|
ЖУРНАЛ МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ
| 10-2011 |
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак)
18.04.1921 – 15.09.2011
15 сентября отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, старейший иерарх Русской Православной Церкви и Украинской Православной Церкви, один из старейших иерархов вселенского Православия
Митрополит Никодим родился в 1921 году, в простой крестьянской семье, в селе Давидовцы Кицманского района Черновицкой области, тогда входившей в состав Румынского королевства. Безграничную любовь к Богу и Святой Православной Церкви привила владыке с детства мама - Параскева Руснак († 1961), впоследствии принявшая монашеский постриг с именем Марии Магдалины.
В августе 1938 года юный Николай (мирское имя владыки Никодима) принимает решение стать монахом. Получив материнское благословение, в воскресный день, на рассвете, он отправляется в дорогу. В том же 1938 году становится послушником Свято-Иоанно-Богословского Крещатицкого монастыря на Буковине, а в январе 1945 года принимает постриг с именем Никодим.
В ночь перед принесением монашеских обетов в храме обители Николай, припав к образу святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, горячо молился: «Святой апостоле Иоанне, у меня нет духовника, будь ты моим духовником!» Из Иоанно-Богословской обители владыка Никодим навсегда вынес молитвенное благоговение перед святым апостолом-тайнозрителем и крепкую духовную дружбу с собратьями-архиереями: приснопамятным митрополитом Черниговским Антонием (Вакариком; † 2003) и архиепископом Омским Мефодием (Мензаком; † 1974).
Трудами отца Никодима, ставшего в 1950 году настоятелем святой обители, был построен жилой корпус для братии. К этому периоду относятся и первые пробы пера молодого священнослужителя.
По благословению священноначалия Черновицко-Буковинской епархии в 1955 году иеромонах Никодим направляется в Загорск для поступления в Московскую духовную семинарию. В 34-летнем возрасте он становится воспитанником Духовных школ Свято-Троице-Сергиевой лавры. Тяга к знанию, жажда новых богословских открытий всегда были присущи владыке: «Меня до сих пор спрашивают, - делился архипастырь, - какие я науки окончил, что умею разбираться и в мире дипломатии, и в других науках, а я сознательно отвечаю, что учился не только в духовных семинариях, академиях, а я учился и учусь до сего дня из Книги жизни, которая вечно продолжается, и ее знанию нет предела».
Безупречная жизнь и многочисленные дарования воспитанника Московской духовной семинарии были замечены, и в апреле 1958 года иеромонах Никодим (Руснак) священноначалием Русской Православной Церкви направляется во святой град Иерусалим. В ноябре того же года по просьбе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он был возведен в сан архимандрита Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским и всей Палестины Венедиктом и назначен исполняющим обязанности начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. Отец Никодим является первым архимандритом Русской Православной Церкви, награжденным медалью Иерусалимских патриархов. На протяжении своего архипастырского служения он был награжден тремя высшими орденами Иерусалимской Православной Церкви.
На Святой земле, по Промыслу Божьему, состоялось знакомство иеромонаха Никодима с начальником Русской духовной миссии игуменом Никодимом (Ротовым), впоследствии - митрополит Ленинградский и Новгородский; † 1978).
В 1960 году архимандритом Никодимом закладывается основа храма в саду святой равноапостольной Марии Магдалины и здесь же, на берегу Тивериадских вод, Господь даровал ему вдохновение к написанию служб и акафистов во славу святых угодников Божиих.
10 августа 1961 года, в день празднования Смоленской и Костромской икон Божией Матери, в Сергиевском Трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, архимандрит Никодим был хиротонисан во епископа Костромского и Галичского на дело служения, для созидания тела Христова (Еф. 4, 12). До конца своих дней владыка Никодим свято помнил слова, сказанные в тот день архиепископом Никодимом (Ротовым): «Дорогой собрат, отец Никодим! Поздравляю тебя с твоей Пятидесятницей! Я не буду говорить тебе много слов, скажу лишь одно. Епископ Церкви - это история Церкви и народа, которую ты отныне, сознавая или не сознавая, будешь писать своей архиерейской деятельностью. Я желаю тебе, чтобы ты писал эту историю во славу нашей Святой Православной Церкви и во благо нашего боголюбивого народа, дабы не было посрамлено в народе нашем имя Господне». О том же харьковский митрополит Никодим нередко впоследствии говорил епископам, в архиерейской хиротонии которых принимал участие.
