколений духовные дарования, которыми живем и пользуемся, и, сохраняя их, передаем тем, кто приходит на смену нам.
Велика ответственность человека. Что можем мы оставить после себя? Как родители оставляют здесь в детях свое духовное сокровище, радуются, что этот духовный дар будет продолжен ими, так Церковь, возрождая каждого верующего человека в купели Крещения, передает ему все то обилие благодати, которым пользовались члены Церкви, ее духовные чада до него. И действительно, братья и сестры, когда мы стоим здесь, в храме, и обращаемся с молитвой к Богу, разве мы думаем о том, что, уйдя из этого мира, мы ничего не оставим?
Мы вспоминаем великих святых, заповедавших строго блюсти Православие и хранить наши святыни, взрастивших и укрепивших веру, показавших пример служения отечеству. Благоговейно приняв в сердце духовное наследие отцов, мы передаем его нашим преемникам – детям, внукам и всем тем, кто придет в жизнь после нас. И потому в день, когда подводится итог прошедшей жизни, – в новогоднюю ночь, в первый день наступающего года и в последний день года уходящего, – мы прежде всего обращаемся внутрь своей души, в глубину своего сердца, чтобы там прочесть, что записали мы в истекшем году. Много ли накоплено нетленных сокровищ – добрых желаний, осуществленных добрых дел? Много ли мы утолили слез? Много ли мы отдали от своих внешних, материальных сокровищ на службу другим? И блаженно то сердце, которое сохранило и умножило в недрах своих эти духовные сокровища.
Но глубокая скорбь наполняет душу того человека, который, обратившись к своей совести, увидит, что за истекший год в душе поселились жестокость, пустота и мрак. И нет там ни одного доброго дела, ни доброго желания. Ибо все, что собирал человек во имя свое, для самого себя, провалилось в бездонную пропасть его самолюбия, его гордости, его алчности. Сердце этого человека не стало нетленным сокровищем для Вечной жизни.
И потому сейчас, заглянув в прошедший год, в самих себя, ответим пред Богом, что мы сделали за год прошедший. И поблагодарим Бога за то, что Он даровал нам время для свершения нашей христианской жизни, поблагодарим Его за то, что Он побуждал нас совершить что-то доброе.
Не может быть, чтобы кто-либо из нас, даже самый взыскательный, самый строгий к себе человек, не нашел в себе ничего доброго! Есть у нас, братья и сестры, и добрые желания, и добрые дела. Мало их, не столько, сколько хотелось бы, но они есть. Есть у нас добрые чувства, которые временами переполняют нашу душу, но, как пар, исчезают, если не претворяются в угодные Богу намерения и дела.
Есть у нас и усердие к Церкви, есть у нас и желание молиться, есть у нас стремление прийти в храм, для того чтобы здесь хотя бы малое время быть с Богом, побыть с теми, кто стоит рядом с нами, растворяя воздух теплотой своей веры, своей любви, своей молитвы.
Как бы мы ни осуждали себя за все дурное, что мы совершили в этой жизни, Бог ведает, что в сердце нашем есть и для Него хотя бы малое, но согретое верой место. И в эту глубокую сердечную обитель мы и собираем те духовные дары, которые несет каждый человек, живущий на земле.
Так постараемся расширить это вместилище сердечное! Памятуя слова Апостола: сердце наше расширено. Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно. В равное возмездие (говорю, как детям) распространитесь и вы (2 Кор. 6, 11–13). Поблагодарим Бога, Который дает нам сегодня вступить в новый год, переступить порог этого условного времени для того, чтобы в новом году мы расширили хранилище нашего сердца, распростерли, по слову святых отцов, крылья нашей души – пост и молитву. Пусть в сердце нашем будет больше простора для веры, для благочестия, для любви к людям. И тогда святая православная вера вознесет общецерковную молитву к Богу обо всем мире, о всех людях. И наша душа будет светла, приветлива. В ней каждый найдет себе место – участие в судьбе, в жизни, в делах каждого человека, кто живет на земле.
Поблагодарим Бога за то, что мы собрались сегодня в храме, чтобы здесь получить благословение на год наступающий. Попросим Его и о том, чтобы нам, принесшим в Церковь свое доброе благочестивое чувство, не утратить его и в день наступающий.
Мне вновь вспоминаются проникновенные слова покойного Патриарха Алексия I, который говорил: «Благодарная молитва – это рука, простертая за получением новых милостей Божиих». И потому не случайно Церковь поучает нас благодарить Бога за каждый прожитый день и начинать свою молитву именно с молитвы благодарения. Не случайно день первый начинающегося года мы освящаем благодарственным молебном.
Так будем же благодарны, братья и сестры, Богу за то, что Он даровал нам жизнь для добра. Будем благодарны друг другу за то, что мы здесь ощущаем себя в единой, родной и теплой семье. Поблагодарим Бога за то, что Он дает нам вновь время быть добрыми христианами и наполнить свой внутренний мир таким духовным сокровищем, которое пойдет с нами в Жизнь Вечную. А там мы вновь с еще большей силой разделим радость, пережитую здесь, радость веры, радость церковной жизни, радость нескончаемую. Аминь.Митрополит Волоколамский и Юрьевский ПИТИРИМ
ПРИМЕЧАНИЯ
Слово под Новый год // ЖМП. 1981. № 1. С. 26–27.