ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
09-2010

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Морской поход

К 90-ЛЕТИЮ ИСХОДА РУССКОЙ АРМИИ ИЗ КРЫМА

Морской поход, организованный Фондом Андрея Первозванного и Центром национальной славы России, стал символической вахтой памяти. За 11 дней похода его участники посетили Бизерту, Лемнос, Пирей, Галлиполи, Стамбул – те места Средиземноморья, где размещались воинские части Русской армии генерала Петра Врангеля и гражданские лица, покинувшие Крым в 1920 году. Все они надеялись вернуться и освободить Россию от большевиков. Но этого не случилось. Большинство из них окончили свои дни на чужбине, но память о них бережно сохранили потомки. Они уверены: без этих имен не может быть подлинной истории России.

       Морской поход – это событие, далеко выходящее за рамки привычных форматов. Мемориальные мероприятия послужили поводом для большого и серьезного разговора, центром которого стали Россия и русский человек – то, что в последнее время принято определять понятием «Русский мiръ».
       Каковы сегодня границы Русского мира, что препятствует и что может способствовать его развитию? Участники Морского похода стремились дать свои ответы на эти непростые вопросы. «Тот, кто живет в России сегодня, должен понимать, что судьба россиян, оказавшихся на чужбине в те далекие годы, – это неотъемлемая часть истории его страны и народа, – отметил президент ОАО РЖД Владимир Якунин, председатель Попечительского совета Фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы России (ЦНС), приветствуя участников Морского похода. – Пусть обращение к общему прошлому укрепит в нас способность к сопереживанию и извлечению уроков из опыта истории».

       На 11 дней корабль стал «русским Ноевым ковчегом». На нем собрались политики и чиновники, предприниматели и банкиры, дипломаты и историки, журналисты и общественные деятели, художники, писатели и музыканты – всего немногим более 300 человек, и четверть из них потомки эмигрантов первой волны. В походе приняли участие потомки Суворова, Кутузова, княжеских и дворянских родов – Трубецкие, Чавчавадзе, Нарышкины, Шаховские, Головины и многие другие.
       Разговор оказался трудным – значительно более трудным, чем рассчитывали его организаторы и многие участники. Но вряд ли могло быть иначе: в центре внимания были события, радикально изменившие контуры Русского мира – революция, Гражданская война – и последующая судьба тех, кто остался верным России и не смирился с властью большевиков.
       «Для нас, потомков воевод Русской добровольческой армии, было чрезвычайно удивительно познакомиться с мнением некоторых участников, которые оправдывали политику большевиков и даже поддерживали Сталина», – с горечью отметила Мария Генко-Старосельская. Эмиграция не принимала попытки оправдать Советский Союз и призывала отказаться от просоветского понимания истории.
       Десять дней потомки офицеров Русской армии генерала Петра Врангеля, Императорского Черноморского флота, офицеров армии генерала Кутепова и Донского казачьего войска рассказывали о судьбах своих семей. В этих выступлениях поражает глубоко осознанная связь между событиями семейной истории на протяжении поколений и «большой» историей России. Эти русские люди не только разбираются в истории, понимают ее, но и способны дать убедительные нравственные оценки многим событиям.
       «Солдаты и офицеры Русской армии, флота и казачества, не защищали «реакционный антинародный строй» против «прогрессивной части рабочего класса и крестьянства», как этому учили детей в школах СССР; это были люди преданные России, своей Родине, которую они не хотели отдать Коммунистическому интернационалу как жертву, как материал, для выполнения его преступных планов мирового господства, – отметил Алексей Келин, сын казачьего офицера из Праги. – Людям, проживающим в современной России трудно признать, что СССР был страной, основанной на преступной идеологии».
       Другой полюс дискуссии – прочтение истории России с просоветских позиций – выражался не столько в конкретных выступлениях и заявлениях, сколько в деталях. Но и детали говорили о многом, а порой становились поводом для конфликтов и обид со стороны эмиграции.
       Дискуссии вполне убедительно показали, что антикоммунистическая интерпретация истории России не является антирусской или антироссийской. Надеюсь, об этом не забудут и члены «Единой России», активно участвовавшие в обсуждении. Одиннадцать дней, проведенные на корабле, позволили абстрагироваться от должностей и званий и вести разговор по существу – о прошлом, настоящем и будущем России.

