ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2011

ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

Русские иконы отправляются в Италию

В Риме представлены неизвестные древнерусские памятники

«Экспозиция из 43 уникальных икон XV - начала XX века, собранная частным коллекционером, станет главной визитной карточкой традиционного русского искусства в рамках перекрестных годов России в Италии и Италии в России», - заявил заместитель министра культуры РФ Андрей Бусыгин, выступая на презентации выставки в частном Музее русской иконы

       Коллекция отправилась в Рим, где с 26 сентября по 12 февраля она будет выставлена на одной из самых известных экспозиционных площадок - в замке Святого Ангела (Национальный музей Кастель Сант-Анджело). Предоставленными выставочными площадями - бывшей папской резиденцией, украшенной росписями - русские музейщики довольны и в свою очередь также позаботились о том, чтобы древнерусское искусство стало ближе итальянской публике: выпустили подробнейший каталог-описание.
       «Выставка уникальна своим составом и своей полной неизвестностью как для публики, так и для специалистов. Треть экспонатов приобретена за границей, это в основном те иконы, которые контрабандой были вывезены после революции», - рассказала корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея, научный консультант Музея русской иконы Ирина Шалина. «Что-то куплено у российских коллекционеров, а также найдено на вернисажах. Некоторые иконы, например уникальные памятники псковской школы XVI века, служили ставнями, лавками или просто валялись на заброшенных чердаках домов и храмов. Конечно, они потребовали тщательной реставрации», - рассказала она. «История создания икон, их судьба зачастую весьма драматичны. Об истории обретения каждого нашего экспоната можно было бы написать целую книгу», - замечает основатель музея Михаил Абрамов.
       «Посетители выставки увидят почти все направления и школы древнерусского искусства: Москва, Новгород, Псков, Ростов, Соловки, Поморье, Ярославль, Кострома... Среди экспонатов иконы XV века, несколько редких образцов псковского письма, шесть икон из Ростовского деисусного чина начала XVI века», - сообщила Ирина Шалина.
       Однако главная концепция выставки не просто показать шедевры, а выстроить целостную картину жизни иконописного образа в Древней Руси. Поэтому наряду с такими выдающимися памятниками, как Богоматерь «Одигитрия» (Грузинская), созданная в Новгороде в конце XV века, одна из самых древних из дошедших до нас образцов этой иконографии, или икона «Преображение», написанная в конце 1530-х - начале 1540-х годов в период последнего расцвета иконописи Пскова, в экспозиции можно увидеть иконы, которые висели в крестьянских избах или над входом в хлев. «В состав выставки вошли предметы, отображающие становление русской иконы и русской культуры, начиная от средневековья и заканчивая концом XIX столетия, отражающие разные направления в иконописи», - рассказала заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега. По мнению эксперта, по уровню произведений, которые будут представлены в Италии, выставка «по праву могла бы считаться экспозицией государственного музея».
       «Частному музею гораздо труднее экспонировать коллекцию за границей, так как он может вывезти ее только через посредника - какую-либо государственную организацию. Только благодаря поддержке Министерства культуры нам удалось оформить все документы», - рассказал основатель Музея русской иконы коллекционер Михаил Абрамов.
       «Памятники Русского музея и Третьяковской галереи уже не раз выезжали за рубеж, наши же памятники показываются впервые. Они интересны для науки, но приглашение в Италию важно и в политическом смысле, мы представляем страну»,-заявил он.
       Как сообщил директор Музея русской иконы Николай Задорожный, отбором экспонатов из собрания музея занималась итальянская сторона, «она же взяла на себя вопросы транспортировки икон и страхования коллекции на время ее пребывания в Италии». Хранитель музея Анна Иванникова рассказала, что все памятники, среди которых есть иконы разной степени сохранности, в том числе особо ценные, но в то же время очень хрупкие древние образы, прошли подготовку к транспортировке. «Эксперты внимательно осмотрели их и, где требовалось, укрепили красочный слой. Иконы упаковывают в специальные противоударные контейнеры с датчиками влажности»», - сообщила также она.
       «Мы действительно очень интересуемся русской иконописью, - говорит советник Посольства Италии в России Эммануэле ди Лоренцо, - у нас общие корни - христианство. Оно, как известно, лежало в основе итальянского искусства прошлых веков и древнерусского искусства». В частности, по мнению сотрудника посольства, всегда вызывают большой интерес у итальянской публики богородичные иконы, «образы Мадонны с младенцем». Он также рассказал, что «в ответ Италия представит в Эрмитаже свое частное собрание крестов и распятий VIII-XVIII веков». В свою очередь Наталья Шередега выразила надежду, что, если переговоры, которые российское музейное сообщество ведет сейчас с итальянской стороной, увенчаются успехом, в Россию в скором времени смогут приехать также работы Джотто.
       По возвращении, в феврале, выставка будет представлена в Москве в Музее русской иконы на Гончарной улице.
       Этот музей, открытый в 2006 году, является самым крупным частным собранием памятников православной духовной культуры. Его коллекция на сегодняшний день включает почти четыре тысячи образцов древнерусского и восточнохристианского искусства, в том числе более семисот русских икон.

Антонина Мага