|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2011 |
В ПОМОЩЬ НАСТОЯТЕЛЮ
Наркозависимость? Выход есть!
Особенности помощи наркозависимым в православных реабилитационных центрах (РЦ)
Роман Прищенко
Организация эффективной помощи наркозависимым требует ответа на ряд вопросов, с которыми могут столкнуться священник и прихожане. В чем заключаются характерные проблемы и ошибки и можно ли их избежать?
На чью помощь рассчитывать на каждом этапе реабилитационного процесса? Можно ли привлекать к работе выпускников РЦ? В Церкви накоплен необходимый опыт, чтобы ответить на эти вопросы
Структура периодов помощи
Есть два пути создания системы реабилитации. Первый - довериться искреннему, но спонтанному желанию помочь наркозависимым, руководствуясь общими соображениями и решая все проблемы по мере их поступления. Второй - тщательно взвесить возможности церковной общины и продумать, каким образом будет развиваться процесс помощи, то есть оценить ресурсы и составить план развития. На наш взгляд, чтобы доброе начинание приносило пользу, желательно выбрать второй путь. Ниже мы рассмотрим обобщенный опыт организации процесса помощи наркозависимым на примере конкретных церковных общин и организаций.
Преодоление наркозависимости - это длительный, комплексный и непрерывный процесс, состоящий из нескольких периодов реабилитации (см.: ЖМП. 2010. № 8). Ее структура такова. Первичный контакт наркозависимого с системой помощи. Затем, если в этом есть необходимость, период дезинтоксикации (7–10 дней). Далее - период реабилитации (12–18 месяцев и дольше). Он может предваряться мотивационным периодом и нужен, если мотивация у наркозависимого отсутствует или обусловлена внешними факторами: давлением родственников, проблемами с законом и т.д. Следующий период - ресоциализация, или интеграция в общество. Этот период необходим социально неустроенным воспитанникам, имеющим множество социальных проблем.
Он может длиться от шести месяцев до трех лет. И в завершение - период постреабилитации, или период поддержки, продолжающийся всю жизнь. Именно такая последовательность помощи дает наибольший эффект.
Неправильно организованный процесс может навредить человеку. Результатом станет не только неприязненное отношение воспитанника к церковной жизни и всему, что с ней связано, но и нежелание разбираться со своей наркозависимостью. С другой стороны, невозможно качественно и эффективно помогать человеку, если нет правильно организованного пространства.
Для создания пространства реабилитации необходимо оценить три его составляющие: кадровые ресурсы, материальную базу и местную систему поддержки (это представители официальных госучреждений, НКО и частные лица).
Принципы кадрового отбора
Есть четыре принципа, на которые необходимо опираться при оценке кадровых ресурсов и формировании команды сотрудников:
- принцип компетентности. Если профессионализм помощников желателен, то их компетентность обязательна. Компетентность - это наличие определенных навыков в общении с наркозависимыми. В соответствии с их уровнем подготовки определяется их место в процессе реабилитации;
- принцип единомыслия. Сотрудники должны разделять церковную систему ценностей и действовать сообща в русле того подхода, на котором основывается система помощи в данной церковной общине;
- принцип функциональности. Один сотрудник выполняет только один вид деятельности. Это важно в плане профилактики синдрома «выгорания» и повышения качества помощи. Хотя нужно признать, что зачастую этим принципом пренебрегают из-за острой нехватки как сотрудников, так и финансов;
- принцип неспешности. Это тщательный и неторопливый подбор сотрудников. Многим это представляется настолько важным, что они готовы долго ждать нужного человека. Например, сотрудники христианского реабилитационного центра для наркозависимых в Германии рассказывали, что они два года искали христианского психолога, который «вписался» бы в деятельность общины.
Но где и как найти сотрудников для работы с наркозависимыми? Их источником может быть церковная община. Часто среди прихожан есть люди, обладающие нужными профессиями или навыками: психологи, наркологи, психиатры, специалисты по связям с общественностью, педагоги и др.
Можно также привлекать к служению родственников и друзей наркозависимых. Так, в городе Кемерове родственники воспитанников при поддержке и под руководством протоиерея Алексия Шульгина создали сестричество, которое специализируется на помощи наркозависимым.
В будущем, когда у центра появятся выпускники, их также желательно привлекать к работе.