В начале сентября 1961 года епископ Костромской Никодим участвовал в архиерейской хиротонии епископа Таллинского и Эстонского Алексия. «Мог ли я подумать в те далекие дни, - признавался владыка, - что по Промыслу Божию участвую в хиротонии будущего Святейшего Патриарха Алексия II, Первосвятителя, мудрого Кормчего Русской Православной Церкви».
В 1961 году в Советском Союзе началась очередная антицерковная кампания: закрыто почти 1500 православных храмов. «В те годы, - вспоминал митрополит Никодим, - в нашем архиерейском кругу в братской беседе мы делились не тем, сколько новых храмов ты построил, а сколько смог спасти от закрытия». Милостью Божией на Костромской земле, где епископ Никодим служил три года, удалось сохранить все православные храмы и отстоять икону Феодоровской Божией Матери, которую власти намеревались передать в музей.
С апреля 1964 года по июль 1970 года епископ, затем архиепископ Никодим являлся правящим архиереем Аргентинской и Южноамериканской епархии Русской Церкви. «Первые месяцы моей жизни на далекой Аргентинской земле, - вспоминал владыка, - были очень трудными. Сердце горько щемила тоска от разлуки с Родиной. Приходилось впитывать в себя испанскую речь, вживаться в незнакомый мне доселе быт, изучать нравы и обычаи латиноамериканцев. И, самое главное, надо было достойно нести свое архипастырское служение: возрождать святоотеческие православные традиции и духовно окормлять как своих соотечественников, которых многие годы назад горькая доля унесла за тысячи миль от родной земли, так и их детей, внуков и правнуков, которые ее никогда не видели».
В апреле - июле 1970 года архиепископ Никодим управлял новосозданным Патриаршим Экзархатом Центральной и Южной Америки (включая Мексику), с февраля 1971 года по октябрь 1977 года был исполняющим обязанности Патриаршего Экзарха. Он возвел в Буэнос-Айресе Благовещенский кафедральный собор. Построил ряд храмов в северной аргентинской провинции Мисьонес. Объездил с архипастырскими визитами всю южную половину Нового Света, участвовал в создании приходов в Чили, Мексике, на Кубе. Отредактировал перевод на испанский язык «Служебника» и издал его. Этот литургический труд владыка посвятил светлой памяти Святейшего Патриарха Алексия I. И сегодня православная южноамериканская паства хранит благодарную память о владыке Никодиме, чье апостольское самоотверженное служение в Аргентинской и Южноамериканской епархии в 1964–1977 годах ныне признано одной из ярких страниц православной миссии в латиноамериканских странах. В конце августа нынешнего года, в последний раз вспоминая Латинскую Америку, владыка сказал: «Прошли десятки лет, я смотрю на Аргентинскую и Южноамериканскую епархию, уже в статусе митрополичьей кафедры, как на достойную, окрепшую среди братских Церквей вселенского православия. И радуюсь, что в этом созвездии есть и моя маленькая звездочка, мои скромные труды в далекой, но близкой моему сердцу, прекрасной и живописной Южной Америке».
С декабря 1970 года жизнь владыки связана с Харьковской землей. К тому времени в изможденной, полуразрушенной епархии действовало всего около 60-ти приходов. В 1978 году, в сложное богоборческое время, архиепископу Никодиму пришлось приложить много сил, чтобы добиться канонизации архиепископа Харьковского и Ахтырского Мелетия (Леонтовича). Представляя нашу Святую Матерь-Церковь, владыка Никодим посетил с архипастырской миссией многие страны. Его приезд в 1978 году на Святую гору Афон - один из первых шагов возрождения традиций паломничества верующих Святой Руси в земной удел Богоматери.
