ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
04-2009

ПРОПОВЕДЬ

Белоснежный покой

Проповедь за Божественной литургией в Великую Субботу
в день Благовещения Пресвятой Богородицы

       Белоснежный покой, словно зимняя равнина, расстилается перед нами. Этот день покоя, день Субботы Преблагословенной, был предначертан еще в ветхозаветные времена. День Седьмой, о котором говорится в Священном Писании как о дне, который следует посвящать Богу (см.: Исх. 20, 8–11), посвящается ныне Самим Богом человеческому роду. Господь почи в день седмый от всех дел своих, яже сотвори (Быт. 2, 2). Но ныне это не дела миротворения, а дела домостроительства спасения рода человеческого. Человек получает возможность соединиться с Богом, восстановить связь, которая когда-то была разрушена вследствие грехопадения. Тогда, давным-давно в раю человеческий род стал родом изгнания. Человек сделался отверженным от Бога и с тех пор скитается как изгнанник по путям жизни на протяжении многих и многих поколений. И нет возможности преодолеть средостение, которое разделяет его, человека, и Бога, сотворившего Небо и землю. Между человечеством и Божеством пропасть, не имеющая дна. Бездна – вот, что разделяет человека и Бога. Но Господь милосерд. В мир Он посылает Сына Своего, Который воплощается от Девы, для того чтобы связь, разорванная и разрушенная когда-то в древности, была восстановлена и сделалась вечной и незыблемой. Это – смысл Великой Субботы, Субботы Преблагословенной, в которую почил Господь для того, чтобы в третий день воскреснуть и совоскресить весь человеческий род.
       Этот день, день ожидания славного Христова Воскресения, по сути своей самый главный и важный в течение всего богослужебного года. Но сегодня он удивительным образом сочетается с другим праздником, с другой радостью, связанной с Тайной спасения рода человеческого – днем Благовещения Пресвятой Богородицы. Наш церковный календарь устроен так, что такое совпадение бывает очень редко. Великий индиктион – порядок сочетаемости праздников Триоди и Минеи простирается на пятьсот тридцать два года. И лишь шестнадцать раз за этот длительный период Великая Суббота и Благовещение Пресвятой Богородицы совершаются в один день, совпадают. Но это не просто одна из особенностей конструктивных принципов византийского календаря. Это повод обратить наш умный взор на соответствие того, что произошло тогда, когда Архангел Гавриил предстал Пресвятой Деве, и того, что случилось затем по прошествии тридцати трех лет. Оказывается, предсказанное ангелом Воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы имеет значение и смысл как начертание – спасения нашего главизна – восшествия на Голгофскую гору Божественного Сына, для того чтобы через три дня после Его смерти преобразиться светом Воскресения.
       Два этих события связаны между собой. И та скорбь, о которой говорил Симеон Богоприимец Пресвятой Богородице (см.: Лк. 2, 34–35), явственно и реально чувствуется и переживается всеми теми, кто верует во Христа Воскресшего. Оказывается именно сейчас Симеоном предреченное в Церкви днесь собыстся. И мы, стоя в храме Божием, сопереживаем самые тяжелые, самые скорбные минуты в жизни Пресвятой Богородицы, понимающей, ради чего была возвещена Ей великая тайна Боговоплощения. Оружие действительно пронзает Ее сердце. Возвещенное в дни Ее юности сбывается теперь. И вот уже Она, Пресвятая Дева, стоит у Креста Своего Божественного Сына в скорби и трепете, а тьма принимает в свои объятия Голгофскую гору и стоящий на ней Крестный Жертвенник, на котором распинается Aгнец Божий ради спасения всех верующих в Него.
       Удивительно сочетаются в нынешнем богослужении тихая радость и великое безмолвие скорби. То самое празднование, которое совершается с пением «архангельского гласа» и плач у гроба Спасителя, повиваемого белоснежными пеленами. Два цвета соединяются и сочетаются в сегодняшнем богослужении – небесный цвет, который восхваляет Пресвятую Деву, и цвет покоя, печали, скорби и ожидания – цвет белоснежных пелен Спасителя.
       Каждый раз во время Страстной Седмицы мы внимаем скорби Пресвятой Богородицы. Вместе с Ней, Ее устами воспеваем у гробницы Спасителя радостные слова, без которых невозможно понять смысл подвига Сына Божия и Сына Человеческого. Каждый раз на Страстной мы понимаем, что Пресвятая Дева послужила великой тайне Боговоплощения, делающей человека насельником Жизни Вечной. Но ныне эта связь, таинственная и сокровенная, представляется более явственной, чем в другие годы. Мы понимаем, что скорбь, свойственная Пресвятой Деве, стоящей у Креста, растворена радостью о Христе Воскресшем. И та великая слава, которая воздается Ей сегодня в Церкви Божией, растворяется в славе Ее Божественного Сына, в славе Воскресения Христова. Молчаливая скорбь и тихая радость Богородицы делаются причастницами безмолвия, свойственного дню Седьмому, тому самому дню, в который почил Господь.
       Пройдет совсем немного времени, и все мы будем с радостью утверждать словами своими факт Воскресения Христова. Но во всех пасхальных песнопениях, которые будут возглашаться в Церкви Божией, найдется место для прославления Богородицы. И Она, рыдающая сейчас, обнимающая снятое со Креста Тело Своего Божественного Сына, будет вместе с нами радоваться и воспевать Его восстание, победу над смертью, победу над адом, чьи врата Он, Господь, сокрушил, давая возможность всем нам сделаться причастниками Воскресения. Изменится и видимый мир. В наших широтах праздник Пасхи Господней совпадает с весной, побеждающей зимнюю стужу. Тают снег и лед, превращаясь в воду, которая так нужна растениям, в чьих ветвях начинается движение новой жизни: распускаются почки, появляются листья, а затем начинается цветение. Это – образ той самой «благоуханной весны Воскресения», которая побеждает морозную стужу смерти. И в нашем сердце тоже происходит пробуждение – мы становимся причастными великой тайне спасения человеческого рода. Невозможно представить какое-либо церковное богослужение без прославления Пресвятой Девы. Но невозможно представить и само это прославление без нынешнего дня, когда Пресвятая Дева плачет и рыдает над телом Своего Божественного Сына. Так радостью растворяется печаль, подобно тому, как лучами весеннего солнца растворяются лед и снег.
       Братья и сестры, в этот удивительный день, в день, когда сочетаются два величайших события – Суббота накануне Воскресения Христова и Благовещение Пресвятой Богородицы, без которых спасение человеческого рода не стало бы возможным, прислушаемся к голосу своего сердца. И вместе с тем прислушаемся к слову евангельскому. Как одно дополняется другим! Мы пришли на землю для того, чтобы прославить Бога. Мы пришли на землю для того, чтобы послужить Воскресшему из мертвых. Ведь Он послужил нам. Ведь Он возвестил нам путь ко спасению, без которого невозможно восхождение человека от земли на Небо, без которого невозможно проникновение в тайну вечности. Будем же проходить наше служение так, как повелевает Господь, – в страхе и трепете. И то самое «благое молчание», которое свойственно сегодняшнему дню Великой Субботы, пусть будет спутником всей нашей жизни. Аминь.

Протоиерей Борис ДАНИЛЕНКО

Великая Суббота –
Благовещение Пресвятой Богородицы
25 марта / 7 апреля 2007 года
Храм Воскресения Христова,
что в Пленницах, в Москве