       Сегодня Русский мир отличается большим многообразием, и его развитие связано с отказом от каких-либо претензий на идеологическую монополию. В Морском походе преодолеть такую монополию помогли историко-культурный контекст и живое общение. Никто из участников не сомневался, что Галлиполи, Лемнос и Бизерта – героические страницы русской истории. Но одно дело рассматривать их отдельно, и совсем иное – поставить их в контекст истории России. Последнее, по всей видимости, еще только предстоит сделать.



Поход в прошлое

       В этом году исполняется 90 лет со дня исхода Русской армии генерала Петра Врангеля из Крыма. Под натиском в десять раз превосходящих сил РККА под командованием Михаила Фрунзе более 140 тысяч человек покинули Россию. Императорский Черноморский флот, переименованный в Русскую эскадру, ушел в тунисский порт Бизерта, регулярные части под командованием генерала Александра Кутепова разместились в Галлиполи, кубанские и донские казаки оказались в пустынной части острова Лемнос, раненые были отправлены в Пирей. Русских беженцев приняли Стамбул, Варна, Белград... Вскоре появятся «русская Прага», «русский Берлин» и «русский Париж». Каждое из этих мест отмечено могилами русских людей – не только солдат и офицеров, но также их жен и детей...
       По-разному сложилась судьба тех, кто оказался в эмиграции. После признания Советской России европейскими государствами все воинские части Русской армии были расформированы, большинство военнослужащих – от генералов до солдат – вместе с членами их семей оказались в крайней нищете и вынуждены были искать любую работу.
       Кстати, слово «беженец», столь распространенное сегодня, впервые появилось в международном праве в 1920-е годы и относилось исключительно к русским, бежавшим из Советской России. Проблема была столь серьезной, что для русских беженцев был разработан специальный международный документ, получивший название «нансеновского паспорта». По всему миру так жили сотни тысяч русских людей – в Западной Европе и на Балканах, в США и Латинской Америке, в Китае и Австралии.
       В тунисском Бизерте русским было предложено принять французское гражданство, но не все этим воспользовались. Морской офицер, командир миноносца «Жаркий» Александр Манштейн заявил, что присягал России и навсегда останется русско-подданым. Его дочь Анастасия Ширинская 70 лет прожила с нансеновским паспортом и только в 1999 году снова получила гражданство России. «Я ждала российского гражданства, – говорит Анастасия Александровна, – советское не хотела. Потом ждала, когда паспорт будет с двуглавым орлом – посольство предлагало с гербом Интернационала, я дождалась с орлом».

Анастасия Ширинская. 1930-е годы. Бизерта

       Большинство же из тех, кто вернулся в Советскую Россию, поверив обещаниям большевиков, быстро нашли свою смерть. Многие были расстреляны сразу же после того, как ступили на русский берег, или немного позже, в годы «большого террора». Выжили единицы.
       Русская армия Врангеля эвакуировалась из Крыма и нашла первый временный приют в различных частях Средиземноморья – все их даже трудно перечислить. Условия жизни были тяжелые, порой невыносимые, и многие из этих мест отмечены могилами русских людей.
       Долгие годы места захоронений пребывали в запустении. Исключение составляет, пожалуй, лишь Бизерта.
       Здесь русские могилы сохранялись благодаря Анастасии Ширинской. Памятник в Галлиполи был разрушен землетрясением 1949 года. Приблизительно в то же время землетрясение окончательно уничтожило надгробия на русском кладбище на острове Лемнос. В Пирее греческие власти значительно уменьшили в размерах участок русского кладбища. Из могильных плит, которые могли быть просто уничтожены, построили небольшую часовню. На страницах «Журнала Московской Патриархии» мы уже не раз рассказывали о том, какие усилия предпринимаются по увековечению памяти жертв политических репрессий и новомучеников в самой России.
       Не менее важной представляется работа по сохранению русских захоронений в Европе. И здесь к Бизерте, Лемносу, Пирею и Галлиполи добавляются захоронения на Принцевых островах и на Мальте, русское кладбище на Олыпанах в Праге (Чехия) и, конечно, Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
       Но кладбища – это не единственная память о прошлом. В эмиграции действуют объединения, сохраняющие память о Русской армии – Обществе потомков галлиполийцев, Морское собрание и Общество памяти Российской Императорской Гвардии.


