|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2011 |
ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО
Приглашение в храм
Некоторые священники, служащие на окраинах Москвы, купили для своих храмов микрофоны и повесили звуковые колонки на улице. Такие технические новшества не дань моде или тщеславию, а возможность для общины участвовать в Литургии в полном составе. Ведь в праздники в районах с населением более ста тысяч человек внутрь церкви не зайти - в столпотворении дальше притвора не продвинешься.
«Летом это еще как-то решает вопрос, но вот зимой людям приходится нелегко», - говорит иерей Иоанн Коваль, клирик храма апостола Андрея Первозванного в Люблине, назначенный ответственным за строительство Татианинского храма на улице Краснодарской. «Еще в 2002 году, когда к нам приезжал Патриарх Алексий II, деревянная церковь в Люблине стояла уже три года и прихожане обращались к Святейшему с просьбой о строительстве еще хотя бы одного храма, - вспоминает он.
«На пожертвования постепенно удалось построить небольшое приходское здание, где теперь размещаются воскресная школа для детей и взрослых, детский центр для дошкольников, православная певческая гимназия и другие наши секции и кружки», - рассказывает священник. Сейчас здесь обучаются около 150 детей, несмотря на стесненные условия, приходские образовательные инициативы очень популярны у жителей района - славу о «музыкальном» приходе молодые родители распространяют по общеобразовательным школам и детским садам. Отец Иоанн подчеркивает: «Хочется, чтобы везде была атмосфера любви. Когда будет новый храм, будет больше возможностей проявить эту любовь к каждому. У прихода должен быть свой дом, чтобы было не 500 или 1000 случайных захожан на Пасху, а семья, каждому члену которой настоятель должен уделять свое время».
Протоиерей Михаил Глазов - ответственный за строительство храма в честь равноапостольной Ольги на Староорловской улице. Он настоятель храма Благовещения в Федосьине (район Ново-Переделкино) и имеет большой опыт организации приходской жизни - костяк его общины составляет около 500 человек, которые не только приходят на службы, но и волонтерствуют в близлежащих детских домах.
«Воскресная школа, социальные службы, библиотека - всё это работает у нас поочередно из-за нехватки места», - отмечает священник.
«Я вижу большое воодушевление у жителей района, которые узнают, что у них будет новый храм. К нам в Федосьино им приходилось добираться более часа», - добавляет он.
Батюшка не только собирает людей на молебен, но и налаживает добрые отношения с управой и жителями района, большинство из которых даже не представляют, что такое храм и зачем он нужен. «Нужно рассказывать, чем приход может послужить людям», - подчеркивает отец Михаил. Он говорит: «Не все относятся дружественно. Во дворах и так некуда машину поставить, а тут еще и храм собрались строить. Жаль автолюбителей, однако на свободном участке, если бы он не достался нам, построили бы очередной развлекательный центр, районный ночной клуб с подпольными игровыми автоматами или сомнительными торговыми точками, а против такого строительства местные жители возражают еще больше. В ближайшее время я буду встречаться с этими людьми. Надеюсь, недоумения разрешатся».
Тем, на кого будет возложено послушание создавать приходы в новых районах Москвы, придется непросто. Однако им можно надеяться на поддержку своей родной общины, ведь ответственными за строительство назначают клириков, которые служат в ближайших храмах.
Хотя эти «ближайшие» храмы могут находиться и в часе езды общественным транспортом, наиболее активные прихожане готовы тратить свое время, чтобы помогать устраивать собирающуюся общину. Например, жители района Братеево приезжают на молебны в Нагатинский затон. «Здесь никогда не было храма, так как это болотистый берег реки, на его месте сейчас построили панельные жилые дома», - рассказывает Ирина Соловьева, прихожанка храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве.
«Осталось убрать ржавый забор - и нам откроется прекрасный вид на Москву-реку. В проекте храм на берегу смотрится очень красиво, хотелось бы увидеть, каким он будет в реальности».
Община в Нагатине, где планируется строительство храма во имя Спиридона Тримифунтского, имеет уже и постоянных прихожан. Около месяца здесь проводятся регулярные богослужения во временной часовне, под которую переоборудовали строительный вагончик. Люди не вспоминают про болото и городскую свалку. «Здесь была раньше меловая гора, а в древности в меловых горах строили пещерные храмы. И место здесь какое-то особенное, благодатное»,-делится впечатлениями после молебна Татьяна Малахова.
