ЖУРНАЛ  МОСКОВСКОЙ  ПАТРИАРХИИ
10-2011

ЧТЕНИЕ

И жизни новизна

О христианстве Бориса Пастернака

Ольга Седакова

Отчего Ты одарил меня жалостью, главным даром Твоим,
даром Святого Духа, из которого вытекают все остальные.

«Доктор Живаго».
Из черновых набросков и планов

       Как это ни удивительно, тема христианства в творчестве Бориса Пастернака затрагивалась меньше всего. В качестве исключения можно назвать лишь работы французской славистки Жаклин де Пруайар, друга Пастернака, и отечественного библеиста и историка Церкви Анны Шмаиной-Великановой. Быть может, причина в том, что привычное для многих представление о христианстве, богословии, церковности слишком далеко от того, что мы встречаем в Пастернаке, говорящем обо всем этом на подчеркнуто «светском», подчеркнуто «повседневном», не «храмовом» языке. Христианство без «религиозности», без «набожности», без привычной опаски говорить «своими словами» о вещах, принадлежащих иной реальности, без богословских терминов, без некоторых самых традиционных проповеднических тем (греха, смирения, послушания, умерщвления плоти, борьбы со страстями и других) оказывается неузнаваемым. Кроме того, может показаться, что христианству у Пастернака отведено слишком окраинное, «принижающее» его место, например, такое: «Лара не была религиозна. Но иногда для того, чтобы вынести жизнь, требовалось, чтобы она шла в сопровождении некоторой внутренней музыки. Такую музыку нельзя было сочинить для каждого раза самой. Этой музыкой было слово Божие о жизни, и плакать над ним Лара ходила в церковь»1.
       Музыка, сопровождающая жизнь? И всего-то? Разве это не то, за что требуется отдать жизнь? Но, успокоившись от первого возмущения героиней и автором (Лара слушает Заповеди блаженств и внезапно понимает, что они «про нее»: «У них (растоптанных) все впереди. Так он считал. Это Христово мнение»2), мы можем задуматься: а не сказано ли здесь о чем-то более интимном и, может быть, более настоящем в отношениях человека и Бога, жизни человеческой и слова Божия, чем в привычных образах слова Божия как некоего предписания, за неисполнение которого с нас спросится, и сами мы с себя спрашиваем. Эта «музыка» изменяет жизнь другим образом.
       Драматический опыт христианства XX века, обновленное переживание христианства и Церкви, которое неожиданно сблизило человека современности с самым началом исторического христианства, с «ранней весной гонений»3 (словами другого христианского поэта Европы, Поля Клоделя), это замеченное во всем христианском мире возвращение к истокам, за которое заплачено судьбой неисчислимых новых мучеников, сделало для нас слово Бориса Пастернака более внятным. То же вдохновение небывалой новизной и простотой христианства, его освобождающей силой, переживание «внехрамовой литургии», неприметной святости человека и человеческого общения («общение между смертными бессмертно»4, как толкует Евангелие герой Пастернака) мы услышим в словах многих свидетелей XX века: Дитриха Бонхеффера, матери Марии (Скобцовой). С настоятельным призывом не заслоняться «набожностью» и не прятаться за готовыми формами благочестия обращался к своему слушателю самый любимый и влиятельный православный проповедник наших лет митрополит Антоний Сурожский. Последователи дона Джуссани5 могут узнать в пастернаковском приближении христианских смыслов к «взаправдашному» опыту собственной, самой повседневной жизни нечто близкое идее «религиозного чувства», о котором писал Джуссани. В Послании художникам мира Иоанна Павла II (Пасха 2000 года) мы встретим удивительно близкие Пастернаку мысли о духовном смысле красоты и человеческого культурного творчества. Но особенно поразили меня переклички образов Пастернака с тем, что говорится о Духе Святом в энциклике 1986 года «Dominum et Vivificantem»6. Об этих перекличках я еще скажу.
       Но и в общем хоре свидетелей XX века, говорящих о «новой, необычайно свежей фазе христианства»7, поэтическому богословию Пастернаку принадлежит особое место. Оно определяется тем, что центр его художественного и религиозного опыта один. Весть, которую несет большое искусство (мне приходилось писать, что для Пастернака изначально это была весть о возвращенном Рае8), и Благая Весть для него в каком-то смысле совпадают. Недаром главный идеолог «Доктора Живаго» Николай Веденяпин (можно сказать, обобщенный образ мыслителей русского религиозного возрождения), под чьим влиянием находятся все «богословствующие» герои романа, начиная с его племянника Юрия, формулирующий идеи «нового историзма» и «новой фазы христианства», начинает с того, что «эту сторону Евангелия издавна лучше всего почувствовали и выразили художники»9. С этим связан особый опыт христианского обращения Пастернака, не сопровождающийся драматическими сломами, о которых мы знаем по поздним обращениям других художников: Микеланджело, Петрарки, Гоголя, Льва Толстого. «Как от обморока ожил»10, говорит о том, что произошло с ним, Пастернак. О других мы можем сказать: они как будто проснулись для покаяния, прежде всего покаяния в своем чрезмерном поклонении искусству, которое в новой перспективе представилось им идолопоклонством. Пастернак же в «верности Христу» видит только новую свободу и новый простор для творчества, ту простоту, которой он всегда искал и о которой говорит в размышлениях о Верлене: «Он прост не для того, чтобы ему поверили, а для того, чтобы не помешать голосу жизни, рвущемуся из него»11. Жизнь - это та точка, в которой сходятся у Пастернака художественное вдохновение и вера. «Новая жизнь» или, как говорит один из персонажей романа, «жизнь гениализированная»12.
       Итак, Борис Пастернак - художник, а не систематический богослов или философ. Но это не значит, что к его «поэтическому богословию» мы можем относиться снисходительно. Чего, дескать, и спрашивать с художника? Какой доктринальной отчетливости? Какой моральной ответственности? Он, как положено артисту, «играет» («Сколько надо отваги, Чтоб играть на века.. .»)13, он передает собственные «настроения» и «впечатления», часто мгновенные и случайные; он «вечное дитя», избавьте его от ответственности унылых «взрослых», не сверяйте по пунктам его взглядов с ортодоксальным церковным учением, не проверяйте режима его приходской жизни и т.п. И в самом деле, у Пастернака в стихах и прозе мы то и дело наталкиваемся на высказывания, как будто прямо подтверждающие эти расхожие представления о бездумном стихийном художнике («и чем случайней - тем вернее»14, «я скажу А, а Б не скажу, хоть разорвитесь и лопните»15, «у старших на это свои есть резоны»16). Но значат они другое. «Вольничающий гений человека» - залог реальности реального; без него факт не является еще фактом. Художник у Пастернака отнюдь не второсортный или дилетантский мыслитель, у него нет никакой licentia poetica для артистических капризов; искусство никак не освобождено от отношений с истиной и совестью. Точно наоборот: Пастернак так видит истину и жизнь, что именно искусство как особый род их познания и образ как основной инструмент этого познания-уподобления («Сестра моя, жизнь») - ближе и точнее, чем все понятия и системы понятий, передают существо дела, существо жизни и существо истины. «В искусстве человек смолкает и заговаривает образ. И оказывается: только образ поспевает за успехами природы»17. В частности, выраженный в приведенных и во многих других строках постоянный спор Пастернака с требованиями плоской и жесткой «последовательности», причинности, «принципиальности», «активизма» в пользу «беспричинного», «неуместного», «неопределимого», нечаянного, «безвольного» - это не богемный анархизм, не призыв к «творческому хаосу», а наоборот: смысловая работа, работа по исправлению понятий. Именно такое, гибкое и подвижное, забегающее вперед понимание вещей и отвечает, по Пастернаку, существу жизни и истины. Почему? Потому что жизнь и истина «иррациональны»? Нет, потому что они субъектны. Мы не можем судить о них как о неодушевленных предметах. У них есть творческая свобода и воля. Ими нельзя распоряжаться (в том числе, распоряжаться в уме: это, дескать, происходит по такой-то причине; за этим должно следовать вот это и т.п.). Человек, художник (а у Пастернака это почти одно: художник, говорит он, отвечает за «продолжение образа рода человеческого»; «...именно в лице лирической истины постепенно складывается человечество из поколений»18) попадает в руки жизни, в руки истины, делаясь их «произведением» («О, как хорошо не сочинять романов и не писать стихов, а самому становиться произведением в руках этого смертельно сладкого чувства»19), узнавая в себе «подарок» и «изделие» Творца: Кончаясь в больничной постели, Я чувствую рук Твоих жар.
       Ты держишь меня, как изделье,
       И прячешь, как перстень, в футляр20.