Поход в будущее

       Поход выполнил важную задачу – объединил многочисленные инициативы по уходу за русскими могилами на чужбине. За кладбищем на Лемносе с 2006 года ухаживает молодежный отряд при Новоспасском монастыре, памятник в Галлиполи восстановлен усилиями ФАЛ и ЦНС, русское кладбище в Пирее находится на попечении русского прихода в Афинах. Остается открытым вопрос, кто будет ухаживать за кладбищем в Бизерте после кончины в декабре 2009 года Анастасии Ширинской.
       Инициативы по восстановлению мемориалов и уходу за кладбищами возникли во многом спонтанно, однако, возможно, что Морской поход позволит привлечь к этой работе МИД России и Министерство обороны (последнее – в том случае, если на кладбище есть военные захоронения).

       Но это все-таки частная задача. Если бы цель Морского похода была исключительно мемориальной, то он остался бы в ряду многих других историко-культурных событий и не более. Но Морской поход стал походом не только в прошлое, но и в будущее России.
       Мало рассказать о тех событиях нашей истории, которые на долгие годы были вычеркнуты из наших учебников. Надо, чтобы эти события и их участники заняли в нашей истории достойное место. Путь к этой цели не будет легким, но он уже начинается.
       Казалось бы, история борьбы Русской армии генерала Врангеля с Рабоче-крестьянской Красной армией, вдохновлявшейся идеалами мировой революции, – это лишь один из эпизодов Гражданской войны. Той войны, в которой победили большевики, но проиграла вся Россия.
       «Представители старой русской эмиграции не сомневаются в том, что их отцы стояли на стороне добра и защищали от чужих захватчиков истинную Россию, которую хотели видеть построенной на основах христианской веры, морали и этики, – убежден Алексей Келин. – Эту Россию они унесли в своих сердцах в изгнание и передали ее своим потомкам в нескольких поколениях».
       Несмотря на прошедшие 90 лет, память о героях Русской армии сохранилась. Более того, их идеалы – любовь к Родине, готовность к жертвенному служению, понятия о долге и чести – для нас сегодня неизмеримо важнее, чем ложь, ненависть и дух разрушения, которые оставили большевики в наследие современной России.

Сергей Чапнин

Фото автора.
При подготовке публикации использованы материалы
Галли Монастыревой и Л.П. Решетникова,
а также фотографии, предоставленные ГА РФ
и Фондом Андрея Первозванного

* * *

НИКОГДА БОЛЕЕ!