Некоторые священнослужители (и небезосновательно) предлагают рассматривать общественные организации в качестве своих потенциальных помощников. Но при этом учитывать, что некоторые из данных организаций спекулируют как проблемой зависимости, так и возможным сотрудничеством с Церковью. Поэтому необходимо внимательно изучать информацию о них прежде, чем начать работу.
Может оказаться полезным ответить на следующие вопросы при оценке кадровых ресурсов:
- Кто из сотрудников готов к практической работе и сколько их?
- Достаточно ли этого, чтобы начать оказывать помощь наркозависимым?
- Сколько и какие сотрудники еще нужны, чтобы повышать качество такой помощи?
- Где можно подготовить и обучить сотрудников?
- Как привлечь добровольцев и организовать их работу?
Ответы см.: http://diaconia.ru/metod_rekom/kak_sozdat_sluzhbu_dobrov__pomoshnikov.pdf
Компоненты реабилитации
Для организации реабилитационного пространства необходимо несколько условий, которые мы называем компонентами и условно разделили на три группы:
- обязательные компоненты (необходимый минимум);
- желательные компоненты;
- перспективные компоненты.
В зависимости от возможностей церковной общины количество компонентов может уменьшаться, увеличиваться или дополняться новыми.
К обязательным компонентам относятся храм, помещения для проживания воспитанников, трапезная и баня.
Храм является сердцем процесса реабилитации, местом богослужения и совершения церковных таинств. Он может находиться в некотором отдалении от того места, где проходит реабилитация. Важно, чтобы расстояние не было препятствием для постоянного участия в богослужебной жизни.
В помещениях для проживания должно быть всё необходимое для быта и образования. Недопустимо, чтобы воспитанники реабилитационного центра жили в здании, где нет даже элементарных бытовых условий. Такие примеры, к сожалению, были.
Вновь прибывших воспитанников необходимо расселять в разные комнаты, по возможности со старшими (кто уже здесь давно) воспитанниками.
Трапезную можно использовать и для проведения различных мероприятий: групповых занятий, просмотра кинофильмов, общих собраний церковной общины.
Для поддержания физической гигиены и чистоты необходима баня или душ, а также прачечная.
Желательные компоненты. Это молитвенная комната (для совместных утренних и вечерних молитв, изучения Библии), подсобное хозяйство, транспорт. Наличие и характер подсобного хозяйства определяется местоположением и возможностями церковной общины. На сельском приходе это могут быть сельхозугодия: сенокосы, плодово-ягодные участки, сады, питомники, поля для зерновых культур или фермы.
Так, на территории одного из подмосковных приходов находился реабилитационный центр, где жила собака по кличке Буч. Однажды она попала под машину. Вся задняя часть ее тела оказалась парализованной. В ветеринарной клинике, куда воспитанники привезли животное, врачи предложили усыпить собаку. Ребята забрали ее обратно и вечером на собрании общины совместно с сотрудниками решили выходить пса. Чуть ли не по часам в течение двух месяцев Бучу делали уколы в позвоночник и давали лекарства. Сделали будку, установили в ней электробатарею (дело шло к зиме), насыпали на пол опилок и заказали специальную коляску, которая позволяла выгуливать собаку - колеса заменяли задние ноги. Буч быстро поправился. Уход за животным пробудил в них милосердие. После аварии собака прожила еще около двух лет.
Если церковная община находится в городской черте, то может быть организован цех по переработке молочной продукции, цех по консервированию сельхозпродуктов, хлебопекарня и т.п. При этом необходимо продумать механизм и рынок сбыта производимой продукции. Желательно наличие транспорта, рассчитанного на одновременную поездку всех сотрудников и воспитанников. Возможно, он понадобится для организации паломнических и культурных поездок, гостевых визитов в другие центры и других мероприятий. Хорошо, если это будет грузопассажирский транспорт. Часто он требуется не только для перевозки пассажиров, но и для доставки продуктов, стройматериалов и т.п.
Помещение для групповых занятий должно предусматривать одновременную работу группы до 15 человек (это напрямую зависит от максимального количества воспитанников). Желательно, чтобы оно было оборудовано мультимедийными и иными средствами для наглядного отображения информации (телевизор для проведения кинолекториев, мультимедийный проектор с экраном и т.д.).