       С первых своих заметок до писем последних дней Пастернак думает о существе искусства, и эти его размышления относятся к самым глубоким страницам в мировой литературе. Не страницам эстетики: в искусстве Пастернак видит нечто совсем не привычное для собственно эстетического подхода, каким бы тонким и парадоксальным ни был этот подход. В искусстве он видит службу бессмертию, работу по преодолению смерти, «усилье воскресенья»21. «Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь. Большое, истинное искусство, то, которое называется Откровением Иоанна, и то, которое его дописывает»22. Эта догадка о сути искусства приходит Юрию Живаго во время церковной панихиды. И весь роман, по существу, реализует эту задачу: его структурную основу, как мне приходилось писать, составляет православная панихида23. Пастернак, работая над романом, как бы в одиночку делает дело Церкви: он приносит жертву памяти уничтоженной России, отпевает всех, кого убили, замучили, предали забвению и лишили церковного поминовения.
       Душа моя, печальница
       О всех в кругу моем!
       Ты стала усыпальницей
       Замученных живьем.
       <...>
       Ты в наше время шкурное
       За совесть и за страх
       Стоишь могильной урною,
       Покоящей их прах24.
       Однако об искусстве ли в общепринятом смысле идет речь, если первый образец его - Апокалипсис? Видение нового неба и новой земли, книга, продиктованная Духом Святым? У Пастернака есть ответ: искусство он понимает как деятельность символическую и потому может высказать такой парадокс: «несмотря на то, что Бах был композитором, его произведения действительно вершины бессмертия»25. Подозрительное отношение к духу, который является художникам во вдохновении (как у отца Павла Флоренского, да и у многих аскетов, не говоря уже о романтической демонизации вдохновения), Пастернаку абсолютно чуждо. Душа, Жизнь, Дар, Христианство, Реализм (в пастернаковском понимании) принадлежат у него одной реальности. Душа, Жизнь, Христианство, Реализм сходятся в том, что являют собой прежде всего дар и волю дарить, безоглядную щедрость:
       Как будто вышел человек,
       И вынес, и открыл ковчег,
       И все до нитки роздал26.
       О жизни как о подарке Творца и как о дарении себя другим Пастернак повторяет без конца, в стихах и прозе. В дарении себя, в создании неистощимо дарящей вещи и есть то подражание Христу, imitatio Cristi, которое доступно художнику.
       И творчество, и чудотворство27.
       Истину христианства Пастернак понимает как родную ему «лирическую истину». Главное свойство лирической истины - ее непринудительность и безоружность, отсутствие в ней всякого насилия и угрозы. «Если бы дремлющего в человеке зверя можно было остановить угрозою, все равно, каталажки или загробного воздаяния, высшею эмблемой человечества был бы укротитель с хлыстом, а не жертвующий собой проповедник. Но в том-то и дело, что человека столетиями поднимала над животным и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера»28. Вот мы и вернулись к той «сопровождающей жизнь музыке», с которой начали.
       Итак, христианство Пастернака располагается в истории, в «нашей современности, главная особенность которой та, что она является новой, необычайно свежей фазой христианства»29. Этот новый образ веры неожидан в сравнении с традиционной церковной культурой русского православия, «верой отцов» с ее интимным мотивом древнего, старческого, отрешенного. Эти два образа веры, пастернаковский и традиционный, контрастны, как иератическое письмо иконы, «умного зрения», и световоздушные импрессионистические зарисовки с натуры, как интерьер православного храма или монашеская келья, и открытый простор, пейзаж, в котором происходит всё, что можно уподобить теофании у героев романа, да и у самого поэта. Ландшафт, увиденный как богослужение:
       Природа, мир, тайник вселенной,
       Я службу долгую твою,
       Объятый дрожью сокровенной,
       В слезах от счастья отстою30.
       Контрасты можно продолжать, они касаются и многих предметов веры и ее мелодики. Но то, что прочно связывает христианскую мысль Пастернака с православной традицией, - это отношение к образу, к поэзии (литургической поэзии) как самому глубокому смысловому медиуму (важнейшие мысли о новизне, которые приносит в мир христианство, высказываются в романе за разбором литургической поэзии, канонов Страстной недели).
       Новое - одно из главных слов в христианской мысли Пастернака. Этот мотив Евангелия Се, творю все новое (Откр. 21, 5); Заповедь новую даю вам (Ин. 13,34) он чувствует, как мало кто и до, и после него. Почему нет смерти? Потому что «прежнее прошло». Смерть относится к «прежнему». К «прежнему» относятся расы, классы, народы, любые общности и обобщения, отменяющие единственного человека и его дар.