Обращение участников Морского похода ко всем представителям русского мiра

       Девяносто лет назад, в трагические дни ноября 1920 года, прошла эвакуация из Крыма более чем ста пятидесяти тысяч русских граждан – военнослужащих Русской армии и гражданских беженцев. Дальнейшая судьба этих не по своей воле лишенных Родины людей состояла в рассеянии по всему миру. Впоследствии многие из наших соотечественников внесли свой вклад в развитие культуры, социальной и государственной сферы иных стран.
       Жизненные драмы людей, покинувших Родину и оставшихся, стали одним из самых печальных итогов Гражданской войны в России. Памяти о них посвятили мы наш Морской поход.
       Сегодня эта память обязывает нас со смирением извлечь тяжелые уроки из того лихолетья и сделать вместе все, чтобы впредь Отечество наше никогда более не оказалось под угрозой исчезновения, а народ – перед лицом утраты собственных родовых корней.
       Участники Морского похода заявляют:
       Выдвижение и воплощение в жизнь идеи раскола народа России на противоборствующие гражданские части, противопоставление их друг другу во взаимной борьбе на уничтожение есть грех преступного покушения на единство и целостность русского государственного бытия.
       Гражданская война есть следствие совокупного греха всех слоев российского общества. Его повторение может стать причиной нового витка социальных противостояний, размывающих связующие основы народной жизни и превращающих единый народ в разрозненное население.
       Залогом тысячелетнего поступательного движения и главной цивилизационной основой России всегда была, есть и будет православная традиция. Другие традиционные религии России всегда вносили и будут вносить свой вклад в созидание русской цивилизации.
       Угасание религиозного духа в народе и усвоение обществом чужеродных антидержавных идей подрывают народные силы и приводят в конечном итоге к гражданскому расколу, разрушению культуры и упадку цивилизации.
       Не допустимы – никогда более! – любые попытки радикальных преобразований жизни общества путем физического уничтожения одной его части другими его частями. Такие ухищрения основаны на лживой идее о возможности достижения благих целей преступными средствами.
       Государственное единство народа России есть величайшая ценность. Святой долг всех верных ей сынов и дочерей самоотверженным и добросовестным служением сохранять без ущерба эту ценность для будущих поколений.
       Наше Отечество возвращается к самим истокам своего жизнеустроения и обретает прочное духовное и нравственное основание своего будущего. Мы совершаем наш Морской поход в преддверии знаменательного события – годовщины начала русской государственной истории, 1150-летие которой наступит в 2012 году. Надеемся, что наш поход послужит делу обретения членами Русского мipa единства, подлинной гражданственности, основанной на высоких духовных идеалах ответственности, самопожертвования, трудолюбия и любви к ближнему во имя сохранения традиции великой российской государственности.

24 июля 2010 г.

* * *

ИЗ ПРИВЕТСТВИЯ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА УЧАСТНИКАМ ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ АКЦИИ «МОРСКОЙ ПОХОД»

       В далеком 1920 году Крым покидали представители различных сословий нашего народа. В вынужденную эмиграцию отправлялись члены императорской фамилии и казаки, генералы и рядовые, архиереи и монахи, крестьяне и купцы, богословы, писатели, художники, музыканты. Страна лишилась значительной части национальной элиты. Люди, оплакивая свое расставание с Родиной, верили, что покидают Россию лишь временно и трагедия гражданской войны скоро уйдет в прошлое, а Отечество вновь вернется к традиционному укладу жизни предков.
       Нынешний морской поход прошел через те портовые города, где тысячи соотечественников нашли свое пристанище: Константинополь, Бизерту, Лемнос, Галлиполи. Символично, что в этом странствии принимали участие представители самых разных профессий и слоев нашего общества: руководители крупных предприятий, ученые, духовенство, военнослужащие, деятели культуры и образования. Проведенная акция послужит делу национального исторического примирения и сохранению памяти о трагических страницах прошлого.
       Молюсь, чтобы больше никогда на нашей земле не повторилось то страшное время, когда брат поднимал руку на брата, а сын на отца. Для этого всем нам: Церкви, государственным институтам, общественности – нужно объединить усилия во имя сохранения единства, гражданского мира и согласия.

* * *

БИЗЕРТА

       Бизертское озеро самая северная точка Африки. Тридцати кораблям и трем подводным лодкам Императорского Черноморского флота, ушедшим из Севастополя, здесь было тесно. Они стояли, плотно прижавшись бортами, и между палубами были переброшены мостики. Моряки говорили, что это военно-морская Венеция или последняя стоянка тех, кто остался верен своему императору. Русские корабли пришли в Бизерту в конце 1920 начале 1921 года несколькими группами. Тогда еще многие верили, что приведут себя в порядок и вернутся на Родину. Среди кораблей, пришедших в порт Бизерты, флагман Русской эскадры линейный корабль «Генерал Алексеев» один из самых современных кораблей того времени, один из первых авианесущих кораблей российского флота на нем размещалась одна «летающая лодка», а также подводные лодки, причем последних проектов. Здесь возник настоящий русский городок на воде морской корпус для гардемаринов на крейсере «Генерал Корнилов», православная церковь и школа для девочек на «Георгии Победоносце», ремонтные мастерские на «Кронштадте». На сушу выходить было запрещено: французы обнесли корабли желтыми буйками и поставили карантин.

