ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
03-2010

В ПОМОЩЬ НАСТОЯТЕЛЮ

Реставрация и некоторые принципы содержания храма

Советы по реставрации храмов, подготовленные для нашего журнала архитектором-реставратором Андреем Тутуновым в конце прошлого года (№ 9 и 10), вызвали большой интерес и убедили нас в необходимости продолжить разговор. Статья прот. Сергия Шумилова – это взгляд на реставрацию храма с точки зрения настоятеля.

       Церковная реставрация храма (храмового комплекса) является процессом воссоздания авторского замысла в современности. Для нас с вами это означает, что, приступая к реставрации храма или храмового комплекса, мы должны максимально точно представлять себе всю историю архитектурного развития реставрируемого храма. Такое представление может сложиться на основании серьезного историко-архивного исследования, проведенного компетентным лицом или организацией.

       В качестве примера необходимости такого исследования можно привести проект реставрации храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. В 2009 году в консультативно-экспертный совет при отделе по реставрации и строительству Московской епархии был представлен масштабный проект реставрации этого храма, предусматривающий воссоздание древнего храма (1408–1420), но большего по площади, и соединение его гульбищем с храмом Рождества Богородицы (1547). Проект был выполнен на очень хорошем уровне. Но после продолжительного обсуждения совет принял решение рекомендовать правящему архиерею отклонить этот проект, так как он не учитывал тот первоначальный авторский замысел, который был воплощен при строительстве этого уникального памятника XVI века и выявлен при проведении научной реставрации в 1960-е годы.
       Существует отличие церковной реставрации от исторической. Признавая безусловную ценность научной реставрации, тем не менее необходимо отметить существующий внутренний конфликт церковного подхода и музейной системы охраны памятников. Самым ярким примером такого рода непростых взаимоотношений является так называемое «совместное использование» уникальных храмов Московского Кремля. Перед каждым богослужением, совершаемым в этих храмах, происходит освящение алтаря, так как в обычные дни алтари используются музейными работниками как служебные кабинеты. При служении Литургии Преждеосвященных Даров Святые Дары освящаются в Елоховском соборе и доставляются в эти храмы перед совершением Литургии. После же совершения богослужений, едва Патриарх покидает храм, по всему храму мгновенно возникают музейные таблички и ограждения, а в алтари входят музейщики со своими вещами.
       Принципами церковной реставрации являются преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика и функциональности храма. Благочинность и удобство совершения богослужений для нас имеют большее значение, чем для музейных работников. Однако не прибегать к их профессиональным знаниям будет слишком самонадеянным. Вопиющим примером такой самонадеянности служит грубый, утилитарный подход настоятеля к реставрации церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной под всемирно известной звонницей Ростовского кремля. По распоряжению настоятеля, вопреки нормам государственного законодательства и церковной традиции, в церкви, являющейся памятником культуры (XVII века) федерального значения, было пробито пять никогда ранее не существовавших дверных проемов, растесан дверной проем входа в церковь, пробиты ниши под окнами для радиаторов отопления, стесаны в нижней части утолщения стен. После проведения этих работ церковь навсегда утратила свой изначальный интерьер. Более того, была утрачена несущая способность здания. Над церковью находится знаменитая звонница, вес одних только колоколов которой – более 60 тонн. За самоуправство, приведшее к причинению ущерба памятнику истории и культуры всероссийского значения, возбуждено уголовное дело по ст. 243, ч. 2 Уголовного кодекса РФ.
       Восстановление и благоукрашение храма мы должны рассматривать как форму христианской проповеди, способ воспитания прихожан в духе заповедей Божиих, возможность привития любви к храму, воспитание православного вкуса и такта. И напротив, обезображенный безвкусной реставрацией или росписью храм может стать, и часто становится препятствием в обретении богооткровенной, а не народной веры, для еще чувствующих фальшь людей.

Роль настоятеля в реставрации храма

       Реставрация – сложный процесс, требующий высокого профессионализма и большого количества времени. Настоятелю храма в процессе реставрации уместно взять на себя функции организатора всех работ, но не прораба-исполнителя. Ответственность настоятеля подразумевает необходимость знания истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, основ экономики и финансов, наличия художественного вкуса и такта. К сожалению, в настоящее время отдельные священники позволяют себе считать, что каждый настоятель в состоянии отреставрировать или расписать храм на свой вкус, отрицая тем самым христианскую эстетику как учение о прекрасном, преображенном естестве. Можно напомнить, что подобные мысли еще в XIX веке высказывал в своей статье «Разрушение эстетики» двадцатилетний нигилист Д. И. Писарев. В частности, он утверждал: прекрасное для каждого человека есть то, что соответствует его личному вкусу. Следовательно, эстетика как наука не может существовать, она должна быть заменена физиологией и гигиеной.


Реставрация как основная расходная статья содержания храма

       Стоимость профессиональных и качественных реставрационных работ, как правило, значительно превосходит возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных ресурсов, которыми располагает настоятель и приход в целом.
       Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ.
       1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры. Оно имеет свои плюсы и минусы. В данном случае силами прихода выполняются только определенные формально-бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а также дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов и строительных организаций Но необходимо помнить, что «кто платит, тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации может быть, мягко говоря, не церковным. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.
       2. Проведение реставрации на средства прихода. Повторю, что эта задача существенно превосходит возможности приходской общины. Исторически здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города, и тем более – деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода.

Составляющие реставрационного фонда прихода

       1. Собственные средства прихода – очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. При этом очень важно понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.
       2. Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, мы всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1 Кор. 3, 16). В идеале, благотворители могут стать прихожанами наших храмов.
       Привлеченные средства формируются из:
       – целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц;
       – нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т. д.);
       – благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части;
       – помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей.
       Нам представляется важной духовной задачей, стоящей перед настоятелем в данном случае, раскрыть конкретным представителям различных властей нравственную ответственность государственной власти в целом за разрушение храмов и монастырей.

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь

Расход средств на проведение реставрационных работ

       Договариваясь с исполнителями тех или иных работ, нужно знать существующие расценки на эти работы. Требование о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией, которое содержится в Договоре об охране памятника культуры, нам представляется в настоящее время трудновыполнимым; тем не менее рабочих на реставрационные работы следует брать лишь по надежной рекомендации. Важное качество любого руководителя (в нашем случае настоятеля, как организатора и руководителя реставрационных работ) – чувство баланса «цена – качество». Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно, воздерживаться от предоплаты. Незаработанные деньги, особенно в церкви, развращают.
       Настоятель, предоставляя работу, должен знать, в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться, и эти условия должны быть достойными. Необходимо также добиваться, чтобы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, в свою очередь, соответствовало нормам хотя бы простого приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на его территории. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить они могут лишь в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.
       Оплата за выполненные работы должна проводиться в строго оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Окончание реставрационных работ

       Приступая к реставрации храма, необходимо понимать, что через три-пять, максимум через семь лет естественно возникнет необходимость в очередной реставрации, поэтому окончание реставрационных работ достаточно условно. Тем не менее окончание этапа должно быть четко осознаваемо. Это позволит правильно подвести итоги и достойно подготовиться к следующему строительному сезону. Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме.
       Рапорт об окончании реставрационных работ, поданный правящему архиерею, будет свидетельствовать о церковном понимании настоятелем процесса реставрации храма как послушания.

Протоиерей Сергий Шумилов

* * *

ЭТАПЫ РЕСТАВРАЦИИ ХРАМА (ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА)

       • историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;
       • эскизный проект реставрации в объеме, установленном правящим архиереем;
       • благословение правящего архиерея на реставрацию;
       • разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры;
       • проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским, а также под настоятельским надзором;
       • акт приемки реставрационных работ;
       • рапорт правящему архиерею о завершении реставрации.

* * *

СПРАВКА

       Протоиерей Сергий Шумилов – настоятель Никольской церкви с. Васютино Павлово-Посадского района Московской области, член Епархиального отдела по реставрации и строительству от Павлово-Посадского благочиния, член Консультативно-экспертного совета при Епархиальном отделе по реставрации и строительству. До принятия священного сана отец Сергий окончил Московский инженерно-строительный институт по специальности «Экономика и организация строительства», работал в Моспроект–3 ГлавАПУ г. Москвы.