       К «прежнему» относится посредственность и «чертовщина будней». Всё это «прошло». Мы свободны от тысячи прошлых вещей, бояться нечего. Счастье и необъятность открывшегося нового и гибельность, труха всего не нового (а это почти всё вокруг, как в Советской России, так и на Западе): путаного, бестолкового, ненужного - главная тема последних писем Пастернака. Убежденность и убедительность этих слов о новом, явившемся навсегда, поражала читателя: они несли в себе силу прямого свидетельства. И одновременно они были судом над всем, что представляло себя «новым», над всеми «новинками», «новациями», «новаторствами», которыми полна наша цивилизация. Они (как и роман) были судом над тем «новым», которое обещала революция и которым она на какое-то время пленила героя, не распознавшего в ней «ветхого». В таком «новом» нет Нового, потому что нет животворящего, свободного и чудотворного. Оно «прошло» раньше, чем явилось, как поздний «свинский» языческий Рим. В нем нет жизни, потому что нет жалости, первого дара Духа Святого, по Пастернаку (см. эпиграф). Жалостью он называет то, что у Данте именуется любовью: Начало вселенной:
       Мирами правит жалость (Пастернак)31 - L'amor che move il sole e l'altre stelle (Данте).
       Жизнь, Новое, Дар, Свобода, Будущее - главные и взаимозаменимые слова пастернаковского христианского опыта. И все они в его богословии - имена Христа. Все эти вещи, в самой возможности которых «в этом мире» сомневается наша современность, не только возможны, говорит Пастернак, не только ожидают нас в «иной жизни»: они составляют саму «музыку» здешнего и строят жизнь человека, жизнь вселенной («вселенной небывалость»), историю («вторую вселенную», «работу по преодолению смерти»).
       Христианскую позицию Пастернака, в силу его глубокой неприязни к «религиозности», к «спиритуализму» любого рода, к условному символизму, туманной «мистике» и ритуализму, в силу его незаинтересованности в доктрине нередко понимают как гуманистическую редукцию «правильного» церковного христианства. Из того, что я здесь слишком бегло назвала и из многого другого, чего у меня не было возможности коснуться, следует, я думаю, совсем другой вывод. Не образец «святой жизни», не пример «совершенно хорошего человека» (как это бывает у гуманистов), Христос у Пастернака - само Жизнь, «Живот всех», одаривший мир Бессмертием. Это в настоящем смысле мистическое, таинственное видение; сообщает его, как мы знаем, Дух Святой. Пастернак, насколько я знаю, только единожды упоминает Духа Святого (в словах, взятых мной эпиграфом и не вошедших в основной текст романа, как и некоторые другие, «слишком доктринальные» высказывания). Но всё это - Жизнь, Дар, Новое, Будущее, Свобода, - как о них говорит Пастернак, есть не что иное, как речь о Духе, «веющем, где захочет», о котором первое, что говорит Церковь, есть Его действие-Животворящий, Податель жизни (khoregos tes zoe). Я упоминала об удивительных перекличках Пастернака и энциклики «Dominum et vivificantem». Приведу только два примера. О даре: «Можно сказать, что во Святом Духе внутренняя жизнь Триединого Бога полностью становится даром... и что через Духа Святого Бог существует как Дар. Именно Дух Святой является личным выражением этого дарения Себя, этого бытия любовью. Он - Лицо-Любовь, Он - Лицо-Дар»32. О новом творении и его связи с первым творением как первым спасением из небытия (ср.: «Вот вы опасаетесь, воскреснете ли вы, а вы уже воскресли, когда родились, и этого не заметили»33): «Это - новое начало по отношению к первому, изначальному спасительному самосообщению Бога, которое отождествляется с самой тайной творения»34. Внимательный читатель Пастернака узнает в этих положениях, выраженных строгим языком доктрины, то, что ему на языке лирической истины бесконечно, не боясь наскучить, хочет сообщить Пастернак. И назвать его христианскую мысль можно поэтической пневматологией.
       Это уверенное свидетельство о Другом Утешителе слышали и мы, читатели запрещенных самиздатских списков Пастернака, часто ничего не знавшие об учении Церкви, и как долгожданную новость, повторяли: «Прежнее прошло». Смерть, и зло, и бессмысленность уже осуждены.
       Можно сказать, что то, что сообщал нам Пастернак, было совершенно особого рода уверенностью. Уверенностью, бесконечно далекой от фанатизма. Сам Борис Леонидович говорил о себе (как и о своем герое Юрии Живаго) как о человеке нерешительном, безвольном, часто растерянном. Его уверенность располагалась в другом месте, как и его верность. «Есть ли что-нибудь на свете, что заслуживало бы верности? Таких вещей очень мало. Я думаю, надо быть верным бессмертию, этому другому имени жизни, немного усиленному. Надо сохранять верность бессмертию, надо быть верным Христу!»35