Крейсер «Генерал Корнилов»

       Моряки, казаки, остатки Русской армии не сбежали из Крыма в ноябре 20-го, а отступили, ушли, как говорили их деды, в ретирад ус походными штабами, со знаменами, хоругвями и оружием. Год за годом на российских кораблях в Бизерте велась служба, поднимались и спускались с заходом солнца Андреевские флаги, отмечались праздники исчезнувшего государства, в корабельном храме отпевали умерших и славили Христово Воскресение, в городском саду играл оркестр «Генерала Корнилова».

Командование Русской эскадры


       В1924 году Франция признала Советскую республику. Начался торг – Москва требовала вернуть корабли Черноморской эскадры, Париж хотел оплаты царских займов и проживания моряков в Тунисе. Договориться не удалось. Корабли пошли под нож.
       Русским было предложено принять французское гражданство, но не все этим воспользовались и тем самым они лишили себя официальной работы. Началась горькая эмигрантская жизнь. Черноморцам в Бизерте пришлось начинать жизнь заново, с нуля, несмотря на былые чины, ордена, заслуги перед Отечеством. Блестящие флотские офицеры строили дороги в пустыне, были геодезистами и топографами. Нужно отметить, что современные дороги и водопровод в Тунисе дело рук, в прямом смысле слова, русских людей.

Гардемарины Морского корпуса. 1920-е годы

       В 1930-е годы в память о Русской эскадре был построен и освящен храм в честь св. блгв. князя Александра Невского. Храм этот был задуман как памятник Российскому Императорскому флоту, поэтому церковной завесой на Царских вратах стал служить Андреевский флаг, а имена кораблей были увековечены в надписях на мраморных таблицах храма.

На крейсере «Генерал Корнилов»

* * *

ЛЕМНОС

       Остров Лемнос расположен в Эгейском море, напротив пещеры святого Нила Мироточивого на Святой Горе Афон. В конце марта 1920 г. на острове появились тысячи русских эмигрантов, покинувших большевистскую России. Почти два года, вплоть до конца 1921 г., через Лемнос проходил крестный путь свыше 30 тысяч наших соотечественников офицеров, солдат, казаков армий А. И. Деникина и П. Н. Врангеля, членов их семей, гражданских беженцев. Осенью 1920 года на Лемнос прибыли более 18 тысяч кубанских казаков генерала Фостикова. Здесь же находился Донской корпус, терские и астраханские станичники (всего 8 тысяч человек). Многие были с семьями. Французское командование разместило беженцев в пустынной части острова, запретив казакам свободно передвигаться по острову. Часть офицеров и казаков ютилась в палатках, которых было выдано такое ограниченное количество, что люди едва-едва помещались в них. Почти все, в том числе женщины и дети, спали на голой земле, иногда на жиденькой подстилке из травы и подручного материала. Не лучше обстояло дело и с обмундированием.

Смотр 5-го Донского Платовского полка. Весна 1921 г.

Первый день Пасхи. Весна 1920 г.

       Несколько лучше было положение у тех, кто прибыл на Лемнос раньше. Французы выдали им значительное количество кроватей и одеял. В районе лагеря находились бараки и другие постоянные постройки, в которых разместились лечебные заведения, штабы дивизий и полков.
       Казаки сохраняли воинскую дисциплину и порядок.
       Петр Врангель прибыл на Лемнос 17 декабря 1920 года и произвел смотр воинских частей. Затем он обратился к казакам с речью, в которой стремился их подбодрить в трудную минуту. Главком испросил у казаков право «ходатайствовать за них перед французами». Такое право ему было дано. Казаки вообще восторженно приветствовали своего Главнокомандующего, выражая полную готовность идти по первому требованию, куда он прикажет.