«Святитель Спиридон сам выбрал это место: вначале говорили, что храм будет в Филях, но что-то там не сложилось, и дали участок здесь, прямо неподалеку от моего дома. Мы с возрастом, как вы понимаете, моложе не становимся, и часто бывает очень тяжело добираться до храма. Но тут и великий святой сам призвал меня, я надеюсь стать постоянным прихожанином», - говорит Иван Дербенев.
Еще одна участница молебна, Марина Ласковец, вспоминает о своей недавней поездке в Грецию: «Я очень рада, что этот храм будет построен в честь Спиридона Тримифунтского, храмов во имя этого удивительного святого в столице практически нет, а ведь в Греции, где Господь сподобил меня побывать, его почитают наравне со Святителем Николаем. И мне бы очень хотелось, чтобы, как и в Греции, наши православные храмы были под опекой и защитой государства».
В свою очередь иерей Михаил Шманов, ответственный за строительство храма, рассказал: «За то недолгое время, что мы служим здесь, приходило множество людей. Конечно, были просьбы и о крещении, и о совершении других таинств». «Удивительно, но просто стенд с объявлением о том, что здесь начнется строительство храма, уже заинтересовал жителей района, и они пришли к нам. Сначала задавали вопросы о ходе работ, а потом оставались и на молитву», - заключил священник.Материал подготовлен при содействии пресс-службы
Фонда поддержки строительства храмов г. Москвы».
Фото Олега Серебрянского
Храмов-близнецов не будет
Комментарий руководителя департамента культурного наследия города Москвы Александра Кибовского
«Программа-200» охватывает территории, где нет старинных зданий храмов: они либо были снесены в эпоху гонений на Церковь, либо их там не было никогда. Так что в реализации этого благого начинания наш департамент напрямую не задействован, впрочем, там, где это будет необходимо, мы исследуем археологический культурный слой. Всё зависит от того, где будет строиться новый храм и какое археологическое наследие может быть в этом месте.
По существующему законодательству у нас объектами культурного наследия признаются сооружения, возраст которых больше 40 лет. Думаю, что через 40 лет наши потомки признают строящиеся сегодня храмы культурным достоянием, которое необходимо сохранить. Сейчас это кому-то может показаться нереальным, но этим людям я хочу напомнить, что, когда в начале 20-х годов строились типовые пролетарские дома-ульи, никому и в голову не могло прийти, что со временем они станут объектами культурного наследия. Опыт показывает, что жизнь всё расставляет на свои места. Когда я учился в институте, нам казалось, что храмы, построенные в эклектичном стиле или в стиле модерн, считались извращением стиля и вкуса, и на них предлагалось вообще не обращать внимания, нас тогда привлекала древнерусская архитектура и барокко. Но прошло совсем немного времени, и мы поняли, что наши стандарты и стереотипы надо пересмотреть. И что за модернистскими фасадами могут скрываться очень интересные новации и находки. Модульные храмы - это совсем не модульные домики, которые после Великой Отечественной войны в качестве репарации нам поставляли финны. Конечно, за основу берется некая архитектурно-планировочная типовая модель, но и убранство, интерьер, декоративная обработка внешних деталей - всё будет индивидуально подбираться для каждого храма. Так что в перспективе мы можем получить очень интересные образцы даже в рамках этой модели. Тем более что в истории московской архитектуры такое уже случалось, хочу напомнить, что после пожара 1812 года Бовэ и его соратники отработали типовые фасады московских особняков, и многое из того, что мы сегодня имеем и ценим, было построено именно по типовым проектам, которые потом дорабатывались с учетом мнения конкретного заказчика. И сейчас есть очень интересные образцы послепожарной застройки, и нас ничуть не смущает, что всё это делалось по одному проекту. Напротив, интересно посмотреть, как идея Бовэ трансформировалась в конкретном доме. В то время заказчики, исходя из своих интересов, нарушали и симметрию здания, и планировочную структуру, и дополняли какие-то собственные архитектурные элементы. Так что новые храмы могут быть чрезвычайно интересными. Во всяком случае та концепция, которую представлял Моспроект, отличается большим разнообразием, то есть предложено много вариантов: образцы с разной стилистикой, с разными объемами и возможностями их коррекции исходя из конкретных задач конкретной территории и общины. Можно выбирать, нужна ли на прихрамовой территории приходская школа или какие-то другие здания. В каждом конкретном случае можно подобрать что-то, что будет оригинальным и красивым, а в некоторых случаях даже уникальным.