С 1983 по 1989 год служение Высокопреосвященнейшего Никодима продолжилось на древней земле православной Галичины. В 1985 году архиепископ Львовский и Тернопольский Никодим, правящий архиерей самой многочисленной епархии Русской Церкви, возведен в сан митрополита. К 1000-летию Крещения Руси были отреставрированы почти 3000 храмов епархии, которую тогда посетили Вселенский Патриарх Димитрий и Патриарх Сербский Герман. Призывая паству хранить духовное единство и верность святому православию, митрополит Никодим воплощал непреложные слова Господа: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
13 сентября 1989 года митрополит Никодим вновь назначен правящим архиереем Харьковской епархии. Выдающийся администратор, организатор и созидатель, восстановивший из руин и давший новую жизнь бессмертным православным святыням Слобожанщины, прежде всего уникальному архитектурному комплексу Свято-Покровского монастыря. Его неустанными трудами и заботами восстанавливаются старые и возводятся новые храмы, возрождается Харьковская духовная семинария, возобновляется издательская деятельность епархии. Сегодня количество приходов епархии в пять раз превышает количество храмов в 1970 году, когда владыка Никодим был назначен на Харьковскую кафедру.
В сложной ситуации в церковной жизни Украины, грозившей отступничеством от полноты вселенского православия, по благословению Священного Синода митрополит Никодим 27 мая 1992 года созвал и возглавил Собор епископов Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошел в историю под названием «Харьковский Архиерейский Собор». Богу содействующу, Предстоятелем Украинской Православной Церкви на Соборе единогласно был избран митрополит Владимир (Сабодан), ставший 121-м Митрополитом Киевским в тысячелетней истории православия на Святой Руси.
В 2002 году митрополит Никодим заметил в своих воспоминаниях: «Если бы Церковь следовала мирским ценностям и принципам, она бы давно перестала быть Церковью. Исполняя свой архипастырский долг, я решил созвать Собор в Харькове, разослал всем епископам приглашения и надеялся только на волю Божью... Если бы сегодня случилась подобная ситуация, я поступил бы именно так». «Судьбоносное решение Харьковского Собора 1992 года-это тот гранит, на котором стояла и будет стоять наша Святая Православная Церковь».
Современный этап жизни и деятельности митрополита Никодима оказался чрезвычайно важным и плодотворным. Несмотря на тяжелый недуг владыки, во всю мощь расцвел его литературный дар. Восемь томов трудов митрополита Никодима «Послания. Слова. Речи», восемь томов стихотворений, две повести на русском и украинском языках-это лишь часть полного собрания сочинений архипастыря, председателя Комиссии по богослужебным текстам при Священном Синоде Русской Православной Церкви, председателя Комиссии по канонизации новопрославленных святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, автора почти восьми тысяч проповедей, почетного члена Союза писателей Украины и почетного члена Союза писателей России, члена Национального союза журналистов Украины.
Деятельность митрополита Никодима нашла признание и у Церкви, и у светских властей. Он был отмечен высшими наградами Украинской, Русской, Иерусалимской, Антиохийской, Кипрской, Польской и Румынской Православных Церквей. Почетный гражданин города Харькова и Харьковской области, он был удостоен почетных званий ряда научных и учебных заведений, в том числе - доктор богословия honoris causa Киевской духовной академии и Варшавской христианской богословской академии, почетный доктор Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина, он также был признан «Человеком XX столетия».
9 сентября 2011 года в своей последней статье, посвященной воспоминаниям о духовной дружбе с выдающимися священно- и церковнослужителями, владыка Никодим сказал: «Мы пронесли нашу дружбу через все дороги жизни, сохранили единство наших братских народов и единство нашей Святой Церкви по завету апостола: Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф. 4, 5). И пусть это святое единство будет крепнуть и впредь, пока жива наша планета, чтобы народы наши жили в единомыслии и твердой вере, стараясь сохранять единство духа в союзе мира (Еф. 4, 3).
Высокопреосвященнейший Никодим прожил многотрудную, но интересную, исполненную радости служения Господу и Его Святой Церкви жизнь. Посеянные им семена на ниве Христовой уже сегодня приносят обильные всходы.
Вечная память!Протодиакон Максим Талалай,
заведующий Церковно-историческим
музеем Харьковской епархии