|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2011 |
ПРОПОВЕДЬ
Евангелие есть жизнь в Боге
Протоиерей Виктор Потапов,
настоятель Иоанно-Предтеченского собора (Вашингтон)
Притча о сеятеле, первая по времени притча Христа, является пророчеством о принятии человечеством евангельского благовествования. В ней повествуется о том, как люди принимают слово Божие и как это слово воздействует на людей.
Когда сеется живое слово Божие в греховную природу падшего человека, возникает новая жизнь. Всем без исключения людям дана возможность принять слово Божие и всем дается одинаковый шанс получить эту новую жизнь от слушания слова Божия. Основная забота всей христианской жизни состоит в том, чтобы постоянной работой над собственным сердцем приготовить в себе почву к принятию семени (слова) Божия. По-разному подходят люди к этой задаче.
Некоторые люди бывают невнимательны, рассеянны и не благоговеют перед словом Божиим. Сердце таких людей как протоптанный путь, где никакой добрый плод не может вырасти, ибо семена Божественного слова брошены на почву нравственно огрубевшего сердца, затоптанного страстями, помыслами, похотями. Душа у этих людей, как дорога, открыта всем впечатлениям и помыслам; они как бы в пути, всегда жаждут новых увлечений и забав. У этих людей слово Божие скоро исчезает из памяти, оно забывается, как будто вовсе не было услышано.
«Семя, упавшее на каменистую почву», указывает на тех людей, которые, быть может, охотно, со вниманием слушают слово Божие. Эта группа людей, возможно, даже чувствительна ко всякому добру, но принимают они слово Божие на поверхности своего ума, не дают ему проникнуть в глубину сердца. Беда таких людей в том, что они легкомысленны, нетерпеливы, непостоянны. Они готовы принять слово Божие, пока оно не требует от них жертв.
«Семя, которое попало между терниями», - это те люди, у которых заботы века сего и обольщение богатством заглушают слово Божие. Следует подчеркнуть, что не самый век виноват, но именно заботы века сего. Такие люди послушают слово Божие, поймут его и как будто примут его к сердцу и начинают жить по нему. Но на них скоро нападают житейские попечения или прельщают их всякого рода сиюминутные житейские удовольствия, а слово Божие, едва получившее себе тесное место в сердце, подавляется этими явлениями, и, увы, нет плода в жизнь вечную из-за того, что эти люди собирают плоды в жизнь временную. Таких людей, к сожалению, больше всего.
Наконец, «семя, упавшее на добрую почву», - это те люди, которые, услышав слово Божие, принимают его и хранят, твердо решив следовать ему и приносят плод добрых дел. Получая в слушании и чтении слова Божия полноту знаний о Божественной истине, познавая эту истину, они слушают ее голоса и ей служат.
Притча о сеятеле касается «таин Царствия Божия». Для понимания этой тайны со стороны слушающих должна быть соответствующая направленность воли и подобающее расположение сердца.
Слово Божие, то есть то семя, о котором говорится в притче, совсем не есть нечто внешнее для нас, нам чуждое. Подобно тому как Божественное СЛОВО (Логос)-Христос не есть Некто чуждый Отцу, но Ему единородный, составляющий с Ним «Одно» (Ин. 40, 30) и сосуществующий с Ним «от начала» (Ин. 8, 25), и подобно тому, как Сын живет Отцом (Ин. 6, 57), и никто не может прийти к Отцу, как только через Сына (Ин. 14, 6), а видевший Сына, видит и Отца (Ин. 14, 9), ибо Сын сказал нам всё, что слышал от Отца (Ин. 15, 15), подобно этому слово Божие, евангельское слово, посеянное Христом в наши сердца при рождении, не есть нечто нам чуждое и инородное.
Евангелие есть жизнь в Боге, к которой мы приобщены уже с самого зачатия нашего силой Духа Святого, силой, делающей нас сообразными Богу. В Евангелии человеческая душа узнаёт не отдельные сведения о странных и чуждых нам событиях, записанных апостолами, но в слове Божием человеческая душа узнаёт себя, свое родство и свою причастность Богу. В Евангелии человеческая душа узнаёт голос своего Творца, своего Отца Небесного, звучащего в сердце.
Семя Царствия Божия сеется, всходит и растет непонятным, таинственным образом для нас. Писание говорит, что человек спит, и встает ночью и днем, и не знает, как в нем прорастает Царствие Божие (Мф. 4, 27). Оно прорастает в нем незаметным, чудесным образом. Плоды посеянного в нас Царства Божьего прорастают в нас так же чудесно и непонятно, как «приточное семя», и не можем мы определить, что есть умножение семени в тридцать, в шестьдесят или в сто крат, только знаем, что когда сердце наше начинает гореть в нас, как у Эммауских учеников, и кажется нам, что Сам Господь отверзает наш ум к уразумению Писаний (Лк. 24, 32) и приобщает нас к тайнам Своего Царства, когда вместо желания узнать что-то из Евангелия о Боге, сердце наше начинает узнавать Его в себе - это есть свидетельство, что семя «принесло плод».
Не нам судить о количестве и качестве плодов от посеянного в нас семени Царства Божия, только знаем мы, что наивысшим было бы для нас возвращение всех плодов Тому, от Кого мы их получили. Так, указывая нам пример, Сын Человеческий, подводя итог Своей земной жизни, сказал на Кресте: «В руки Твои, Отче, предаю Дух Мой!» Так, на Литургии, молясь о возниспослании Божественной благодати, мы взываем: «Твоя от Твоих Тебе приносяще!» Так о плодах семени Царства Небесного Бог говорит человеку: «Сын Мой! Отдай Мне сердце твое!» (Притч. 23, 26). Это значит всё, что есть у тебя, человече, твои дары и таланты, твои дела и мысли, и чувства, всё сердце твое Тому, Кто дал тебе его, отдай.
Но отдать Богу мы должны чистые мысли и чувства, любовь и веру, чистую жизнь и непорочное сердце. Мы должны быть готовы вслед за псалмопевцем сказать: «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс. 56, 8). Но как уготовить сердце, чтобы оно было готово принять семя, слово Божие? Это значит совершить переворот в самих себе через покаяние. Зло будет исторгнуто из сердца тогда, когда человек даст свободу слову Божию действовать внутри себя, и оно «Божественным изменением», по выражению святителя Григория Богослова, переродит саму природу человека.
Притча о сеятеле заканчивается словами: «Имеющий уши, да слышит!» Этими словами Христос как бы стучится в сердце каждого человека, призывая нас внимательно заглянуть в свою душу, понять себя, определить, к какому разряду людей мы принадлежим.