Комната (дом) для гостей позволяет разместить родителей, а также гостей (священников и специалистов), желающих ознакомиться с опытом работы церковной общины, занимающейся реабилитацией.
К перспективным компонентам пространства общины относятся тренажерный зал, библиотека, медпункт и мастерские.
Восстановление и поддержание физической формы является неотъемлемой частью процесса исцеления. Это воспитывает правильное отношение к телу и укрепляет его для дальнейшей активной социальной и духовной жизни. Для физкультуры может использоваться помещение (тренажерный зал) с минимальным набором спортивного инвентаря (теннисный стол, велотренажер, шведская стенка, настольные игры). Для активных игровых видов деятельности подойдет открытая площадка на территории общины. Учитывая, что практически каждый воспитанник инфицирован одним из вирусов гепатита, а некоторые вирусом ВИЧ, нужно правильно подбирать формы физической нагрузки. Считается, что оптимальными формами физической нагрузки для наркозависимых являются игровые виды спорта (теннис, футбол, волейбол) и растяжка (плавание, турник, гимнастика). При этом интенсивные физические нагрузки и отягощения не рекомендуются.
Важным элементом пространства является библиотека. Это место тишины для интеллектуального труда и письменной работы с заданиями. В библиотеке, кроме тематической литературы, могут быть музыкальные инструменты и настольные игры (шахматы, шашки и т.д.). Здесь же может располагаться видеотека.
Для медпункта может быть выделено небольшое помещение для оказания первой медицинской помощи и хранения различных медицинских препаратов.
Мастерские могут представлять собой целый комплекс различных по функциональному назначению помещений, в зависимости от нужд и особенностей церковной общины. Возможны разнообразные виды производственной деятельности: столярное и плотницкое ремесло, гончарное цело, резьба по дереву, изготовление церковной утвари, тиражирование икон, полиграфические работы, производство по изготовлению плитки или блоков и т.д. Идеальным, на наш взгляд, является обучение профессиям, которые могли бы стать основой для трудоустройства после окончания основного периода реабилитации.
Во многих христианских реабилитационных центрах Германии есть гончарные мастерские. При некоторых центрах есть свои магазины этой продукции, где она покупается местными жителями. Сотрудники говорят, что гончарное ремесло вырабатывает в воспитаннике терпение и ответственность по отношению к работе.
Один в поле не воин
В деле помощи наркозависимым, учитывая всю сложность проблемы, один в поле не воин. В этот процесс могут и должны быть вовлечены как представители официальных учреждений (государственных, общественных, зарубежных), так и частные лица: прихожане, бывшие воспитанники, их родственники, профессиональные педагоги, психологи, социальные работники, медики, священники, благотворители и т.д. На кого и на что мы рекомендуем обратить внимание?
Существенную поддержку может оказать епархиальный отдел по противодействию наркомании. Он может помочь в налаживании и развитии связей с государственными и общественными учреждениями, организации обучения и стажировки, в создании и распространении методических материалов, привлечении средств и т.д. Для реализации этих направлений можно также изучать опыт отделов по противодействию наркомании в других епархиях.
На сегодняшний день это описание возможностей скорее идеального епархиального отдела, чем реального. Перечисленные выше возможности под силу не всем. Сотрудничество с местной государственной системой наркологической помощи необходимо в первых двух периодах: первичного контакта и дезинтоксикации. Так, в Красноярской епархии штатные специалисты городского наркологического диспансера активно участвуют в работе церковных реабилитационных центров. Одна из форм сотрудничества - посещение священником местной наркологии для проведения бесед с наркозависимыми. Желательно наладить взаимодействие с местным СПИД-центром, так как многие наркозависимые ВИЧ-инфицированны. В этом случае возможна организация семинаров для священников и активных мирян, а также предоставление СПИД-центром других профильных услуг.
Один из важных моментов в развитии церковной реабилитации - выявление потенциальных источников спонсорской поддержки. Это не только деньги, но и стройматериалы, вещи, продукты, а также различные услуги. Например, в одном реабилитационном центре Московской епархии, где не было своей бани, воспитанники ездили в расположенную неподалеку воинскую часть, с которой была договоренность о еженедельной помывке. Другой вид спонсорской поддержки - предоставление рабочих мест выпускникам церковных центров. Во Владимирской епархии у выпускников реабилитационных центров есть возможность получить рабочее место на производстве по выпуску ДСП.