Примечания:

       1 Все цитаты из романа «Доктор Живаго» даются по изд.: Пастернак Б. Собрание сочинений: В 5 т. М., 1990. Т. 3.
       2 Пастернак Б. Доктор Живаго.
       3 Клодель П. Святая Цецилия.
       4 Пастернак Б. Доктор Живаго.
       5 Джуссани Л., дон (1922–2005), итальянский священник и богослов, основатель католического молодежного движения Communione e liberazione («Общение и освобождение»).
       6 Иоанн Павел II. Dominum et Vivificantem (Господа и Животворящего), 18 мая 1996 г.
       7 Пастернак Б. Наброски к роману.
       8 Седакова О.А. «Вакансия поэта»: к поэтологии Пастернака // Седакова О.А. Четыре тома. Т. Ill: Poetica. M., 2010. С. 349–363.
       9 Пастернак Б. Карандашная рукопись.
       10 Он же. Рассвет.
       11 Он же. Поль-Мари Верлен.
       12 Он же. Доктор Живаго.
       13 Он же. Вакханалия.
       14 Он же. Февраль. Достать чернил и плакать.
       15 Он же. Доктор Живаго.
       16 Он же. Сестра моя - жизнь и сегодня в разливе.
       17 Он же. Охранная грамота.
       18 Там же.
       19 Он же. Из черновых набросков.
       20 Он же. В больнице.
       21 Он же. На страстной.
       22 Он же. Доктор Живаго.
       23 Подр. см.: Седакова О.А. Вечная память. Литургическое богословие смерти // Седакова О.А. Четыре тома. Т. IV: Moralia. М., 2010. С. 656–677.
       24 Пастернак Б. Душа.
       25 Он же. Письмо Ренате Швейцер.
       26 Он же. На Страстной.
       27 Он же. Август.
       28 Он же. Доктор Живаго.
       29 Он же. Наброски к роману.
       30 Он же. Когда разгуляется.
       31 Он же. Под открытым небом.
       32 Иоанн Павел II. Dominum et Vivificantem (Господа и Животворящего), 18 мая 1996 г.
       33 Пастернак Б. Доктор Живаго.
       34 Иоанн Павел II. Указ. соч.
       35 Пастернак Б. Доктор Живаго.


СПРАВКА

       Ольга Александровна Седакова. Русская поэтесса. Закончила филологический факультет МГУ (1973) и аспирантуру Института славяноведения и балканистики, кандидат филологических наук (1983). Преподает на философском факультете МГУ. Доктор богословия honoris causa (Минский европейский гуманитарный университет, факультет богословия, 2003). В 1983–1990 гг. работала референтом по зарубежной филологии (ИНИОН). В 1990–1991 гг. преподавала в Литературном институте им. Горького. С 1991 г. работает в Институте мировой культуры (философский факультет МГУ), является старшим научным сотрудником Института истории и теории мировой культуры (МГУ). С 2004 г. - старший научный сотрудник в Библиотеке - фонде «Русское зарубежье».