Командующий Лемносской группой войск
генерал-лейтенант Ф. Ф. Абрамов со штабом. 1921 г.

Палаточная церковь Донского технического полка около г. Мудраса

       «Сидение» на острове продолжалось более года. В ноябре 1921 года большая часть казаков была переброшена в Югославию и Болгарию, другие разъехались по многим странам мира. Лемносскую зиму пережили не все, на Лемносе покоятся останки около 380 человек, в том числе женщин и детей (82 могилы).
       Но могилы наших бывших соотечественников расположены на двух Русских кладбищахна «донском» участке антантовского некрополя у Мудроса (29 человек) и на погосте на мысе Пунда (349 человек), а такжеу с. Портиану (1 человек). В 2009 году на территории русского кладбища был открыт мемориал, в котором на специальных досках были начертаны имена всех, здесь погребенных. В кафедральном храме г. Мудроса находятся иконы, которые были подарены храму казаками в 1920-х годах и бережно сохранены греками до наших дней.

Палаточная церковь лагеря беженцев из Донской области.
Лето 1920 г.

Погрузка на пароход, уходящий в Болгарию. Июль 1921 г.

* * *

ГАЛЛИПОЛИ

       Полуостров Галлиполи находится в европейской части Турции, он тянется узкой полоской суши между проливом Дарданеллы и Эгейским морем.

       В Галлиполи располагался наиболее многочисленный Первый Армейский корпус под командованием генерала А. П. Кутепова. К 1 января 1921 года корпус насчитывал 9540 офицеров, 15617 солдат, 369 чиновников и 142 врача и санитара. Всего почти 26000 человек, в том числе женщины и дети.
       Первый период пребывания русских в Галлиполи был очень тяжелым. Зимой люди страдали от неблагоприятных погодных условий и голода. Долина, в которой находился лагерь, была открыта для всех ветров. Палатки и бараки, которые служили жильем, продувались. Несчастья усугублялись отсутствием в лагере медикаментов. В декабре 1920 январе 1921 года умерли более 250 человек. Всего за время пребывания в Галлиполи умерли 342 человека.

Командир Корниловского Ударного полка генерал Скоблин со своим штабом

Лагерь Корниловского Ударного полка

       Несмотря на бедствия, в лагере поддерживались строгая дисциплина и максимально возможный в таких нелегких условиях порядок. Появились школы и училища. В Галлиполи возобновило свою деятельность Александровское генерала Алексеева училище, первый выпуск которого из 107 человек состоялся 21 июня 1921 года.
       Была возведена походная церковь. «Я никогда не испытывал такой необходимости быть в православной церкви, как здесь, в Галлиполи; с тех пор каждое воскресенье я бываю на службе», писал в своих воспоминаниях профессор математики В. Х. Даватц.

Вынос плащаницы в Великую Пятницу

Духовенство 1-го армейского корпуса

       В лагере устраивали театральные представления, проводили спортивные состязания, издавали собственные газеты и журналы. У русских военных сложились теплые отношения с местным населением.
       В Галлиполи Русская армия сохранила и укрепила свой воинский дух. Любовь к Родине всегда помогала жителям лагеря преодолевать многочисленные трудности и препятствия.
       Поздней весной 1921 года началось постепенное перебазирование Русской армии в Балканские страны.
       В мае 1921 года началось строительство памятника, посвященного русским людям, умершим в Галлиполи.
       В 1949 году памятник был разрушен землетрясением и восстановлен в 2007–2008 годах Центром национальной славы России и Фондом Андрея Первозванного.

Турок, пожертвовавший землю для кладбища и получивший медаль «За усердие»

       Русская эмиграция всегда бережно хранила память о галлиполийском стоянии. Через год после высадки на полуострове, 15 ноября 1921 года Главнокомандующий Армией генерал барон П.Н. Врангель учредил нагрудный крест в память подвига галлиполийцев. 22 ноября 1921 года было создано Общество галлиполийцев. После Второй Мировой войны на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем была установлена уменьшенная копия памятника в Галлиполи.