Подводные камни
Процесс организации церковной реабилитации имеет свои подводные камни, которые могут создать ненужные сложности. Одним из желательных условий является удаленность и/или изолированность места, где проходит основной период реабилитации. Это позволяет ограничивать связи и контакты воспитанников с внешним миром, делает их жизнь прозрачной для сотрудников и играет положительную роль, когда у воспитанника возникает состояние кризиса или влечения к наркотику. Часто большое расстояние до дома, аптеки или магазина с алкоголем является сдерживающим фактором в поиске наркотика. Некоторые общины по этой причине отказываются принимать на реабилитацию жителей ближайших районов и населенных пунктов.
Еще один существенный фактор - предварительная подготовка вновь прибывших. Это хороший способ отсеять случайных людей. Для этого существует мотивационный период, о котором мы упоминали выше. Многие приезжают в ЦР по другим причинам. Например, перезимовать или сбить дозу, спрятаться от кредиторов или отсидеться «на дне» из-за проблем с законом. Лучше распознавать такие мотивы до приезда наркозависимого в общину.
Не менее важно, чтобы мужчины и женщины проходили реабилитацию отдельно друг от друга, так как их совместный реабилитационный процесс непродуктивен и порождает массу сложностей.
Пристальное внимание следует уделять проблеме эмоционального «выгорания» сотрудников.
Епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, отвечая на вопрос, как определить свою меру и не взять на себя больше, чем возлагает Господь, говорит: «Нужно следить за тем, чтобы огонь любви не погас в сердце. Если огонек едва теплится, нельзя класть в костер толстые и сырые ветки, они могут погасить пламя. Целью милосердного служения является не увеличение внешних дел и не попытка устроить рай на земле, а умножение любви».
Еще одним из подводных камней при организации процесса помощи наркозависимым в церковной общине может стать непонимание со стороны прихожан или местных жителей. В этом отношении примечателен опыт Воронежской и Борисоглебской епархии.
Перед началом открытия ЦР сотрудники в течение нескольких месяцев обходили каждый дом в селе, говорили с каждым жителем, раздавали церковную литературу. В местном храме служили акафисты, молебны, панихиды, вели беседы о милосердии, о христианском отношении к страждущим от различных недугов. После проведения бесед занимались наведением порядка в храме.
Такой подход снял существующий барьер в отношениях с местным населением.
Есть еще один важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Для того чтобы обозначить его, процитируем слова епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона со ссылкой на преподобного авву Дорофея: «Очень важно помнить, что дела милосердия нужны прежде всего нам, а не нуждающимся в помощи. Преподобный авва Дорофей говорит, что если мы ухаживаем за больным, то “более больной благотворит нам, нежели мы больному”. Помогая другим, мы прежде всего помогаем себе».
Заключение
Подводя итог, хочется вспомнить евангельские слова: Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? (Лк. 14, 28–30)
Эти слова напоминают нам, что важно иметь не только намерение и ревность, но и трезво оценивать существующие возможности. Если их совсем мало, то это не значит, что нужно отказываться от задуманного. Малым возможностям соответствуют определенные темп и ритм развития процесса помощи наркозависимым. Если же при этом есть правильное понимание того, как нужно помогать и в каком направлении двигаться, то возможности будут расти, а процесс - продвигаться в сторону упорядоченности и умеренной формализации. Важно, чтобы при этом не утрачивались дух служения и качество помощи.
Свои комментарии можно присылать по электронной почте: ccfoda@mail.ru.
СПРАВКА
Роман Иванович Прищенко - руководитель направления по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Психолог-консультант, специалист по реабилитационной работе с наркозависимыми людьми. Занимается реабилитацией наркозависимых с 2000 г. Работал в различных светских реабилитационных центрах («Республика», «Рекавери», медицинский центр «Кундала») и христианских организациях (БФ «Старый Свет», программа «Метанойя» ставропигиального мужского Свято-Данилова монастыря г. Москвы). Проходил обучение и стажировки в России и за рубежом (Польша, Германия). Имеет высшее богословское (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и высшее психологическое образование (Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова).